ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
кое образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. АПН СССР ; под ред. В.Б. Новичкова. - М., 1989. - С. 41-68.
7. Фахрутдинова, Р.А. Условия эффективности педагогического процесса в среде при интеграции ее воспитательных сил (На региональном и локальном уровнях) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.А.Фахрутдинова. — Казань, 1990. — 18 с.
8. Бирюкова, Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка : дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Бирюкова. — Архангельск, 1997. — 159 с.
9. Фищукова, О.А. Педагогический потенциал социальнокультурного наследия Демидовых в XXI веке : дис. ... канд. пед. наук / О.А.Фищукова. — Екатеренбург, 2004. — 248 с.
10. Лисс, Л.Ф. Образовательный потенциал: методологические проблемы / Л.Ф. Лисс // Проблемы развития научнообразовательного потенциала. — Новосибирск : Наука, 1987. — С. 91 — 101.
11. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. — М. : Педагогика, 1988. — 128 с.
12. Мясоедова, Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды : дис. ... канд. пед. наук / Е.А.Мясоедова. — Астранхань, 1997. — 219 с.
13. Киселева, О.О. Профессионально-педагогический потенциал учителя / О.О. Киселева. — Петропавловск-Камчатский : Изд-во КГПУ, 2002. — 298 с.
14. Боднар, А.М. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект : дис. ... канд. пед. наук / А. М. Боднар. — Екатеринбург, 1993. — С. 14.
15. Мясоедова, Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды : дис. ... канд. пед. наук / Е.А.Мясоедова. — Астранхань, 1997. — С. 24.
16. Мясоедова, Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды : дис. ... канд. пед. наук / Е.А.Мясоедова. — Астранхань, 1997. —С. 21.
17. Киселева, О.О. Профессионально-педагогический потенциал учителя / О.О.Киселева. — Петропавловск-Камчатский : Изд-во КГПУ, 2002. — С. 50
18. Видт, Е.И. Культурологические основы образования / Е.И.Видт. — Тюмень, 2002. — 164 с.
ПОЗДНЯКОВА Ольга Михайловна, старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии.
Статья поступила в редакцию 17.12.07 г.
© О. М. Позднякова
УДК 378.042:338.24 С. В. ШИРЯЕВ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При помощи теоретического анализа специализированных источников установлены организационно-педагогические условия и создана модель формирования психолого-педаго-гической компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования, которая позволяет проводить успешную психологическую и педагогическую подготовку будущих менеджеров культуры, повышая тем самым уровень их профессионализма.
В связи с социокультурными изменениями в российском обществе значительно возросли требования к психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности как создателя и посредника при передаче идей и ценностей культуры. В новых социально-культурных условиях труд менеджера культуры все больше наполняется психолого-педа-гогическим смыслом и содержанием [1, с. 210 — 226].
Динамизм изменений социокультурной среды, ставший уже привычным, приводит к тому, что значительно актуализируется потребность в постоянном
обновлении полученных ранее знаний. [3, с. 109]. Данная тенденция повышает актуальность одного из видов социально-культурного образования — дополнительного. Система дополнительного образования — наиболее гибкая из всех известных форм образования, она способна быстро адаптировать свои локальные программы, оперативно реагировать на требования социально-культурной практики. [2, с. 4—10].
Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что психолого-педагогическая компетентность является важной составной частью компе-
<
>н
о
X
&
>>
н
л
<
>>
К
о
X
л
<
(в
л Н
< ЕГ Ф О
< и 2 «в S а к ф
«S ^ д < ft ф
« 2 ^ н
Q, К
н н
5 8
• X
Н
3 й І!
П?га-хн:ы оїі'чіз-ш
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
Результаты опыгво-экакрнепяльво! работы
На^шзнш шмгпюнта Уршшнь распития к.амгсман’шп гс и хпло г о- ГЕгда гаги час кой к о мп огда и ;п-1 сх: ти № Э КС Пари МЗН’ШЛМ-ЕЗ Й ГДОГШВ УрШМЗН 1. р1 1 НИТИ И КОМ I С 1 С:1 по н пси холо го-псйддго ГИЧС1: кой К □ МГ1 взв нТ №Гт и № контрольной группа
До модул и 1-С! Г С! учвйнпгп ку|к:сэ До модули-! о го ученого курса До цикла дисциплин, 1 и п ра план пи х на гсихплпго-гаеда гаги час кую под гота пку Посла цикла дис ц иплин Разул 1.7В ты эта ян пн ой группы
Мегги 1ЬИ 1 ион н ы й Средний Вы ила с реднага С рОДНИ й С редн и й Вы ша с род| с!га
Ли чип стный Средний С редн и Й С р сед ни й С редн и й Вы ила с радннга
Пашвдвнчас км й Нижа с резней га Вы ила с реднага Нижа ерцднага С редн и й Вы ила с род| с:га
Ком Мун И КАТИ №1-1Ы Й Средний Вы 11Ш с реднага С родиий С редн и й Вы ила с рщдннга
Кат и.ти ин ы й: №гзк ий: Вы ила с реднага Низки й Ниже с редн ага С родиий
Лун 5 гг: и х-ологи час ки й НидктгЬ Вы ила с реднага Низки й Низкий С родиий
тентности профессиональной. Психологическая компетентность носит многокомпонентный характер, в частности, в научной литературе выделяются такие ее виды, как социально-перцептивная, социально-психологическая, коммуникативная, аутопсихологическая, педагогическая.
Обобщение имеющихся представлений о психо-лого-педагогической компетентности менеджера, рассмотрение специфики работы менеджера социально-культурной деятельности позволило уточнить понятие «психолого-педагогическая компетентность менеджера социально-культурной деятельности», под которой понимается степень подготовки менеджера, характеризующаяся наличием определенного уровня профессионально значимых теоретических знаний в сфере психологии и педагогики, сформирован-ностью практических умений и навыков, а также необходимым уровнем развития профессионально важных качеств личности, определяющих готовность и способность специалиста решать с высокой эффективностью весь комплекс психолого-педагогических задач, возникающих в процессе его профессиональной деятельности.
Контент-анализ специализированной литературы позволил нам выявить более 200 параметров психолого-педагогической компетентности. При помощи интегративного анализа параметры были синтезированы в следующие компоненты психологопедагогической компетентности:
1. Мотивационный компонент, который проявляется в готовности к проявлению психолого-педагоги-ческой компетентности и ее развитию;
2. Когнитивный компонент, который включает в себя теоретические знания в сфере педагогики и психологии;
3. Поведенческий компонент, под которым понимается проявление психолого-педагогической компетентности в разнообразных ситуациях;
4. Личностный компонент, под которым понимается определенный уровень развития профессионально важных качеств менеджера;
5. Аутопсихологический компонент, который включает в себя способы саморегуляции, самоконтроля, позволяющие сохранять менеджеру собственное психофизиологическое здоровье.
Теоретическое исследование по проблеме, экспертное интервью руководителей учреждений социально-культурной деятельности позволили
определить уровни развития компонентов и на основе этого создать структурную модель психолого-педаго-гической компетентности менеджера социальнокультурной деятельности (рис. 1).
В целях повышения продуктивности психологопедагогической подготовки менеджеров социальнокультурной деятельности в системе дополнительного образования на основании структурной модели создана процессуальная модель формирования психо-лого-педагогической компетентности менеджеров культуры.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования психолого-педагогической компетентности менеджеров социально-культурной деятельности проводилась нами на базе государственного образовательного учреждения «Региональный инновационный центр», который специализируется на повышении квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной деятельности в Омском регионе.
Исследование уровня развития психологической компетентности проводилось при помощи специально подобранных психологических методик: 16 факторный тест Кэттела, тест-опросник мотивации к достижению успеха в профессии, тест-опросник мотивация организационного поведения, тест организаторские способности (КОС-2) [5, с. 132], комплексный тест «Социальный интеллект» и ряд других методик. Параллельно проводились наблюдение, самонаблюдение и анкетный опрос.
Результаты исследования, представленные нами в табл. 1, свидетельствуют о том, что модульный учебный курс, созданный на принципах модели формирования психолого-педагогической компетентности специалиста социально-культурной деятельности в совокупности с организационно-педагогическими условиями обеспечивает эффективное развитие всех компонентов психолого-педагогической компетентности. В этом принципиальное отличие предлагаемой нами модели от традиционных форм обучения, применяемых в системе дополнительного образования.
Таким образом, итогом реализации модели формирования психолого-педагогической компетентности менеджера социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования является высококомпетентный специалист, с высокой степенью развития психолого-педагогической компетентности, позволяющей ему эффективно внедрять
психологические технологии в работу учреждений культуры.
Библиографический список
1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. — М., 2001.
2. Исаенко В.П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной сферы в процессе дополнительного профессионального образования (Методология, теория, технологии) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2002. — С. 12.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность : учебник. — М.: МГУКИ, 2004.
4. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие ; под науч. ред. Е.И. Григорьевой. — Тамбов, 2004.
5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов-на-Дону, 2005.
ШИРЯЕВ Сергей Владимирович, аспирант кафедры социально-культурной деятельности.
Статья поступила в редакцию 31.05.08 г.
© С. В. Ширяев
УДК 379.85+б51.01+910 М. С. ЛОКТЕВА
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РЕГИОНА
В статье рассматривается модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма, которые базируются на основе культурно-исторических ценностей Уральского региона, теоретико-методологические предпосылки изучения и реализации культурно-исторического наследия базируется на выделении факторов и условий формирования компетенций менеджера туризма.
Задача системы высшего образования сегодня — удовлетворять возросшие образовательные потребности общества XXI века. Перемены, происходящие в настоящий момент в России и мире, актуализировали необходимость дальнейшего реформирования системы образования. Перед новым поколением поставлены такие глобальные общегосударственные проблемы, как участие в происходящих в стране социальных, экономических и политических изменениях, требующих подготовки специалистов, владеющих современными социальными, экономическими и производственными технологиями.
Проблема компетентностного представления результата образования в последние годы получила широкое распространение в мире, в том числе и в России. Она рассматривается российскими исследователями в методологическом, теоретическом (В. И. Бай-денко, Г. Э. Белицкая, В. А. Болотов, В. В. Сериков, И. А. Зимняя, Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин, Ю. Г. Та-тур, В. Д. Шадриков и др.) и в прикладном, собственно методическом аспекте, в частности, при определении результативно-целевой основы государственных образовательных стандартов в таком их разделе, как
требования к уровню подготовки выпускника (И. Г. Галямина, С. В. Коршунов).
Среди основных причин трактовки результата образования в терминах компетенция/компетентность, и соответственно, введения компетентностного подхода, особенно выделяются следующие:
— обусловленность его введения общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, что связывается с Болонским процессом, который «является сегодня точкой отсчета интеграции России в Европу»;
— необходимость включения компетентностного подхода в систему образования, преобразование которой определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы;
— необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается директивными предписаниями.
Проведенный анализ исследований этой проблемы позволяет полагать, что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производст-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ