O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
ПОВЫШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖЕНЩИН
В РАЙОНАХ БУХАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ш. М. Мирзаева
докторант кафедры Социальная работа Национального университета Узбекистана
ANNOTATSIYA
В статье представлены результаты проведенного автором социально-экономического анализа по районам Бухарской области в качестве основы для реализации результатов проекта международной организации, финансирующей улучшение инфраструктуры в регионе. положение женщин в районе и обеспечение их занятости.
Ключевые слова: предпринимательство, женщины-предприниматели, социально-экономический анализ, социальные роли, гендерное равенство, гендерное неравенство.
INCREASING WOMEN'S ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE REGIONS OF SURKHANDARYA REGION
SH. M. Mirzaeva
doctoral student of the department of social work National University of Uzbekistan
Annotation
The article presents the results of the author's socio-economic analysis of the districts of the Bukhara region, as the basis for the implementation of the results of an international organization project that finances the improvement of infrastructure in the region, which are key results for improving the situation of women in the region and ensuring their employment.
Keywords: entrepreneurship, women entrepreneurs, socio-economic analysis, social roles, gender equality, gender inequality.
В условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации узбекистанского общества произошло изменение социального статуса женщины. В результате экономических реформ, проводимые в Узбекистане в последние годы актуальной становится проблема развития женщин-предпринимателей как особой социальной группы, которая, в свою
April 20, 2024
383
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
очередь, оказывает решающее влияние на динамику семейно-брачных отношений, на условия развития института брака и семьи, национальных ценностей и т.д.
Становление предпринимательской деятельности женщин в Новом Узбекистане происходит достаточно интенсивно, но при этом требует особого подхода, так как изменение социально-экономического статуса женщин сопряжено с рядом гендерных стереотипов. Недостаточная гендерная чувствительность предпринимательского законодательства, отсутствие стартового капитала и низкий уровень правовой, финансовой и цифровой грамотности, негативные гендерные стереотипы существенно замедляют процессы развития женского предпринимательства.
Проблема женского предпринимательства в мире достаточно интенсивно изучается, в частности, в плане необходимости государственной поддержки женского предпринимательства в интересах экономического процветания. В развитых странах женское предпринимательство связывают с малым бизнесом, с формами семейного бизнеса и самозанятостью. Предпринимательский ресурс малого бизнеса активно используется в западных странах для решения проблемы экономического роста, а также социальных проблем, в частности повышения занятости населения и усиления роли женщины в обществе. Число предприятий, руководимых женщинами, в мировом измерении составляет от четверти до трети всех предприятий бизнеса.
Именно поэтому крайне необходима институциональная поддержка данной деятельности, которую берет на себя государство в виде реализации отдельных мер, позволяющих выравнивать возможности женщин в занятии предпринимательской деятельности. В стране особое внимание уделяется вопросам женского предпринимательства, государственной политики, целью которой является развитие женщин предпринимателей. В законодательстве нашей страны принимается множество нормативных правовых документов с целью защиты прав женщин и всемерной их поддержки. В новой редакции Конституции Республики Узбекистан закреплены равные права и равные возможности для мужчин и женщин. В статье 58 отдельно подчеркивается равенство возможностей женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, а также в других сферах общественной и государственной жизни, что является новым вектором в достижении гендерного равенства [1].
В частности, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» [2], Указ Президента Республики Узбекистана Ш.М.Мирзиёева «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» [3], «О дополнительных мерах по
April 20, 2024
384
O'zbekiston МУИу universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^ationalUniversityofUzbekista^^^^^ranSf2■m■t
усилению социальной защиты женщин» [4] и сыграли важную роль в дальнейшем повышении политической и общественной активности женщин нашей страны. В Стратегии развития нового Узбекистана (69) цель направлена на получение женщинами обучения и профессиональных навыков, всестороннему содействию в поиске подходящей работы, поддержке их предпринимательства, выявлению талантливых молодых женщин и правильному направлению их способностей [4].
В результате последовательных мер, осуществляемых в нашей стране на основе этого законодательства, растет участие женщин в производстве, предпринимательстве и других сферах. Растет объем мер по обеспечению семьи, материнства и детства в нашей стране, поддержке, поощрению женщин всеми возможными способами, защите их от юридических, экономических, социальных воздействий, трудоустройству их на местах, укреплению их здоровья. В то же время внимание, уделяемое женщинам-предпринимателям в Узбекистане, растет с каждым днем. Для сравнения, если в 2017 году в сфере управления работали 27 процентов женщин, то в настоящее время этот показатель достиг 33 процентов, в рядах политических партий их количество выросло с 40 до 47 процентов, в предпринимательстве - с 21 до 37 процентов [5]. В стране уделяется приоритетное внимание улучшению условий жизни и труда женщин. В этих целях в прошлом году были трудоустроены более 872 тысяч женщин. Более 25 тысяч обучились востребованным на рынке труда профессиям и навыкам предпринимательства [6].
В Республике последовательно и планомерно осуществляется развитие женского предпринимательства, основная цель которого - поддержать женщин, улучшить их благосостояние и помочь им жить удовлетворенно своей жизнью, женщины-предприниматели одновременно используют свои возможности в разных отраслях, их нужно направлять, а также оказывать небольшую поддержку, чтобы они могли реализовать свои передовые идеи. По состоянию 2022 года в Узбекистане доля женщин в предпринимательстве составляет 25 процентов от общего числа представителей малого бизнеса [7]. В исследованиях отечественных ученых, в частности Рахимовой Н.Х., изучающих женское предпринимательство, подчеркивается, что "к предприимательству женщину подталкивает стремление к самореализации", что говорит о социальной направленности данной деятельности [6]. При этом Насирова Н.Т., считает, что "выход женщин на рынок труда помог разрушить традиционные стереотипы о роли женщин и мужчин. Но появились новые экономические проблемы гендерного характера» [7]. Расулов Н.М., Каримов Б.А. в статье «Развитие женского предпринимательства в Узбекистане: общие тенденции и
April 20, 2024
385
O'zbekiston МПИу universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi
проблемы совершенствования» также анализируют развитие рыночных отношений и участие женщин в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане за годы независимости [8].
В направлении развития женского предпринимательства следует отметить усилия международных организаций и реализуемых ими проектов, которые направлены на укрепление позиции женщин в регионах, в поддержке предпринимательских инициатив и формировании устойчивости в этой деятельности. Одним из таких проектов является Национальный проект развития дорог в Республике Узбекистан, реализуемый Азиатским банком развития, который предусматривает модернизацию примерно 106,4 км существующей дороги Дербент-Денау в Сурхандарьинской области Узбекистана, а также завершит реконструкцию примерно 87 км автомагистрали А380 (финансируемой Азиатским банком развития («АБР») в целях улучшения транспортного сообщения с коридорами Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества («ЦАРЭС»). Одним из результатов проекта будет реконструкция республиканской автомагистрали Дербент-Денау. Будут построены три придорожные стоянки для отдыха с рыночными прилавками, при этом 50% этих рыночных прилавков будут выделены для женщин-предпринимателей. Дорога субпроекта соединяет областные сельскохозяйственные и горнодобывающие предприятия. Она связывает коридоры ЦАРЭС 3Ь и 6Ь.
Дорога также значительно сокращает расстояние (примерно на 162 км) для движения между Душанбе и Центральным Узбекистаном, и Каспийским морем. Проект будет способствовать расширению экономических прав и возможностей женщин, проживающих в местных сообществах посредством строительства Центра местного развития, в котором будет оборудование для пищевой промышленности и помещения для производства изделий кустарного промысла. Женщинам будет предоставлена возможность обучиться различным навыкам. В рамках субпроекта технического содействия по гендерным вопросам будет разработана платформа онлайн-маркетинга для поддержки реализации товаров и услуг, по ведению домашнего хозяйства для женщин, предлагающих услуги на женских мардикер-базарах. Еще одним результатом данного проекта, затрагивающего возможности для женщин, касается реконструкции участка дороги А380 между Бухарой и Газли. Существующая двухполосная автомагистраль А380 между Бухарой и Газли (около 87 км) будет расширена до четырех полос и отремонтирована с укладкой цементобетонного покрытия. В проект будут включены меры по расширению участия женщин в предпринимательской деятельности. В частности, женщинам, проживающим в
April 20, 2024
386
O'zbekiston МПИу universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^ational^niversity^f^zbekistan^^^TranS¿Ormatio
сообществах в пределах или вблизи проектных территорий, будет предоставлено обучение навыкам в различных областях, включая вождение, управление предприятием, финансовую грамотность, цифровую грамотность и подачу заявок в коммерческие банки.
Согласно Гендерного Плана Действия (ГПД) проект классифицируется как "Эффективное гендерное развитие" (ЭГР) и способствует расширению экономических прав и возможностей женщин, проживающих в местных сообществах. В частности, в рамках реконструкции республиканской автомагистрали Дербент-Денау предусмотрено строительство Центра поддержки и развития общества в одном из районах, вовлеченных в проект. В данном центре предусмотрено размещение оборудования для пищевой промышленности и помещения для производства изделий кустарного промысла. Женщинам будет предоставлена возможность обучиться в данном центре различным навыкам.
Основой для реализации проекта в данных районах является оценка социально-экономического положения. Так, комплексный сравнительный анализ социально-экономического развития районов Бухарской области предполагает использование большого количества простых и интегральных показателей, позволяющих оценить его уровень на конкретный момент времени, выявить потенциал и определить территориальные диспропорции. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о стабильно низком уровне развития таких районов Бухарской области как: Жондор и Пешку. Наиболее благоприятная социально-экономическая ситуация сложилась к настоящему времени в Бухаре и Ромитане, напомним, что эти районы были созданы в 1926 году. В этих районах (Бухара, Ромитан) одинаковые экономические и демографические показатели, но в социальном развитии Ромитан уступает Бухаре. Однако суммируя все показатели из таблицы 3 мы видим, что первое место уверенно занимает Ромитан, а второе место занимает Бухара, потенциал которой средний с тенденцией к повышенному. Оставшиеся 2 района Бухарской области как: Жондор и Пешку застряли в аутсайдерах социально-экономического развития. В районе Жондор потенциал одинаково средний, а в районе Пешку самый низкий. Возможно, это связано, что этот район был создан позднее остальных в 1950 году. Этот район проигрывает по всем 6 позициям и занимает самую последнюю позицию в социально-экономическом развитии среди 4 районов.
В рамках данного исследования мне не удалось показать абсолютно все различия в социально-экономическом развитии районов Бухарской области. Однако, подводя итоги и возвращаясь к нашей основной цели - выявить путем
April 20, 2024
387
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^ajonalUmversityofUzbekista^^^^^ra^
анализа сильные и слабые социально-экономические районы Бухарской области, мы можем смело отнести Ромитан и Бухару к более сильным социально-экономическим регионам. Таким образом, остальные Жондор и Пешку по итоговым показателям можно отметить, как социально-экономически слабые районы. Данный анализ является основой для реализации программ, нацеленных на развитие женского предпринимательства.
REFERENCES:
1. Конституция Республики Узбекистан, 1 мая 2023 года// https://lex.uz/docs /6445147
2. Закон Республики Узбекистан от 02.09.2019 г. № ЗРУ-562 "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин"
3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин».
4. Указ Президента Республики Узбекистан, от 07.12.2004 г. № УП-352 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты женщин, работающих на должностях специалистов по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях комитетов женщин районов (городов)».
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60 «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы// https://lex.uz/ru/docs/5841077.
6. Рахимова Н.Х. Женщина и предпринимательство в Узбекистане.// Мониторинг общественного мнения N1 2 (78), апрель-июнь 2006.
7. Насирова Н.Т. Поддержка женского предпринимательства и создание деловой среды в узбекистане// Экономика и социум" №5(108)-1 2023.
8. Расулов Н.М., Каримов Б.А. Развитие женского предпринимательства в Узбекистане: общие тенденции и проблемы совершенствования//Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, Ташкент, Узбекистан, 7-8 (11) Год: 2020.
388
^_Apnl_20,_202£_
International Scientific and Practical Conference