УДК 316.4
DOI 10.18522/2227-8656.2021.6.13
ОЦЕНКА УГРОЗ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЮФО
© 2021 г. А. В. Палеев*
* Военный учебный центр Южного федерального университета, г. Таганрог, Россия
Цель исследования. Обеспечение экономической безопасности региона является важным национальным приоритетом страны, поскольку определяет способность экономической системы поддерживать нормальные условия и качество жизни населения территории. Поэтому целью статьи является выявление угроз, нарушающих равновесие и устойчивость функционирования региональной экономической системы, а также разработка комплекса мер и методов, которые направлены на повышение эффективности эксплуатации хозяйственных объектов и инфраструктуры регионального рынка, определяющих уровень доходов различных социальных групп и социальное благополучие населения ЮФО.
Методологическая база. Региональная экономическая безопасность изучается с позиций системного подхода, позволяющего определить структуру негативных воздействий по показателям в различных сферах жизнедеятельности и разработать систему мер для их устранения в социальной сфере макрорегиона.
Тип статьи в журнале - научная
ASSESSMENT OF THREATS АШ ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE AREA OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION OF THE SFD
© 2021 A. V. Paleev*
* Military Training Center of the Southern Federal University, Taganrog, Russia
Objective of the study. Ensuring the economic security of the region is an important national priority of the country, since it determines the ability of the economic system to maintain normal conditions and quality of life for the population of the territory. Therefore, the purpose of the article is to identify threats that upset the balance and stability of the functioning of the regional economic system, as well as to develop a set of measures and methods that are aimed at increasing the efficiency of the operation of economic facilities and infrastructure of the regional market, which determine the level of income of various social groups and the social well-being of the population of the Southern Federal District.
The methodological basis of the research.
Regional economic security is studied from the standpoint of a systematic approach, which allows one to determine the structure of negative impacts in terms of indicators in various spheres of life and develop a system of measures to eliminate them in the social sphere of the macroregion.
Результаты исследования. На основании оценки рисков и угроз предложены рекомендации по обеспечению экономической безопасности ЮФО в области качества жизни населения: увеличение количества образовательных и спортивных мероприятий в рамках государственных программ РФ; повышение уровня медицинского обслуживания; информационное и техническое обеспечение доступа населения к государственным и муниципальным услугам; финансовая поддержка федеральным центром предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; ужесточение ответственности организаций, ответственных за функционирование коммунальной инженерной инфраструктуры и обеспечение населения качественной питьевой водой.
Перспективы исследования. Предложенные рекомендации нуждаются в разработке управленческих решений, эффективность которых зависит от экономического эффекта, полученного от их реализации, а также от соответствия нормативно-правового, финансово-инвестиционного, организационного методов, реализуемых федеральными и региональными органами власти.
Ключевые слова: экономическая безопасность; региональная экономическая безопасность; качество жизни населения; обеспечение экономической безопасности; угрозы экономической безопасности
Research results. Based on the assessment of risks and threats, recommendations were proposed for ensuring the economic security of the Southern Federal District in the field of the quality of life of the population: increasing the number of educational and sports events within the framework of state programs of the Russian Federation; improving the level of medical care; informational and technical support of the population's access to state and municipal services; financial support by the federal center for the provision of housing to orphans and children left without parental care; toughening the responsibility of organizations responsible for the functioning of communal engineering infrastructure and providing the population with high-quality drinking water.
Prospects of the study. The proposed recommendations require the development of management decisions, the effectiveness of which depends on the economic effect obtained from their implementation, as well as on the compliance of the regulatory, financial and investment, organizational methods implemented by federal and regional authorities.
Keywords: economic security; regional economic security; quality of life of the population; ensuring economic security; threats to economic security
Введение
Обеспечение экономической безопасности региона является важным национальным приоритетом страны, поскольку определяет способность экономической системы поддерживать нормальные условия и качество жизни населения территории. Это возможно посредством выявления угроз, нарушающих равновесие и устойчивость функционирования региональной экономической системы, а также разработки комплекса мер и методов, которые направлены на повышение эффективности эксплуатации хозяйственных объектов и инфраструктуры регионального рынка, определяющих уровень доходов различных социальных групп и их социальное благополучие.
Основными документами стратегического планирования, направленными на повышение качества жизни в регионах округа, являются Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, стратегии социально-экономического развития регионов и региональные программы, нацеленные на социальную поддержку граждан, совершенствование систем образования, развитие физкультуры и спорта, расселение граждан из аварийного жилищного фонда, которые корректируются с учетом федерального законодательства, федеральных программ и проектов, а также региональных особенностей субъектов Российской Федерации. Поэтому основная задача региональных органов власти - выявить угрозы повышенного риска в социально-экономической сфере региона, которые нарушают равновесие региональной системы из-за дисфункциональности ее основных элементов, и разработать комплекс мер по их предотвращению или ликвидации последствий.
Теоретико-методологические основания исследования
Методологической основой изучения региональной экономической безопасности традиционно является системный подход, в соответствии с которым определяется структура негативных воздействий по показателям в различных сферах жизнедеятельности и формируется система мер для их устранения. Обобщая результаты исследований Л. И. Абалкина, В. М. Бе-лоусова, Е. С. Дашковой, В. В. Ворожихина, Н. М. Калининой, В. В. Карповой, Н. В. Шубиной и др., в качестве цели обеспечения экономической безопасности региона можно выделить устойчивое экономическое развитие территории, способствующее удовлетворению потребностей населения, посредством способности противодействия угрозам как дестабилизирующим факторам.
Основная дискуссия ученых разворачивается в отношении факторов, критериев и показателей экономической безопасности региона. Поскольку социальная сфера является приоритетной, то С. Ю. Глазьев предложил универсальный комплекс показателей для оценки экономической безопасности страны в целом (Глазьев, 2014). А. А. Рощупкина, Т. В. Сидорина предлагают использовать для оценки уровня региональной экономической безопасности преимущественно социальные показатели (демография, занятость, уровень оплаты труда и др.) (Рощупкина, 2019). Полярность позиций исследователей позволяет сделать вывод о необходимости разработки си-
1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007210012.
стемы показателей региональной экономической безопасности в социальной сфере для макрорегионов, использование которых будет способствовать ее обеспечению.
Таким образом, региональную экономическую безопасность целесообразно изучать с позиций системного подхода, который позволяет определить структуру негативных воздействий по показателям в различных сферах жизнедеятельности и разработать систему мер по их устранению в социальной сфере макрорегиона. Среди показателей региональной экономической безопасности в области качества жизни населения ЮФО можно выделить следующие: обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и инновационной экономики; сохранение и укрепление здоровья населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни на основе внедрения передовых достижений медицинской науки; увеличение количества лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом; создание комфортной, экологичной и безопасной среды проживания, благоприятной для активизации и развития городских и сельских сообществ; повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Результаты исследования
В рамках реализации документов стратегического планирования с 2020 по 2025 г. предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение экономической безопасности, предотвращающих угрозы качеству жизни населения ЮФО. Однако первоначально необходимо провести анализ рисков и угроз региональной экономической безопасности в соответствии с показателями уровня и качества жизни населения.
Особое внимание уделяется развитию систем общего, дополнительного и профессионального образования, поскольку оно определяет инновационный потенциал развития экономики региона и ее обеспечение квалифицированными кадрами. Проблема обеспечения доступного дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляет 85,6 %, а от 3 до 7 лет - 98,9 % (по России - 81,7 и 98,92 %), хотя она остается актуальной для 4 субъектов ЮФО, где данный показатель не достигает 75 %: Республика Калмыкия, Республика Крым, Астраханская область, г. Севастополь. Поэтому в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидии в 8 субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЮФО, планируется создать 5 810 дополнительных мест (43 объекта) в 2021 г. и 6 149 дополнительных мест (42 объекта) в 2022 г.
В сфере школьного образования в двухсменном режиме обучаются 298 499 чел. Для повышения доступности и качества общего образования в
субъектах ЮФО предусмотрены субсидии в размере 2494,5 млн руб. на 2021 г., 2132,6 млн руб. - на 2022 г., что позволит создать 19 247 новых мест (28 объектов)1. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся информационных компетенций. В частности, для обновления материально-технической базы бюджетами 7 субъектов, входящих в состав ЮФО, предусмотрены субсидии на создание 401 информационного центра. В целях реализации стратегических направлений в области образования в регионах округа реализуются мероприятия соответствующих региональных программ. Основные мероприятия носят комплексный характер и отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в данной сфере, которые призваны обеспечить дальнейшее развитие как системы образования, так и региона.
Следующим приоритетным направлением обеспечения региональной экономической безопасности является развитие физической культуры и спорта. В регионах Южного федерального округа можно выделить следующие вызовы и угрозы: отсутствуют межотраслевые программы, способствующие организационному единству в мероприятиях по развитию школьного и студенческого спорта, а также организационные модели управления в сфере детско-юношеского спорта, в том числе школьного спорта, студенческого спорта и массового спорта с участием детей и подростков. Эта ситуация вызвана незначительными объемами финансовой поддержки из федерального и регионального бюджетов. Например, в 2014-2020 гг. его доля в указанных расходах составила 5,8 % в Республике Калмыкии, 0,5 % - в Краснодарском крае, 2,5 % - в Астраханской области. Однако в г. Севастополе указанная доля в 20182020 гг. составила 37,9 %2.
В отдельных субъектах ЮФО остро стоит проблема нехватки спортивных объектов, в том числе спортивных залов в образовательных организациях, а также отсутствия профильных спортивно-оздоровительных лагерей. Все это приводит к уменьшению числа детей и подростков, регулярно занимающихся спортом и участвующих в спортивных соревнованиях. При этом число освобожденных по медицинским показаниям от занятий физической культурой и спортом ежегодно увеличивается: рост в 2014-2020 гг. составил в Астраханской области
1 Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2021 году : информ.-анал. мат. / Ростовстат. Ростов н/Д., 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://rostov.gks.ru/storage/mediabank/ UFO_2021_2.pdf.
2 Протокол совещания по вопросу внедрения основных направлений Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа. [Электронный ресурс]. URL: http:// fcpsr.ru/ downIoads/cpsr/04.
4,1 раза (с 556 до 2299 чел.). В последние годы рост этого показателя отмечается практически во всех субъектах Южного федерального окру-га1. Преодолению этих угроз может способствовать внесение изменений в государственные программы по увеличению строительства быстро-возводимых спортивных объектов, включая бассейны, а также возможность создания таких объектов в общеобразовательных организациях, где они отсутствовали.
Выявление угроз по другим показателям в области качества жизни населения ЮФО позволяет запланировать комплекс мероприятий по их ликвидации. Для своевременного оказания медицинской помощи в регионах округа ведется работа по строительству врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, запланировано приобретение 44 передвижных медицинских комплексов, осуществляются профилактические медицинские осмотры граждан. В регионах округа осуществляются регулярные профилактические медицинские осмотры граждан. Однако значительное количество населения региона беспокоит низкий уровень медицинского обслуживания, в том числе деятельность участковых врачей, и в отношении этого никаких мер не предусмотрено.
В целях обеспечения равного доступа к государственным и муниципальным услугам во всех регионах округа завершено формирование сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако сохраняются такие проблемы, как технические сбои на портале, предоставление недостаточной, неясной или устаревшей информации.
В регионах ЮФО реализуются адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако эта проблема остается сложной в условиях роста непредвиденных расходов на борьбу с пандемией. При сложившихся ценах на рынке жилья для этого потребуются значительные средства из региональных бюджетов. Учитывая изложенное, предлагается Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансировании для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
На сегодняшний день в Южном федеральном округе сохраняются проблемы, связанные с износом коммунальной инфраструктуры и обеспечением населения качественной питьевой водой. В качестве основных угроз выделяются высокая степень изношенности коммунальной инфраструкту-
1 Протокол совещания по вопросу внедрения основных направлений...
ры; соответствие гигиеническим нормативам питьевой воды; лабораторный контроль ее качества в полном объеме в соответствии с разработанными программами; отсутствие утвержденных проектов санитарной охраны источников водоснабжения.
В связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо реализовать комплекс законодательных мер, направленных на ужесточение ответственности регулируемых организаций в случае невыполнения (несвоевременного выполнения) мероприятий инвестиционных программ, источником финансирования которых являются поступления от регулируемой деятельности.
Заключение
Анализ рисков и угроз экономической безопасности ЮФО и мер по ее обеспечению в области качества жизни населения позволяет выявить наиболее проблемные точки и разработать соответствующие рекомендации. Необходимо увеличить количество мероприятий в рамках государственных программ для развития образования и физической культуры и спорта.
В целях своевременного оказания медицинской помощи важно обратить внимание не только на создание соответствующей инфраструктуры, но и на повышение уровня медицинского обслуживания. Своевременное обновление информации и совершенствование технического оснащения позволят обеспечить равный доступ населения к государственным и муниципальным услугам. Только при наличии дополнительного финансирования из федерального бюджета будет возможно переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо ужесточить законодательно закрепленную ответственность организаций, ответственных за функционирование коммунальной инженерной инфраструктуры и обеспечение населения качественной питьевой водой.
Литература
Глазьев С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 2014. № 1. С. 5-15.
Митяков С. Н., Федосеева Т. А., Митя-ковЕ. С. Система индикаторов экономической безопасности муниципалитета как составной элемент многоуровневой системы экономической безопасности // Мир новой
References
Glazyev, S. Yu. (2014). The basis for ensuring the country's economic security - an alternative reformatory course. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, 1, 5-15. (In Russian).
Mityakov, S. N., Fedoseeva, T. A., Mityakov, E. S. (2020). System of indicators of economic security of a municipality as a component of a multi-level system of economic security. Mir novoy ekonomiki, 14 (4), 67-80. (In
экономики. 2020. № 14 (4). С. 67-80.
Рощупкина А. А., Сидорина Т. В. Система региональных показателей экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. 2019. № 3. С. 48-59.
Для цитирования: Палеев А. В. Оценка угроз и обеспечение экономической безопасности в области качества жизни населения ЮФО // Гуманитарий Юга России. 2021. 6 (52). С. 166-173. DOI 10.18522/2227-8656.2021.6.13
Сведения об авторе
Палеев Александр Викторович
Кандидат экономических наук,
начальник Военного учебного
центра Южного федерального университета
347922, Ростовская область, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, e-mail: [email protected]
Russian).
Roshchupkina, A. A., Sidorina, T. V. (2019). System of regional indicators of economic security. Vestnik Yevraziyskoy nauki, 3, 48-59. (In Russian).
История статьи:
Поступила в редакцию - 01.10.2021 г. Получена в доработанном виде -23.11.2021 г. Одобрена - 02.12.2021 г.
Information about author
Alexander Viktorovich Paleev
Candidate of Economic Sciences, Head of the Military Training Center of the Southern Federal University
44 Nekrasovsky Lane, Taganrog, 347922, e-mail: [email protected]