Научная статья на тему 'Внутриколлективные коммуникаций в воспитательном процессе курсантов'

Внутриколлективные коммуникаций в воспитательном процессе курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутриколлективные коммуникаций в воспитательном процессе курсантов»

Большое значение в индивидуальной работе имеет широкое использование предоставленного начальнику права поощрять и наказывать сотрудников.

Метод поощрения занимает важное место в формировании и развитии личности сотрудника УИС. Он представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Его оценочная сторона определяется общественным признанием поведения сотрудников, их деятельности по выполнению служебных обязанностей. Моральное и материальное поощрение активно помогает подчиненным осознать долю своего труда в достижении общей задачи. Поощрение окрыляет человека, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства, повышает авторитет отличившегося в глазах сослуживцев. Поощрение - очень тонкое и вместе с тем сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Пользуясь своим правом поощрять, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности личности и мнение коллектива, а также выбирать соответствующие условия, чтобы отметить старание подчиненного или коллектива. Располагая целым арсеналом поощрений, руководитель всякий раз должен решать ряд педагогических проблем: 1) поощрять или воздержаться; 2) за что поощрять; 3) кто является объектом поощрения: отдельная личность или коллектив; 4) каков ритуал поощрения; 5) в каких видах выразить поощрение; 6) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Неумелое использование поощрений руководителями может нанести вред воспитанию. Поэтому в многочисленных исследованиях (А. С. Макаренко, 1982; И. В. Горлинский, 1997; И. Ф. Харламов, 2000), указано, что воспитательная ценность поощрения значительно снижается, если оно недостаточно заслуженно, объявляется за исполнение элементарных и второстепенных обязанностей. Важно поощрять подчиненных за разумную инициативу, усердие, подвиги и отличия по службе.

Для вынесения решения о поощрении необходимо учитывать совокупность факторов: мотивы; усилия, затраченные для достижения успеха; результаты поступка, действия; самооценку поступка сотрудником. После глубокого анализа перечисленных факторов руководитель принимает решение о поощрении. В практике воспитательной работы еще встречаются факты, когда упускается основная, педагогическая сторона поощрения. Например, давая какое-либо задание, руководители оговаривают его определенным условием: "Кто выполнит, получит такое-то поощрение". В результате подобного подхода поощрение превращается в самоцель.

Умелое применение поощрений в работе руководителя с подчиненными позволяет вызвать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех, утвердить их веру в себя, в свои силы и способности, формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе; создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостное настроение; породить положительное отношение коллектива к руководителю - чувство уважения, признательности, доверия.

Непременным условием действенности индивидуальной воспитательной работы является также личный пример руководителя, его авторитет у подчиненных, который достигается высоким профессионализмом, безукоризненным выполнением служебных обязанностей, честностью, справедливостью, организаторским мастерством, знанием дела, умением обучать и воспитывать. Сила авторитета руководителя -в его примере. Только всесторонне подготовленный руководитель, умеющий сочетать высокую требовательность с оказа-

нием практической деловой помощи, может воспитывать подчиненных личным примером. Таковы основные принципы индивидуальной воспитательной работы.

Методы профессионального воспитания применяются в изменяющихся условиях педагогической ситуации, которая определяется общественными потребностями и объективными требованиями воспитательного процесса. Всесторонняя подготовка сотрудников, выработка у них высоких профессиональных, нравственных, психологических и других качеств требуют использования методов воздействия, соответствующих характеру общественных отношений, отражающих специфику всех факторов деятельности, которые влияют на воспитание. Большое значение в выборе необходимых методов воспитания имеют правильная оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач воспитательной работы.

Таким образом, от творчества и индивидуального стиля работы руководителя зависит эффективность воспитательной работы, проводимой с сотрудниками УИС. Снижение показателей служебной деятельности, рост нарушений законности и дисциплины (особенно пьянства), наличие противоборствующих групп сотрудников, круговая порука, неудовлетворенность социально-бытовыми условиями службы, рост количества конфликтов, массовая подача рапортов об увольнении, безразличное отношение к результатам оперативно-служебной деятельности, низкая активность в поиске новых методов работы могут свидетельствовать о низком уровне профессиональной подготовленности руководителя.

ВНУТРИКОЛ/1ЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ

А. А. Воробьев, преподаватель Омский танковый инженерный институт

Уровень подготовленности выпускников учебных заведений определяет их способность к самостоятельной профессиональной деятельности. По мнению специалистов, за последние 10-15 лет содержание деятельности военнослужащих претерпело значительные изменения. Усложнение управленческих функций, как следствие коллективного труда, повышает требования к профессиональной подготовке офицера, его личностным, педагогическим качествам.

Основными социальными процессами в воинской службе являются:

- интегративные процессы, связанные с функционированием и развитием воинских коллективов, а также контролем за их деятельностью;

- процессы, связанные со служебным перемещением военно-социальных групп и отдельных военнослужащих, которые имеют свои специфические особенности;

- процессы, связанные с руководством воинскими коллективами и контролем за их деятельностью.

Наличие нравственных и управленческих качеств, инициативы, творческих способностей, самостоятельности - безусловное требование к современному специалисту. На данном этапе развития общества большое внимание уделяется роли личности в общении, взаимодействию с другими людьми и группами людей. Коммуникативный процесс начинается с обмена информацией между людьми, что обусловливает их на определенное поведение или действие.

44

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №2(24)

Актуализируя проблему профессионализма военнослужащих, сотрудников силовых ведомств государства, приходится констатировать тот факт, что требуется более глубокое изучение учебных подразделений в процессе обучения. По нашему мнению, формирование личностных качеств офицера во многом зависит от коммуникационных связей в подразделении и его функций в коллективе, который не всегда имеет положительную воспитательную направленность.

Говоря о коллективе, А. С. Макаренко писал: "Коллектив - это социальный, живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище".

Военно-профессиональная деятельность есть коллективное сосредоточение усилий по успешному решению функции обороноспособности государства. Офицерский состав в профессиональной повседневной деятельности находится во взаимосвязи не только с отдельными военнослужащими, но с группами и коллективом военнослужащих в целом.

Приоритетное значение деятельности офицерского состава по сплочению коллектива, в котором будет происходить становление молодого специалиста, во многом отождествляется с воспитательным процессом в период их обучения. Несомненно, учебно-воспитательный процесс носит коллективный характер. Вузы, выполняющие функции по подготовке кадров, полноправно отвечают за состояние образованных в них коллективов, умелое руководство ими. В подразделениях обучаемых происходит установление связей между ее членами, организованными в нем формальными и неформальными группами, стремящимися согласовать личные, групповые, общественные интересы и потребности. Ведь сама служба предполагает особую роль личности в общении, взаимодействии с другими людьми, группами людей. Личность оказывается в информационном поле, образованном множеством коммуникационных связей. Целенаправленное воспитательное воздействие посредством внутриколлективной коммуникации активно влияет на личность обучаемого.

В ходе совместной учебы и службы курсанты обязательно вступают в межличностные контакты. Происходит их объединение в группы людей, где на основе личностных взаимодействий прогрессирует общение. Возникающие разнообразные внутригрупповые явления предопределяют деятельность коллектива. Эффективное воспитание специалиста требует учитывать эти явления в период обучения.

Подразделениям курсантов вузов МВД присущи структурные элементы подразделений воинских частей. К таким элементам относятся формальные (отделения, экипажи, караулы и т. д.) и неформальные группы (друзья, любители музыки, спорта и т. п.). Руководители подразделения согласно своим функциональным обязанностям или те, кто управляет курсантами по своим личностным интересам, организуют официальные ранговые группы (группы сержантов, прапорщиков, офицеров) и неофициальные (их составляют лица независимо от воинских званий и занимаемой должности). Развитие социальной группы можно представить как путь от низкого - уровня "ассоциации" к среднему - уровню "кооперации", который переходит на более высокий - уровень "автоматизации". Это обеспечивается наличием коммуникационных процессов. Изучая особенности развития курсантского подразделения, отмечаем его низкий уровень на момент организации, которая, как правило, происходит административным порядком. Поэтому с первых дней организации курсантских подразделений воспитательное воздействие направлено на построение определенных отношений между обучаемыми в целях развития групп и перехода их на более высокий уровень в интересах всего коллектива. На всех других уровнях развития групп воспитательное воздействие направлено

на коммуникационные отношения между обучаемыми, с целью создания положительной направленности группы и повышения результатов деятельности коллектива в учебно-вос-питательном процессе.

Военные психологи отмечают, что от уровня социального развития группы зависит эффективность ее учебной деятельности. Проводя эксперименты, они установили, что в сложных, экстремальных условиях группы типа "ассоциация" и "кооперация" часто становятся неуправляемыми, поддаются панике и распадаются, в то время как "автономные" группы не снижают результатов деятельности. Однако замечено, что посредством коммуникации в "автономной" группе высокий уровень организации, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность друг другом, при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Если нарушения правил взаимоотношений на начальных уровнях развития групп являются нормой, то нарушения в "автономной" группе превращают коллектив в лжеколлектив, которому присущ групповой эгоизм, создаются условия девиант-ного поведения обучаемых, препятствующие нормальному развитию профессиональных качеств.

Рассматривая коллектив обучаемых в целом как высокоорганизованную группу курсантов, выполняющих программу профессиональной подготовки на основе потребности к знаниям, в нем с необходимостью мы обнаруживаем барьеры, препятствующие профессиональному становлению. При этом нельзя уверенно утверждать, что барьеры в виде отрицательно направленных неформальных групп могут принадлежав только начальной стадии развития коллектива, но, как показывает практика, и на стадии зрелости коллектива они имеют место. Объяснение этому факту дает сам учебно-воспитательный процесс, в котором происходит развитие личности, со сменой определенных взглядов на будущую деятельность по окончании вуза, внутренними противоречиями, установившимися связями между обучаемыми, обучаемым и группой обучаемых, обучаемым и преподавателем. Устойчивость коммуникативных взаимодействий в коллективе обеспечивает целостность воспитательного процесса, в котором объектом воспитательного воздействия будут выступать связи внутриколлективных коммуникаций.

Таким образом, в воспитании будущего офицера важное значение принадлежит подразделению обучаемых. В нем происходит преобразование курсантов в соответствии с происходящими внутриколлективными коммуникационными процессами, характеризующимися системой межличностных, межгрупповых отношений. Они и предопределяют направленность воспитательного воздействия по формированию у курсантов необходимых профессиональных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. - СПб., 2003.

2. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание: Учебное пособие / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марушенко, С. С. Антюшина. - М., 1999.

3. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. - М.: Молодая гвардия, 1953.

4. Молодежь, наука, творчество - 2004: Сб. статей II Меж-вуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Под ред. Н. У. Казачуна. - Омск, 2004. - Ч. 1.

5. Подгурецки Ю. Социальная коммуникация. - М., 2004.

6. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: Психология военного управления. - М.: Воениздат, 1989.

7. Проблемы воинского воспитания. - М.: Воениздат, 1979.

8. Психология и педагогика: (Военная психология) / Под ред. А. Г. Маклакова. - СПб., 2004.

9. Традиции российской армии. - М.: Кучково поле, 2002.

Психопелагогика в правоохранительных органах, 2005, №2(24)

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.