Научная статья на тему 'Инженерная составляющая экономического образования'

Инженерная составляющая экономического образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1349
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / СAD/CAE-ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕНТРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / КАФЕДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

В статье рассматриваются аспекты становления и развития отечественного образования в годы советской власти. Обосновывается необходимость усиления инженерной подготовки в экономических вузах и последовательный переход к инженерно-экономическому образованию на новом информационном уровне освоения инженерных и экономических знаний. Приводятся примеры введения комплекса физико-математических и технических дисциплин на примере конкретного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная составляющая экономического образования»

^КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ИНЖЕНЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Не смотря на растущий спрос на подготовку инженерных кадров для развивающейся в последние годы промышленности, современный этап развития экономики по-прежнему требует подготовки российскими вузами экономистов и финансистов. При этом спрос абитуриентов на экономические специальности не снижается. Почти каждый третий выпускник российских школ стремится поступить на экономические специальности. На волне спроса в большинстве вузов, независимо от их профиля (технические, гуманитарные, классические), созданы экономические факультеты. Тем более, что для их открытия не требуется серьезных материальных ресурсов: лабораторий, оборудования, соответствующих специалистов. Достаточно пригласить педагогов, которые могут освоить курсы по бухучету и транслировать эти знания студентам.

На сегодняшний день в России функционируют более тысячи вузовских факультетов, выпускающих по экономическим направлениям подготовки. При чем, многие из выпускников, не смотря на непрерывно растущий спрос на квалифицированные кадры не могут найти работу по специальности. Причина - в низком качестве отечественного образования, а именно в его невосприимчивости к требованиям сегодняшнего рынка. Таким образом сложился миф о перепроизводстве выпускников вузов по экономическим специальностям. Но действительно можно говорить о некотором перепроизводстве и экономистов у нас в стране, имея в виду, что это эталон высшего образования очень среднего качества.

Сегодня высшее экономическое образование вступает в новую критическую фазу своего развития, которую связывают с вводимым понятием «инженерная экономика».

«Инженерная экономика - наука обеспечения конкурентности, созданная на стыке экономических, технических и естественных наук, изучающая инженерную экономически ориентированную деятельность по обеспечению конкурентности продукции и производства.»!

1Источник:http://refleader.ru/jgeotrujgmerqas.html

Назад в будущее

Дисциплину «Инженерная экономика» [1] вводят в российских технических вузах, готовящих инженеров для российской промышленности с целью формирования системы экономических знаний по внедрению ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, обеспечивающих конкурентность продукции и ее производства, способствующих развитию производства в условиях рынка. Здесь фактически обеспечивается формирование специалиста с компетенциями инженера -экономиста в рамках реализуемой в вузе направленности подготовки.

Отечественное инженерно-экономическое образование ведет свое начало еще с первых лет Советской власти, когда наряду с имевшимися экономическими институтами в ряде вузов открылись факультеты по подготовке кадров с техническим и экономическим образованием. Именно в это время, наряду с другими, на базе института народного хозяйства им. Ф. Энгельса (ЛИНХ) было создано самостоятельное промышленное отделение2, выпускники которого в 1927 г. (79 человек) стали первыми инженерами-экономистами в нашей стране.

Окончательно инженерно-экономическое образование сложилось в середине 60-х годов прошлого столетия, когда в Советском Союзе после попытки проведения реформ в промышленности стали уделять внимание экономическим аспектам проектирования изделий и формирования производственных систем.

Наиболее востребованы выпускники высшей школы с инженерно-экономическим образованием были в начале восьмидесятых годов, когда на большинстве предприятий машиностроения (тракторного, сельскохозяйственного), электротехнической промышленности и других

2 В 1930 г. промышленное отделение ЛИНХа было реорганизовано в Институт промышленности и труда, который затем получил имя - Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ); с 1992 г. -Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия; с 2000 г. - Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; в 2012 г. вошел в состав СПбГЭУ

отраслей возросла необходимость функционально-стоимостного анализа проектирования, производства и управления техническими и организационными системами. Появилось стимулирование инженерно-экономических разработок со стороны отраслевых министерств и партийных органов.

Существовавшая в это время система подготовки инженеров-экономистов для промышленности, строительства, транспорта и др. базировалась более чем на 40 отраслевых вузах. Учебные планы по инженерно-экономическим специальностям предусматривали помимо изучения математики, экономических и общественных дисциплин с расширенным курсом политической экономии: курсы физики, химии, группы технических дисциплин по избранной специальности (сопротивление материалов, техническую механику, технологию производства, машины и оборудование и др.). При этом имела место глубокая специализация по отдельным отраслям промышленности (машиностроительной, химической, радиоэлектронной, металлургической, горной, нефтегазовой, лесной, полиграфической, лёгкой и др.) и транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного), энергетики, строительства, связи, городского хозяйства. Готовились и инженеры-экономисты специальных профилей, которые использовались во всех отраслях промышленности и транспорта, например, по организации механизированной обработки экономической информации.

Произошедшая в девяностые годы деин-ституционализация экономики с ликвидацией ее отраслевой структуры и реформированием предприятий промышленности привела к полной потере стимулов экономической деятельности, к смещению акцентов от повышения качества и снижения издержек производства "к борьбе за региональные привилегии" [2]. Вместе с этим была утрачена предметная область инженерно-экономической деятельности.

Последовавшая за этим глобализация экономического пространства на фоне проявления всех основные тенденций постиндустриального перехода привела к появлению критической ситуации в сфере высшего профессионального образования. В результате - коммерциализация высшего образования, т.е. преобразование вуза в субъект рыночных отношений, оказывающего образовательные услуги населению. При этом спрос на подобные услуги в прежнем формате со стороны реальной экономики практически отсутствовал. Высшая школа перешла на подготовку специалистов универсального профиля, способных за счет уникального набора ключевых компетенций реализовать себя на постоянно де-

формирующемся экономическом пространстве, причем не имеющем устойчивых тенденций к развитию. Переход к рыночным отношениям и трансформация всей экономической системы России заставили искать новые инновационные пути развития и системы образования. В условиях глобализации экономическое образование в российских вузах стало адаптироваться реалиям мирового рынка, в основном, конкретного сегмента этого рынка, связанного с получением, переработкой и использованием энергоресурсов. Пожалуй, что сохранились только ведущие российские инженерно-экономические научные школы (МГТУ им Баумана, МГТУ «Станкин», МИЭТ и др.), ориентированные в основном на предприятия оборонного комплекса. Большинство экономических вузов, сохранив отчасти свою специализацию, полностью утратило инженерную составляющую. Окончательно процесс завершился с переходом образовательного процесса на ФГОС.

В сегодняшней ситуации главная причина слабого спроса на инженерно-экономические инструменты управления даже на ведущих российских предприятиях, заключающаяся в недостаточной связи макроэкономических процессов с инновационными работами на уровне отдельных предприятий и отдельными бизнес-процессами внутри них, сохраняется.

На сегодняшний день практически завершается переход российского государства к экономике рыночного типа, от монополии государственной собственности к многоукладности форм собственности. Новые собственники предприятий стремятся получать наибольшую прибыль от производственной деятельности, использую при этом инвестиционные и другие механизмы, способствующие к повышению эффективности и развитию производства. Потребность в экономических методах управления предприятиями реальной экономики непрерывно растет, что вызывает острую потребность в совершенствовании экономического образования, в необходимости ориентации на инженерно-экономическую грамотность.

Одной из важных особенностей сегодняшней хозяйственной деятельности является также ее интернационализация, обусловленная усилением взаимосвязи национальных экономик на международном уровне и, следовательно, их взаимозависимости. На первом этапе она затрагивала, прежде всего, сферу международной торговли. Однако в последнее время речь идет о движении капитала в инвестиции в российскую экономику, в создание производственных проектов на базе международного сотрудничества. Основным стимулом такой деятельности являет-

Инженерная составляющая экономического образования

ся создание высокоэффективных и высокотехнологичных производств, что в свою очередь требует высокого уровня компетенций в области как экономики, так и техники, т.е. овладения полным комплексом инженерных и экономических компетенций и инженерно-экономического инструментария.

В последнее десятилетие российская промышленная политика ориентирована на развитие высокотехнологичных производств, в соответствии с требованиями, так называемого шестого технологического уклада. В качестве модели совершенного производства рассматривается «интеграция естественнонаучного, инженерного и гуманитарного знания, позволяющая создать ресурсно сбалансированные (гармоничные) производственные системы, обладающие высокой эффективностью и отвечающие интересам большинства членов общества» [3].

При этом становление и развитие инженерно-экономической сферы в промышленности и ранее в образовании должно обеспечить такую интеграцию. В любом случае взаимодействие технической и экономической составляющих в подготовке инженерно-технических кадров «дадут синергетический эффект от их использования и обогатят как инженерную, так и экономическую науку» [3].

В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах есть вузы, где действительно обучают профессии экономиста или финансиста. Некоторые из них ориентированы на соответствующие отрасли промышленности (например, Финансовая академия при Правительстве РФ готовит специалистов для банковской сферы, Санкт-Петербургский государственный экономический институт - для предприятий Газпрома), другие (например, МГУ, СПбГУ) никогда не готовили отраслевых специалистов, их выпускники в основном шли работать преподавателями высшей школы или в академические организации.

Для традиционных экономических вузов, как и для специализированных, включающих технические вузы, также актуально движение в сторону инженерной экономики. Потребности современного рынка диктуют необходимость возврата к подготовке инженера-экономиста, владеющего комплексом инженерно-

технических компетенций, ориентированного на развитие экономики в направлении высокотехнологичного производства. Подготовка кадров для высокотехнологичных производств должна пользоваться первоочередной государственной поддержкой, а экономические вузы, ориентированные на такую подготовку, пользоваться соответствующими преференциями.

Главная возможность диверсификации экономического образования в сторону инженерной подготовки предоставляемая ситуацией, сложившейся в связи с предстоящим переходом на новые государственные образовательными стандарты - так называемые ГОС3+. В рамках этих стандартов возможно формирование эффективных образовательных программ подготовки инженеров-экономистов. Использование (или неиспользование) этой возможности целиком зависит от университетов, формирующих образовательные программы.

Концепция, положенная в основу перехода на новую инженерно-экономическую основу традиционного экономического вуза, может базироваться на возврат к дисциплинам инженерной подготовки, в ГОС предыдущего поколения, обязательно основанная на компетентностном подходе и уровневом высшем образовании. Однако ведущая роль в подготовке инженеров-экономистов (бакалавров и магистров) здесь должна отводится информационным технологиям, в значительной мере повышающим коммуникабельность образовательного процесса, позволяющим увеличить объемы и сократить сроки усвоения информации [4]. При этом должна быть сохранена и еще более развита отраслевая специализация подготовки инженеров-экономистов и производственных менеджеров, характерная для того или иного университета.

Учитывая традиционные особенности российского образования, заключающиеся в широком изучении фундаментальных наук, таких как: математика, механика, физика, а также с целью устранения разрыва между "чистыми" и прикладными науками, важное значение для подготовки инженеров-экономистов имеет изучение самих систем программирования, построенных на алгоритмических языках 3 - 4 поколений уже на уровне бакалавриата, таких как C++, Matlab/Simulink и др. Помимо возврата к изучению основ естественных наук здесь необходимо введение специального курса «Моделирование физических процессов на ЭВМ», дающего основные знания о процессах, происходящих в физическом мире, методах их математического моделирования и взвешенной оценки основных физических величин, их характеризующих.

Для освоения общепрофессиональных компетенций в учебном процессе многих вузов получили распространение компьютерные системы для проектирования и выполнения конструкторской и технологической документации, реализующие двух и трехмерную графику, такие как Компас-3Б, AutoCad, SolidWorks и др. с полной поддержкой российских стандартов. Эти системы позволяют не только создавать, но и про-

изводить технико-экономическое обоснование проектов, управлять ими. Важно отметить, что перечисленные программы являются развитыми препроцессорными средствами, используемыми для решения широкого класса инженерных задач проектирования и производства продукции путем сквозного использования CAD/CAM/CAE/PDM/PLM технологий [5]. При этом уже на стадии бакалавриата необходимо изучение применения встроенных там процессоров для решения задач механики и гидро- газодинамики (CosmosWorks (Simulation), Floworks (FloSimulation и др.) в рамках возврата к базовым инженерным дисциплинам курсов прикладной механики и основ проектирования. Здесь актуально возвратиться на новом уровне к ранее читаемому курсу «Основы проектирования и конструирования». Применение компьютерной технологии здесь не только сокращает затраты времени, но и является важным фактором развития творческих способностей студентов.

Особое значение приобретает подготовка уже на базе магистратуры инженеров-экономистов нового типа -исследователей, играющих ключевую роль в ускорении научно-технического прогресса. Технико-экономическое обоснование работ по созданию перспективных конструкционных материалов, принципиально новых технологий, систем автоматизированного проектирования и конструирования, комплексно-автоматизированных производств нуждается в инженерах-экономистах, способных выполнять научные исследования и разработки на уровне, превышающем лучшие мировые достижения. Здесь центральное значение отводится изучению компьютерного инжиниринга (Computer-Aided Engineering), для которого характерны такие черты как мультидисциплинарность и надотрасле-вой характер - инновационная М3-концепция "MultiDisciplinary & MultiScale / MultiStage& MultiTechnology (MultiCAD & MultiCAE)" [5].

Очевидно, что потребуется и лабораторная база [6], так как при подготовке будущих инженеров-экономистов необходимо учитывать то, что их будущая деятельность будет осуществляться в условиях техногенной обстановки, определяемой реальными экономическими условиями и производствами. Тогда в область компетенций таких выпускников обязательно должны входить знания и навыки общения со специальным оборудованием и системами жизнеобеспечения в рамках соответствующей отрасли экономики. В рамках инженерно-экономического образования необходимо введение курсов «Техника для бизнеса», «Технико-технологические системы отрасли» и др., отражающие профиль подготовки.

Резкий переход на инженерно-экономическое образование связан с преодолением ряда субъективных трудностей, связанных с необходимостью изменения траектории образовательного процесса. Основные две.

Первая связана с необходимостью преодоления попыток максимального сохранения структуры существующих учебных планов, привязанных к конкретным преподавателям в условиях сокращения объёмов времени и сроков учебного процесса.

Вторая трудность обусловлена нынешней устоявшейся организационной структурой, где состав направлений подготовки напрямую связан с составом кафедр и факультетов. Где организационная структура привязана не к центрам компетенций [7], а напрямую связана с составом направлений подготовки бакалавров и менеджеров, предусмотренных ФГОС.

Осознание и преодоление обоих факторов и формирование образовательного пространства на базе центров компетенций, включающих инновационные структурные подразделения [8] и кафедры, формирующие инженерные компетенции в пространстве экономического образования - залог формирования инженера-экономиста нового поколения.

Литература

1. Кочетов В. В., Колобов А. А., Омельченко И. Н. Инженерная экономика. -М.: МГТУ им Баумана, 2005. - 667 с.

2. Клейнер Г. Предприятие - упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 2. -С. 22-26.

3. Колбачев Е. Б Развитие российской инженерной экономики и производственного менеджмента: Роль высшего образования// Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2010. № 2. - С 15 - 24.

4. Лепеш Г.В. Применение информационных технологий при подготовке инженерных кадров. //Технико-технологические проблемы сервиса. - 2016. №3(37), С.14- 23.

5. Компьютерный инжиниринг: учеб. пособие / А. И. Боровков [и др.]. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 93 с.

6. Лепеш Г.В. Инновационный путь развития вузовской лабораторной базы. // Технико-технологи-ческие проблемы сервиса. №4(38), 2016 г. С.39- 43.

7. Лепеш Г.В. Формирование научно-педагогической школы как фактора структурного совершенствования вуза. // Технико-технологи-ческие проблемы сервиса. -2017, №1(39). С.14 - 17.

8. Лепеш Г.В. Повышение роли инновационных технологических центров в современных условиях реализации проблемно-ориентированного обучения.// Технико-технологические проблемы сервиса. -2016, №1(35). С. 3 - 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.