Основные результаты
и проблемные вопросы развития в Российской Федерации национальной
инновационной системы
А. В. Суворинов,
начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям
Одним из важнейших факторов формирования национальной инновационной системы является создание разветвленной и эффективной инновационной инфраструктуры, оказывающей содействие субъектам инновационной деятельности, активно способствующей переходу России на инновационный путь развития.
Можно выделить следующие направления инновационной инфраструктуры: технологическая, консалтинговая, финансовая, подготовки кадров, информационная и инфраструктура продвижения на рынки.
Наибольшее развитие получили следующие элементы технологической инфраструктуры — технопарки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-производственные комплексы (ИПК), а в последние годы — технико-внедренческие зоны.
Всего с начала 90-х годов прошлого века, когда началось развитие инновационной инфраструктуры, Минобрнауки России и структуры, ему предшествующие, поддержали развитие нескольких типов инновационной инфраструктуры (см. табл. 1). Поддержка осуществлялась практически во всех регионах России, имеющих высокий научно-технический потенциал.
Кроме технологической инфраструктуры осуществлялась поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользования (ЦКП) и других видов инфраструктуры.
Всего с государственной поддержкой было создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры по всем регионам России.
Таблица 1
Сводные данные по объектам инновационной инфраструктуры
Технологическая инфраструктура
Технопарки
В настоящее время в России насчитываются десятки организаций, именующих себя «технопарками». К сожалению, деятельность многих из них далека от инновационного бизнеса и не оказывает серьезного влияния на становление и развитие малых и средних высокотехнологичных предприятий. Они, как правило; не имеют необходимой научной и производственной инфраструктуры и достаточного объема финансовых средств для поддержки молодых предприятий.
В этой связи особо актуально стоит задача формирования в России технопарков, которые могли бы реально способствовать разработке и производству отечественной инновационной продукции и продвижению ее в России и на мировом рынке, а также стать механизмом ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Цели и задачи технопарков в сфере высоких технологий
Согласно мировому опыту, создание технопарков в сфере высоких технологий является необходимой предпосылкой для ускоренного развития высокотехнологичных отраслей промышленности и превращения; их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Создание технопарков в сфере высоких технологий позволит:
> стимулировать развитие всех отраслей экономики,
> повысить инвестиционную привлекательность высокотехнологичных отраслей,
> обеспечить рост объемов иностранных инвестиций,
> создать условия для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации,
Технопарки (ТП) 58
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) 63
Инновационно-промышленные комплексы (ИПК) 4
Инновационно-технологические кластеры 2
Центры трансфера технологий (ЦТТ) 86
Национальные информационно-аналитические центры (НИАЦ) 10
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
> способствовать увеличению объемов экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями.
Технопарки России
Первые научно-технологические парки в России были созданы на базе высших учебных заведений в начале 1990-х гг. в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 1990-х гг. появляются технопарки (ТП), формируемые не на вузовской основе, а на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных при участии региональных властей для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей, и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы. Среди них можно выделить «Технопарк-Новосибирск» и инновационно-технологический центр при Региональном фонде научно-технического развития Санкт-Петербурга.
Кроме собственно технопарков, в конце 1990-х — начале 2000-х гг. с участием Миннауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками.
Особые экономические зоны
Крайне перспективный механизм государственной поддержки инноваций — создание особых экономических зон (ОЭЗ). Летом 2005 г. был принят закон, регламентирующий их деятельность. Законодательством обеспечивается предоставление предпри-ятиям-резидентам ОЭЗ таможенных преференций, их освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на пять лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено также снижение базовой ставки единого социального налога до 14%.
Первыми победителями конкурса среди регионов на право формирования ОЭЗ были признаны заявки на создание технико-внедренческих ОЭЗ в Москве, Московской области, Томской области и Санкт-Петербурге, а также промышленно-производственных зон — в Татарстане и Липецкой области.
При всей своей важности с точки зрения стимулирования инвестиционной активности число ОЭЗ неизбежно будет ограниченным. Поэтому правительство считает целесообразным обеспечить эффективную поддержку развития технопарков, которые будут базироваться и за пределами особых экономических зон.
Создание технопарков должно решить несколько задач. В частности, активизировать инновационную работу в университетах, вокруг которых, как правило, создаются технопарки. Бизнес-идеи со стороны преподавателей и студентов могут стать питательной основой для формирования новых предприятий, которые впоследствии будут финансироваться венчурными фондами.
С другой стороны, технопарки должны способствовать привлечению прямых инвестиций крупных технологических компаний в регионы.
Интересны перспективы привлечения к строительству технопарков частных инвестиций. Согласно материалам мэрии Дубны, подготовленным совместно с ИТ-компаниями на создание в районе социальной и инженерной инфраструктуры крупного технопарка планируется потратить 2,6 млрд руб. из бюджетных источников, тогда как предполагаемый объем частных инвестиций в рамках этого проекта — 16,8 млрд руб. То есть государственная поддержка необходима лишь в размере 13% от общего объема инвестиций. Такого рода пропорция привлекательна для государства.
Объекты инновационной инфраструктуры в регионах, где предполагается создание технико-внедренческих особых экономических зон (ТВ ОЭЗ) и технико-внедренческих технопарков (ТВП), представлены в табл. 2.
В указанных регионах было создано около 70 объектов инновационной инфраструктуры (или около 30% всех объектов инфраструктуры), что можно считать определяющим при выборе места расположения ТВ ОЭЗ и ТВП.
Сведения о технопарках и инновационно-технологических центрах в субъектах Российской Федерации, в которых создание технопарков предусмотрено абзацем третьим раздела IV Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 10 марта 2006 г. № 328-р, представлены в табл. 3.
Таблица 2
Объекты инновационной инфраструктуры, созданные за счет бюджетных источников финансирования,
в ТВ ОЭЗ и ТВП
Дубна Зеленоград Санкт-Петербург Томск Новосибирск Обнинск Тюмень И. Новгород Казань
тп 2 5 1 1 1
ИТЦ 2 8 3 1 1 2
ипк 1 1
Кластеры 1 1
ЦТТ 1 1 7 4 1 1 1 2
НИАЦ 1 2
ЦКП 2 7 2 4 1 3 2
Всего объектов 1 10 31 5 6 3 0 6 7
Таблица 3
Объекты инновационной инфраструктуры, созданные в указанных субъектах Российской Федерации
Субъект РФ Технопарк
1. Московская обл. Научно-технологический парк «Дубна»
2. Новосибирская обл. Технопарк «Новосибирск»
3. Нижегородская обл. Технопарк НГТУ им. М. Н. Лобачевского
4. Калужская обл. Обнинский научно-технологический парк «ИНТЭГРО»
5. Тюменская обл. Тюменский научно-технологический парк
6. Республика Татарстан Инновационно-производственный технопарк «Идея»
7. Санкт-Петербург Технопарк ЛТА. Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»
Результаты деятельности технопарков и инновационно-технологических центров характеризуются следующими показателями.
Общая площадь всех технопарков и ИТЦ на настоящий момент составляет около 200000 м2, на которых размещены более 1200 малых инновационных предприятий. Общее число сотрудников этих предприятий превышает 20000 человек. В среднем на одном объекте инфраструктуры располагается 20 малых предприятий.
Общий объем производства малых предприятий, базирующихся в технопарках и ИТЦ, оценочно составляет около 30 млрд руб. в год.
Центры трансфера технологий
Работы по созданию центров трансфера технологий (ЦТТ) начались в 2003 г., когда Минпромнауки России было поддержано создание первых шести ЦТТ.
Всего с 2003 г. по настоящее время с поддержкой из средств федерального бюджета создано 86 ЦТТ. Всего с 2003 г. по настоящее время с господдержкой из средств федерального бюджета создано 86 ЦТТ.
Таблица 5
Распределение ЦТТ по федеральным округам
^^^«■^Регион Показатель^^^ СЗФО ЦФО ЮФО ПФО УрФО СФО ДВФО
Количество регионов в ФО И 18 13 14 6 16 10
Количество регионов с ЦТТ в ФО 5 10 7 И 3 8 4
Охват регионов в ФО 45% 56% 54% 79% 50% 50% 40%
Доля ФО в общем числе регионов РФ 13% 20% 15% 16% 7% 18% 11%
Доля ФО в общем числе регионов с ЦТТ 10% 21% 15% 23% 6% 17% 8%
Количество ЦТТ в ФО И 27 10 17 4 12 5
Доля ФО в общем числе ЦТТ 13% 31% 12% 20% 5% 14% 6%
Таблица 4
Объемы финансирования создания ЦТТ за счет бюджетных источников в 2003-2006 гг.
Год Ведомство Кол-во ЦТТ Объем, млн руб. Среднее Среднее по году
2003 Минпромнауки 6 18 3 3
2004 Минобразования 8 20 2,5 2,2
Роснаука 10 20 2
2005 Роснаука 20 50 2,5 1,8
Рособразование 22 25 1,1
2006 Роснаука 20 50 2,5 2,5
Итого 86 183 2,13
На эти цели из федерального бюджета было затрачено 183 млн руб. Средние затраты на создание одного ЦТТ составили 2,13 млн руб. По числу созданных организаций сектор трансфера технологий стал наиболее масштабным сегментом национальной инновационной системы.
Сводные данные по финансированию ЦТТ из федерального бюджета представлены в табл. 4.
Распределение ЦТТ по федеральным округам
Поддержку из федерального бюджета по созданию ЦТТ получили практически все регионы, обладающие значительным научно-техническим потенциалом. В табл. 5 приведены количественные показатели, характеризующие распределение ЦТТ по федеральным округам.
Результаты работы системы ЦТТ за 2006 г.
Всего ЦТТ оказывали содействие более 2000 организациям, среди которых 443 вуза, 160 институтов РАН, 329 отраслевых НИИ. Годовой объем НИОКР в этих организациях составил 7563,6 млн руб. (для сравнения, объем финансирования по ФЦНТП составил в 2006 г. 7733,6 млн руб.).
Таблица 6
Международный ЦТТ Специали- зация Место- пребывание Страна
ЦТТ при ЗАО «Биомак-Инновация» Биотехно- логии Московская обл., Пущино Германия
ЦТТ при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения Акусто-электронные устройства, углеродные нанотехнологии, биокиберни-тические системы, катализаторы Санкт- Петербург Франция
ЦТТ при ООО «Хай-Тек Консалтинг» Нано- технологии Республика Татарстан, Казань Венгрия
ЦТТ при МНТО «Лазерная ассоциация» Лазерная техника и технологии Москва Германия
ЦТТ при Институте органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН Москва Финляндия
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
В рамках системы ЦТТ в 2006 г. получены следующие результаты:
► заключено 49 лицензионных соглашений на сумму 3,5 млн руб.;
► заключено 20 договоров о продаже патентов на
сумму 0,828 млн руб.;
► продано 62 технологии на сумму более 11 млн руб.
Основным направлением работы ЦТТ стало создание малых инновационных предприятий (МИП) для коммерциализации технологий. Их в 2006 г. было создано 238, в которых работают около 1200 сотрудников. Основную роль здесь сыграло наличие системы поддержки создания МИП через программу «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Если учесть, что ежегодно в рамках этой программы поддерживается около 400 МИП, можно констатировать, что через систему ЦТТ проходит примерно половина всех МИП, создаваемых в рамках этой программы.
Центрами трансфера было оказано услуг по патентованию, маркетинговым исследованиям, юридическим консультациям и т.п. на сумму более 50 млн руб. Таким образом, объем коммерческих услуг превысил годовой объем государственной поддержки системы ЦТТ.
Общий объем средств, полученных от коммерциализации технологий почти в 4 раза превышает затраты бюджетных средств на создание ЦТТ.
В рамках развития сети ЦТТ Роснаукой созданы 5 ЦТТ с участием зарубежных партнеров.
Сводные данные по международным ЦТТ представлены в табл. 6.
Основные направления развития системы ЦТТ
Дальнейшее развитие системы ЦТТ можно планировать по следующим направлениям.
Количественное наращивание ЦТТ в регионах. Поскольку с 2007 г. поддержка развития инновационной инфраструктуры не была включена в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», создание новых ЦТТ в регионах может идти в основном за счет поддержки региональных бюджетов, либо по инициативе заинтересованных в этом организаций.
Качественное совершенствование деятельности ЦТТ. Это направление включает в себя подготовку кадров для комплектования ЦТТ, развитие каналов продвижения разработок к потенциальным потребителям, расширение доступа к финансированию разработок и проектов по коммерциализации, организацию сетевого взаимодействия.
Финансовая инфраструктура
В области финансовой инфраструктуры в рамках ФЦНТП оказывалась государственная поддержка развитию инфраструктуры венчурного инвестирования. Так, было создано пять коучинг-центров по венчурному предпринимательству в пяти федеральных
округах: Южном, Сибирском, Центральном, Приволжском и Уральском
Создано и внедрено в учебный процесс МГУ им. М. В. Ломоносова методическое обеспечение курса по венчурному предпринимательству для экономических и естественных факультетов университетов.
На базе МГУ им. М. В. Ломоносова создается международный учебно-научный и консультационный центр инновационного предпринимательства.
Начиная с 2000 г., ежегодно проводятся Российские венчурные ярмарки. В Приволжском федеральном округе проводится окружная Региональная ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал», с 2007 г. намечено проведение аналогичной ярмарки в Сибирском ФО.
В рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. были разработаны основные методические документы, предусматривающие формирование тематики, проведение конкурсов венчурных проектов и мониторинг хода их реализации. В 2005 г. с участием малых инновационных предприятий на конкурсной основе заключены государственные контракты на выполнение 48 венчурных проектов с общим объемом бюджетного финансирования — 353,1 млн руб., в 2006 г. — на выполнение 38 венчурных проектов с общим объемом бюджетного финансирования — 504,4 млн руб.
С целью стимулирования создания в Российской Федерации национальной индустрии венчурного инвестирования, совершенствования механизмов государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов образована ОАО «Российская венчурная компания» со 100%-ным государственным участием. На нее возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. В совокупности уставной капитал ОАО «Российская венчурная компания» составит 15 млрд руб., из которых 5 млрд руб. были выделены в 2006 г. из Инвестиционного фонда Российской Федерации.
К финансовой инфраструктуре поддержки инновационной деятельности относится система бюджетных и внебюджетных фондов. Она включает в себя: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП), Российский фонд технологического развития (РФТР) и система отраслевых фондов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.
Цель РФФИ и РГНФ — поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленная
на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики.
Объектами поддержки РФФИ и РГНФ являются творческие коллективы, создаваемые учеными в инициативном порядке для проведения исследований с целью решения конкретных научных задач.
Фонды эффективно действуют как инструмент сопряжения интересов науки и государства, способствуют сохранению научно-технического потенциала и концентрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах. Помимо этого фонды способствуют преодолению разрыва между результатами фундаментальных исследований и их востребованностью обществом, государством и промышленностью, поскольку фундаментальные исследования являются важным источником инновационных идей.
Главная цель ФСМП — оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности. ФСМП рассматривается как инструмент проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, а также как инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Целью РФТР и системы отраслевых фондов является мобилизация собственных средств предприятий для реализации прикладных, коммерчески перспективных разработок и ускорение процесса передачи новейших разработок в реальный сектор экономики. Объект поддержки фонда — проекты НИОКР, реализуемые научными организациями и инновационно активными предприятиями РФ в рамках приоритетных направлений.
Кадровая инфраструктура
В области развития системы подготовки кадров для инновационной деятельности проведены семинары в 6 федеральных округах для сотрудников организаций, занимающихся инновационной деятельностью.
Проведен мониторинг состояния системы подготовки кадров по управлению инновациями для структур поддержки инновационной деятельности и для органов государственного и муниципального управления в Санкт-Петербурге, Кемеровской, Пензенской, Московской областях, Республике Татарстан.
Анализ результатов этих мероприятий показывает, что одна из основных причин неэффективной коммерциализации научных разработок заключается в отсутствии профессионального менеджмента, в недостаточном кадровом обеспечении всех звеньев управления инновационной деятельностью. Это относится в равной степени как к промышленным предприятиям, так и к научно-техническим организациям. Редко пока встречаются управленческие кадры с профес-
сиональными навыками комплексного решения технических и коммерческих вопросов при создании нового продукта.
Вместе с тем, с открытием четырех Особых экономических зон технико-внедренческого типа, семи Технопарков высоких технологий, Венчурной государственной компании вопросы их кадрового обеспечения стали весьма актуальными. При Территориальных органах управления ОЭЗ ТВЗ планируется создание специальных учебно-консультационных структур для кадрового обеспечения управления инновациями. При технопарках открываются Центры подготовки кадров по управлению в сфере инновационной деятельности, например, при технопарке «Идея» (Казань, РТ).
Очевидно, прослеживается тенденция, что по мере формирования планов инновационного развития территорий и отраслей роль инновационной инфраструктуры будет возрастать и возникнет осознанная потребность в специально подготовленных управленческих кадрах. Эта деятельность потребует централизованного организационного и методического сопровождения по подготовке кадров для управления инновациями.
Основным регулирующим органом при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по управлению в сфере инновационной деятельности является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Непосредственно обеспечивают организацию этой работы Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука).
Оценка потребности в целом по стране и в разрезе регионов показывает, что спрос на специалистов по управлению в сфере инновационной деятельности составляет около 80 тыс. человек для всей Российской Федерации.
Спрос в трех типах организаций следующий:
1. Организации инновационной инфраструктуры —
16000 специалистов (21%).
2. Научно-исследовательские организации и вузы —
22000 специалистов (28%).
3. Производственные организации — 40000 специалистов (51%).
Эти оценки подтверждают ранее сделанный вывод о том, что в управленческих кадрах для инновационной деятельности наиболее нуждаются производственные организации.
Общий объем подготовки кадров составляет около 7000 человек, т. е. в среднем около 2300 специалистов в год.
Таким образом, степень удовлетворения потребностей в кадрах по организации и управлению в сфере инновационной деятельности составляет менее 10%.
Наибольшее количество специалистов подготовлено по программам повышения квалификации, причем по краткосрочным и среднесрочным программам, т. е. подготовка дает только основы знаний в сфере инновационной деятельности.
Наилучшие показатели удовлетворения спроса на специалистов ИД в разрезе регионов имеют области:
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
Магаданская, Амурская, Кировская, Орловская, Тульская, Иркутская, Московская, Томская, республики Карелия, Кабардино-Балкария, Краснодарский край.
В 28 регионах РФ, несмотря на имеющиеся потребности, подготовка кадров по управлению инновационной деятельностью практически не ведется.
Информационная инфраструктура
По заказу Роснауки в рамках государственного контракта по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. силами ведущих ученых и специалистов страны в области научно-информационной деятельности был проведен детальный анализ современного состояния государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и впервые за последние 8 лет разработаны проект концепции и план основных мероприятий по ее поэтапному преобразованию в национальную информационную систему научной, научно-технической и инновационной деятельности (НИСНИД).
Необходимость такого преобразования объясняется тем, что важным элементом национальной инновационной системы становится ее информационная составляющая, обладающая потенциалом, способным решать проблемы информационного обеспечения всех стадий и участников инновационного процесса, быть одним из основных элементов содействия расширенному воспроизводству знаний, оказывать информационную поддержку процессу трансфера результатов исследований и разработок.
Иными словами, национальная информационная инфраструктура в области научной, научно-технической и инновационной деятельности должна создаваться и развиваться как необходимая и неотъемлемая часть инновационной инфраструктуры.
Национальные информационно-аналитические центры
В рамках ФЦНТП создано 10 национальных информационно-аналитических центров (НИАЦ) для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала по приоритетным направлениям науки и техники.
В НИАЦ сформированы базы данных научных, производственных, экспертных и консалтинговых организаций; результатов научных исследований и разработок, которые отражают состояние научно-технического потенциала, как по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в целом, так и по отдельным проблемам.
Введены в эксплуатацию Интернет-сайты участников сети НИАЦ. К сайту http://www.miiris.ru НИАЦ по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем еженедельно обращаются 2-3 тысячи пользователей, в том числе более 600 постоянных. Среди них представители региональных администраций, академических, научных организа-
ций различных отраслей промышленности, субъектов инновационной инфраструктуры, малых инновационных предприятий.
Система национальных информационно-аналитических центров, как институциональная форма инфраструктуры, успешно вписалась в сферу обеспечения инновационной деятельности. За 2 года количество запросов на оказание информационных и аналитических услуг в НИАЦ составило 40663, в том числе в 2005 г. — 12357 при запланированном значении — 5000, и в 2006 г. — 28306, при запланированном — 15000.
НИАЦ выполняли заказы научных, образовательных и других организаций по формированию тематических подборок информационных ресурсов (публикаций, статей, диссертаций, монографий, аналитических обзоров и справок, Интернет-ресурсов, баз данных и т. д.). Например, НИАЦ при ВИНИТИ РАН выполнил работы по формированию панели экспертов — российских специалистов в области нанотехнологий по заказу ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», НИАЦ МГУ заключил договор на выполнение консалтинговых работ с фирмой НОВЕКО-Холдинг.
Инфраструктура продвижения РНТД на рынки
С целью продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на отечественные и зарубежные технологические рынки Минобрнауки России (Роснаука) оказывают поддержку научно-методическому, организационному и информационному сопровождению информационно-выставочных и ярмарочных мероприятий в научно-технической и инновационной сфере на территории Российской Федерации и за рубежом. Ежегодно в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации Минобрнауки России (Роснаука) организует объединенные российские экспозиции на международных научно-технических и инновационных выставках, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, таких как: Международная выставка-ярмарка информационных технологий, телекоммуникаций и оргтехники «ЦеБИТ-2006» (Германия), Международный салон изобретений, новой техники и технологий (Швейцария), Международная выставка «Идеи, изобретения и инновации» (Германия), Международная ярмарка изобретений (Республика Корея), Международная ярмарка высоких технологий (Китай) и др.
Роснаукой оказывается организационно-финансовая поддержка проведению таких научных мероприятий, как семинары, конференции, симпозиумы по проблемам научной и инновационной деятельности в научно-технической сфере, в ходе которых представляются наиболее значимые результаты, полученные по приоритетным направлениям науки и техники, проводится обмен опытом, устанавливаются новые научные связи.
Проводятся работы по научно-методическому обоснованию созданию Международных центров и лабораторий научно-технического сотрудничества России и зарубежных стран.