Научная статья на тему 'Повышение результативности таможенного контроля после выпуска товаров в условиях санкционных ограничений'

Повышение результативности таможенного контроля после выпуска товаров в условиях санкционных ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / таможенный контроль после выпуска / результативность таможенного контроля / мобильные группы таможенных органов / санкции / customs control / customs control after release / effectiveness of customs control / mobile groups of customs authorities / restrictions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Алексей Александрович

Динамично изменяющиеся условия международной торговли обуславливают необходимость своевременной трансформации системы государственного контроля, в которой таможенным органам отведена ключевая роль. Таможенные органы России обеспечивают решение многих задач, в том числе наполнение государственного бюджета, защиту национальной и экономической безопасности и т.п., с помощью основного инструмента – таможенного контроля. Обращает на себя внимание тот факт, что в современных условиях совершенно недостаточно только создать новое подразделение по проведению таможенного контроля, необходимо предусмотреть возможности по расширению полномочий данных подразделений, соотнося их с теми формами таможенного контроля, в рамках которых они реализуются. Повышение результативности таможенного контроля, проводимого указанными подразделениями возможно за счет развития международного таможенного сотрудничества, а также посредством совершенствования таможенного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костин Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

Dynamically changing conditions of international trade necessitate timely transformation of the state control system, in which customs authorities play a key role. Russian customs authorities ensure the solution of many problems, including filling the state budget, protecting national and economic security, etc., using the main tool – customs control. It is noteworthy that in modern conditions it is not enough to just create a new unit for customs control, it is necessary to provide for opportunities to expand the powers of these units, correlating them with the forms of customs control within which they are implemented. Improving the effectiveness of customs control carried out by these units is possible through the development of international customs cooperation, as well as through the improvement of customs legislation.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности таможенного контроля после выпуска товаров в условиях санкционных ограничений»

Повышение результативности таможенного контроля после выпуска товаров в условиях санкционных ограничений

Костин Алексей Александрович,

доцент, к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, кафедра налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Центр научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: aakostin@fa.ru

Динамично изменяющиеся условия международной торговли обуславливают необходимость своевременной трансформации системы государственного контроля, в которой таможенным органам отведена ключевая роль. Таможенные органы России обеспечивают решение многих задач, в том числе наполнение государственного бюджета, защиту национальной и экономической безопасности и т.п., с помощью основного инструмента - таможенного контроля. Обращает на себя внимание тот факт, что в современных условиях совершенно недостаточно только создать новое подразделение по проведению таможенного контроля, необходимо предусмотреть возможности по расширению полномочий данных подразделений, соотнося их с теми формами таможенного контроля, в рамках которых они реализуются. Повышение результативности таможенного контроля, проводимого указанными подразделениями возможно за счет развития международного таможенного сотрудничества, а также посредством совершенствования таможенного законодательства.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска, результативность таможенного контроля, мобильные группы таможенных органов, санкции.

LO S Ое

см о см

03

Введение

Внешнеторговая деятельность, осуществляемая участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и включающая в себя перемещение товаров через таможенную границу как за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союза), так и на его таможенную территорию для внутреннего потребления, в последние годы, несмотря на санкции со стороны «недружественных государств» и контрсанкций со стороны России, не только подвергается постоянным изменениям, но и суммарно увеличивается. Однако данное увеличение обусловило рост нарушений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию, и оборотом товаров на ее территории. В этой связи возникает потребность в таможенном контроле как документов в рамках таможенного декларирования, так и фактический контроль оборота товаров на территории Союза, что осложняется рядом факторов: ускорением операций по выпуску товаров, снижением количества досмотров при ввозе товаров на таможенную территорию, отсутствием систематического таможенного контроля за ввезенными на таможенную территорию ЕАЭС товарами, в том числе перемещаемых в рамках взаимной торговли.

Результаты исследования

Необходимо отметить, что в последние годы экономическая ситуация в мире (торговые войны США и Китая, пандемия коронавируса COVID-19, Специальная военная операция и последующие за ней рестрикции со стороны «недружественных стран» в отношении России) привела к нестабильности в международной логистической системе, что сказывается как на мировой экономике, в частности на производстве товаров и услуг, так и на мировом экспорте. Несмотря на то, что санкции являются одним из наиболее эффективных инструментов международной политики, используемых для ограничения экономических и политических возможностей определенных стран, в виде рестрикций они могут привести к сокращению объемов экспорта, импорта и производственных мощностей, снижению уровня жизни населения, ухудшению условий труда и занятости.

К концу 2023 года в отношении России и отдельных россиян «недружественными странами» введено уже почти полтора десятка пакетов санкций, которые повлияли на все сектора экономики, особенно на торговлю товарами и услугами. В свою очередь, Российская Федерация отвечает «не-

дружественным странам» так называемыми «зеркальными мерами», вводя запреты и ограничения на ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных видов товаров.

Следует заметить, что санкционные товары - это товары, экспорт или импорт которых запрещен или ограничен в связи с наличием санкций в отношении определенного государства. Это могут быть стратегически важные товары, например, товары двойного назначения (военные и гражданские), нефть и газ, а также товары, произведенные в определенных регионах или компаниях [12, с. 113].

Следует заметить, что в настоящее время «недружественные страны» инициировали в отношении Российской Федерации, российских организаций и отдельных российских граждан свыше 15 тыс. санкций/рестрикций, что не только стало антирекордом международных экономических отношений, основанных на принципах Всемирной торговой организации (ВТО), но и создали необходимость применения Российской Федерацией в отношении определенных товаров, происходящих из этих стран, ответных («зеркальных») мер. Начиная с 2014 г. Российская Федерации вынуждена была перейти к ужесточению торговой политики в отношении ряда государств, позднее получивших статус «недружественных», которые либо ввели санкции (рестрикции) в отношении России и ее лиц, либо присоединились к таким санкциям. В качестве ответных (зеркальных) мер, Россия ввела прямой запрет на ввоз из недружественных стран отдельных видов товаров (в основном, продовольственных товаров, сельхозпродукции и сырья). Такой запрет не только способствовал импортоза-мещению, но и полностью укладывался в смысл Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, так как в ней четко обозначен курс на обеспечение продовольственной независимости РФ, то есть производство основных видов сельхозпродуктов, сырья и продовольствия в России должно выйти на уровень от не менее 60% по фруктам и ягодам, до не менее 90% по рыбе, мясомолочной продукции, овощам, сахару и пр. продуктам.

На рисунке 1 продемонстрирована динамика внешней торговли товарами России с 2010 по 2022 годы.

700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000

0 -

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Экспорт товаров — Импорт товаров Сальдо торгового баланса

Рис. 1. Внешняя торговля товарами РФ, в млн долл.

США

Источник: составлено авторами на основе данных Банка России [2]

Анализируя внешнюю торговлю товарами, можно сделать вывод, что на протяжении десяти последних лет наблюдалось положительное сальдо торгового баланса, но при этом самые высокие значения по импорту отмечены в 2021 г. в связи с активизацией после пандемии коронавируса, а по экспорту - в 2022 г., что говорит о достаточно высокой зависимости от иностранных компаний от российского товаров и услуг. Это связано с тем, что в настоящее время из-за введенных санкций государству необходимо было принять срочные меры по политике импортозамещения и переориентироваться на новые рынки для того, чтобы экономика страны оставалась устойчивой. О высокой взаимозависимости внешней торговли России и Европейского Союза красноречиво говорят статистические данные: например, доля импорта сельхозпродуктов, сырья и продовольственных товаров в общем импорте указанных товаров в Российскую Федерацию составлял до введения санкций свыше 49%. Однако после 2014 г. прямые поставки указанных товаров из Европейского Союза стали невозможны, что привело как к обновлению российских программ по импортозамещению, так и к ввозу их на единую таможенную территорию ЕАЭС через Республику Беларусь и Республику Казахстан с последующей реализацией в России. Несанкционированный ввоз санкционных товаров, произведенных в Европейском Союзе и прошедших таможенную очистку в других странах ЕАЭС обусловил создание в структуре Федеральной таможенной службы (ФТС России) специальных подразделений таможенных органов по контролю им-мено санкционных товаров при ввозе их с территорий государств-членов ЕАЭС, особенно на участках общей государственной границы.

Большая часть разнонаправленных действий, осуществляемых таможенными органами (совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля при прибытии/убытии, при таможенном декларировании и т.п.), реализуется при непосредственном перемещении товаров через таможенную границу, вплоть до их выпуска в свободное обращение. Однако система современного таможенного контроля строится исходя из принципа «смещение акцентов контроля» на этап после выпуска, что особенно актуально для таможенного контроля при перемещении санкционных товаров.

Согласно подпункту 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенный контроль - это «совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании».

Исходя из семантического анализа определения таможенного контроля очевидна его основная цель -установить отклонения от установленных показателей, т.е. выявить нарушения таможенных правил. Следует согласиться с авторами, что в настоящее время наиболее актуальными задачами совершен-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

о. в

"Я1 СМ О

см

ствования таможенного контроля выступают: осуществление мер контроля по поводу установления и поддержания необходимых условий использования товаров в соответствии с требованиями таможенных процедур, под которые помещаются товары; контроль таможенной стоимости и таможенных платежей; контроль происхождения товаров; контроль после выпуска товаров, и в первую очередь в отношении тех из них, которые имеют статус условно выпущенных и т.п. [1, с. 398]. Помимо этого, в программном документе «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия-2030), утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р, одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России определяется максимальная автоматизация таможенных операций, в связи с которой необходимы дооснащение таможенных органов необходимыми программными средствами и технологиями, формирующими новую информационную среду.

Между тем, автоматизация всех процессов при декларировании товаров пока не позволяет обеспечить должный уровень контроля и при отсутствии таможенных рисков - товар выпускается автоматически, без проверки индикаторов инспектором таможенной службы. Снижение времени на проверку таможенной декларации и иных документов, а также указанных в них сведений, снижение количества таможенных досмотров обусловили необходимость проведения более тщательного таможенного контроля после выпуска товаров. Не случайно Стратегия-2030 в качестве одного из целевых ориентиров предлагает не только формирование новых подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров (в том числе с учетом развития проекта система прослеживаемости товаров), но и расширить перечень операций, осуществляемых в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, так как «факт нарушения законодательства уже состоялся и ущерб экономической безопасности государства причинен» [5, с. 63].

Расширение перечня операций в последнее время уже наблюдается, в частности, речь касается выхода таможенного контроля за рамки проверки документов и сведений и обеспечение реализации фактического контроля за перемещением товаров. В условиях развития системы контроля за перемещением товаров по таможенной территории ЕАЭС ФТС России реализуется достаточно интересный механизм контрольных действий, который получил определение «мобильных групп таможенных органов». Интерес вызывает, в первую очередь, форма контроля, при которой транспортные средства, движущиеся по таможенной территории ЕАЭС, подвергаются проверке, неслучайно, одним из активно обсуждаемых [3; 7; 10; 11] и требующим особого внимания направлением работы таможенных органов, проводящих таможенный контроль, является деятельность подразделений, осуществляющих контроль за санкционными товарами, - института мобильных групп таможенных органов, который был создан в ноябре 2015 г. после первого пакета

санкций, введенных в отношении России, а также ряда концептуальных решений руководства Российской Федерации.

Уже в 2015 г. в местах, приближенных общим между государствами-членами ЕАЭС участкам Государственной границы вели свою деятельность 35 мобильных групп таможенных органов. Анализ отдельных показателей работы вновь созданных подразделений таможенных органов позволяет отметить своевременность их формирования и необходимость дальнейшего функционирования, так как несмотря на незначительные объемы задерживаемых санкционных товаров, прослеживается устойчивая тенденция роста случаев пресечения ввоза/вывоза контрафактных товаров, стратегически важных товаров (лес и лесоматериалы, машины и оборудование), немаркированных средствами идентификации товаров и т.п. (рис. 2).

11

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

■ Выявлено транспортных средств, тыс. ед ■ Вес задержанных товаров, тыс. тонн I в том числе санкционных товаров, тыс. тонн

Рис. 2. Отдельные показатели деятельности мобильных групп ФТС России в 2016-2023 гг.

Источник: составлено автором по информации, размещенной на официальном сайте ФТС России [4]

Обращает на себя внимание практически ежегодный рост количества автомобилей, перемещающих товары с нарушением таможенных правил. Также отметим сокращающийся с 2019 г. объем перемещаемых санкционных товаров.

Между тем, проведенное исследование показало, что количество выявленных нарушений таможенных правил в течение исследуемого периода возросло значительно: если количество заведенных уголовных дел выросло в 8,4 раза, то количество - заведенных дел об административных правонарушениях в 12,7 раза (рис. 3).

21 1334 1291 89 213

745 585 ■ 18 12 ^7 28 ^72 ^ | 146 152

2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Дела об административных правонарушениях,

2021 2022

■ Уголовные дела, I

Рис. 3. Количественные показатели, характеризующие нарушения таможенных правил в 2015-2023 гг.

Источник: составлено автором по информации, размещенной на официальном сайте ФТС России [4]

120

100

80

60

40

20 13,4

300и

2500

2000

500

000

500

2023

Мобильные группы таможенных органов, безусловно, доказали необходимость своего создания, определяя и направления повышения эффективности функционирования. Как отмечают авторы, в целях повышения результативности таможенного контроля, проводимого мобильными группами, был проведен ряд мероприятий, а именно: «введены в эксплуатацию автотранспортные средства с рабочими кабинетами для четырех человек, оснащенное различными техническими средствами, в том числе видеонаблюдения и защищенного удаленного доступа к Центральной базе данных таможенных органов; внедрена многофункциональная оперативно-поисковая система, предназначенная для оперативного сбора и анализа информации в целях выявления и пресечения ввоза и оборота санкционных товаров и др.» [3, с. 20].

Вот уже на протяжении почти десяти лет ведутся дискуссии, как о правовой природе деятельности мобильных групп таможенных органов (например, каким должен быть правовой статус мобильных групп, какие им необходимы права и обязанности и т.п.), так и социально-экономическом значении такой деятельности. Причем, если в отношении деятельности должностных лиц таможенных органов, проводящих таможенный контроль после выпуска товаров, были приняты своевременные решения, наделяющие их законными правами самостоятельно останавливать транспортные средства (в основном после пересечения транспортными средствами российско-белорусского и российско-казахстанского участков государственной границы) и проводить таможенный контроль после выпуска товаров, как в форме осмотра, так и в форме досмотра, то с результатами такой деятельности не все однозначно.

Отметим, что в данном случае речь ведется о продукции, ввоз и оборот которой запрещен на территории Российской Федерации, притом, что не запрещается импортировать указанные товары другим государствам-членам ЕАЭС. Таким образом, товар может ввозиться в любую страну ЕАЭС, проходить необходимые таможенные операции и процедуры, а далее - следовать по подложным документам (в которых, зачастую, меняются наименование товаров, их происхождение и т.п.) в Российскую Федерацию. Таким образом, введенные запреты делают невозможным ввоз в Российскую Федерацию санкционных товаров, а изменение документов и/или указание в них недостоверных сведений не позволяют установить место происхождения товаров, подтвердить их качество и безопасность. Поэтому при их выявлении иного выхода, кроме как уничтожить (утилизовать), не остается. Помимо этого, необходимо обратить внимание на группы товаров, которые выявляются мобильными подразделениями ФТС России: например, лишь в 2017 г. санкционных товаров в общем объеме задержанных товаров было 23%, в остальные годы санкционной продукции перемещалось в среднем около 1% от объема задержанных товаров. В остальных случаях это контрафактные това-

ры, стратегически важная продукция, продукция, которая при пересечении границы ЕАЭС и ввозе в другие страны ЕАЭС может официально проходить таможенную очистку по более низким (в сравнении со ставками Единого таможенного тарифа ЕАЭС) ставкам ввозных таможенных пошлин) и пр.

Заметим, что деятельность мобильных групп (как специальных подразделений таможенных органов, которые занимаются проверкой товаров на местах, вне таможенных постов) направлена на контроль перемещения товаров, чаще всего из Казахстана и Беларуси, так как именно через эти страны происходит перемещение санкционных товаров в Россию. Эти государства являются участниками ЕАЭС, поэтому перемещение товаров по единой таможенной территории происходит свободно. Некоторые участники ВЭД предпринимают попытки ввезти товары, которые попали под санкции через территории названных стран, что подрывает эффективность контроля за перемещением товаров [9, с. 62].

К задачам мобильных групп таможенных органов относятся осуществление контроля за перемещением товаров через таможенную границу, а также внутри страны; выявление нарушений таможенного законодательства, например попытка ввоза запрещенных (санкционных) товаров; оперативное реагирование на случаи нарушения законодательства; сотрудничество с другими службами для выявления и предотвращения ввоза запрещенных (санкционных) товаров;обеспечение государственной безопасности.

Согласно новым изменениям в законе «О таможенном регулировании» (статья 261), ФТС России получила расширенные полномочия, которые дают ее сотрудникам возможность останавливать грузовые автомобили вне зон таможенного контроля для проверки перевозимых товаров и прилагающихся к ним документов. Эти изменения направлены на борьбу с ввозом и оборотом санкционных товаров и контрафактной продукции, а также на пресечение схем минимизации уплаты НДС с товаров, задекларированных в государствах-членах ЕАЭС. Таможенники имеют право остановить и проверить транспортные средства по своему усмотрению. Однако таможенный досмотр может длиться до 30 дней с возможностью продления, а в случае выявления нарушений международных норм и законодательства РФ, время решения вопроса увеличится и появиться обязанность возместить в бюджет неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сборов, а также штрафов, пеней и расходов на хранение товаров.

Между тем, в научной литературе отмечаются нерешенными некоторые проблемы, часть из которых является системными. Во-первых, это нехватка сотрудников, что препятствует формированию полноценной мобильной группе, а также отсутствие квалифицированных специалистов затрудняет эффективность осуществляемой деятельности. Во-вторых, на данный момент не существует реестра санкционных товаров, который бы позволил

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

идентифицировать и контролировать их перемещение. В-третьих, необходимо усовершенствовать коммуникацию между мобильными группами таможенных органов и другими подразделениями, которые контролируют процесс перемещения товаров через таможенную границу. Наконец, использование новейших технологий и различных способов перемещения контрабанды и санкционных товаров через таможенную границу осложняют эффективную работу мобильных групп, и требуют незамедлительной работы над совершенствованием имеющихся и созданием новых методов контроля [10, с. 53].

Поэтому необходимо увеличить количество сотрудников мобильных групп, исходя из штатной численности соответствующих подразделений и задач, которые перед ними стоят. Обеспечить высокую квалификацию специалистов призваны сеть специализированных ВУЗов государства, а также послевузовское образование на постоянной основе.

В отношении создания и функционирования единой базы данных о санкционных товарах - необходимо развивать международное таможенное сотрудничество в рамках ЕАЭС. Данная задача уже реализуется путем объединения различных подсистем таможенного контроля государств-членов Союза в единую систему на уровне ЕАЭС. Так, в настоящее время таможенными службами государств-членов Союза обсуждаются вопросы не только формирования стратегических направлений развития СУР в условиях реализации Страте-гии-2025 ЕАЭС, предполагающих разработку единых стандартов таможенного контроля с применением СУР, но и активного обмена между таможенными органами государств-членов Союза методиками анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов снимками и самими снимками с целью проведения анализа результатов таможенного контроля транзитных перевозок по таможенной территории ЕАЭС. Помимо этого, Российская Федерация и Республика Беларусь обеспечили создание на основе Соглашения о таможенном сотрудничестве Межгосударственного таможенного центра, смысл деятельности которого совершенствованию таможенного контроля на основе применения СУР, к повышению эффективности ее применения при мониторинге совершения таможенных операций в режиме реального времени.

Кроме того, необходимо дальнейшее развитие проведения скоординированных операций с другими органами власти, при обеспечении слаженности совместной работы, исключая дублирование контрольных функций, что значительно повысит результативность таможенного контроля. В рамках таких операций может осуществляться проверка [¡5 транспортных средств, грузов и документов, что оь позволит выявлять случаи незаконного ввоза санк-~ ционных товаров и их оборота на таможенной тер-^ ритории. Все вышеперечисленное подразумевает ~ под собой основательную и непрерывную работу зё подразделений таможенных органов, проводящих

таможенный контроль, как до выпуска, так и после с целью поддержания необходимого уровня условий, обеспечивающих эффективную работу по всем направлениям. Как известно, в будущем планируется внедрение системы прослеживаемо-сти товаров с помощью проекта цифровой платформы «грузовая прослеживаемость», что поможет значительно сократить количество правонарушений и вывести товары и денежные средства из теневого оборота.

Следует согласиться с авторами в том, что «подразделения таможенного контроля после выпуска товаров имеют возможность применять в своей деятельности почти все формы таможенного контроля, кроме личного таможенного досмотра» [8, с. 71-73]. Между тем, хотелось бы обратить внимание на следующие существенные обстоятельства. Проведенное исследование позволило установить, что имеется неопределенность с регламентацией деятельности мобильных групп таможенных органов - в пределах какой формы или каких форм таможенного контроля осуществляется их деятельность. Законодательно определено, что мобильные группы осуществляют свою деятельность в рамках контроля после выпуска товаров и, как правило, в форме таможенной проверки. Анализ действующего законодательства показал, что присутствует некоторая схожесть контрольной деятельности мобильных групп с выездной таможенной проверкой, однако все же отличия существеннее (например, процесс организации выездной таможенной проверки). Законодательно закреплено, что должностные лица мобильных групп имеют право на проведение проверки таможенных и иных документов и сведений, таможенного осмотра и таможенного досмотра. Таможенный контроль с использованием данных формы таможенного контроля провидятся должностными лицами мобильных групп самостоятельно, хотя по законодательству о таможенном регулировании должны проводится в рамках таможенной проверки. Обращает на себя внимание то, что при формировании и утверждении плана-задания на проведение проверочного мероприятия подразделениями по контролю за ввозом и оборотом товаров используется Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, в частности, речь идет о сведениях, поступающих из комплекса программных средств «Постконтроль», а также при срабатывании профилей риска, разработанных на основе анализа информации о выявленных нарушениях и при оценке информации, поступившей из иных источников [6, с. 29]. Другими словами, проводится ряд подготовительных мероприятий, схожих с деятельностью таможенных органов при проведении таможенной проверки, однако о том какая это проверка (камеральная и/или выездная) речи не идет, так как анализ положений таможенного законодательства о таможенной проверке не позволяет отнести деятельность мобильных групп таможенных органов к какому-либо виду таможенной проверки. Представляется, что тамо-

женный контроль, проводимый мобильными группами таможенных органов - это, все-таки, отдельный вид таможенной проверки.

Выводы

Таким образом, государство ведет активную работу по улучшению и развитию процесса контроля за перемещением товаров через таможенную границу. Для достижение данной цели предпринимаются такие действия, как внедрение новых технологий и оборудования для сканирования и обнаружения запрещенных или ограниченных к ввозу товаров, развитие электронного документооборота, усиление контроля за перевозчиками грузов, а также транспортными средствами. Кроме этого, ведется работа над развитием системы анализа возникающих рисков, что позволит более оперативно определить потенциально опасные грузы. Совершенствованию деятельности мобильных групп и повышению результативности таможенного контроля, проводимого ими, будут способствовать:

1. Четкая регламентация основной формы таможенного контроля, в рамках которой применяются остальные формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение.

2. Повышение эффективности организации таможенного контроля. В данный момент таможенный органы России с учетом обширной протяженности общей со странами-членами ЕАЭС национальной границы не обладают кадровым резервом мобильных групп, чтобы разместить их на всем участке для обеспечения полноценного контроля с предотвращением ввоза запрещенных товаров. Необходимо увеличить количество мобильных таможенных групп, в том числе за счет создания совместно работающих подразделений со странами Республики Беларусь и Республики Казахстан, расширять их полномочия.

Реализация предложенных рекомендаций позволит усовершенствовать систему таможенного контроля санкционных товаров мобильными таможенными группами, что содействует решению задачи повышения уровня экономической и национальной безопасности государства.

Литература

1. Бакаева О.Ю. Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю. Бакаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. 592 с.

2. Банк России. Платежный баланс международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в 2022 году. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/p_bal-ance/ (дата обращения 04.11.2023).

3. Безуглов, Д.А. Об эффективности функционирования мобильных групп таможенных органов / Д.А. Безуглов, Н.П. Бондаренко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4(33). С. 16-21.

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» https://customs.gov.ru/ac-tivity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 16.05.2024).

5. Жеребен, Е.В. Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров / Е.В. Жеребен // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т.2, № 1. С. 60-71.

6. Зиманова, М.А. Роль мобильных групп таможенных органов в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию Российской Федерации / М.А. Зиманова // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2(86). С. 27-31.

7. Мосолова, А.А. Мобильные группы как меры обеспечения экономической безопасности России / А.А. Мосолова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2(89). С. 185188.

8. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебник / Е.Ю. Сидорова, К.А. Павлюченков, А.В. Тихонова [и др.]. -М.: ООО «Издательство «КноРус», 2023. 354 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Новиков, С.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: монография / С.В. Новиков. М.: Русайнс, 2022. 181 с.

10. Тимченко Т.Н. Проблемные вопросы таможенного контроля ввоза санкционной продукции на территорию РФ автомобильным транспортом: Монография / Т.Н. Тимченко, Ю.А. Аре-стова, А.С. Погарская, В.В. Тонконог, К.В. Кон-фино, В.Т. Головань, А.А. Златомрежева. Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2021. 136 с.

11. Шорохова, И.С. Административно-юрисдикционная деятельность мобильных групп таможенных органов / И.С. Шорохова // Таможенное дело. 2024. № 1. С. 30-33.

12. Экономические санкции против России и российские антисанкции: издержки и выгоды конфронтации: монография / Р.М. Нуреев, Е.Г. Бусыгин, А.С. Гуков [и др.]; под ред. Р.М. Нурее-ва. М.: КноРус, 2021. 252 с.

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

Kostin A.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Dynamically changing conditions of international trade necessitate timely transformation of the state control system, in which customs authorities play a key role. Russian customs authorities ensure the solution of many problems, including filling the state budget, protecting national and economic security, etc., using the main tool -customs control. It is noteworthy that in modern conditions it is not enough to just create a new unit for customs control, it is necessary to provide for opportunities to expand the powers of these units, correlating them with the forms of customs control within which they are implemented. Improving the effectiveness of customs control carried out by these units is possible through the development of inter-

C3

о

CO £

m Р CT

CT1 А

IE

national customs cooperation, as well as through the improvement of customs legislation.

Keywords: customs control, customs control after release, effectiveness of customs control, mobile groups of customs authorities, restrictions.

References

1. Bakaeva O.Y. Customs Law: textbook / ed. by O.Y. Bakae-va. 3rd ed., rev. and supplement. M.: Norma: INFRA-M, 2023. 592 c.

2. Bank of Russia. Balance of Payments International Investment Position and External Debt of the Russian Federation in 2022. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/p_balance/ (date of circulation 04.11.2023).

3. Bezuglov, D.A. On the effectiveness of the functioning of mobile groups of customs authorities / D.A. Bezuglov, N.P. Bondaren-ko // Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2018. № 4(33). C. 16-21.

4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (date of reference: 16.05.2024).

5. Zhereben, E.V. Development of conceptual provisions of interaction between customs and tax authorities in customs control after the release of goods / E.V. Zhereben // Bulletin of the Volga

University named after V.N. Tatishchev. 2020. T. 2, № 1. C. 6071.

6. Zimanova, M.A. The role of mobile groups of customs authorities in ensuring compliance with prohibitions and restrictions on the importation of goods into the territory of the Russian Federation / M.A. Zimanova // Scientific Notes of the V.B. Bobkov St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy. 2023. № 2(86).C. 27-31.

7. Mosolova, A.A. Mobile groups as measures to ensure economic security of Russia / A.A. Mosolova // Economics and Entrepre-neurship. 2017. № 12-2(89). C. 185-188.

8. Taxation of participants of foreign economic activity: A textbook / E.Y. Sidorova, K.A. Pavlyuchenkov, A.V. Tikhonova [et al.]. -Moscow: LLC "Publishing House "Knorus", 2023.354 c.

9. Novikov, S.V. Customs control after the release of goods: a monograph / S.V. Novikov. Moscow: Rusains, 2022. 181 c.

10. Timchenko T.N. Problematic issues of customs control of importation of sanctioned products into the territory of the Russian Federation by road transport: Monograph / T.N. Timchenko, Yu. Tonkonog, K.V. Konfino, V.T. Golovan, A.A. Zlatomrezheva. St. Petersburg: Troitsky Most, 2021. 136 c.

11. Shorokhova, I.S. Administrative and jurisdictional activity of mobile groups of customs authorities / I.S. Shorokhova // Customs Affairs. 2024. № 1.C.30-33.

12. Economic sanctions against Russia and Russian anti-sanctions: costs and benefits of confrontation: a monograph / R.M. Nu-reev, E.G. Busygin, A.S. Gukov [et al.]; ed. by R.M. Nureev. Moscow: Knorus, 2021.252 c.

Q.

e

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.