Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития математического инженерного образования в России'

Современное состояние и перспективы развития математического инженерного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОХОД / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ENGINEERING EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / TRAINING OF ENGINEERS / PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко С. А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, стоящие перед отечественным инженерным образованием в настоящее время, определены основные направления развития математического образования в технических вузах. В данной работе предпринята попытка обобщить и сформулировать системные недостатки, в том числе в содержании учебных планов вузов. Особое внимание в работе автор акцентирует на необходимости развития практической составляющей учебного процесса при обучении студентов технических вузов. Автор проанализировал результаты различных отечественных и международных статистических исследований и рейтингов инженерно-технологических университетов и обобщил различные пути, предлагаемые для решения существующих проблем и приоритетные меры, которые необходимо принять для обеспечения позитивных изменений в сфере инженерного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA

The article discusses current issues facing engineering education at the present time, defined the main directions of development of mathematical education in technical universities. In this work an attempt was made to generalize and formulate systemic deficiencies, including the content of curricula of universities. The author of the article focuses special attention on the need to develop the practical component of the educational process in the training of students of technical universities. The author analyzed the results of various national and international statistical studies and rankings of engineering and technology universities and summarized the different ways in which proposed solutions to existing problems and priority actions that need to be taken to ensure positive changes in the sphere of engineering education in Russia. The number of Russian students, who train to be engineers, is stable and high. Students in technical universities are 36%. Still, this doesn’t solve a problem with providing enough specialists for the modern production sector.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития математического инженерного образования в России»

антивирус; экономическая эффективность информационных и компьютерных систем. Глобальные, локальные, региональные и корпоративные компьютерные сети в решении экономических задач. Технология поиска, адресации и получения экономической информации в глобальной компьютерной сети Интернет. Системы управления базами данных в экономических информационных системах. Проектирование и создание экономических баз данных. Реализация экономических информационных моделей с использование электронного офиса, электронного документооборота и его интеграция в экономику. Автоматизированное рабочее место экономиста и их программное обеспечение (бухгалтера, финансиста, менеджера): технологии обновления правовых и нормативных экономических документов; проблемы и перспективы рынка экономически программных продуктов.

Структура и содержание информационной подготовки - это динамическая субстанция, которая должна формироваться с учётом запросов и потребностей всех участников образовательного процесса. Как известно, в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), чётко определены участники образовательного процесса и ответственность каждого их них (государство, родители, учащиеся и студенты),

Библиографический список

что, несомненно, важно и отличает новые ФГОС от предыдущих, нормативно закреплены не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные, которые и должны быть чётко прописаны в рабочих образовательных программах. В рамках дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в полном объёме информационную подготовку будущего экономиста реализовать сложно, поэтому нами реализован компьютерный практикум, который проходит после изучения основных тем и разделов. По возможности практикум привязывается и реализуется в рамках запланированных образовательных проектов ДГИНХ, течении всего процесса обучения.

Анализ содержания реализуемых учебных планов, в колледже при ДГИНХ, показывает, что их структура и содержание не реализованы в полном объеме, хотя результаты, полученные в рамках описанной выше методики формирования информационного готовности, выше традиционных. Причиной недостаточной эффективности информационной подготовки будущих экономистов, выступает отсутствие объективных и субъективных условий для включения студентов в реализацию образовательной деятельности с использованием информационных технологий в экономическом образовании.

1. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов. Высшее образование в России. Москва, 2001; 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 апреля 2010 г. за № 282.

3. Шипулина Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.

4. Самарина Е.А. Профилизация образовательной информационной технологии для начальной профессиональной подготовки бухгалтеров: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Сочи, 2004.

References

1. Veselkov F., Kovalev S., Mac L. Informacionnaya podgotovka 'ekonomistov. Vysshee obrazovanie vRossii. Moskva, 2001; 2.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Special'nost' 080114 'Ekonomika i buhgalterskij uchet (po otraslyam) srednego profes-sional'nogo obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Minobrnauki RF ot 6 aprelya 2010 g. za № 282.

3. Shipulina L.A. Formirovanie professionalizma buduschih 'ekonomistovsredstvaminovyh informacionnyh tehnologij: avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

4. Samarina E.A. Profilizaciya obrazovatel'noj informacionnoj tehnologii dlya nachal'noj professional'noj podgotovki buhgalterov avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sochi, 2004.

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК 371.332

Pavlenko S.A., teacher, Moscow Suvorov Military School (Moscow, Russia), E-mail: msvu.matem@yandex.ru

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA.

The article discusses current issues facing engineering education at the present time, defined the main directions of development of mathematical education in technical universities. In this work an attempt was made to generalize and formulate systemic deficiencies, including the content of curricula of universities. The author of the article focuses special attention on the need to develop the practical component of the educational process in the training of students of technical universities. The author analyzed the results of various national and international statistical studies and rankings of engineering and technology universities and summarized the different ways in which proposed solutions to existing problems and priority actions that need to be taken to ensure positive changes in the sphere of engineering education in Russia. The number of Russian students, who train to be engineers, is stable and high. Students in technical universities are 36%. Still, this doesn't solve a problem with providing enough specialists for the modern production sector.

Key words: engineering education, competence-based approach, training of engineers, practice-oriented educational technologies.

С.А. Павленко, преподаватель Московского суворовского военного училища, г. Москва, E-mail: msvu.matem@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются актуальные проблемы, стоящие перед отечественным инженерным образованием в настоящее время, определены основные направления развития математического образования в технических вузах. В данной работе предпринята попытка обобщить и сформулировать системные недостатки, в том числе в содержании учебных планов вузов. Особое внимание в работе автор акцентирует на необходимости развития практической составляющей учебного процесса при обучении студентов технических вузов. Автор проанализировал результаты различных отечественных и международных статистических исследований и рейтингов инженерно-технологических университетов и обобщил различные пути,

предлагаемые для решения существующих проблем и приоритетные меры, которые необходимо принять для обеспечения позитивных изменений в сфере инженерного образования в России.

Ключевые слова: инженерно-техническое образование, компетентностный поход, подготовка инженерных кадров, практико-ориентированные образовательные технологии.

В концепции развития математического образования в России сказано, что создание инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития невозможны без высокого уровня математического образования. Ведущие страны мира и страны с развивающейся экономикой инвестируют значительные средства в развитие математического образования [1]. В числе основных проблем математического образования в технических вузах можно, прежде всего, указать проблемы мотивационного и содержательного характера. Образование в технических университетах в нашей стране на протяжении многих десятилетий характеризовалось высоким уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки выпускников. Однако, сегодня российской экономике не хватает качества отечественной инженерной мысли. Для обеспечения позитивных изменений в промышленности необходимо принятие своевременных мер системного характера: принятие политических, экономических и организационных решений, охватывающих одновременно образование, науку и бизнес. В своем интервью газете «Ведомости», Путин В.В. отмечает, что «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность высшей школы должна стать нашей национальной задачей» [2].

Количественные показатели системы подготовки инженерных кадров в России сохраняются на высоком уровне. Контингент студентов, обучающихся по инженерным (технических) специальностям в технических вузах составляет 36% и в технических учреждениях - 59%. Однако, объёмы подготовки инженеров не решают проблему обеспечения современного российского производства.

В Послании Президента Федеральному Собранию от 14 декабря 2014 года также особо отмечается тот факт, что обучение значительной части инженеров в отечественных вузах происходит в отрыве от реальной производственной базы, а также вне участия студентов и преподавателей в передовых исследованиях и разработках в своих областях [3].

В 2010 в Государственной Думе РФ были проведены парламентские слушания на тему «Современное инженерное образование как важнейшая составяющая технологической модернизации России». В числе проблем указано несоответствие качества и содержания образования требованиям производства. В числе перечисленных требований к образовательной политике вузов подчеркивается, в частности то, что она должна быть направлена на подготовку конкурентноспособных выпускников, социально защищенных качеством и профессио-нально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно личностно подготовленных к работе в современных условиях.[4].

Подготовка инженерных кадров ориентирована на массовое индустриальное производство 30-летней давности. Ключевыми проблемами современного инженерного образования в России являются слабая связь учебного процесса с задачами реального производства и отсутствие эффективных связей между работодателем, предприятиями и вузами. В интервью Российской газете Д.А. Медведев подчеркнул следующее: «Так получилось, что после советского периода развития в конце XX века престиж инженерной профессии в нашей стране снова упал. А потребности в конструкторских талантах - нисколько. Проблем с подготовкой инженеров в вузах при этом вроде бы нет. В год система образования выпускает почти 200 тысяч новых инженеров, но дальше только треть устраиваются работать по специальности» [5].

26 ноября 2012 года в рамках Международной научной школы «Новые задачи инженерного образования для нефтега-зохимического комплекса в условиях членства России в ВТО» (на базе Казанского национального исследовательского технологического университета) состоялся экспертный семинар «Пути формирования, контроля компетенций и компетентности современных инженеров в процессе их подготовки»

По результатам исследования Национального исследовательского томского политехнического университета состояние

инженерного дела в России находится в глубоком системном кризисе. Такое мнение поддерживают 30% экспертов, в то время как удовлетворительным его состояние признают лишь 15% и 28% экспертов полагают критическим. Если рассматривать связь подобного положения отечественного инженерного дела с инженерным образованием, то 51% экспертов признают устойчивую корреляцию между этими состояниями, 35% отмечают слабую взаимосвязь, а 14% считают, что состояние в инженерном деле полностью определяется состоянием в инженерном образовании. [6] Подавляющее большинство участников экспертных семинаров пришли к выводу, что отечественное инженерное образование нельзя назвать удовлетворительным.

Проанализировав ситуацию, участники исследований с целью совершенствования российского инженерного образования предложили в числе возможных путей, в частности, следующее:

• компетентностный подход при проектировании и реализации инженерных образовательных программ;

• проблемн-ориентированное и проектно-организованное обучение;

• использование практико-ориентированных образовательных технологий, формирование новых и исключительных компетенций;

• использование потенциала передовых промышленных предприятий при подготовки инженеров;

Приоритетным является переход на качественно новую систему инженерного образования, внедрение инновационных образовательных технологий, и совершенствование подготовки выпускников с учетом интересов работодателей. В Санкт-Петербургском государственном электротехнический университет «ЛЭТИ», например, уже несколько лет существуют Экспертные советы по основным научно-образовательным направлениям, состоящие, в основном из представителей работодателей. Законом «Об образовании в Российской федерации» также допускается возможность сетевых форм организации учебного процесса: совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, использование ресурсов нескольких организаций и др. [7].

П.С. Чубик, А.И. Чучалин, А.В. Замятин предлагают одним из вариантов построения системы сертификации и регистрации отечественных инженерных кадров создание Национального комитета по регулированию инженерной деятельности [8].

Последние международные исследования свидетельствуют о значительном ослаблении нашего инженерно-технического образования на мировой арене. Согласно рейтингу лучших университетов мира по версии компании Quacquarelli Symonds, в числе лучшей сотни вузов мира отечественных университетов нет. Если говорить о вузах, выпускающих инженеров, то в 2013 году: МГУ имени Ломоносова находится на 120 позиции (в 2012 на 116). Поднялись в рейтинге по сравнению с данными 2012 года СПбГУ 240 место (253 в 2012 г.), а МГТУ имени Баумана отмечен как 334 в мире (352 в 2012 г.). Улучшил свои позиции и Новосибирский госуниверситет - 352 место (371) [9] .

Результаты исследований инженерно-технологических вузов "The Times Higher Education World University Ranking в 2013 - 2014 году (исследования проводились по 13 критериям и оценивали все основные задачи: обучение, исследования, международные перспективы) показывают аналогичную картину: ни один из российких вузов не входит в число ведущих учебных заведений в области инженерных наук и технологий (МГУ им. М.В. Ломоносова находится на 61 позиции) [10].

Отечественное инженерное образование в основном остаётся академическим, а не прикладным. Одним из путей решения указанных проблем является долгосрочное стратегическое партнёрство «вуз - производственные предприятие». О необходимости развития практической составляющей учебного процесса говорит и исследование, проведенное в 2010 году Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» на предмет востребованности выпускников и готовности предприятий к сотрудничеству с вузом. 19% опрошенных в ходе исследования предприятий указало в качестве недостатков -отсутствие целевой подготовки для их предприятия; недоста-

точную практическую подготовку (56%) и недостаточный опыт работы (40%). Однако выпускать для промышленности новых специалистов вузы сейчас не в состоянии из-за устаревающего оборудования и отсталости материально-технической базы, и как уже отмечалось ранее - отсутствия обратной связи вуза с производством.

Большинство экспертов и исследователей склонны к выводу, что сложившаяся ситуация может быть частично объяснена тем, что обучение по-прежнему ведётся по единому алгоритму, не способствуя формированию у студентов самостоятельности, а также чувства самоопределения и творчества в профессии. Как показывает практика, в российском образовании студенты получают, в большинстве своём, теоретические компетенции, в то время как цель профессионального образования состоит не только в получении только лишь академических знаний и соответствующей профессиональной квалификации. Инженерное образование должно быть направлено и на то, чтобы выпускник мог достаточно успешно ориентироваться в условиях реального производства, быть готовым применять на практике полученные умения и навыки.

Существенным недостатком является также и само содержание учебных планов вузов, поскольку запланированных практик, редких и нерегулярных экскурсий на производство явно не достаточно для достижения указанных целей. Одним из путей решения этой проблемы является возможность предоставления вузам права в значительной мере самостоятельно определять формы и содержание общеинженерной и фундаментальной подготовки, а также улучшение материально-технической обеспечение базы университетов [11]. Следует учесть, что и принятая в мировой практике другая крайность в образовании - прагмати-зация образования, также не всегда эффективна. Поскольку в этом случае происходит смещении акцентов с усвоения фундаментальных, академических знаний на приоритетное усвоение прикладных.

Эксперты [12] предлагают основывать сотрудничество «вуз - предприятие» на долгосрочных взаимовыгодных дого-

Библиографический список

ворах и проектах, охватывающих образовательную, научную и инновационную сферы. В качестве реализации предлагаются, в частности, следующие формы:

• проведение совместных научных исследований и разработок, мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным направлениям;

• организация практики и дипломного проектирования студентов в организации-партнере;

• целевая подготовка специалистов по заказу организации-партнера;

• участие партнеров в формировании учебных планов и рабочих программ;

• переподготовка и повышение квалификации специалистов силами профессорско-преподавательского состава университета.

Последний пункт особо важен в современных геополитических условиях, пора «сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах» [3], а также в связи со сложившейся в последние годы практикой российских компаний обучать своих сотрудников и проводить повышение квалификации не в России, а в тех странах, с продукцией которых они работают. Этот пункт находится в полном соответствии с Концепцией развития математического образования. Согласно этому документу, преподавательскому составу и студентам рекомендовано участвовать в математических проектах, исследованиях в фундаментальной математике и в прикладных областях, а также выполнять работы по заказу организаций.

Для решения перечисленных проблем необходимо широкое применение компетентностного подхода в проектировании и реализации образовательных программ, обеспечение наличия общедоступных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ, в том числе и в электронном формате и использование практической направленности при обучении математике студентов технических вузов.

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Available at: httpV/минобрнауки.рф/

2. Путин В.В. О наших экономических задачах. Ведомости. 2012; 30.01.

3. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Available at: http://www.kremlin.ru/news/47173

4. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России». 2010; 13.05.

5. Кузьмин В. Взгляд инженера. Российская газета. Федеральный выпуск. 2011; 5437 (61), 24.03.

6. Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. «Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения». Проблемы управления в социальных системах. 2012; № 7, Т. 4: 6 - 15.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273. 2012; 26.12.

8. Чубик П.С., Чучалин А.И., Замятин А.В. К созданию национальной системы сертификации инженерных квалификаций на основе международных стандартов. Инженерное образование: электронный научный журнал. Ассоциация инженерного образования России (АИОР). 2012; 10: 92 - 97.

9. Российские вузы в мировом рейтинге QS. Available at: http://ria.ru/abitura/20140916/1024124426.html

10. Available at: http://www.timeshighereducation.co.uk

11. Арефьев А.Л.,. Арефьев М.А. Об инженерно-техническом образовании в России. Available at: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf

12. Кутузов В.М, Шестопалов М.Ю., Д.В. Пузанков, Шапошников С.О. Опыт стратегического партнерства «вуз-промышленные предприятия» для совершенствования подготовки инженерных кадров. Инженерное образование. 2011; 8.

References

1. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://minobrnauki.rf/

2. Putin V.V. O nashih 'ekonomicheskih zadachah. Vedomosti. 2012; 30.01.

3. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 4 dekabrya 2014 goda. Available at: http://www.kremlin.ru/news/47173

4. Rekomendacii parlamentskih slushanij na temu «Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya tehnologicheskoj modernizacii Rossii». 2010; 13.05.

5. Kuz'min V. Vzglyad inzhenera. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk. 2011; 5437 (61), 24.03.

6. Poholkov Yu.P., Rozhkova S.V., Tolkacheva K.K. «Uroven' podgotovki inzhenerov Rossii. Ocenka, problemy i puti ih resheniya». Problemy upravleniya v social'nyh sistemah. 2012; № 7, T. 4: 6 - 15.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj federacii» № 273. 2012; 26.12.

8. Chubik P.S., Chuchalin A.I., Zamyatin A.V. K sozdaniyu nacional'noj sistemy sertifikacii inzhenernyh kvalifikacij na osnove mezh-dunarodnyh standartov. Inzhenernoe obrazovanie: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Associaciya inzhenernogo obrazovaniya Rossii (AIOR). 2012; 10: 92 - 97.

9. Rossijskie vuzy v mirovom rejtinge QS. Available at: http://ria.ru/abitura/20140916/1024124426.html

10. Available at: http://www.timeshighereducation.co.uk

11. Aref'ev A.L.,. Aref'ev M.A. Ob inzhenerno-tehnicheskom obrazovanii v Rossii. Available at: http://www.socioprognoz.ru/files/File/ publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf

12. Kutuzov V.M, Shestopalov M.Yu., D.V. Puzankov, Shaposhnikov S.O. Opyt strategicheskogo partnerstva «vuz-promyshlennye pred-priyatiya» dlya sovershenstvovaniya podgotovki inzhenernyh kadrov. Inzhenernoe obrazovanie. 2011; 8.

Статья поступила в редакцию 13.02.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.