Повышение региональной экономической устойчивости в кризисных ситуациях
Дмитриева Елена Владимировна,
заместитель начальника отдела организационного обеспечения Административного департамента, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Mchs.DmitrievaElena@gmail.com
В статье исследованы актуальные аспекты необходимости повышения уровня региональной экономической устойчивости в целях создания условия стабильного социально-экономического благополучия субъектов Российской Федерации на данном историческом этапе.
Предложены направления формирования в субъектах Российской Федерации проектов и стратегий социально-экономического развития в целях повышения уровня региональной экономической устойчивости. Обоснованы основные факторы, влияющие на состояние региональной системы безопасности жизнедеятельности населения. Рассмотрены условия наращивания потенциала регионального экономической устойчивости в рамках государственной стратегии развития. Обоснованы направления деятельности органов управления региона по своевременному формированию доходов бюджета для повышения уровня региональной экономической устойчивости. Разработаны рекомендации по комплексной модернизации региональной бюджетной политики в сфере экономической устойчивости на территориях. Рассмотрены долгосрочные перспективы инновационного развития региональных систем безопасности жизнедеятельности населения. Определены основные дополнительные мероприятия профилактики кризисных ситуаций и уменьшения экономического ущерба в зонах бедствий.
Материалы исследований предназначены для специалистов, работающих в сфере экономического обеспечения и создания условия стабильного социально-экономического благополучия субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: кризисные ситуации, региональная экономика, направления совершенствования, экономическая устойчивость, стратегия развития.
Введение.
Государство должно создать условия и предпосылки нового этапа развития страны, о чем свидетельствует настоящая экономическая ситуация.
Возрастает актуальность стабилизирующей региональной социально-экономической политики и повышения региональной экономической устойчивости для предотвращения кризисных ситуаций.
Перемены в мировой экономической ситуации требуют изменения государственного регулирования развития этой сферы в России. Принятие и реализация программ качественного роста должны обеспечить всестороннюю защиту интересов каждого человека и создание условий для социального, экономического, культурного и духовного развития общества.
Отмечу, что стратегия экономического развития регионов, формируется на основе определения реальных возможностей, ограничений и иных разнообразных внутренних и внешних факторов развития. [1] Она становится не только системой мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства. В этих условиях рациональный вклад субъектов Российской Федерации в решение задач развития становится базой качества стабильности.
На данном историческом этапе должна остаться в прошлом затратная конструкция гражданской обороны, защиты населения и территорий, пожарной безопасности характеризующаяся сложным механизмом распределением финансовых и материальных средств, дефицитом ресурсов, излишним резервированием и слабым взаимодействием по горизонтали и вертикали.
Методы научных исследований.
При разработке статьи применялись методы: анализа, синтеза, математического моделирования, наблюдение, сравнение и другие современные исследовательские инструменты. Основными источниками информации стали отечественные и мировые базы данных в сфере экономики и финансов.
Основные результаты исследований.
Проведенный анализ показывает, что механизмы профилактики и предупреждения кризисных ситуаций становятся невосприимчивыми к новшествам и инновациям, требуют новых непроизводственных затрат в регионах, муниципальных образованиях и организациях. Если применять принятые стратегии, то в целях достижения планируемых показателей реализации национальных проектов и роста экономики потребуется создание многочисленных управленческих структур, усиление существующих штатов, создание новых контролирующих структур, что накладывает дополнительные обременения и увеличивает текущие расходы.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
см см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
Создаваемая система должна быть основана на действующей структуре государственного, муниципального и объектового управления с наделением соответствующих субъектов полномочиями [6]. Подчеркну важность повышения уровня региональной экономической устойчивости и создания условия стабильного социально-экономического благополучия субъектов Российской Федерации в современной ситуации и в ближайшей перспективе. Для этого необходимо:
1. Организовать формирование в субъектах Российской Федерации проектов и стратегий социально-экономического развития в целях повышения уровня региональной экономической устойчивости.
На основании исследований представляется необходимым разработать в регионах страны основные направления развития системы безопасности жизнедеятельности населения на ближайший период и дальнейшую перспективу. Причем определить период реализации данной стратегии до середины столетия, чтобы будущие поколения россиян могли определять жизненные ориентиры, сверяя свои жизненные планы с документами стратегического планирования в нашей стране на период до 2050 года, а также этапы и механизмы ее реализации.
В этой связи важным направлением будет наращивание потенциала финансовых затрат на инновационную деятельность и внедрения отечественных технологий на территории регионов страны [2]. На эти цели требуется адресные вливания за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, собственных средств организаций, фондов поддержки научной, технической и иной деятельности, прочих источников (Рис.1).
Рисунок 1. Структура затрат на инновационную деятельность из различных источников финансирования, % (на примере Ярославской области). Источник: Статистический сборник-ежегодник Ярославской области - 2020
Анализ показывает, что для этих целей используются собственные средства организаций и средства федерального бюджета. Вместе с тем, значительный потенциал имеет привлечение местных бюджетов и различных форм поддержки. Отмечу, необходимость развития инновационной деятельности в виде исследования и разработки, финансовой и коммерческой деятельности, которая направлена или приводит к созданию новых или усовершенствованных продуктов, товаров, услуг. Требуется внедрять продукты, значительно отли-
чающиеся качеством от производимого ранее, предназначенные для реализации на рынке, внедрения новых или усовершенствованных бизнес-процессов.
В условиях экономического кризиса в регионах страны технологические инновации должны представлять конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической работе. Прослеживается тенденция неравномерности возрастания объема инновационных товаров, отечественных высокотехнологичных работ, услуг. Отдельные отрасли экономики в регионах испытывают настоящий голод от нехватки специалистов, технологий, разработок и механизмов их внедрения.
Разработка предложений повышения региональной экономической устойчивости должна базироваться на обновленной нормативной правовой основе основных направлений развития системы безопасности жизнедеятельности населения на ближайший период и дальнейшую перспективу, иных документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Требуется учитывать также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области экономической безопасности населения.
Система безопасности жизнедеятельности населения и тенденции ее развития свидетельствует, что человечество в настоящее время столкнулось с серьезными вызовами глобального характера [7].
Охватывающие новые территории возможные военные конфликты, стихийные бедствия природного характера и другие катаклизмы провоцируют тяжелые гуманитарные кризисы.
Значительно увеличивают масштабы негативных последствий и нарушают условия жизнедеятельности населения на значительных территориях экологические проблемы, изменения климата на планете, урбанизация, старение инфраструктуры, международные экономические санкции. Возрастают техногенные и другие риски, которые приводят к серьезным авариям и катастрофам [3]. Активное внедрение в нашу жизнь цифровых технологий и современных коммуникаций несет в себе свои дополнительные опасности.
На территории субъектов Российской Федерации должна формироваться система безопасности жизнедеятельности населения как совокупность мер, направленных на профилактику, предупреждение кризисных ситуаций, пожаров и иных бедствий. Приоритетом в этой сфере должна быть парадигма оказания помощи пострадавшим в зонах бедствий, а также деятельность органов антикризисного управления, силы и средства. В функционировании системы безопасности жизнедеятельности населения страны необходимо задействовать основные механизмы на федеральном и региональном уровнях.
2. Обосновать основные факторы, влияющие на развитие региональной системы безопасности жизнедеятельности населения в контексте повышения экономической устойчивости конкретной территории.
В этих целях обозначим необходимость провести следующие мероприятия:
• Организовать подготовку всех категорий граждан мерам личной безопасности и повышения его участия экономической устойчивости.
• Создать на основе новых рисков актуальную нормативную правовую базу и нормативно-техническую базу в области экономической устойчивости населения в соответствии с современными изменившимися тенденциям.
• Внедрить современные отечественные исследования и разработки средств и технологий обеспечения экономической безопасности населения.
• Сформировать в муниципальных образованиях преобразованные подходы к организации и осуществлению профилактической, предупредительной деятельности.
• Модернизировать региональные системы интегрального масштабного управления на основе цифровых технологий российских разработчиков.
• Создать отечественную платформу постоянного самообразования менеджеров, организовать взаимодействие и координацию деятельности при реализации планов и проектов в условиях кризисных ситуаций.
Стоит начать с определения основных направлений развития в регионах и оценки комплексных рисков на территориях, определению задач по их предотвращению. Развитие нормативной правовой базы в области экономической устойчивости населения должна осуществляться с учетом оценки риска причинения вреда и ущерба гражданам в результате различных сложных ситуаций.
Отдельно надо отметить требования современной целевой защиты и страховании от рисков имущества граждан: квартир, машин, дачных участков и финансовых сбережений.
В целом, устойчивое развитие можно рассматривать в виде постоянного процесса, при котором достигается удовлетворение всех потребностей населения и улучшение его благосостояния, а также сохраняются все предпосылки для развития будущего общества.
При этом следует учитывать неравномерность функционирования национальных экономик, стихийные, нерегулируемые процессы развития, нестабильность, глобальные проблемы в экологии - сформировали предпосылки для решения стратегически важной проблемы -достижение устойчивого развития страны в целом и регионов [5].
Поэтому без разработки новой модели взаимодействия органов государственного управления и муниципальных образований, иного формата участия общества и граждан в решении этих многогранных проблем, дублирования, резервирования и постоянной модернизации отраслевых структур и региональной экономики для эффективной работы не будет развития регионов.
В быстроизменяющихся внешних и внутренних условий выполнение стратегии возможно при совместном воздействии всей совокупности управленческих решений и множества поэтапных действий, выполняемых различными городскими и сельскими поселениями, отраслевыми сегментами экономики и отдельными промышленными группами. При этом постоянно должен повышаться уровень региональной экономической устойчивости регионов с учетом их физико-географических, демографических, экономических и других особенностей.
3. Создать условия наращивания потенциала экономической устойчивости в рамках государственной стратегии развития.
Поэтому государственное регулирование основных тенденций должно обеспечить интеграцию экономических ресурсов на приоритетных направлениях стабилизации экономики в сложных условиях.
Учет данных тенденций в значительной степени позволит упростить решение вопросов всестороннего обеспечения комплексного развития системы и решить проблему устойчивого функционирования систем телекоммуникаций и связи, транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства на экономической основе снижения затрат всех потребителей и защиты интересы человека, общества, государства. Необходимо ускоренными темпами осуществить переход к новому формату подготовки специалистов в целях качественного изменения в сторону компетентности и многофункциональной всесторонней подготовки. Становится важной компонентой развития профессионализм, высокий интеллектуальный уровень, физическая подготовка и психологическая устойчивость, умение работать в команде, высокая индивидуальная подготовка и постоянная мотивация к достижению поставленных целей.
Ключевым звеном стабилизации становится квалифицированный компетентный специалист, готовый к работе в сложных, изменяющихся условиях и служащий интересам людям. Кроме того, подготовка системы реагирования на бедствия и масштабного управления должна осуществляться по принципу стратегической мобильности с приоритетом прикрытия критически важных для национальной безопасности объектов и наиболее опасных территорий с использованием отечественных информационных технологий и результатов исследований российских ученых.
Отечественная наука — одна из самых молодых в мире по возрасту исследователей: 44,3% — до 40 лет. Сегодня в России работают свыше 154 тысяч молодых ученых. Их исследования — основа технологического прорыва и достижения национальных целей развития Российской Федерации, связанных с сохранением населения, здоровьем и благополучием людей, с цифровой трансформацией и организацией комфортной и безопасной среды для жизни.
Международные санкции создали принципиально новую атмосферу в этой области, поэтому у нас появился хороший шанс совершить технологический прорыв российских технологий.
4. Реализовать направления деятельности органов управления региона, направленных на своевременное формирование доходов бюджета для повышения уровня региональной экономической устойчивости.
Здесь уместно напомнить, что они поступают в бюджет денежными средствами и источниками финансирования дефицита бюджета в виде налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
В настоящее время значительным потенциалом становятся неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также формирование доходной части на основе оказания работ, услуг малыми и средними предприятиями. Важный ресурс заключается в повышении эффективности использования имущества бюджетных и автономных учреждений. Считаю важным, что имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных, земельных участков и иных
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
см см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
объектов недвижимого имуществ становится экономической категорией. Также отмечу возрастающее значение трудовой деятельности самозанятых, которые также создают дополнительные условия наполнения местных и региональных бюджетов и сокращают затраты на социальные выплаты, в том числе на пособия по безработице.
Приоритетное значение приобретает постоянная работа по реструктуризации долгов по государственным заказам федеральным программам за поставленные товары, работы и услуги. Считаю, что необходимо простить многие штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения арбитражных и других судов или других органов или перенести сроки их взимания.
В связи с этим следует пересмотреть очередность расчетов организаций с поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги и с дочерними и зависимыми обществами по всем видам операций. На особом контроле должны быть оплата труда, отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации, а также перечисления по всем видам платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
5. Обеспечить своевременную и комплексную модернизацию инструментов региональной бюджетной политики на территориях.
Организовать региональное регулирование развития этой сферы в современной России посредством принятия и реализации программ качественного роста комплексной защиты интересов человека и общества в современных условиях и создания условий для всестороннего гармоничного развития человека, общества и государства на базе приоритетов и особенностей субъектов Российской Федерации.
Основой надлежит применять различные финансовые источники, капитальные затраты, включающие приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и другие расходы. Внутренние текущие затраты целесообразно распределять по видам работ в этой области, уделяя первостепенное внимание приоритетным вопросам мер безопасного поведения при различных вызовах, опасностях и угрозах.
Одновременно с этим следует формировать региональные площадки создания продукции, товаров и услуг с использованием местных научных разработок, оформленных соответствующими патентами. Отмечу, что деятельность по подготовке и оформлению патентов в регионах страны осуществляется крайне медленно.
Исследования региональных бюджетов свидетельствует о значительных проблемах по формированию доходной части регионального бюджета. Много вопросов ритмичности расходов в целях получения конкретного результата, а также крайне неритмичное финансирование из различных источников, которое приводит к значительным дефицитам по отдельным направлениям региональной расходов (Таблица 1).
Статистические данные итогов освоения бюджета доказывают необходимость усиления государственного регулирования в области финансирования регионов, обеспечение объективного учета доходов и расходов сектора регионального управления на соответствующих
территориях. Органы местного самоуправления на основе утвержденных смет должны обеспечить эффективное освоение финансовых средств, выделенных для реализации задач, полномочий и функций. В современной сложной экономической ситуации снижение реальных доходов населения приоритетом становится реализация социальных гарантий слоев населения, имеющих низкие доходы.
Таблица 1
Оценка состояния динамики изменений регионального бюд-
Годы 2000 2005 2010 2017 2018 2019 2020 2021 Январь-май 2022
Доходы (млн. руб.) 6960 23107 51493 70416 78779 82011 96012 109227 43392
Расходы (млн. руб.) 6719 23505 56066 73310 80842 82756 97822 104980 41087
Профицит /дефицит (млн.руб.) 241 -398 -4573 -2894 -2063 -745 -1810 4247 2305
Профицит /дефицит (%) 3,5 -1,7 -8,9 -4,1 -2,6 -0,9 -1,9 3,8 5,3
Статистический сборник-ежегодник Ярославской области -2022.
Региональное бюджетирование должно базироваться на модернизированных экономических отношениях государственного устройства. При этом следует обеспечить эффективное регулирование не только федеральным законодательством и нормативными документами регионов страны, а также создание механизмов реализации их положений. Консолидированный региональный бюджет на соответствующей территории необходимо формировать на новых принципах не только исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, но и обеспечить реализацию социальных гарантий населения.
Что касается проблем финансирования вопросов безопасности жизнедеятельности населения на соответствующих территориях, следует зафиксировать важную аксиому. Это касается положения, что бюджетная система Российской Федерации должна предусматривать необходимые ресурсы из совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В отраслевых сегментах регионах передовых производственных технологий, технологических процессов, включая оборудование, управляемое, основанное на микроэлектронике и используемое при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг).
В субъектах Российской Федерации под эгидой местных научных изысканий требуется внедрять принципиально новые технологии, разработанные и созданные впервые и обладающие качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня. В этой сфере требует применение принципиально новых форматов обеспечение патентной чистоты передовой производственной технологии, обеспечивающая юридическое свойство объекта, технологии и её элементов, для использования в регионах без наруше-
ния прав на интеллектуальную собственность изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака.
Отмечу, что свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами, должен обеспечивать исполнение расходных обязательств муниципального образования в области гражданской обороны, предупреждения кризисных ситуаций, выполнения первичных мер пожарной безопасности и помощи пострадавшим.
С использованием вышеперечисленного требуется создать проекты реализации стратегий развития региональной экономической устойчивости и организовать их выполнение.
При этом следует учесть, что создаваемые технические и технологические системы безопасности по устаревшим нормам требуют значительных средств на содержание, обновление и модернизацию. Возрастание многофакторных рисков, принимая во внимание масштабность реализуемых проектов на территории субъектов Российской Федерации, сложные коммуникации и особенности местной экономики, проблемы формирования механизмов и инструментов реализации проектов развития в центре и на местах становится все более актуальной. Поэтому на эти цели требуется целевое финансирование из бюджетов различного уровня, определяя наиболее актуальные аспекты в этой сфере.
6. Реализовать долгосрочные перспективы развития региональных систем безопасности жизнедеятельности населения.
При этом целесообразно использовать механизмы экономической безопасности населения [8], продвигать новые отечественные системы научных разработок, информационных технологий и социальных институтов.
При формировании бюджетов следующих циклов следует предусматривать внутренние затраты на исследования и разработки в виде затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций, включая как текущие, так и капитальные затраты. В рамках этой работы возрастает значимость методических аспектов исследования статистических данных и других параметров сложных систем. Они охватывают широкий круг вопросов в организациях, выполняющих научные исследования и разработки, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики в регионах.
Требуется проводить оценку районирования, предложенную в современных исследованиях на основе выявления принципов районирования с помощью картографического и другого анализа, многофакторного исследования текущей и перспективной ситуации [4]. Данные материалы целесообразно использовать не только при разработке документов территориального планирования с обсуждением и утверждением проектов, но и при разработке стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
В этих целях требуется обеспечить использование финансовых и материальных ресурсов различного характера, затрачиваемых в данной сфере, на создание комфортной, доступной социальной инфраструктуры, высокотехнологичных рабочих мест, современных объектов и соответствующего преобразованного качества
жизни человека, являясь важным сегментом современной диверсифицируемой экономики, фактором развития регионов страны.
Заключение.
Таким образом, приоритетом развития становится реализация предложений по повышению региональной экономической устойчивости.
Макроэкономическое прогнозирование в современных условиях целесообразно нацелить на профильные сегменты экономики, которые становятся драйвером долгосрочного развития страны и регионов.
Региональная экономика и быстроразвивающемся социально-экономических, демографических и иных условиях должна определять приоритетные направления, модернизацию, дающее долгосрочные устойчивые доходы и формирующие факторы модернизации хозяйств.
Отмечу актуальность формирования для бизнеса понятных, стабильных правил в виде законов, нормативных документы не меняющихся десятилетиями.
Граждане должны быть уверены в устойчивости социальных механизмов поддержки, создания стабильной государственной политики, сохранении банковских вкладов, защиты мелких инвестиций, защиты от скачков цен на лекарства, предметы первой необходимости. В связи с этим рассмотрены долгосрочные перспективы инновационного развития региональных систем безопасности жизнедеятельности населения и определены основные дополнительные мероприятия профилактики кризисных ситуаций и уменьшения экономического ущерба в зонах бедствий.
Реализация предложенных рекомендаций позволит осуществить комплексную модернизацию региональной бюджетной политики в сфере экономической устойчивости на территориях. Особо следует отметить назревшие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве и других жизненно важных сферах.
Исследования направлений деятельности органов управления региона, направленных на своевременное формирование доходов бюджета для повышения уровня региональной экономической устойчивости доказало, что настало время перехода от простой модели дополнительного выделения финансовых средств регионам. Необходимо внедрять модели целевого развития высокодоходных сфер региональной экономики, с одной стороны, а с другой стороны сегментов региональной экономики, которые создают новые рабочие места с низкими доходами, но в большом количестве (особенно в отдельных сельских поселениях). Важность этого поступка базируется на особенностях регионов.
Современные экономические тренды сформировали уникальные возможности повысить региональную экономическую устойчивость на основе модели опоры на собственном научный и интеллектуальный потенциал, создание новых сфер и отраслей региональной экономики в условиях международных санкций и экономического кризиса.
Литература
1. Антонян Г.А., Салмин М.В. «Концепция устойчивого развития региона»//Вестник магистратуры. 2019. № 11-4. с. 98.
2. Бахтина Ю. И. Управление экономической безопасностью: инновационная сфера // Инновационная наука. 2015. № 10. С. 10-14.
X X
о
го А
с.
X
го т
о
м о м м
3. Волкова А. А. и др. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 215 с.
4. Голубченко И.В. О районировании России (в связи с Проектом Стратегии пространственного развития) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. - 2018 / № 4. - с. 32-38.
5. Коновалова К. Ю., Шумахов Р. В. Исследование проблем экономической безопасности регионов и динамики пространственного развития России // Вестник Академии знаний. 2019. № 6. С. 150-158.
6. Пучков В.А., Исследование основных условий и факторов, влияющих на систему безопасности жизнедеятельности населения // Труды вольного экономического общества. - 2019. - №6(220). - С. 222-243.
7. Пучков В.А., Перспективы развития экономических механизмов региональной системы безопасности жизнедеятельности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т.10. - №8А. - С.265-274.
8. Чеботарев С.С., Овсяник А.И., Данилина М.В., Сидоренко Г.Г., Романченко Л.Н., Буслаев С.И. Мониторинг в управлении развитием национальной экономической безопасности: региональные аспекты / В сборнике: Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2019). Материалы двенадцатой международной конференции. Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. 2019. С. 1073-1079.
CN СЧ О
сч
Improving regional economic resilience in crisis situations Dmitrieva E.V.
Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and
Disaster Management JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The article examined the current aspects of the need to increase the level of regional economic stability in order to create a condition for the stable socio-economic well-being of the constituent entities of the Russian Federation at this historical stage. Directions for the formation of projects and strategies for socio-economic development in the constituent entities of the Russian Federation in order to increase the level of regional economic stability are proposed. The main factors affecting the state of the regional life safety system of the population are justified. The conditions for building the capacity of regional economic sustainability within the framework of the state development strategy were considered. The areas of activity of the regional management bodies aimed at timely formation of budget revenues to increase the level of regional economic stability were studied. Recommendations have been developed for the comprehensive modernization of regional fiscal policy in the field of economic sustainability by tons. The directions of activity of the regional management bodies on the timely formation of budget revenues to increase the level of regional economic stability are justified. Recommendations have been developed for the comprehensive modernization of regional budgetary policy in the field of economic sustainability in the territories. Long-term prospects for the innovative development of regional life safety systems were considered. The main additional measures for the prevention of crisis situations and the reduction of economic damage in disaster zones have been identified.
The research materials are intended for specialists working in the field of economic support and creating a condition for the stable socio-economic well-being of the constituent entities of the Russian Federation. Keywords: crisis situations, regional economy, improvement directions,
economic stability, development strategy. References
1. Antonyan G.A., SalminD M.V. "The concept of sustainable development of
the region"//Herald of the Magistracy. 2019. No. 11-4. With. 98.
2. Bakhtina Yu. I. Management of economic security: innovation sphere //
Innovative science. 2015. No. 10. P. 10-14.
3. Volkova A. A. et al. Security in emergency situations. Yekaterinburg:
Publishing House Ural. un-ta, 2017. 215 p.
4. Golubchenko I.V. On the regionalization of Russia (in connection with the
Project of the Spatial Development Strategy) // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences. - 2018 / No. 4. - p. 32-38.
5. Konovalova K. Yu., Shumakhov R. V. Study of the problems of economic
security of regions and the dynamics of spatial development of Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 6. P. 150-158.
6. Puchkov V.A., Study of the main conditions and factors influencing the
system of life safety of the population // Proceedings of the Free Economic Society. - 2019. - No. 6 (220). - S. 222-243.
7. Puchkov V.A., Prospects for the development of economic mechanisms of
the regional system of life safety // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2020. - V.10. - No. 8A. - P.265-274.
8. Chebotarev S.S., Ovsyanik A.I., Danilina M.V., Sidorenko G.G., Romanchenko L.N., Buslaev S.I. Monitoring in the management of the development of national economic security: regional aspects / In the collection: Management of the development of large-scale systems (MLSD'2019). Materials of the twelfth international conference. Under the general editorship of S.N. Vasilyeva, A.D. Tsvirkun. 2019. S. 1073-1079.
О Ш
m x
3
<
m о x
X