Научная статья на тему 'Глобальные задачи инженерного образования и подготовка инженеров в национальном исследовательском университете'

Глобальные задачи инженерного образования и подготовка инженеров в национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КОНВЕРГЕНТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ПРОФИЛЬНЫЕ ЛИЦЕИ / ENGINEERING EDUCATION / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / INTERDISCIPLINARY APPROACH / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / TRANSDISCIPLINARY UNIVERSITY / BASIC CHAIR AT ENTERPRISE / NETWORK OF LYCEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконов Герман Сергеевич

В статье исследуются глобальные современные проблемы инженерного образования, рассматриваются пути их решения – как в масштабе государства, так и на уровне отдельного национального исследовательского университета. Говорится о необходимости преобразований в системе подготовки инженерных кадров в России, предлагаются новые подходы, связанные с междисциплинарностью и трансдисциплинарностью обучения, созданием новых конвергентных университетов, подготовкой студентов на базовых кафедрах на предприятиях, с реализацией новых программ на основе собственных образовательных стандартов и требований, демонстрирующих тесную связь базового образования, науки и производства, с созданием сети лицеев-интернатов при ведущих вузах страны, введением обязательных ЕГЭ по физике, химии, биологии и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконов Герман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL TASKS OF ENGINEERING EDUCATION AND ENGINEERS’ TRAINING AT NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

The paper explores the topical tasks of engineering education and considers the ways to solve them both on national basis and on the level of a research university. Engineers’ training requires applying of new approaches such as interdisciplinary and transdisciplinary. The technical university of XXI century must be a transdisciplinary university, and engineers’ education should include training of specialists at enterprises and companies. The other measures include realization of the universities’ own education programs and standards, creating of a network of lycees, and introducing of obligatory unified state examination in physics, chemistry, and biology.

Текст научной работы на тему «Глобальные задачи инженерного образования и подготовка инженеров в национальном исследовательском университете»

Г. С. ДЬЯКОНОВ, профессор, ректор

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Глобальные задачи инженерного образования и подготовка инженеров в национальном исследовательском университете

В статье исследуются глобальные современные проблемы инженерного образования, рассматриваются пути их решения - как в масштабе государства, так и на уровне отдельного национального исследовательского университета. Говорится о необходимости преобразований в системе подготовки инженерных кадров в России, предлагаются новые подходы, связанные с междисциплинарностью и трансдисциплинарностью обучения, созданием новых конвергентных университетов, подготовкой студентов на базовых кафедрах на предприятиях, с реализацией новых программ на основе собственных образовательных стандартов и требований, демонстрирующих тесную связь базового образования, науки и производства, с созданием сети лицеев-интернатов при ведущих вузах страны, введением обязательных ЕГЭ по физике, химии, биологии и др.

Ключевые слова: инженерное образование, национальный исследовательский университет, междисциплинарность, трансдисциплинарность, конвергентный университет, базовая кафедра, профильные лицеи

Глобализация мировой экономики, бурное развитие науки и техники, быстрая смена технологий - всё это заставляет уделять особое внимание подготовке высококвалифицированных инженерных кадров. Инженерное образование является сердцевиной проведения любой экономической реформы, ее двигателем. Внимание к развитию инженерного образования возрастает в периоды кризиса - экономического, демографического. Сегодня экономически развитые страны пришли к определяющему выводу о том, что выход из кризиса возможен только на основе создания высокотехнологичного сектора экономики, построения общества знаний, развитой фундаментальной и мощной прикладной науки.

Кардинальное усложнение технологий и инструментов человеческой деятельности требует наличия профессионалов высокого класса, инженеров в подлинном смысле этого слова. В этом контексте приоритетной задачей государства является поощрение разработки высоких технологий и соответствующих научных исследований, органи-

зация технических университетов мирового уровня, возведение инженерных профессий и инженерного труда в разряд самых пре-

стижных и высокооплачиваемых. В центре этих процессов - экономическая поддержка инженерного образования, обеспечение притока молодых исследователей и преподавателей в технические вузы, на промышленные предприятия, их закрепление.

Современному инженеру приходится заниматься широким кругом задач: разрабатывать проекты, изучать рынок, вести переговоры, налаживать сбыт продукции, покупать сырьё, комплектующие и оборудование, руководить производством и людьми. Спектр его профессиональных компетенций резко расширился: конструктор и технолог чаще всего совмещены в одном лице, в производственной цепи уже нередко нет рабочего, выпуск продукции на автоматизированном оборудовании ведут инженер или техник, выполнив предварительно весь комплекс работ по конструкторской и технологической подготовке производства нового изделия. В деятельности современного работника-профессиона-ла давно уже произошла интеграция элементов физического и умственного труда, причём удельный вес умственного и даже творческого труда в любой работе постоянно растет.

Таким образом, система подготовки инженерных кадров должна приобрести принципиально новые черты. Речь, прежде всего, идет о междисциплинарности и трансдисциплинарности обучения. Сегодня во всем мире наблюдается процесс постепенного размывания границ между дисциплинами и специальностями, а каждое серьезное научное исследование побуждает современного ученого использовать методы «смежных дисциплин» и помещать объект изучения в другое научное измерение. Внутри англосаксонской образовательной модели совершенно нормальным считается желание студента, допустим, объединить курсы материаловедения и ядерной физики с эволюционной микробиологией и маркетингом. Соответственно, и инженер новой генерации должен быть синтетичес-

ким специалистом. Ведь в реальной жизни, особенно в малых высокотехнологичных компаниях, являющихся основным генератором инноваций в современной экономике, инженер оказывается одновременно и исследователем, и аналитиком, и руководителем, и консультантом по самому широкому кругу вопросов.

Характерная особенность нужного инженеру образования заключается в прочном естественно-научном, математическом и мировоззренческом фундаменте, в широте мировоззренческого кругозора, охватывающего природу, общество и человека, а также в высоком уровне общей и специальной подготовки по профессии, обеспечивающей плодотворную деятельность в проблемных ситуациях. Другой особенностью является высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности. Причем речь идет не только о методах классического естествознания, ориентированных на поиск единственного решения. Необходимо широко внедрять в образовательную культуру выработку у будущих инженеров навыков многокритериальной постановки и решения инновационных задач, с поиском множества вариантов их решения и выбором оптимальных.

Для реализации данных задач нужны «большие » университеты нового типа. Создать их можно несколькими путями: с помощью объединения и укрупнения, как это было сделано в России при образовании большинства федеральных университетов, или путем формирования консорциумов, в которых каждый вуз юридически самостоятелен.

Необходимым условием обеспечения междисциплинарности обучения выступают конвергентные трансдисциплинарные университеты. Они дают студенту возможность в процессе обучения прослушать курс системного анализа у естественников, курсы социальной инженерии и ресурсо-эффективности - угуманитариев, инженер-

ного предпринимательства - у экономистов и т.д. Существует и другой способ -академическая мобильность, но отечественная высшая школа пока к этому массово не готова. Многочисленные административные барьеры, необходимость привлечения дополнительных источников финансирования, неразвитая транспортная инфраструктура, ценовой дисбаланс на рынке недвижимости - все это очень сильно ограничивает мобильность студентов и преподавателей. Европейский студент может спокойно переехать из одной страны в другую, отучиться там полгода и, ничего не теряя, не прерывая образовательного процесса, вернуться обратно. У нас же при смене университета часто требуются пересдачи и переаттестации, при этом вузы нередко могут принадлежать разным ведомствам, что многократно усложняет бюрократические процедуры.

Дополнительным механизмом, способным смягчить переход от принятой пока еще узкоспециализированной образовательной парадигмы к трансдисциплинарному университету XXI века, может стать создание развитой сети лицеев-интернатов при ведущих вузах страны, тесно скоординированной с федеральными и региональными программами поддержки талантливой молодёжи в России. Одним из проектов, направленных на формирование инженерной элиты Республики Татарстан, является открытие на базе КНИТУ лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии. Лицей предоставляет возможность школьникам Республики Татарстан получить широкое образование инженерно-технической направленности в системе профильного обучения, ориентированного на индивидуальные образовательные маршруты обучающегося.

Инженерная деятельность в обществе, основанном на знании, приобретает все более интегрированный, комплексный и инновационный характер. Будучи сложной и многокомпонентной, она охватывает широ-

кий спектр различных технических и других вопросов в процессе проектирования, производства и эксплуатации технологического оборудования. Инновационная инженерная деятельность, основываясь на глубоких фундаментальных и прикладных междисциплинарных знаниях, направлена на разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих социальный и экономический эффект, а потому особо востребованныхи конкурентоспособных.

Одной из актуальных проблем остается наблюдаемое отставание и отрыв инженерного образования от современных реалий, когда рынок труда требует не широты университетского образования, а прямо противоположного - интенсивной подготовки специалистов для конкретного заказчика. При этом рынок труда сегодня полон выпускниками втузов и университетов, не владеющих необходимыми компетенциями. Не случайно многие крупные корпорации для работы на своем предприятии открывают курсы повышения квалификации инженеров. Однако большинство работодателей не могут и не хотят идти по такому пути, настаивая на том, что их задача - не готовить кадры, а нанимать их на рынке труда. Особенно это актуально для небольших компаний: в крупных корпорациях с большим количеством сотрудников далеко не от каждого требуется высокий уровень профессионализма, в то время как средним и малым фирмам нужны самые талантливые специалисты.

Оптимальный путь решения данной проблемы - подготовка студентов к работе на предприятиях во время обучения в университете. В высших учебных заведениях России уже появляются базовые кафедры, цель которых - способствовать освоению студентами конкретных производственных технологий. Раньше базовые кафедры открывались преимущественно в научных институтах, теперь они будут создаваться в первую очередь на предприятиях реального сектора экономики.

Подготовку выпускников технических вузов к комплексной и инновационной инженерной деятельности должна обеспечить также уровневая система инженерного образования. В условиях перехода на ФГОС, введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ведущим вузам, в том числе федеральным и национальным исследовательским университетам, предоставлены академические свободы для разработки и реализации программ высшего профессионального образования на основе собственных образовательных стандартов и требований.

Ведущие технические вузы могут воспользоваться предоставленными академическими свободами и разработать собственные стандарты основных образовательных программ в области техники и технологий, где требования ФГОС будут дополнены требованиями международных стандартов инженерного образования.

Образовательные программы инновационного инженерного образования остро нуждаются в увеличении объемов общей физики, общей химии и классической математики, в ориентации на количественный анализ физических и химических явлений, являющихся основой инженерной деятельности. Между тем сегодня ЕГЭ по физике сдают только 25-30% выпускников школ, тем самым конкурс на технические направления и специальности становится потенциально ниже в 3-4 раза. Для всех выпускников школ обязательными экзаменами, помимо математики и русского языка, должны стать физика, химия, биология, обществоведение и иностранный язык. Это принципиальная задача, формирующая основу алгоритма подготовки специалистов нового поколения и требующая первоочередного решения.

КНИТУ осуществляет сегодня подготовку высококвалифицированных инженерных и научных кадров в области современных химических технологий. Полученные фундаментальные и прикладные науч-

ные знания позволят выпускникам и преподавателям университета, в свою очередь, проводить обучение и повышение квалификации сотрудников химических предприятий для обеспечения эффективного развития и модернизации отечественной химической промышленности.

Эти образовательные процессы могут реализовываться посредством учебных программ, демонстрирующихтесную связь базового образования, современной науки и производства и обеспечивающих получение студентами системы следующих компетенций и навыков:

• глубокое понимание явлений на уровне фундаментальных законов и взаимодействий;

• умение составлять математическое описание явлений, в том числе с использованием современных математических программных пакетов, понимание принципов создания математических моделей;

• умение проводить проверку адекватности теоретических моделей с помощью классических и современных методов физико-химического анализа;

• умение использовать навыки математического моделирования при разработке стратегии синтеза химических соединений с заданными свойствами;

• способность устанавливать связь между строением вещества и макропроцессами и обеспечивать переход от одного к другому вплоть до разработки технологической линии производства химической продукции.

Структура учебной программы, затрагивающей базовое инженерное образование, должна включать, на наш взгляд, следующие тесно взаимосвязанные и дополняющие друг друга направления и дисциплины:

1) физика явлений - изучение фундаментальных базовых законов и явлений; демонстрация применимости и эффективности того или иного явления в современной наукоемкой промышленности;

2) математические методы - сочетание

фундаментального математического образования и профессионально направленного изложения специальных дисциплин с использованием современных математических методов и компьютерных технологий, выделение профессионально значимых разделов математики;

3) физические методы - применение физических явлений в современных методах исследований, диагностики и испытаний в научных экспериментах (теория и практика);

4) в области общей и неорганической химии центральными моментами фундаментального характера являются теория химической связи и исследование влияния строения вещества на его химические свойства;

5) физико-химические подходы - использование методов квантовой химии для предварительного прогнозирования строения и свойств получаемых химических соединений;

6) на завершающем этапе подготовки будущий специалист должен овладеть полным спектром методов и средств, позволяющих осуществить моделирование процесса производства некоторого заданного химического продукта или вещества, обладающего указанными химическими и физическими свойствами, начиная с квантохимического прогноза и заканчивая учетом этих свойств в конструкции технологической линии.

Для модернизации действующей образовательной программы необходимо провести работу по следующим направлениям.

Предварительная подготовка. Развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования на базе лицея-интерната, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся с акцентом на изучение имеющихся в шаговой доступности химических производств и технологий.

Усиленная ежегодная практика. Для стимулирования мотивации к обучению в начале каждого учебного года, начиная со

второго года обучения, студенты в течение одной - двух недель должны проходить ознакомительную научную стажировку или производственную практику. За это время они знакомятся с процессами, которые будут непосредственно изучать в течение предстоящего года. Таким образом, к моменту получения теоретических знаний, изучения явлений на лабораторныхи семинарских занятиях у студентов уже будет определенный опыт, с которым они смогут сопоставлять получаемые сведения. В конце учебного года следует проводить более продолжительную базовую трех-четырех-недельную научную стажировку или производственную практику в той же организации, при этом те же явления и процессы студент будет рассматривать уже на качественно ином уровне.

Сетевое образование. Формирование образовательной инфраструктуры по принципу трехстороннего сетевого образования «университет - научно-исследовательский институт - профильное предприятие ». Такая инфраструктура позволяет обеспечить доступность ознакомительного и базового этапов стажировки, а также ускоренное вовлечение студента в процесс научной работы. Сетевое образование делает возможным самостоятельное моделирование и прорабатывание студентом технологического процесса, получение экспериментальных образцов, их изучение с помощью современных физико-химических методов в специализированном научно-исследовательском институте Академии наук, дальнейшую апробацию полученных экспериментальных образцов на профильном предприятии с возможным изучением перспектив коммерциализации.

Научные группы. Создание на старших курсах научных студенческих групп под руководством кандидатов и докторов наук в составе трех-пяти человек, занимающихся исследованием и разработкой определенного вида процесса и продукции. Возможным результатом успешной деятельно-

сти таких групп может стать дальнейшая реализация и коммерциализация полученных результатов в малых предприятиях, созданных на базе университета (по типу казанского технополиса «Химград»), обеспечение их юридического сопровождения.

Обязательная зарубежная стажировка. На старших курсах каждый студент, обучающийся по базовым инженерным направлениям, в обязательном порядке должен в течение одного семестра проходить стажировку в зарубежном вузе в соответствии с выбранным языковым направлением.

Решение проблем современного инженерного образования невозможно без соответствующей профессиональной и пси-холого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава. В КНИТУ научным исследованиями образованию в области инженерной педагогики всегда уделялось особое внимание. Около 20 лет назад у нас был создан центр инженерной педагогики - один из флагманов российской педагогической науки. В1997 г. Центр одним из первых в России получил аккредитацию Международного общества

по инженерной педагогике на право подготовки международных преподавателей инженерного вуза. В 2013 г. на базе Центра была успешно реализована эта образовательная программа, по которой обучено 25 ведущих профессоров и доцентов нашего университета.

В целях повышения качества высшего профессионального образования в области техники и технологий в российских вузах необходимо сохранять и развивать лучшие традиции отечественного инженерного образования, такие как фундаментальность и практикоориентированность, а также привлекать передовой зарубежный опыт. При этом особое внимание следует обратить на мировые тенденции развития инженерной деятельности и современные международные требования к профессиональным инженерам.

В сфере российского высшего технического образования решение данной проблемы должно быть связано с созданием технических и технологических университетов нового типа, разработкой и освоением новых образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.