Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в высшей школе'

Инновационная деятельность в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в высшей школе»

р

Ар

^ Колонка главного редактора

«Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации».

Инновационная деятельность в высшей школе

Под термином "инновационная деятельность" будем понимать весь комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, в результате которых появляются новые товары с новыми качествами [1]. Таким образом, результатом инновационной деятельности является коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности (РИД) отдельного человека или коллектива, занимающегося развитием определенной области науки, технологий и техники, который в дальнейшем может быть использован для извлечения экономических выгод.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ утверждены Президентом РФ В. Путиным 21 мая 2о0б г. (Пр-843) [2]. На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (18.06.2009 г.) озвучен "Перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России", ставящий более конкретные задачи в соответствии с принятыми приоритетами [2]. 9 июля 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий РФ, ставящих первоочередные задачи технологических инноваций в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в РФ [3], имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства. Названы 8

приоритетов науки и 27 критических тех-нологий1.

Способами решения проблем, возникающими при реализации направлений, регламентируемых документами [2 -3] правительством РФ названы и проводятся в действие следующие меры:

1. Существенное повышение финансирование научных исследований.

2. Привлечение молодежи в науку.

3. Возвращение ученых уехавших за рубеж.

4. Более широкое вовлечение вузовской науки в инновационную деятельность вплоть до смещения акцентов по финансированию науки со стороны отраслевых НИИ в сторону вузов.

Тем не менее, реализация этих мер испытывает значительные трудности и подвергается во многом критике со стороны научной общественности2. В большинстве случаев, связанных с финансированием научных исследований, возникают вопросы гарантии того, что добавленное финансирование действительно пойдет на развитие научных исследований, т. е. связанные с рентабельностью и эффективностью расходования средств, а также с наличием действенных механизмов их защиты от хищения.

Привлечение молодежи к научным исследованиям ставит проблемы наличия в научно-исследовательских организациях современного научного оборудования, технических служб, способных изготовить требуемые для исследований образцы, опытных производств, способных из-

1 Ранее перечень таких технологий был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 N 1243-р. Список насчитывал 35 позиций.

2 Критика приведена в предыдущих выпусках журнала «Технико-технологические проблемы сервиса». Колонка главного редактора и др.

готовить научно-техническую продукцию и др.. Проблемой является наличие механизма защиты молодого ученого от притеснений и несправедливого заимствования его научных результатов, невыполнения начальством своих обязанностей по отношению к молодому сотруднику.

Возвращение ученых, уехавших за рубеж, как и привлечение зарубежных ученых для исследования в РФ связано с наличием кардинальных улучшений в стране, особенно в инфраструктуре научной деятельности.

На сегодняшний день уже не представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности предприятий, составляющих современную структуру российской науки. Так, несмотря на накопленный опыт инновационной деятельности в РФ, связанный с созданием элементов инновационной инфраструктуры (научнотехнологические парки и бизнес-инкубаторы) на базе российских высших учебных заведений, крупных государственных научных центров, региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции, обеспеченных собственными помещениями, существенной финансовой поддержкой от федеральных и региональных властей, их деятельность к двухтысячному году практически прекратилась.

Хотя и была создана довольно разветвленная сеть малых предприятий по выпуску наукоемкой продукции, доля России на рынках наукоемкой продукции на сегодняшний день составляет величину (0,3...0,5% от ВВП), что в десятки и сотни раз меньше доли той же продукции в развитых странах. Число малых инновационных предприятий и число научных сотрудников сократилось в несколько раз по отношению к середине 90-х годов прошлого столетия.

В конце 90-х - начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационнотехнологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Главная особенность ИТЦ состояла в том, что они, в отличие от создававшихся при вузах технопарков, должны были создаваться при предприятиях или научно-

производственных комплексах, обеспечивая более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью. Например, инновационную структуру г. Санкт-Петербурга, как одного из ведущих научных и образовательных центров России, обладающего 10% интеллектуального потенциала страны, составляют:

- Бизнес-инкубатор «Кристалл» (ул. Седова, д. 37, лит. А);

- Технопарк «Ингрия» (пр. Обуховской обороны, д. 70, корп. 2, офис 422);

- Инновационно-технологический центр Фонда «ТВН» (ул. Гжатская, д. 27);

- Инновационно-технологический центр Регионального фонда научнотехнического развития Санкт-Петербурга (пр. Энгельса, д. 27, корп. 12В);

- Инновационно-технологический центр Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (Биржевая линия В.О., д. 14, 16);

- Инновационно-технологический центр Санкт-Петербургского горного института им. Г.В.Плеханова «Сетевой центр коллективного пользования уникальным оборудованием» (21-я линия, д. 2.);

- Инновационно-технологический

центр по комплексной переработке и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов Научно-

производственной корпорации «Механ-обр-техника» (В.О., 22-я линия, д. 3);

- Инновационно-технологический центр Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (ул. Большая Морская, д. 18);

- Инновационно-технологический центр «Технопарк» Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии (Земледельческая ул., д. 1, корп. 3);

- Инновационно-технологический центр «Центр поддержки инноваций» Физико-технического института РАН им. А.Ф.Иоффе (ул. Политехническая, д. 26);

- Инновационно-технологический центр «Северо-Западный региональный инновационный центр наукоемких технологий «АРТЕС» Института проблем электрофизики РАН (Дворцовая наб., д. 18);

- Инновационно-технологический центр «Инновации ленинградских институтов и предприятий (ИЛИП)» Санкт-Петербургского государственного элек-

тротехнического университета «ЛЭТИ» (Инструментальная ул., д. 6)

- Городской координационный центр при СПбГПУ по развитию инновационной деятельности в науке и образовании при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (ул. Политехническая, д. 29, 1-й уч. корпус СПбГПУ, а. 211);

- Инновационно-технологический центр «Аэрокосмический» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (, ул. Большая Морская, д. 67);

- Информационноконсультационный центр «Инновация» (ул.Боровая, д. 26-28, лит. А);

- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Санкт-Петербурга (наб. канала Грибоедова, д. 88-90, к. 124, 125).

В создании и деятельности перечисленных организаций приняли участие: Министерством экономического развития РФ, Миннауки РФ, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере в Санкт-Петербурге и др. Организационными формами деятельности перечисленных организаций являются, в основном ЗАО, а некоторые их них - структурные подразделения вузов. Основная деятельность направлена на аутсорсинге научно-технических разработок и коммерциализации технологий, товаров и услуг в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ [3], разработанных вузами и академическими организациями Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.

Анализ инновационной деятельности показывает, что в целом она была успешной по отношению к инновационным структурам, создаваемым с участием вузов. Создаваемая по инициативе Правительства РФ инновационная структура позволила сохранить научно-

педагогические кадры большинства вузов РФ. Для более эффективного вовлечения вузов в инновационную деятельность департамент стратегического развития Минобрнауки России разработал проект концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в россий-

ских вузах. Данная концепция возлагает на вузы основную ответственность за организацию и проведение НИР в интересах инновационного развития отраслей реальной экономики и ставит задачу замены на новом качественном уровне системы отраслевых НИИ [4]. В концепции приведен следующий перечень стимулов, созданных законодательством РФ в 2009 и 2010 годах для реализации инновационной деятельности:

1. Принят закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах, обеспечивший создание более 500 таких предприятий3.

2. Проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов.

3. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке Программ инновационного развития компаний с государственным участием (акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР.

4. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям приняты решения по механизмам оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики.

5. Дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений выделены Правительством РФ в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. N 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), N 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), N 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых).

6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определен-

3 Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ.

ных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, в частности в рамках программ по энергоэффективности.

7. В составе Министерства образования и науки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов.

Созданная система стимулов предназначена для преодоления основных трудностей инновационной деятельности, связанных:

- с долгосрочным периодом реализации инновационных проектов (5 - 7 лет);

^ высоким риском (только 1 - 3% проектов приносят прибыль);

-с большими затратами (в 200 - 500 раз большие чем на импорт технологии).

Перечисленные стимулы не снимают трудностей ведения инновационной деятельности вузов, а лишь определяют наиболее перспективные направления этой деятельности. Так реализация Федерального закона N 217-ФЗ натолкнулась на ряд труднореализуемых вузами следующих проблем:

-отсутствие у большинства вузов результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов»;

-отсутствие у вузов «материальнотехнической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса»;

-незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости;

-сложность банкротства МИП, учредителями которых являются бюджетные учреждения.

Следующим аспектом является невозможность (по условиям конкурса) участия многих вузов в программах развития национальных исследовательских университетов, особенно тех, деятельность которых мало связана с перечнем подготовки кадров в направлении критических технологий, таких как сервисные, гуманитарные, экономические и пр. вузы.

Направления инновационной деятельности вузов на сегодняшний день определены основными задачами модернизации Российской экономики в рамках

Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и последующего курса Правительства на новую индустриализацию [5].

В настоящий момент современные высшие учебные заведения РФ получают неограниченную свободу действий в выборе направлений научно-

образовательной деятельности в рамках ФГОС и формируемых положений Закона об образовании. На деле, за основу берутся приоритеты государства в кадрах высшей квалификации технической и естественно-научной сфер. Именно в этой сфере формируется государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инфраструктуры и материальнотехнической базы высших учебных заведений. "Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования" - тезис Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах [6] в настоящее время определяет успешность деятельности вузов, стремящихся занять ведущее положение в системе образования РФ.

Список использованных источников:

1. Общее определение инноваций. Википедия. [Интернет-ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации/ Указ Президента РФ Пр-843от 21 мая 2006 г. [Интернет-ресурс] http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4406/

3. Указ президента РФ Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации N 899 от 7 июля 2011 года. [Интернет-ресурс] http://www.extech.ru/library/spravo/razv_sci.php

4. Лепеш Г.В. Наука в высшей школе. Колонка главного редактора. Технико-технологические проблемы сервиса. № 2(16), 2011. -с.3-6.

5. Лепеш Г.В. Индустриализация для всех отраслей экономики. Колонка главного редактора. Технико-технологические проблемы сервиса. № 3(17), 2011. -с.3-6.

6. Концепция развития исследовательской и ин-

новационной деятельности в российских вузах. Минобрнауки РФ. [Интернет-ресурс]

http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.