10. Reznichenko, D.S. Background and ways to identify distortions in financial statements / D.S. Reznichenko, D.A. Tozliyan // Informational support of effective management of the activity of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016. - p. 363-367.
11. Reznichenko, D.S. Computerization of accounting: advantages and non-affluence / D.S. Reznichenko, A.S. Udovtseva // Information support for the effective management of the activities of economic entities Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016. - p. 11-17.
Л. А. Белова - профессор кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
L. A. Belova - Professor, Department of Economics & international relations, candidate of Economics, associated Professor, Kuban state agrarian University;
М. В. Вертий - доцент кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
M. V. Vertiy - associate Professor of Economics and foreign trade, Ph. D., Kuban state agrarian University;
В. Н. Малышева - студент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V. N. Malysheva - student, Kuban State Agrarian University.
РОЛЬ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА ROLE OF HEALTHCARE SYSTEM IN ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Аннотация. В данной статье авторами обозначена роль системы здравоохранения в обеспечении экономической безопасности региона. Отражена сущность экономической безопасности региона. Рассмотрены разные подходы к здравоохранению и здоровью населения, медицинской помощи и её эффективности. Отмечается, что уровень социально-экономического развития региона зависит от качества оказываемой медицинской помощи. Акцентируется внимание на том, что эффект от деятельности системы здравоохранения необходимо рассматривать с точки зрения социальной, медицинской и экономической эффективности. Выделяются угрозы в сфере здравоохранения, влияющие на уровень региональной экономической безопасности. Сгруппированы правила эффективной реализации медицинских услуг. Осуществлена оценка эффективности системы здравоохранения Краснодарского края на основе системы частных показателей.
Annotation. In this article, the authors attempt to highlight the role of the health system in ensuring the economic security of the region. The essence of economic security of the region is reflected. Different approaches to health care and public health, medical care and its effectiveness are considered. It is noted that the level of socio-economic development of the region depends on the quality of medical care. The attention is focused on the fact that the effect of the health system should be considered in terms of social, medical and economic efficiency. The threats in the sphere of health care affecting the level of regional economic security are highlighted. The rules of effective implementation of medical services are grouped. The assessment of efficiency of health care system of Krasnodar region on the basis of system of private indicators is carried out
Ключевые слова: регион, здравоохранение, экономическая безопасность, качество жизни, инвестиции, медицинские услуги, экономический эффект, социальный эффект, медицинский эффект, мониторинг, совокупный интегральный показатель, инвестиции, инновации.
Keywords: egion, health, economic security, quality of life, investment, medical services, economic effect, social effect, medical effect, monitoring, aggregate integral indicator, investment, innovation
Проблема экономической безопасности региона актуализируется в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство. Сущность экономической безопасности заключается в способности региональной экономической системы постоянно улучшать качество жизни населения, сопротивляться влиянию внутренних и внешних угроз на основе эффективного использования ресурсного потенциала, создавать условия для социально-экономической и общественно-политической стабильности региона.
В числе основополагающих факторов обеспечения экономической безопасности выделяется социальная политика, реализуемая преимущественно в формах социальной защиты и социальной поддержки населения. Экономическая наука рассматривает социальную сферу как совокупность отраслей здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищного хозяйства, социального обслуживания, социального страхования и пенсионного обеспечения. Стержневым фактором производительного потенциала общества можно назвать отрасль здравоохранения [2].
В течении длительного времени в отечественной научной литературе здравоохранение представлялось как отрасль непроизводственной сферы, расходующая бюджетные средства и не производящая национального продукта, но в настоящее время данный подход несколько устарел. В рамках нового подхода здоровье рассматривается пре-
имущественно как потребительский товар. Человеку свойственно заботиться о своём здоровье, потребляя медицинские услуги, входящие в региональную систему здравоохранения. Соответственно медицинские услуги и их качество выступают как инструмент повышения производительности труда человека [4].
Состояние экологии, количество оздоровительных действий, число мероприятий по охране труда, сумма средств, вложенных на поддержание здорового образа жизни и работоспособности человека, оказывают непосредственное воздействие на уровень здоровья населения. Важно отметить, что инвестиции в здоровье, продлевающие качественное функционирование человеческого капитала, обуславливаются постепенным износом этого капитала со временем и возрастом [4].
Одной из особенностей сферы здравоохранения является частота случаев экономически невыгодных медицинских мероприятий, необходимость проведения которых обусловлена медицинским и социальным эффектом. Это относится, преимущественно, к организации медицинского обслуживания инвалидов и пожилых людей с хроническими заболеваниями.
Рисунок 1 - Правила эффективной реализации медицинских услуг
Увеличение экономического эффекта в области здравоохранения возможно при сокращении расходов, но при обязательном сохранении и улучшении качества оказываемых услуг для потребителя. Общие расходы на
здравоохранение определяются как совокупность трех составляющих: затраты системы социального обеспечения на здравоохранение как часть от общих государственных расходов; платные медицинские услуги, которые оплачиваются за счет пациента; платные медицинские услуги, оплачиваемые за счет системы медицинского страхования (ОМС).
Наряду с тем, что здравоохранение занимает одно из важнейших мест в системе социально-экономических показателей региона, качество медицинской помощи также можно считать социально-экономической категорией [2]. Таким образом, уровень социально-экономического развития региона зависит от качества оказываемой медицинской помощи и её эффективности.
С точки зрения экономики, здоровья отдельного человека и здоровья населения в целом, создание качественного человеческого капитала и высокого уровня качества жизни населения региона обусловлено высоким уровнем эффективности системы здравоохранения, в рамках которой происходит управление качеством медицинской помощи и эффективное использование всех видов ресурсов, что является одной из основных целей экономической безопасности региона.
К угрозам в сфере здравоохранения, влияющим на уровень региональной экономической безопасности, можно отнести следующие:
- нерациональное использование ресурсов, которое приводит к неравномерной нагрузке на медицинский персонал, а также территориальному неравенству по обеспечению медицинской помощи;
- неразвитость инновационной деятельности, что является прямым следствием неэффективности производственной инфраструктуры здравоохранения;
- отсутствие сбалансированной модели медицинского страхования;
- старение основных фондов организаций здравоохранения.
Рисунок 2 - Группы показателей обеспечения экономической безопасности в сфере здравоохранения
В настоящий период времени проблемы, возникающие в здравоохранении, связывают с определенными бюджетными ограничениями. По данным Всемирной организации здравоохранения, более миллиарда населения мира не имеют доступа к медицинским услугам из-за бедности. Около 11,9% всех расходов на систему здравоохранения в мире - это личные расходы граждан.
Многие медицинские учреждения продолжают использовать устаревшие методы и технологии. Кроме того, отсутствие квалифицированного персонала снижает эффективность лечения, увеличивает количество дней пребывания в больнице.
На основании анализа внешней и внутренней среды, а также условий оказания медицинских услуг в регионах России с целью повышения эффективности процессного управления в учреждениях здравоохранения разрабатываются мероприятия по развитию отечественного регионального здравоохранения. Правила, лежащие в основе концептуальной модели обеспечения экономической безопасности и направленные на эффективную реализацию процессов медицинских услуг, отражены на рисунке 1.
В оценке развития социально-экономической системы ключевое место отводится понятию эффективность. В рамках здравоохранения понятие эффективности нельзя отождествлять с общеэкономической категорией эффективности, так как в здравоохранении принимается во внимание не только экономический, но и медицинский, и социальный аспекты. Экономический аспект заключается, прежде всего, в анализе выбора наиболее экономичного варианта вложения средств. Медицинский аспект содержит в себе регламентацию и стандартизацию медицинской помощи. Социальный же аспект ориентирован на снижение заболеваемости и смертности, повышение продолжительности и качества жизни. Помимо этого, в здравоохранении имеет место сложность оценки результата, который должен выражаться в снижении смерности, заболеваемости и нетрудоспособности [3].
Показатели состояния системы здравоохранения, обеспечивающие экономическую безопасность, принято делить на четыре группы (рисунок 2).
Система здравоохранения Краснодарского края является одной из самых развитых в Южном федеральном округе. На территории края присутствуют все элементы системы здравоохранения, реализуются масштабные мероприятия по профилактике заболеваемости населения. Ведется мониторинг уровня смертности от предотвратимых причин, что позволяет фокусировано влиять на качество медицинской помощи. Край является лидером по информатизации системы здравоохранения, внедряются телемедицинские технологии.
Оценка эффективности региональной системы здравоохранения осуществлялась на основе системы частных показателей, включающей в себя расчет индексов кадрового обеспечения, обеспечения качества жизни, инвестиционного, финансово-экономического и материально-технического обеспечения (таблица 1).
Таблица 1 - Система частных показателей оценки эффективности отрасли здравоохранения Краснодарского края [5]_
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. Абсолютное отклонение, (+,-)
1 2 3 4 5
Кадровое обеспечение
КО1-отношение обеспеченности врачами на 10 000 чел. нас. Краснодарского края к обеспеченности врачами на 10 000 чел. нас. ЮФО 0,957 0,955 0,991 0,034
КО2-отношение обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 000 чел. нас. Краснодарского края к обеспеченности среднего медицинского персонала на 10 000 чел. нас. ЮФО 0,933 0,935 0,951 0,018
КОз-отношение врачей Краснодарского края к врачам ЮФО к отношению среднего медицинского персонала Краснодарского края к среднему медицинскому персоналу ЮФО 1,025 1,022 1,043 0,018
Индекс кадрового обеспечения 0,971 0,970 0,994 0,023
Обеспечение качества жизни
ОКЖ1-отношение числа младенческой смертности Краснодарского края к числу младенческой смертности ЮФО 0,359 0,322 0,322 -0,037
ОКЖ2-отношение числа рождаемости Краснодарского края к числу рождаемости ЮФО 0,414 0,359 0,370 -0,044
ОКЖз- отношение числа смертности Краснодарского края к числу смертности ЮФО 0,382 0,325 0,328 -0,054
Индекс обеспечения качества жизни 0,384 0,335 0,339 -0,045
Инвестиционное обеспечение
ИО1-отношение инвестиций в основной капитал на душу населения Краснодарского края к инвестициям в основной капитал на душу населения ЮФО 1,349 1,117 1,019 -0,330
ИО2- отношение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения Краснодарского края к инвестициям в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения ЮФО 0,514 0,343 0,334 -0,180
Индекс инвестиционного обеспечения 0,833 0,619 0,583 -0,250
Финансово-экономическое обеспечение
ФЭО1-отношение ВРП на душу населения Краснодарского края к ВРП на душу населения ЮФО 1,242 1,218 1,285 0,043
ФЭО2-отношение государственных расходов на здравоохранение Краснодарского края к государственным расходам на здравоохранение ЮФО 0,356 0,409 0,421 0,065
ФЭОз-отношение среднемесячной номинальной з/п работников здравоохранения Краснодарского края к среднемесячной номинальной з/п работников здравоохранения ЮФО 1,094 1,095 1,099 0,005
Индекс финансово-экономического обеспечения 0,785 0,817 0,841 0,056
Материально-техническое обеспечение
МТО1-отношение числа больничных организаций Краснодарского края к числу больничных организаций ЮФО 0,316 0,264 0,278 -0,038
МТО2-отношение числа амбулаторно-поликлинических организаций Краснодарского края к числу амбулаторно-поликлинических организаций ЮФО 0,168 0,174 0,197 0,029
МТОз-отношение числа больничных коек Краснодарского края к числу больничных коек ЮФО 0,311 0,316 0,320 0,009
Индекс материально-технического обеспечения 0,255 0,244 0,260 0,005
Совокупный интегральный показатель (1эз) 0,574 0,526 0,533 -0,041
Совокупный интегральный показатель соответствует высокому уровню оценки эффективности функционирования системы здравоохранения Краснодарского края (1эз <0,100 - низкий уровень; 0,100 < 1эз < 0,250 -средний уровень; 0,250 < 1эз < 0,450 - уровень выше среднего; 1эз > 0,450 - высокий уровень) по сравнению с уровнем функционирования системы здравоохранения ЮФО. К негативной динамике относится снижение совокупного интегрального показателя в 2017 г. по сравнению с 2015 годом.
Мониторинг состояния и тенденций развития системы здравоохранения позволяет разработать мероприятия по обеспечению должного уровня экономической безопасности региона, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности отрасли, привлечению инвестиций для реализации инновационных технологий и проектов в сферу здравоохранения и развития экономической системы в целом. В свою очередь, эффективное функционирование региональной системы здравоохранения позволит сохранить человеческий капитал, обеспечить социально-демографическую и экономическую безопасность.
Источники:
1. Белова Л. А., Вертий М. В. Инвестиционная привлекательность как фактор инвестиционной безопасности региона // Институциональные преобразования в экономике России / Материалы международной научной конференции. - 2018. - С. 51-57.
2. Белова Л. А., Гизей Е. В. Управление ресурсным потенциалом как фактор инновационного развития отрасли здравоохранения // Психология. Экономика. Право. 2012. № 1. С. 95-101.
3. Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Чугунова Н.А. Сетевые основания развития регионального здравоохранения// Научный журнал КубГАУ - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №111 (07). С. 1691-1703 Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/111 .pdf
4. Кадыров Ф. Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. М.: Менеджер здравоохранения, 2016. — 224 с.
5. Статистический сборник «Медицинское обслуживание населения Краснодарского края 2013 - 2017». 2017: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2018. - 65 с.
Sources:
1. Belova L. A., Vertiy M. V. Investment attractiveness as a factor of investment security of the region // Institutional transformations in the Russian economy / Proceedings of the international scientific conference. - 2018. - P. 51-57.
2. Belova L. A., Giza E. V. management of the resource potential as a factor of innovative development of health care / Psychology. Economy. Right. 2012. No. 1. P. 95-101.
3. Ermolenko V. V., Lanskaya D. V., Chugunova N. And. Network Foundation for the development of regional health care// Scientific journal of the Kuban - Krasnodar: Kubsau, 2015. - №111 (07). C. 1691-1703 access Mode: http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf111 .pdf
4. Kadyrov F. N. Economic methods of assessing the effectiveness of medical institutions. M.: health Manager, 2016. — 224 p.
5. Statistical collection "Medical care of the population of Krasnodar region 2013 - 2017". 2017: Stat. SB. / Krasnodarstat -Krasnodar, 2018. - 65 p.