Научная статья на тему 'Повышение роли инновационных технологических центров в современных условияхреализации проблемно-ориентированного обучения'

Повышение роли инновационных технологических центров в современных условияхреализации проблемно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
APPLIED LEARNING / INNOVATION TECHNOLOGY CENTRE / LABORATORIES / PRACTICES / REAL SECTOR OF ECONOMY / ПРИКЛАДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЛАБОРАТОРИИ / ПРАКТИКИ / КОВОРКИНГ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / COWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

В статье обосновывается необходимость активизации деятельности инновационных технологических центров (ИТЦ),созданных в качестве структурных подразделений в вузах РФ на период введения образовательных программ прикладного обучения. ИТЦ отводится роль организатора практик как на своей собственной технологической базе, так и доступной на основе лицензионных соглашений, контрактов, договоров об управлении интеллектуальной собственностью, о научно-техническом и производственном сотрудничестве и т.п. с предприятиями отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE ROLE OF THE INNOVATION TECHNOLOGY CENTRES IN MODERN CONDITIONS THE IMPLEMENTATION OF APPLIED LEARNING

The article substantiates the need for activization of innovative activity of technological centres (ITC), created as structural subdivisions in universities of the Russian Federation for the period of the introduction of educational programs in applied learning. ITC's role as organizer of practices on its own technological basis and available on the basis of license agreements, contracts, agreements on the management of intelligence and social property, scientific-technical and industrial cooperation, etc. industry.

Текст научной работы на тему «Повышение роли инновационных технологических центров в современных условияхреализации проблемно-ориентированного обучения»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Теория - этокогда все известно, но ничего не работает. Практика - этокогда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает и никто не знает почему!1

Современный темп жизни требует от человека постоянного повышения своих профессиональных навыков и компетенций. Непрерывное образование и обучение становится стратегической задачей большинства частных и государственных корпораций. В современных условиях состояния экономики предпочтение отдается относительно новой форме высшего образования - проблемно-ориентированному обучению, для реализации которого требуются специализированные учебно-производственные среды, а в высшей школе -инновационные площадки для поддержания учебно-научной производственной материальной базы вуза, а главное, обеспечивающие реализацию интелек-туальной профессиональной деятельности выпускников и преподавателей вузов в профильных отраслях реальной экономики.

Инновационные технологические центры (ИТЦ) создаются и успешно функционируют в качестве структурных подразделений в подавляющем большинстве вузов РФ с начала XXI века [1]. Их основной целью является внедрение результатов интеллектуальной деятельности (РИД) путем создания и поддержки малых инновационных предприятий, непосредственно реализующих эти РИД. В настоящее время только на территории Санкт-Петербурга действуют двенадцать ИТЦ, деятельность которых непосредственно связана с коммерциализацией научных продуктов и технологий, разрабатываемых учеными вузов и их партнерами по научно-техническому творчеству.

Основной первоначальной задачей ИТЦ являлось создание условий для преодаления «инкубационного» периода создаваемых на основе РИД структур малого и среднего бизнеса, особенно актуальных в направлениях, связанных с отраслевой или региональной направленностью деятельности вуза. Именно такая

направленность и позволила обеспечить существенную поддержку развитию инновационных предприятий путем финансирования их деятельность по актуальным для отраслей и регионов направлениям [2].

В качестве успешных примеров ИТЦ, созданных в вузах Санкт-Петербурга, следует привести [1]:ИТЦ «Фонд ТВН» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, ИТЦ Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, ИТЦ Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, ИТЦ «Центр поддержки инноваций» Физико-технического института РАН им.А.Ф.Иоффе, ИТЦ «Аэрокосмический» Санкт-

Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ИТЦ Санкт-Петербургского государственного горного университета. Основная деятельность этих ИТЦнаправлена на «инкубацию» малых инновационных предприятий научно-технической сферы.Посредством них не только обеспечиваются процессы коммерциализации технологий, разработанных учеными этих и других вузов, но и поддерживаетсянеразрывная связь вузовских структур с предприятиями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования в отраслях и регионах, а также обеспечивающими крупное промышленное производство.

Большая роль вузовских ИТЦ отводится в выполнении функци:

- научно-информационного обеспечения деятельности структурных подразделений;

- развития и поддержание учебно -производственной материальной базы;

1 Альберт Эйнштейн с сайта: http://www.aforizmov.net/tema/tags/praktika/

Колонка главного редактора

- трансфера технологий;

- охраны интеллектуальной собственно-

сти;

- поддержки инновационных проектов;

- дополнительного образования;

-апробации и внедрения новых технологий и др.

Стратегической задачей ИТЦ, как инфраструктуры инновационного предпринимательства, является создание связующего звена между наукой и производством для решения проблемы о способах быстрой и эффективной передачи высоких технологий на рынок и преобразования их в нужную потребителям продукцию [3,4]. Среди услуг, представляемых ИТЦ малым предприятиям: содействие малым инновационным фирмам в производстве и продвижении на рынок научно-технической продукции, перенос научно-технических, технологических, организационных инноваций на промышленные предприятия, участие в развитие инновационной деятельности региона.

Особенно актуализируется деятельность ИТЦ в период становления прикладных образовательных программ.

Министерство образования и науки кардинально изменяет в ближайшем будущем систему обучения. Как правило, студенту будет предоставлена возможность выбора между действующим академическим бакалавриатом и вводимым прикладным - где значительную часть времени займет производственная практика [5]. Речь идет об общем учеличении практики в 2 - 3,5 раз по сравнению с акодемиче-ским бакалавриатом, т.е. до шести и более з.е. В идеале реальная работа у таких бакалавров должна занимать до 50% учебы. Тем, кто предпочтет вариант выбора прикладного обучения, министерство рассматривает способы облегчения поступления в вуз.Речь может идти о том, что вузы смогут самостоятельно устанавливать проходные баллы ЕГЭ для поступления на программы прикладного бакалавриата.

В общем, речь идет о разделении бакалавриата на два уровня. Первый, академический, мало чем будет отличаться от действующей программы обучения. А вот для прикладного бакалавриата приоритетом будет производственная практика: предполагается, что выпускники вуза сразу смогут начать работать по специальности без дополнительных стажировок. На сегодняшний день официальных стандартов подготовки для прикладного бакалавриата пока не существует, поэтому на бумаге учебные планы для обоих уровней могут быть идентичны. Но на деле прикладные студенты гораздо больше времени будут посвящатьпрак-

тической работе в реальных производственных циклах, причем как на собственных производственных базах и в лабораториях вуза, так и на договорной основе с работодателями.

Все же ставить перед абитуриентом задачу выбора той или другой образовательной траектории на альтернативной основе не целе-собразно вследствие неопределенности их способностей и мотивации к освоению тех или иных типов программ. Скорей всего, речь может идти о неком преимущественном получении фундаментального или практико-ориентированного образования с возможностью формирования личностно-ориентированной траектории (рис.1), обеспечивающей возможность перехода с акдемическо-го на прикладной бакалавриат и наоборот, хотя бы на младших курсах обучения. В конечном итоге, должна быть обеспечена возможность непрерывного освоения всех уровней высшего образования не только академическому, но и прикладному бакалавриату. При этом выбор в качестве преимущественного того или иного вида профессиональной деятельности не исключает возможность формирования у обучающегося компетенций необходимых для выполнения и других видов профессиональной деятельности, а отличается лишь глубиной их освоения.

Научно-исследовательская Прикладная

Общее среднее образование

Профессиональ-образование

Ё

е

и р

о §

и

н

Пр

II

Рисунок 1 - Параллельная траектория подготовки академического и прикладного баклавриата

Идея прикладного бакалавриата, подготовить выпускника, обладающего компетенци-

4

СПбГЭУ

Повышение роли инновационных технологических центров в современных условиях ..

ями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза сегодня наталкивается на необходимость предоставления студенту современной материальной научно-производственной базы. Такую базу могут предоставить созданные в вузах на сегодя и вновь создаваемые структуры ИТЦ причем как свою собственную, так и доступную на основе лицензионных соглашений, контрактов, договоров об управлении интеллектуальной собственностью, о научно-техническом и производственном сотрудничестве и т.п. с предприятиями отрасли.

Процесс образования в высшей школе непосредственно связан с поиском и внедрением новых форм и методов обучения студентов, с инновационными технологиями как в будущей профессиональной деятельности выпускника, так и в формах ведения и технологиях образовательного процесса [6]. В связи с этим, одними из основных задач, которые должен ставить перед собой современный преподаватель, являются следующие: проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике. При этом основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должны составлять профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов. Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо ориентировать, прежде всего, на подготовку к профессиональной деятельности к развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных прак-тико-ориентированных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов. Здесь организация обучения в интерактивном режиме на базе практического вовлечения студентов в деятельность ИТЦ способствует развитию и внедрению современных технологий в учебный, научный и производственный процессы, формирует устойчивый интерес студентов к изучаемому предмету, к самообразованию ещё с пер-

вых курсов обучения, а также привлекает к научным поискам.

Несмотря на все преимущества, которые моджет получить вуз, имеющий в своей структуре ИТЦ, при реализации прикладного образования, имеются значительные материальные трудности в содержании материально-технической базы, обеспечивающей в значимом объеме доступность такого образования. Выход из трудной ситуации в настоящее время только один - в организации и координинации взаимодействия и сотрудничества кафедр и научно-производственных подразделений Университета с заинтересованными учреждениями, организациями и предприятиями. Важнейшими формами сотрудничества ИТЦ с предприятиями отрасли могут быть следующие:

1. Организация и обеспечение деятельности учебных и научных вузовских лабораторий на основе совместной деятельности (коворкин-гов) с базовыми кафедрами, другими профильными предприятиями и работодателями;

2. Организация на базе ИТЦ технопарков с целью продвижения инновационной продукции предприятий и работодателей;

3. Организация научно-исследовательких и опытно-конструкторских работ на базе ИТЦ в интересах предприятий отрасли

4. Разработке и реализацияна базе ИТЦ программ повышения квалификации сотрудников и целевых групп специалистов реального сектора экономики.

Литература

1. Инновационно-технологические центры. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по науке и высшей школе. [интернет-ресурс] http ://knvsh.gov. spb.ru/nauka/itc/(дата обращения: 05.02.2016).

2. Лепеш, Г.В.Инновационная деятельность в высшей школе./Технико-технологические проблемы сервиса №4(18) 2011, с.3-6

3. Лепеш, Г.В. Наука в высшей школе. /Технико-технологические проблемы сервиса. № 2(16), 2011. -с.3-6.

4. Лепеш, Г.В.Индустриализация для всех отраслей экономики. / Технико-технологические проблемы сервиса. № 3(17), 2011. с.3-6.

5. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Мино-брнауки РФ. [Интернет-ресурс] http://mon.gov.ru /dok/ akt/7762/ (дата обращения: 05.02.2016).

6. Лепеш, Г.В. Личностно-ориентированная организация образовательной деятельности при подготовке бакалавра сервиса/Г.В. Лепеш // СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010 г. - 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.