УДК 355:378 А. А. ВОРОБЬЁВ
Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого
ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С РАЗЛИЧНЫМИ
СТАТУСНО-РОЛЕВЫМИ ПОЗИЦИЯМИ ВО ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ________________________________
В статье рассматриваются результаты исследования индивидуально-психологических особенностей обучаемых с различными статусно-ролевыми позициями во внутриколлек-тивных коммуникациях учебной группы.
Найти абсолютно одинаковых людей невозможно. Обучаемые отличаются друг от друга, а значит, отличаются результаты их учебной и служебной деятельности. Влияние индивидуально-психологических особенностей обозначено в поступках и поведении курсантов. Одни и те же методы воспитания и обучения, применяемые к курсантам, могут привести как к положительным, так и не ожидаемым результатам.
Существующие различия индивидуально-психологических особенностей выявлялись у обучаемых различных статусно-ролевых позиций в учебном коллективе — лидеров и аутсайдеров. Именно они представляют группы курсантов активно участвующих во внутриколлективных коммуникациях.
Изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов, сводилось к следующим задачам:
1) создать современный психологический портрет обучаемого в военном вузе;
2) выяснить, какие существуют различия индивидуально-психологических особенностей курсантов с разным статусом во внутриколлективных взаимодействиях.
Для решения данной задачи, мы использовали методику модульного социотеста Анцупова [1] и многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 ФЛО) [2]. Всего было исследовано 15 учебных групп курсантов института (328 человек).
Основные достоинства модульного социотеста Анцупова связаны с реальным оцениванием деятельности и взаимоотношений каждого обучаемого в группе, что позволяет говорить о характере внутри-коллективных взаимодействий. С помощью его можно исследовать ряд качественных характеристик обучаемых:
— отношение к обучаемым в группе;
— воспринимаемое отношение сослуживцев к себе;
— профессиональные, нравственные, организаторские и др. качества;
— помощь коллегам, приоритет личных и коллективных целей.
Применение модульной методики совокупной оценки персонала позволяет объективно измерить
внутриколлективные взаимодействия, и роль каждого обучаемого в них.
Социотест имеет модульную структуру, включающую два базовых и комплекс дополнительных шкал.
В стандартных опросных листах обучаемым предлагалось ответить на вопросы четырех модулей:
1) оцените Ваше отношение к каждому члену Вашего коллектива по шкале от —5 до +5 баллов (модуль «Мое отношение» — МО);
2) оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится каждый член Вашего коллектива по шкале от —5 до + 5 баллов (модуль «Мое отношение» — ОМ);
3) оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом Вашего коллектива по шкале от 0 до 10 баллов (модуль «Качество выполнения должностных обязанностей» — ДО);
4) оцените нравственные качество каждого члена Вашего коллектива по шкале от 0 до 10 баллов (модуль «Нравственные качества» — НК).
В модуле «Мое отношение», обучаемые оценивали их собственное отношение к каждому сослуживцу учебной группы. То есть им предлагалось воссоздать образ конкретного оцениваемого обучаемого, его характер и складывающихся с ним отношений, ситуации совместного взаимодействия, его поведенческие характеристики.
После заполнения модуля «Мое отношение» предлагается оценить отношение к нему каждого из учебной группы по модулю «Отношение ко мне».
При заполнении третьего и четвертого модуля обучаемые оценивают, по шкале от 0 до 10, качество выполнения должностных обязанностей.
Определяя среднее арифметическое всех оценок, выставленных конкретному курсанту сослуживцами, выявляем его ранг в учебной группе по каждому модулю.
Таким образом, обобщая результаты, полученные по каждой шкале, можно оценить положение каждого обучаемого в группе:
с _ МО +ОМ+АО + ПК
где С — общий показатель статусно-ролевой позиции обучаемого в группе;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
□Е КТ-Э|ЭЫ
Рис.1. Личностный профиль обучаемого в военном вузе
МО — средняя оценка курсанта по модулю «Мое отношение»;
ОМ — средняя оценка курсанта по модулю «Отношение ко мне»;
ДО — средняя оценка курсанта по модулю «Качество выполнения должностных обязанностей»;
НК — средняя оценка курсанта по модулю «Нравственные качества».
Индивидуально-психологические особенности курсантов изучались с помощью многофакторной личностной методики Р. Кеттела (16 ФЛО).
В исследовании использовалась форма С, имеющая 105 вопросов. Форма Сиспользуется чаще, когда тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой. Исследование в группе позволяет свести к минимуму субъективный фактор, что позволяет увеличить надежность исследования.
Результатом исследования по данной методике является оценка характерологических свойств личности, которая описывается 16-ю фундаментально независимыми факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую связь между отдельными чертами личности. Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности. При наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный обучаемый, проявляется индивидуальность его личности. Данное обстоятельство с большой долей вероятности прогнозировать поведение личности в определенных ситуациях.
В исследовании было важно определить, какие черты личности позволяют успешно заниматься деятельностью в коммуникационной среде учебной группы, что будет способствовать развитию и профессиональному становлению обучаемого. В то же время нам необходимо знать, какие черты, наоборот, затрудняют процесс взаимодействия в группе и сдерживают процесс профессионализации.
По средним факторных значений полученных результатов осуществляется построение личностного профиля обучаемого в военном вузе.
Отмечаем, что, прежде всего, нас интересовали курсанты с высокими и низкими статусно-ролевыми позициями в учебной группе. После проведения исследования по методики А. Р. Анцупова такие обучаемые были выделены. Для них были рассчитаны выборочные средние по каждому фактору методики Р. Кеттела и построены их личностные профили (рис. 1).
Данные, полученные в ходе исследования, позволили нам разработать психологический портрет обучаемого в военном вузе.
Современные обучаемые характеризуются следующими тоциально-психологическими особенностями:
1. Особенности межличностного взаимодействия
(факторы A, F, Щ: курсанты военного вуза открыты в межличностных контактах, активны и общительны, готовы к вступлению в новые группы, в то же время
они сдержаны и рассудительны в выборе партнеров по общению; они готовы к сотрудничеству, совместной работе, проявляют активность в устранении конфликтов в группе, однако, могут идти на поводу у сослуживца (фактор A — 9,11 баллов); курсанты склонны к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичны в восприятии действительности, сдержаны в проявлении эмоций (фактор F — 5,45 баллов); они смелы и предприимчивы, готовы к риску, способны принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств (фактор H — 7,82 баллов).
2. Коммуникативные свойства (факторы E, Q2, G, N L): курсантам военного вуза присущи независимость характера, открытость, прямолинейность, доверчивость, уживчивость и терпимость по отношению к окружающим сослуживцам (фактор L — 4,82 баллов); у них развито чувство долга, ответственности, наблюдается осознанное соблюдение общепринятых моральных норм и правил (фактор G — 8,5 баллов), они зависимы от мнения и требований группы, в экстремальных ситуациях у них могут проявляться лидерские качества; в то же время обучаемые характеризуются настойчивостью, упрямством, своенравием, иногда конфликтностью и агрессивностью, склонны к авторитарному поведению (фактор Е — 6,5 баллов); курсанты отличаются низкой самостоятельностью, стремлением учиться и принимать решение коллегиально, ориентированы на социальное одобрение (фактор Q2 — 4,45 баллов); фактор N — 5,56 баллов указывает на неумение анализировать мотивы сослуживца, возможную недисциплинированность.
3. Эмоциональные особенности (факторы ^ O, Q3, Q4): курсанты обладают хорошей эмоциональной устойчивостью (фактор C — 8,72 баллов), спокойно и адекватно воспринимают действительность, уверены в себе и своих силах, в экстремальных ситуациях проявляют хладнокровие (фактор O — 5,65 баллов); умеют контролировать свои эмоции и поведение, целенаправленны, в поведении для них характерно уравновешенность, сознательность, уверенность в себе и своих силах (фактор Q3 — 6,83 баллов); однако курсанты обладают невысоким уровнем мотивации достижения определенной цели в процессе профессионального становления и довольствуются имеющимся (фактор Q4 — 5,51 баллов).
4. Интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1): курсанты имеют высокий уровень эрудированности, подвижность и оперативность мышления, они хорошо обучаемы, сообразительны (фактор В — 3,81 баллов); развитое воображение, практичны и реалистичны (фактор М — 4,58 баллов); обучаемые консервативны, устойчивы по отношению к традициям, придают сомнению новые идеи и принципы, склонны к морализации и нравоучениям, проявляют узость интеллектуальных интересов, ориентированы на конкретную деятельность (фактор Q1 — 6,25 баллов).
5. Самооценка (фактор MD): курсанты адекватны в самооценке, социально нормативны, у них отмечаются эмоционально значимая ответственность пове-
УУГ--” КШЦІІШ 1|Чсй»І Гр^ПЕЕ
Фок три С [ЗСЇЛІІИСЇ 1113 ‘Ей 1-І ИЯ ШДИІІіИАуВЛ игсз- пг ихалаги чес ких. его&Йі-п-іосисгй ку|Е;а 1-ггои К ри'лзри й К ра мера-У алча Т_, Статисти ча= к.Ий радл и ч ин
пыешкиа ролевые: 11 :а им ии 1 ІИ'ІКШ"' р=1Л£3№Ы£3 гса и ци и
МО 7.513 7,44 0*12 1 Е П 1-Н ч ими
А абіц и налы-юг п. 3,41 й£4 1 #54 1 К 1-Ю ч ими
13 И 1 ГІЇУІЛІ'ІКГГ 4,06 3£1 0.0 1 К-11-й ч и м ы
с з моп нсч на и іа н устпйч н иссти ^65 7 £4 101 1 Е-11-й Ч и М Ы
Е АРМ И 1 Н ЫТЫЕХГ'П. е 6,22 0,36 1 Е-11-й Ч и М Ы
г сдсгржа і-о-іості- БДй 4,77 2Д5 —
С моральные качества 0135 7Д5 2Д6 —
Н СМ ВДЕЗГГЬ 7.ЛЛ АД5 025 1-са і и ч ими
] ■I у ИСТ № ВТВІI. я=с т и 4.Ш 5,44 0#1 1 Е П 1-Н Ч ими
;і_ догкгр ч гаюс’л. да 4 522 1,5 1 Е-11-й Ч и М Ы
М п ра К.ТИЧ никгги 5 4,33 0 ДО 1 Е-11-Н Ч ими
N на и г.11 :с"п» Д71 5 ОД7 1 Е-11-Н Ч и М Ы
О ТрЕЗПОЖ 1 СЭС‘Л. 635 561 ОДІ 1 Е-11-Н Ч и М Ы
ді радикализм 7,53 6Д5 1,16 1 Е-11-Н Ч и М Ы
С?2 ■И ІШСИ И ОС‘Л. от груп мы 3,94 4Д5 0Д7 1 Е-11-Н Ч и М Ы
С}3 сам акаї-ітрплі. 7 ,Ш ВІЗІ 1,1 4 1 Е-11-Н Ч и М Ы
Р4 э мац исзшлиіа я 1-е пр яжвн масти 4,65 4Д5 0,1 а 1-ЕН 1-Н Ч ими
дения, эмоциональная стабильность, самодисципли-нированность, им присущи самоконтроль эмоций и поведения, характеризующие зрелость личности.
Для определения достоверности и различий характеристик между выделенными группами мы применили критерий Крамера-Уэлча [3]
где Тэмп — эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча;
М, N — объемы выборок х и у;
Х, У — выборочные средние, сравниваемых выборок; Вх, Ву — выборочные дисперсии, сравниваемых выборок.
Данный критерий предназначен для проверки гипотезы о равенстве средних двух выборок. Используя средние значения индивидуально-психологических особенностей курсантов, мы рассчитали по всем факторам (табл. 1) Тэмп. Полученные значения сравнивали с критическим значением Т005= 1,96. (уровень значимости а = 0,05, т.е. достоверность различий характеристик составляет 95 %): если Тэмп<1,96,
то характеристики сравниваемых выборок совпадают; если Тэмп <1,96, то характеристики сравниваемых выборок различны (табл. 1).
Таким образом, результаты статического анализа доказали существование значимых различий индивидуально-психологических особенностей курсантов с высоким и низким социально-ролевым статусом в учебной группе по факторам: F (сдержанность-экспрессивность), G (моральные качества).
Действительно, установив наличие достоверно значимых отличий индивидуально-психологических особенностей у курсантов полярных статусно-ролевых позиций в группе, мы приступили к определению личностных качеств, которые влияют на развитие внутриколлективных взаимодействий.
Применявшиеся в исследовании методики Р. Кет-телла (опросник 16 ФЛО) и методика А. Анцупова (модульный социотест) позволили установить достоверную взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями обучаемых с полярными социально-ролевыми статусами в группе.
На основе сравнительного анализа личностных профилей мы пришли к выводу о том, что развитие внутриколлективных коммуникаций способствуют
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
курсанты с высокими статусно-ролевыми (социальноролевой) позициями, и препятствуют курсанты, имеющие низкие статусно-ролевые позиции в учебной группе. То есть мы выявили, что благоразумие, сдержанность в проявлении эмоций (фактор F), высокая нормативность поведения, осознанное соблюдение общепринятых моральных норм, добросовестность и ответственность (фактор G) способствуют развитию внутриколлективных отношений в группе будущих офицеров.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что при развитии внутриколлективных коммуникаций, в учебно-воспитательной среде вуза необходимо корректировать процесс формирования индивидуальных особенностей обучаемых с низкими социально-ролевыми статусами в группе. Мы считаем необходимостью совершенствовать у них качества, оказывающие позитивные влияния на образовательный процесс и непосредственно на внутриколлектив-ные взаимодействия.
Библиографический список
1. Анцупов, А.Р. Социально-психологическая оценка персонала / А.Р. Анцупов, В.В. Ковалев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
2. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: — СПб: Речь, 2001. — 104 с
3. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М. : МЗ-Пресс, 2004. — С. 46.
4. Воробьев, А.А. Внутриколлективные коммуникации в воспитательном процессе курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 2(24). — С. 44 — 46.
5. Маврин, С.А. Целостный процесс воспитания в оценочной деятельности: Монография. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1995. — 95 с.
ВОРОБЬЁВ Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры тактики и тактико-специальной подготовки.
Статья поступила в редакцию 01.02.08 г.
© А. А. Воробьёв
УДК 37 013 2 Н. Н. СИДОРОВА
Сургутский государственный университет
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ
Автор показывает этапы работы в педагогическом коллективе гимназии по развитию ключевых, базовых и специальных компетенций современного учителя. В статье представлена программа действий методической службы гимназии и первые результаты работы в данном направлении. Данная статья имеет практическую направленность и может быть использована в работе учебных заведений различного уровня.
Стремительные перемены в социально-экономической жизни требуют социокультурных преобразований, формирования новой концепции развития общества, кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Система образования стремится к наиболее полному соответствию изменяющимся социальным потребностям. Модернизация, фундаментализация образования обусловливают принципиально новые требования к качеству современного школьного учителя, который должен стать конкурентоспособным на рынке труда.
Одной из ведущих потребностей человека является его стремление к самоопределению, которое порождает внутреннюю активность личности, ориентирует ее на достижение успешности, самодостаточности. Активизация внутренних установок, преломляющих внешние воздействия, способствует развитию качеств конкурентоспособности.
Современному специалисту необходимо быть адекватным, жизнеспособным, умеющим изменять, радикально перестраивать жизненные условия и себя,
управлять собственной жизнью и собственным развитием.
В этой связи вопросы развития конкурентоспособности учителя нуждаются в целенаправленной деятельности, как самих учителей, так и администрации учебного заведения. На наш взгляд, одним из путей формирования качеств конкурентоспособного учителя в учебном заведении является компетент-ностный подход. Освоение ключевых, базовых и специальных компетенций учителем даст возможность не только сделать образовательный процесс более результативным, но и сформировать качества конкурентоспособной личности учителя.
Освоение компетентностного подхода и применение его в образовательном процессе является частью реализации программы развития гимназии по теме «Формирование конкурентоспособной личности в элитарном образовательном учреждении (гимназии)» (2005 — 2010 гг.) и рассчитана на реализацию миссии гимназии — «Конкурентоспособный гимназист, учитель, администратор».