Научная статья на тему 'Результаты исследования взаимоотношений девушек-подростков в закрытом учебном заведении'

Результаты исследования взаимоотношений девушек-подростков в закрытом учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ДЕВУШКИ-ПОДРОСТКИ / ADOLESCENT GIRLS / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ / MODULAR SOCIOTEST / MUTUAL RELATIONS IN A SCHOOL CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Згиборз Александра Владимировна

Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного в одном из московских учебных заведений закрытого типа. Рассматриваются взаимоотношения девушек-подростков и их связь с общим статусом в классе, нравственными и интеллектуальными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH RESULTS OF THE RELATIONSHIPS OF ADOLESCENTS IN THE BOARDING SCHOOL

Presents the results of an empirical study conducted in one of the Moscow boarding schools. This work discusses the features of relationships between adolescent girls and its connection with the general status of the class, as well as with moral and intellectual qualities girls.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования взаимоотношений девушек-подростков в закрытом учебном заведении»

основные направления психологической подготовки, средства развития и ожидаемые результаты. Модель является базисом для обоснования и разработки программы личностно-про-фессионального совершенствования космонавтов.

Разработанная программа личностно-профессиональ-ного совершенствования космонавтов определяет четыре развёрнутых направления совершенствования (коммуникативная, управленческая, аутопсихологическая компетентность и профессиональное мышление) и направлена на развитие профессионализма личности - важнейшего компонента формирования акме космонавта-профессионала.

Таким образом, разработанный перечень методик лич-ностно-профессионального совершенствования космонавтов включает минимальный (обязательный) для всех космонавтов перечень, который необходимо внедрять в программу подготовки космонавтов, и факультативный перечень, который реализуется по индивидуальным пожеланиям и показаниям в процессе самоподготовки. Обязательный перечень направлен на развитии стрессоустойчивости, эффективного внутригруппового (внутриэкипажного) взаимодействия, оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Результаты, полученные входе проведенного исследования целесообразно использовать в процессе подготовки космонавтов.

Автор статьи выражает искрению благодарность за полученные знания и опыт в сфере акмеологии и космонавтики своим учителям-наставникам Деркачу Анатолию Алексеевичу - доктору психологических наук, профессору, академику РАО; Воронину Леониду Иосифовичу - доктору медицинских наук, профессору, академику; Жданову Олегу Игоревичу - доктору психологических наук, профессору; Зазыкину Владимиру Георгиевичу - доктору психологических наук, профессору.

Литература

[1] - Жданов О.И. Менеджмент жизни: стратегия личной эффективности. - М.: Беловодье, 2008. - 464 с.

[2] Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1-5. Кн.: 5 Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. М.: РАГС, 2001. 541с.

[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003. 156 с.

[4] Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. 125 с.

[5] Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. - М.: МААН, 1997. - 231 с.

[6] Осипова Е.П. Модель акмеологического обеспечения профессионального развития руководителей и специалистов органов законодательной власти РФ. - М.: МААН, 2007. - 29 с.

ACMEOLOGICAL PROGRAM OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE COSMONAUTS

Sargylana E. Zaharova (Moscow, Russia) - PhD on Psychology, Assistant Professor at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; S.E.Zakharo-va@mail.ru

Abstract

The article is devoted to theoretical and analytical analysis of the problem of personal and professional development of cosmonauts' professionalism. This article emphasizes the issues of personal and professional development of cosmonauts' professionalism in psychological and acmeological aspect, the model of acmeological support of professional cosmonauts' development and the program of personal and professional development.

Key Words: acme, professionalism, achmeological model, personal and professional development.

УДК 159.9.072.43

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ЗАКРЫТОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Згиборз Александра Владимировна (Москва, Россия) - студентка 5-го курса, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; a.zgiborz@yandex.ru

Аннотация

Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного в одном из московских учебных заведений закрытого типа. Рассматриваются взаимоотношения девушек-подростков и их связь с общим статусом в классе, нравственными и интеллектуальными качествами.

Ключевые слова: девушки-подростки, межличностные отношения, взаимоотношения в классе, нравственность, интеллект, модульный социотест.

Введение. Подростковый возраст - период наибольшей значимости группы в жизни ребенка: меняется соотношение позиции взрослого и сверстника в пользу последнего. Статус на этом этапе определяется теми образцами поведения, которые ценятся самими подростками. А.Я.Анцупов и В.В.Ковалев [1] определяют статус как интегральный показатель выраженности положений (рангов) человека по значимым для группы психологическим критериям. Они утверждают, что в трудовых и учебных коллективах статусное положение является одним из определяющих в структуре межличностных отношений. Статус конкретного члена коллектива зависит от положения индивида в каждой из рассматриваемой сфер. При этом далеко не всегда лидеры группы имеют высокий ранг во всех изучаемых сферах отношений. Также нельзя исключать и факт влияния гендерного аспекта на взаимоотношения подростков. Многочисленные исследования указывают на то, что девочкам чаще «приписывают» такие качества, как сочувствие, сострадание; в дружбе доминируют диады и триады [4,10,11]. При этом девушки более вспыльчивы и чаще демонстрируют эмоции [3].

Методика и организация исследования. Исследование было проведено среди учащихся 10-х классов (А, Б, В, Г и Д класс) в одном из закрытых учебных заведений города Москвы для девочек и явилось продолжением начатых ранее под руководством В.В.Ковалёва исследований [5-9]. Для опроса использовалась методика «Модульный социотест» [1], позволяющая оценить взаимоотношения, складывающиеся между членами коллектива. Были взяты два основных модуля («Мое отношение» - МО и «Отношение ко мне» - ОМ) и два дополнительных («Нравственные качества» - НК и «Интеллектуальные качества» - ИК). Взаимное оценивание девушек проводилось по первым трем модулям в шкале от -5 до +5 баллов, переводимых впоследствии в шкалу от 0 до 10, и в 4 модуле - от 0 до 10 баллов. При этом целью было выявить ранговое и статусное положение, среднее групповое значение по каждому модулю, связь взаимоотношений девочек в классах с их общим статусом, оценкой нравственности и интеллектуальных качеств своих сверстниц (ранговая корреляция г Спирмена, р<0,05), а также сравнить результаты по классам. Всего было опрошено 83 человека, возраст девушек - 15-17 лет.

Результаты и их обсуждение. Наибольшее групповое среднее значение по всей выборке было получено по шкале НК (7,83), самое низкое - по шкале ИК (7,08). Это означает, что по нравственным показателям девочки в целом оценивают своих одноклассниц высоко, считают друг друга достаточно честными и порядочными, в то время как интеллектуальные качества, по мнению самих девочек, на достаточно низком уровне, либо им не придается большого значения в этих классах. Общий уровень отношений (МО) в классах зафиксирован 7,39, а воспринимается девочками (ОМ) как 7,27, что говорит о некоторой общей недооценке отношения к себе.

В 10 «А» классе наибольшая зависимость выявлена межу МО и ОМ (г=0,81), а также между МО и НК (г=0,78). С определенной долей вероятности можно говорить о том, что свое отношение к одноклассницам девочки преимущественно определяют с учетом отношения к ним самим и отчасти уров-

ня их нравственности. Три девочки, являющиеся лидерами по статусу в классе (Д.В., Т.А. и В.А.), также являются лидерами по нравственным качествам.

В 10 «Б», также как и в 10 «А», наибольшая зависимость получилась между МО и ОМ (г=0,78) и между МО и НК (г=0,76), однако в этом классе отношение сверстниц к ним самим и их нравственные качества играют не такую важную роль. Здесь тройка лидеров (А.А., К.А. и Т.Д.) также на первых позициях по нравственным и интеллектуальным качествам.

В 10 «В» девочки, строя свои отношения, ориентируются на то, как относится к ним та или иная их сверстница. Выявлена высокая связь между МО и ОМ (г=0,91). Скорее всего, они симпатизируют тем, кто хорошо относится к ним самим, и наоборот, испытывают напряжение в общении с теми, кто, как им кажется, сам относится к ним с неприязнью. Нравственные качества при этом не играют важной роли, как это было в предыдущих двух классах (связь МО и НК г=0,48). Здесь лидер по статусу (Б.В.) занимает по показателям нравственности лишь 15-е место.

В 10 «Г» наибольшая зависимость выявлена между МО и ОМ (г=0,89), также на отношение к одноклассницам влияют их нравственные качества (связь МО и НК г=0,72). Три лидера по статусу (Е.А., П.Л. и Ф.Л.) находятся на первых позициях и по своим нравственным качествам.

В 10 «Д» наибольшая зависимость выявлена между МО и ОМ (0,72). Выстраивая свое отношение с одноклассницами, они опираются в некоторой степени на то, как те сами к ним относятся. Между МО и ИК зависимость хоть и не высока (г=0,63), но больше, чем между МО и НК (г=0,43), поэтому можно предположить, что для девочек интеллектуальные качества их одноклассниц важнее, чем их нравственность. Несмотря на это, лидер по статусу (Я.Д.) является, по мнению одноклассниц, самым высоконравственным членом коллектива.

В «А» и «В» классах девушки недооценивают положительное отношение к себе своих одноклассниц, т. к. значение по модулю «Отношение ко мне» ниже, чем по модулю «Мое отношение», причем в «А» классе эта недооценка довольно значительна - разница между МО и ОМ составляет в «А» классе 0,67, в «В» классе 0,25. В остальных классах девочки, наоборот, немного переоценивают хорошее отношение своих одноклассниц к ним самим, в «Г» классе разница МО и ОМ наименее значительна (7,68-7,71= -0,03), т. е. девочки этого класса наиболее адекватно чувствуют то, как к ним относятся их одноклассницы.

По общему среднему значению статуса (7,66) и модуля МО (7,87) лидирует 10 «А» класс, по модулям НК (8,18) и ИК (7,41) он занимает второе место, по ОМ (7,20) - третье. Наибольшее среднее значение по модулю ОМ (7,71) у 10 «Г» класса. По модулю НК (8,19) лидирует 10 «В», по модулю ИК (8,08) - 10 «Д». Наименьшие средние показатели по всем четырем модулям и по статусу имеет 10 «Б», причем эти показатели значительно отличаются от средних в других классах.

Выводы. Выстраивая свои отношения со сверстницами, девочки-подростки обращают внимание, в первую очередь, на то, как к ним относятся: на хорошее отношение они сами отвечают симпатией, на неприязненное - враждебностью. Кроме того учитываются нравственные качества одноклассниц и чуть в меньшей степени - интеллектуальные: чем выше, по мнению девочек, нравственность и порядочность их одноклассниц, тем более высокую позицию в статусной системе всего класса они занимают. Самые высоконравственные из девушек, как было показано выше, как правило, являются неформальными лидерами своих классов. Вместе с тем в ряде классов выявлены отклонения от данной тенденции.

Литература

[1] Анцупов А.А., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[2] Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 1. 2015. С. 32-38.

[3]. Векшина О. А. Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков / Вестник ЧГПУ. № 12-2. 2013. С. 44-51.

[4] Галкина Е.И. Личностное развитие подростков в проектной деятельности в образовательном процессе школы // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 58-59.

[5] Згиборз А.В. Межличностная конфликтность подростков в закрытом учебном заведении // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск).

2014. С. 212.

[6] Ковалёв В.В. Структура, технология и особенности проведения социально-психологической оценки персонала // Акмеология. № 2.

2015.

[7] Ковалёв В.В. Теоретико-прикладные основы социально-психологической оценки персонала // Акмеология. - 2015. - № 1. - С. 65-72.

[8] Ковалёв В.В., Чичкова А.В. Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов // Акмеология. № 1. 2014. С. 42-50.

[9] Ковалёв В.В., Узякаев И.Н. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений в офицерских коллективах // Акмео-логия. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 218-219.

[10] Молоденова С.В. Образ я подростков в разной образовательной среде // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 111-112.

[11] Ткач Е.Н., Бондарева М.Ю. Особенности развития образа я подростков, воспитывающихся в детских домах // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 165-167.

RESEARCH RESULTS OF THE RELATIONSHIPS OF ADOLESCENTS IN THE BOARDING SCHOOL

Zgiborz Aleksandra Vladimirovna (Moscow, Russia) - student of the 5th course, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; a.zgiborz@yandex.ru

Abstract

Presents the results of an empirical study conducted in one of the Moscow boarding schools. This work discusses the features of relationships between adolescent girls and its connection with the general status of the class, as well as with moral and intellectual qualities girls. Key-words: adolescent girls, interpersonal relationships, mutual relations in a school class, morality, intelligence, modular sociotest.

УДК 371

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Зоголь Светлана Геннадьевна (Самара, Россия) - кандидат педагогических наук,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, ул.М.Горького, 65/67, Самара, Россия, 443099; zogolswetlana@ gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается субъектно-деятельностное содержание педагогического образования как психолого-педагогическое условие формирования персональной компетентности будущего учителя.

Ключевые слова: персональная компетентность, будущий учитель, субъектно-деятельностное содержание педагогического образования

Гуманистическая парадигма актуализирует личностнораз-вивающие функции образования, направленные на разработку персональных путей реализации потенциала каждого учащегося и признания каждого учащегося активным субъектом образовательного процесса.

Обращение к проблематике личностного становления человека делает очевидной необходимость целенаправленной подготовки учителя, готового проектировать и осуществлять профессионально-личностное саморазвитие; рассматривать учащегося как самоценную личность и выстраивать образовательный процесс, исходя из ее возможностей; проявлять качества личности, способствующие эффективному решению профессионально-педагогических задач. По нашему мнению, понятие персональной компетентности учителя отражает представление об учителе как субъекте педагогической деятельности, способного превращать педагогическую деятельность в предмет практического преобразования.

Психолого-педагогическим условием формирования персональной компетентности будущего учителя выступает направленность учебно-воспитательного процесса на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.