Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма на основе культурно-исторических ценностей региона'

Модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма на основе культурно-исторических ценностей региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтева Марина Сергеевна

В статье рассматривается модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма, которые базируются на основе культурно-исторических ценностей Уральского региона, теоретико-методологические предпосылки изучения и реализации культурно-исторического наследия базируется на выделении факторов и условий формирования компетенций менеджера туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтева Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of professional competence development in managers of regional tourism

In the article the essence of concepts reveals professional competence. The welfare conditions influencing formation of professional competence of the manager of tourism are allocated, the problem of formation the manager of tourism competence on the basis of cultural-historical values of Ural, theoretical-methodological preconditions of studying and realization of the cultural-historical approach in preparation of the manager of tourism is investigated.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма на основе культурно-исторических ценностей региона»

психологические технологии в работу учреждений культуры.

Библиографический список

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. — М., 2001.

2. Исаенко В.П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной сферы в процессе дополнительного профессионального образования (Методология, теория, технологии) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2002. — С. 12.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность : учебник. — М.: МГУКИ, 2004.

4. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие ; под науч. ред. Е.И. Григорьевой. — Тамбов, 2004.

5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов-на-Дону, 2005.

ШИРЯЕВ Сергей Владимирович, аспирант кафедры социально-культурной деятельности.

Статья поступила в редакцию 31.05.08 г.

© С. В. Ширяев

УДК 379.85+б51.01+910 М. С. ЛОКТЕВА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РЕГИОНА

В статье рассматривается модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма, которые базируются на основе культурно-исторических ценностей Уральского региона, теоретико-методологические предпосылки изучения и реализации культурно-исторического наследия базируется на выделении факторов и условий формирования компетенций менеджера туризма.

Задача системы высшего образования сегодня — удовлетворять возросшие образовательные потребности общества XXI века. Перемены, происходящие в настоящий момент в России и мире, актуализировали необходимость дальнейшего реформирования системы образования. Перед новым поколением поставлены такие глобальные общегосударственные проблемы, как участие в происходящих в стране социальных, экономических и политических изменениях, требующих подготовки специалистов, владеющих современными социальными, экономическими и производственными технологиями.

Проблема компетентностного представления результата образования в последние годы получила широкое распространение в мире, в том числе и в России. Она рассматривается российскими исследователями в методологическом, теоретическом (В. И. Бай-денко, Г. Э. Белицкая, В. А. Болотов, В. В. Сериков, И. А. Зимняя, Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин, Ю. Г. Та-тур, В. Д. Шадриков и др.) и в прикладном, собственно методическом аспекте, в частности, при определении результативно-целевой основы государственных образовательных стандартов в таком их разделе, как

требования к уровню подготовки выпускника (И. Г. Галямина, С. В. Коршунов).

Среди основных причин трактовки результата образования в терминах компетенция/компетентность, и соответственно, введения компетентностного подхода, особенно выделяются следующие:

— обусловленность его введения общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, что связывается с Болонским процессом, который «является сегодня точкой отсчета интеграции России в Европу»;

— необходимость включения компетентностного подхода в систему образования, преобразование которой определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы;

— необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается директивными предписаниями.

Проведенный анализ исследований этой проблемы позволяет полагать, что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производст-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

венные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная профессиональная компетентность человека, которое также должно быть присуще будущим специалистам сферы туризма. Профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества задач в профессиональной деятельности.

Процесс формирования профессиональной компетентности понимается нами как неуклонное развитие профессионально значимых качеств личности, ее саморазвития в целом. Очень точно содержание понятия «формирование» передает И. П. Подласый: «Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием разнообразных факторов, где воспитание является одним из важнейших, но не единственным фактором формирования личности».

В формировании профессиональной компетентности большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.д.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.

Исследование проблемы формирования компетенций менеджера туризма на основе культурноисторических ценностей Урала связано с выяснением предпосылок, выступающих как база, исходная основа управления педагогическим процессом. Прежде всего, нас интересуют теоретические предпосылки.

Теоретико-методологическими предпосылками изучения и реализации культурно-исторического подхода в подготовке менеджера, исходя из анализа проблемы, исследований В. Г. Афанасьева, П. В. Коп-нина, А. А. Ручки, А. И. Ракитова, Б. С. Ерасова, М. С. Кагана, В. И. Блауберга, Н. Б. Крыловой и др., выступают теория познания, теории ценностей, теории систем, принцип историзма, культурологический подход.

Исследования М. К. Алексеева, П. В. Алексеева, А. В. Панина и др. показывают, что теория познания, как предпосылка, исходя из культурно-исторического подхода, позволяет: определить систему ценностей культурно-исторического наследия Урала и на этой основе сформировать ценностное отношение личности студента, как к познавательной, так и к профессиональной деятельности; определить содержательную сторону деятельности менеджера регионального туризма с опорой на исторический подход; учесть уровень социально-культурного развития окружающей среды; установить единство исторического и логического в познавательной и практической деятельности.

Следовательно, теория познания связана с теорией ценностей, с ценностным подходом в педагогике, которые отражают сущностную значимость изучаемых объектов для личности и ее профессиональной деятельности.

Аксиологические предпосылки, ориентирующие менеджера на культурно-исторические ценности ре-

гиона, в педагогике выступают в виде ценностного подхода. Исследования А. В. Кирьяковой, В. А. Слас-тенина и др. показывают, что эффективность ценностного подхода зависит от организации педагогического процесса с опорой на: культурно-исторические ценности региона; ценностные ориентации будущего специалиста; специфику профессиональной деятельности менеджера туризма.

Одной из важных предпосылок реализации культурно-исторического подхода в подготовке компе-тентностного менеджера регионального туризма является принцип системности. Подготовка специалиста осуществляется на основе взаимодействия обучающегося с внешней средой, со средствами управления. Исходя из системного подхода формирование культурно-исторических компетенций менеджера туризма выступает как система: ядром которой являются культурные ценности; состоящая из взаимосвязанных структурных элементов; взаимодействия с социокультурной средой; ориентации студентов на культурно-исторические компетенции менеджера регионального туризма.

Подготовка и деятельность специалиста происходит в пространстве и времени и связана с конкретными историческими условиями, освоением культурно-исторического наследия региона. Это обусловлено историческими предпосылками, связанными с историей развития социума.

Исходя из исследований А. И. Ракитова, Г. А. Под-корытова и др. исторические предпосылки позволяют в подготовке менеджера регионального туризма: сформировать историческую память; сориентировать в культурных ценностях региона; установить связь поколений; включить в деятельность, имеющую культурную ценность.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций менеджера регионального туризма на основе исторического подхода требует опоры на: культурно-историческое развитие региона, на его традиции и обычаи; диалог культур, учитывая поли-культурный характер конкретного региона; особенности экономического и культурного развития региона; культурно-историческое наследие, выступающее как ценность, как средство познания, развития подрастающих поколений, воспитания в духе любви к Отечеству.

Содержательной стороной образования и деятельности менеджера регионального туризма является культура. Поэтому в его подготовке и организации профессиональной деятельности необхоюим культурологический подход. Исходя из исследований А. С. Кармина, Б. С. Ерасова, Г. И. Гайсиной, Н. Б. Крыловой и др. данный подход выступает предпосылкой реализации культурно-исторического подхода и включает в себя: ориентацию студентов на культурные ценности региона; формирование организационно-управленческой культуры; условия социальноэкономического и культурного развития региона.

Каждый регион имеет свою специфику социокультурного развития, а значит обладает определенными культурно-историческими ценностями, определяющими его значимость в контексте мировой и региональной культуры. наибольший потенциал культурно-исторических ценностей сосредоточен в центральном туристском районе, однако, в любой другой туристской зоне можно выявить свои региональные историко-культурные особенности, выступающие ценностным ориентиром в структуре профессиональной подготовки. К таким регионам относится и Урал.

Приведенное дает основание предположить, что ориентация на культурно-исторические ценности Урала в подготовке менеджера регионального туризма происходит на основе системы научных принципов, которые соотносятся с общепедагогическими принципами. Исходя из исследований Н. А. Гулиева и наших материалов к их числу следует отнести: системный подход, как принцип подготовки компетентного менеджера туриндустрии, позволяющий структурировать процесс и установить связь между элементами системы и внешней средой; компетентност-ный подход, как принцип подготовки специалиста позволяющий подойти к личности менеджера и процессу профессиональной подготовки с позиции качества его подготовки на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; деятельностный подход, как принцип, учитывая, что подготовка специалиста, развитие его личности происходит в деятельности; аксиологический подход, отражающий ценность культурно-исторического наследия в подготовке менеджера регионального туризма; культурологический подход, позволяющий рассматривать профессиональную деятельность менеджера как часть профессиональной культуры, связанной с уровнем развития социокультурного пространства; личностно-ориентированный подход, ориентированный на культурно-исторические ценности региона с учетом уровня социализации личности студента.

При формировании профессиональных компетенций менеджера регионального туризма на основе культурно-исторических ценностей региона в образовательном процессе большое внимание следует уделять культурно-историческому подходу.

Культурно-исторический подход выступает как принцип, как руководящее указание, как способ реализации цели изучения и формирования профессиональной компетентности менеджера регионального туризма.

Менеджер регионального туризма должен понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурноисторических факторов в образовании и воспитании; знать формы и типы культур, основные культурноисторические центры региона, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры уральского региона и России в целом, место Урала в системе мировой культуры и цивилизации; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

Культурно-историческое наследие региона выступает как культурная ценность, как одно из важных средств воспитания любви к родному краю, повышения культурного уровня населения.

Культурно-исторические ценности удовлетворяют духовные потребности населения, способствуют поступательному развитию общества, его нравственной сферы. Сами ценности обогащают духовно личность, делают человека развитым, способным адаптироваться к условиям развивающегося общества.

Выделение историко-культурных ценностей Уральского региона позволяет уточнить профессиональные компетенции менеджера регионального туризма.

Исходя из международных стандартов качества, исследований И. А. Зимней, В. В. Серикова, Э. Ф. Зе-ера и др. можно выделить:

— базовые компетенции, выполняющие методологические функции;

— ключевые компетенции, отражающие содержательно-теоретический уровень подготовки специалиста;

— процессуальные компетенции, связанные с практической деятельностью специалиста.

Формирование профессиональных компетенций менеджера связано с наличием факторов и условий.

Все факторы и условия формирования профессиональной компетентности менеджера региона на основе культурно-исторического подхода можно разделить на несколько групп: социальную, педагогическую и психолого-педагогическую.

Исходя из исследований П. Сорокина, Б. С. Ерасо-ва и др. к социальным факторам подготовки менеджера регионального туризма следует отнести:

— потребности общества в компетентных специ-алистах-управленцах, способных организовать эффективное функционирование учреждений социокультурной сферы;

—заказ бизнесообщества на компетентного орга-низатора-профессионала в сфере социокультурного сервиса и туризма;

— целевые установки вуза на подготовку компетентного управленца;

— системно-ценностный подход к подготовке специалиста.

Исследования А. В. Кирьяковой, Е. В. Бондарев-ской, М. Е. Дуранова идр. показывают, что социальные факторы могут быть реализованы только с опорой на педагогические условия, к которым мы относим:

— организацию педагогического процесса на основе познавательной поддержки студентов;

— установление управления педагогическим процессом на основе диалога между педагогами и студентами;

— развитие профессионально-познавательных потребностей на основе доверительных отношений между преподавателями и студентами;

— наличие установки у преподавателей и студентов на формирование профессиональной компетентности;

— инновационный подход к формированию профессиональных компетенций менеджера на основе культурно-исторических ценностей региона.

Формирование профессиональных компетенций менеджера туризма выступает как взаимодействие обучающих и обучающихся, т.е. носит психологопедагогический характер. Исследования Т. К. Ахаян, Н. Б. Крыловой, В. Л. Бенина идр. показывают, что реализация культурно-исторического подхода требует наличия психолого-педагогических условий. Опираясь на их исследования и результаты педагогического эксперимента, к таким условиям мы отнесли:

— ценностные ориентации коллектива и каждого студента в отдельности;

— развитие мотивационно-потребностной сферы личности, связанной с формированием профессиональных компетенций;

— социокультурную направленность образовательной подготовки студентов;

— взаимодействие участников педагогического процесса на основе согласования целей формирования профессиональной компетентности специалиста;

— развитие рефлексивных процессов в вузовском коллективе;

— наличие установки на ответственное отношение к выполнению принятых решений в вузовском коллективе.

Формирование компетенций в значительной мере зависит от ценности мотивации. Исходя из исследова-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

ний А. Н. Леонтьева, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой и др. подготовка специалиста зависит от развития мотивационно-потребностной сферы личности студента. Она обеспечивает формирование направленности личности на компетенции как профессиональные ценности.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности менеджера регионального туризма основывается на определении цели, предпосылок и принципов формирования компетенций; на культурно-историческом подходе с выделением культурно исторических ценностей региона, к числу которых можно отнести исторические и культурные ценности в области просвещения, науки, архитектуры и искусства; на выделении факторов и условий формирования компетенций менеджера туризма.

Библиографический список

1. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентност-ного подхода / В.И. Байденко // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая // Субъект и социальная компетентность личности ; под ред. А.В. Брушлинского. — М. : ИП РАН, 1995.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — № 10. — 2003.

4. Галямина, И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода / И.Г. Галямина. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И.А. Зимняя.// Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.— С. 28.

7. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. — № 3. — 2004.

8. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Ма-хотин // Высшее образование сегодня. — № 8. — 2004.

ЛОКТЕВА Марина Сергеевна, ассистент кафедры туризма и социально-культурного сервиса.

Статья поступила в редакцию 19.02.08 г.

© М. С. Локтева

УДК 355:378 Ал. А. ВОРОБЬЕВ

Ан. А. ВОРОБЬЕВ

Омский танковый инженерный институт

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОФИЦЕРОВ КУРСОВОГО ЗВЕНА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА__________________________________

В статье рассматриваются результаты реализации комплексной программы повышения роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

В педагогическом взаимодействии между курсантами и офицером одного учебного подразделения военного вуза устанавливаются достаточно сложные связи. В них обучаемый будет повторять определенные действия, поступки, намерения своего воспитателя. В ходе профессионального роста в вузе подражание курсанта своему командиру будет меняться. Он станет более самостоятельным к оценке тех или иных ситуаций, поведения в них, принятия решений по ним, но всегда курсовой офицер будет выступать определенным эталоном профессионального поведения.

Вследствие проведенного анализа результатов служебной деятельности мы пришли к выводу о том, что с офицерами курсового звена необходимо проводить комплексную воспитательно-методическую

работу. Успешность внедрения системы педагогических мер по развитию внутриколлективных коммуникаций будет включать не только планируемую работу по ее изучению и реализации, но и самую активную работу с офицерами курсового звена по повышению их социального статуса в подразделении.

Учитывая все вышеизложенное, нами была разработана и реализована комплексная программа по повышению роли курсового офицера в учебно-воспитательном процессе подразделения и совершенствованию его педагогической подготовки по развитию внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов. Данная программа представляла систему теоретико-практических мероприятий, включающих в себя:

— анализ деятельности офицеров курсового звена;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.