зования и науки Алтайского края от 20 января 2017 г. № 139. URL: http://docs.cntd.ru/document/450296255 (дата обращения: 15.09.2018).
2. Доклад Минобрнауки РФ «О результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. М., 2016. URL: http://fgosvo.ru/news/3/2159 (дата обращения: 15.09.2018).
3. Проект системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2016 года [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/32118068-Proekt-sistemy-kriteriev-i-pokazateley-monitoringa-kachestva-podgotovki-kadrov-2016-goda.html (дата обращения: 15.09.2018).
4. Романченко М. К. Анализ деятельности ресурсных центров, созданных на базе образовательных учреждений // Мир образования - образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 88-94.
5. Романченко М. К. Опыт создания многофункционального центра прикладных квалификаций на базе колледжа // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 10. С. 49-51.
6. Романченко М. К. Опережающая подготовка кадров в СПО и ДПО // Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты : материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 18-19.
References
1. Ob utverzhdenii plana meroprijatij «Dorozhnoj karty» po realizatsii prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniju «Podgotovka vysokokvalifitsirovannyh spetsialistov i rabochih kadrov s uchetom sovremennyh standartov i peredovyh tehnologij» («Rabochie kadry dlja peredovyh tehnologij») [On approval of the action plan of the "Roadmap" for the implementation of the priority project "Education" in the direction of 'Training highly qualified specialists and workers with current standards and advanced technologies" ("Workers for advanced technologies")]. Order of the Ministry of Education and Science of the Altai Territory of January 20, 2017 no. 139. Available at: http://docs.cntd.ru/document/450296255 (accessed 15.09.2018). (In Russian).
2. Doklad Minobrnauki RF «O rezul'tatah Monitoringa kachestva podgotovki kadrov v Rossijskoj Federatsii» [Report of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On the Results of Monitoring the Quality of Personnel Training in the Russian Federation"]. Moscow, 2016. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/2159 (accessed 15.09.2018). (In Russian).
3. Proekt sistemy kriteriev i pokazatelej monitoringa kachestva podgotovki kadrov 2016 goda [The draft system of criteria and indicators for monitoring the quality of training in 2016]. Available at: https://docplayer.ru/32118068-Proekt-sistemy-kriteriev-i-pokazateley-monitoringa-kachestva-podgotovki-kadrov-2016-goda.html (accessed 15.09.2018). (In Russian).
4. Romanchenko M. K. Analiz dejatel'nosti resursnyh tsentrov, sozdannyh na baze obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Analysis of the activities of resource centers created on the basis of educational institutions]. World of education - education in the world, 2016, no. 4 (64), pp. 88-94. (In Russian).
5. Romanchenko M. K. Opyt sozdanija mnogofunktsional'nogo tsentra prikladnyh kvalifikatsij na baze kolledzha [The experience of creating a multifunctional center of applied qualifications based on college]. Professional education. Capital, 2016, no. 10, pp. 49-51. (In Russian).
6. Romanchenko M. K. Operezhajuschaja podgotovka kadrov v SPO i DPO [Advanced training in secondary vocational education and additional vocational education]. Materials of the 22 nd International Scientific and Practical Conference "The Role of Science in the Development of Society: Theoretical and Practical Aspects". Yekaterinburg, 2016, pp. 18-19. (In Russian).
УДК/UDC 378.147:61 Т. С. Подгрушная, Т. В. Рукосуева, И. Н. Протасова
Т. Podgrushnaya, Т. Rukosuyeva, I. Protasova
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
EXPERIENCE OF INCREASING OF MEDICAL STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY
IN THE STUDY OF MICROBIOLOGY
Введение. На современном этапе развития общества актуальной является проблема модернизации образования. Одним из направлений деятельности медицинского вуза является формирование профессиональных компетентностей и профессионально значимых качеств будущего врача. Для решения этой задачи требуются разработка и внедрение в педагогический процесс современных технологий.
Методология. Решая задачу стимулирования познавательной активности и развития творческих способностей обучающихся, кафедра микробиологии КрасГМУ организует самостоятельную работу студентов путем сочетания различных видов деятельности. Планирование и осуществление самостоятельной работы согласуются с требованиями современных образовательных стандартов.
Структура занятий по микробиологии соответствует алгоритму микробиологической диагностики инфекционного заболевания. Значительная доля практического занятия отводится на самостоятельную работу студентов, которая заключается в работе с культурами микроорганизмов, проведении различных видов микроскопии, постановке и учете серологических реакций, интерпретации результатов полимеразной цепной реакции и т. д. Итогом выполненной работы становится оформленный каждым студентом отчет-протокол исследования, шаблон которого разработан преподавателями кафедры микробиологии как эффективное оценочное средство полученных знаний.
Часть занятий проводится в форме имитационной деловой игры, выступающей способом моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Планируя игру, преподаватель акцентирует внимание на проблеме и путях ее решения, разрабатывает сценарий игры, назначает студентов на конкретные роли. В образовательный процесс, по нашему мнению, должны быть включены различные варианты деловых игр.
Одним из способов стимулирования познавательной активности студентов, повышения интереса к предмету и реализации творческого потенциала личности будущего врача является их привлечение к участию в ежегодных олимпиадах по микробиологии, интерес к которым постоянно растет не только в нашем, но и других медицинских вузах страны.
Результаты. Для определения уровня освоения практических навыков, влияющих на формирование клинического мышления будущего врача, нами проанализирована успеваемость 800 студентов двух специальностей (лечебное дело и педиатрия). В результате педагогических исследований установлены достоверные различия (в соответствии с критерием достоверности х2: р < 0,001) между средним экзаменационным баллом студентов, овладевших практическими навыками на уровне 4 баллов и выше и имеющих балл 3,9 и меньше.
Заключение. Особенностью преподавания микробиологии является необходимость интеграции естественно-научных и клинических дисциплин, создание междисциплинарного пространства. Нами накоплен многолетний опыт использования активных методов обучения: ежегодные тематические межвузовские олимпиады, имитационные деловые игры, самостоятельная работа студентов по диагностике инфекционных заболеваний. Эти виды деятельности позволяют привлечь студентов к углубленному изучению микробиологии, делают процесс обучения более продуктивным и творческим, формирующим основы клинического мышления.
Introduction. Currently, at present stage of development of society, the problem of modernization of education is topical. One of medical university teachers' activities is formation of professional and personal competencies of the future physician. To solve this problem, the introduction of modern technologies is necessary.
Methodology. Solving the issue of students' cognitive activity and creative abilities stimulation, self-dependent work on the Microbiology Department of KrasSMU is doing by combining various activities. Planning and implementation of self-dependent work is carried out according to the requirements of modern educational standards. Microbiology practice is conducted according to diagnostic algorithm of some specific infectious disease. Significant proportion of practical training is devoted to self-dependent work, and consists of culture study, various types of microscopy, setting and recording serological reactions, interpreting the results of polymerase chain reaction, etc. The result of the work done by each student is protocol (research report) developed by teachers of Microbiology Department as an effective means of evaluation of acquired knowledge.
Some part of practical course is conducted as imitation business game, serving as a way to model specific professional situations. When planning the game, the teacher focuses on the problem and the ways to solve it, develops the scenario of the game, assigns students to specific roles. In our opinion, various variants of business games should be introduced in educational process for medical students.
One of the ways to stimulate students' cognitive activity, to increase their interest to microbiology, and to realize the creative potential of the future doctor's personality is involving students in annual microbiology Olympics, the interest in which is constantly growing not only in KrasSMU, but also in whole medical universities of Russian Federation.
Results. To determine the level of development of practical skills that influence the formation of the clinical thinking of the future physician, we analyzed the performance of 800 students of two specialties (general medicine and pediatrics). As a result of pedagogical studies, significant differences were established (in accordance with the criterion of 2 reliability: p<0.001) between the average test
score of students who had mastered practical skills at the level of 4 points and higher with students having a score of 3.9 or less.
Conclusion. The peculiarity of microbiology teaching is the necessity of integration of natural scientific and clinical disciplines, creation of interdisciplinary space and involving students in it. The Microbiology Department of Krasnoyarsk State Medical University has many years of experience in active teaching methods: annual inter-university Olympics, simulation business games, self-dependent students' work with analysis of the results. These activities allow students to engage in close study of microbiology, and make the learning process more creative and fruitful, forming the basis of clinical thinking.
Ключевые слова: активные методы обучения, преподавание микробиологии в медицинском вузе, студенческая олимпиада, имитационная деловая игра.
Keywords: active teaching methods, teaching of microbiology in medical high school, student's Olympics, imitation business game.
Введение
Важнейшими задачами высшего медицинского профессионального образования являются активизация познавательной деятельности студентов, их творческих способностей и овладение практическими навыками работы с современными научно-медицинскими информационными источниками. Познавательная активность является основой формирования профессиональной компетентности будущего врача. Индивидуальные задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения каждому студенту, их постоянное обновление и практическая направленность способствуют развитию мотивации к учебе. Поэтому средства, делающие самостоятельную работу лич-ностно значимой и увлекательной, необходимо включать в образовательный процесс вуза.
При организации образовательного процесса перед преподавателем стоит задача максимального стимулирования активности обучающихся, с использованием различных приемов, таких как возможность непосредственного общения — «общения здесь и сейчас», сопоставление результатов работы каждого студента, открытая конкуренция между участниками и другие. Осознание студентами полезности выполняемой работы, возможность раскрыть свои личностные качества, обмен полученными результатами формируют основу будущей профессиональной компетентности [3].
В контексте новой образовательной парадигмы самостоятельная работа предназначена не только для овладения теоретическими знаниями, но и для формирования умений по конкретной дисциплине. Анализ большого объема информации, способность принимать на себя ответственность и находить выход из проблемной ситуации — задачи, которые приходится решать, современным студентам. Новые подходы к организации образовательного процесса позволяют обучающимся не только успешно осваивать учебный материал, но и применять свои знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной профессиональной деятельности [8].
В наше время, когда от специалистов требуется постоянное совершенствование профессиональных компетенций, возрастает роль навыков самостоятельной работы студентов. Повышение значимости и объема самостоятельной работы в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения требует принципиального изменения организации образовательного процесса, в котором самостоятельная деятельность студентов должна стать доминирующей [12].
Безусловно, процесс обучения не может быть стихийным и приобретать произвольный характер, особенно, если это самостоятельная работа обучающегося. Роль преподавателя заключается в систематизации и управлении образовательной деятельностью студентов [14]. Содержание самостоятельной работы определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин и организуется по материалам учебных и методических пособий. Управление самостоятельной работой студентов заключается также в обеспечении оптимального сочетания различных видов деятельности обучающихся [9].
Согласно требованиям современных образовательных стандартов, значительная доля практического занятия (не менее 70 % времени) отводится на самостоятельную работу. Особенность такого вида деятельности на занятиях по микробиологии заключается в работе с культурами микроорганизмов, проведении различных видов микроскопии, постановке и учете серологических реакций, учете результатов полимеразной цепной реакции и т. д. Таким образом, в ходе практи-
ческого занятия по микробиологии у студентов должны быть сформированы следующие навыки: приготовление фиксированных микроскопических препаратов из чистых культур микроорганизмов; окраска препаратов различными методами; работа с иммерсионной системой микроскопа; забор, доставка и хранение биоматериалов для основных микробиологических исследований; проведение исследования и интерпретация результатов микробиологических методов диагностики инфекционных заболеваний; определение чувствительности бактерий к антибиотикам; заполнение бланка-направления в бактериологическую лабораторию и бланка-ответа (формы № 204/у и 239/у соответственно).
Вышеперечисленные действия осуществляются в рамках алгоритма микробиологической диагностики инфекционного заболевания у конкретного пациента в соответствии с действующей нормативной документацией. Результаты выполненной работы оформляются студентами в виде протокола практического занятия. Форма протокола, разработанная коллективом нашей кафедры, включает следующие разделы: цель исследования, используемые методы, полученные результаты и выводы.
Приступая к выполнению задания, каждый студент должен осмыслить и правильно сформулировать цель работы. Например, целью исследования может являться серодиагностика инфекционного заболевания при проведении иммуноферментного анализа с сыворотками обследуемых пациентов или сероидентификация возбудителя заболевания при постановке реакции агглютинации с чистой культурой, выделенной от больного. Описание метода исследования должно быть лаконичным и отражать его суть. Так, при использовании серологического метода диагностики необходимо указать название конкретной серологической реакции, ингредиенты для ее проведения, критерии учета результатов, оценки и достоверности. Полученные результаты каждый студент оценивает самостоятельно и фиксирует их в протоколе-отчете. Особое внимание отводится формулировке выводов, осмысление которых способствует формированию клинического мышления у будущего врача. Такая форма протокола является эффективным оценочным средством, позволяющим преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы.
Нами была проанализирована успеваемость 800 студентов факультета фундаментального медицинского образования специальностей «лечебное дело» и «педиатрия» в течение 2015/16 и 2016/17 уч. гг. Рассчитывался средний балл за практические навыки в течение учебного года и средний экзаменационный балл, складывающийся из оценок за экзаменационные тесты, устные ответы на теоретические вопросы и решение ситуационных задач (табл. 1). Результаты анализа показали, что студенты, овладевшие всеми перечисленными практическими навыками (4 балла и выше), получили более высокую экзаменационную оценку (в среднем — 4,63). В то же время студенты, имеющие средний балл по практике 3,9 и ниже, продемонстрировали на экзамене более низкий уровень подготовки (в среднем — 3,39 балла). Данные показатели достоверно различались между собой (р < 0,001). Таким образом, нами была установлена прямая зависимость среднего балла за практические навыки в течение учебного года и среднего экзаменационного балла.
Таблица 1
Показатели успеваемости студентов по дисциплине «Микробиология, вирусология»
Средний балл за практические навыки > 4 3,9-3,5 3,4-3 < 3
Средний экзаменационный балл 4,63 4,17 3,24 2,75
Число студентов 255 242 186 117
В современном медицинском образовании наиболее эффективными для активизации образовательного процесса, обеспечивающего условия для творчества и обучения, являются интерактивные методы, в частности метод деловых, ролевых, имитационных и познавательных игр [16]. Цель учебной игровой имитации — формирование у студента (будущего практического врача] понимания необходимости рационального выбора исследуемого материала и методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, подбора средств специфической профилактики
и терапии. Деловая игра выступает средством моделирования разнообразных профессиональных ситуаций, уменьшая противоречия между абстрактным характером учебного предмета и конкретной формой профессиональной деятельности [11]. Участники образовательного процесса погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества: взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, оценивают действия коллег и свои собственные, получают опыт его использования в контексте практических действий и на их основе [10].
Таким образом, приобретенные знания не оторваны от их практического применения. На кафедре микробиологии КрасГМУ часть занятий проводится в форме деловых игр, представляющих собой деятельность в условной обстановке. Мы применяем, по классификации Л. В. Ежовой, имитационные деловые игры [4].
На этапе планирования игры преподаватель обозначает проблему, возможные пути ее решения, разрабатывает сценарий игры, назначает студентов для исполнения конкретной роли. В процессе проведения деловой игры, посвященной проблеме микробиологической диагностики инфекционного заболевания, студенты выступают в роли: пациентов и их родственников, врачей скорой помощи, приемного покоя, лаборантов и врачей-бактериологов, эпидемиологов и т. д.
Сценарий отражает: характеристику ситуации, ролевой состав участников, место действия, используемые документы: направления на микробиологическое исследование, бланки-ответы из лаборатории и методические рекомендации, должностные инструкции, приказы и др. [10].
При моделировании клинико-эпидемиологических условий развития инфекционного заболевания и действий специалистов игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний, развития практического мышления [2; 5].
Деловая игра способствует развитию навыков общения и взаимодействия в малой группе, способности к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятию нравственных норм и правил совместной деятельности, анализу и самоанализу в процессе групповой рефлексии. В образовательный процесс могут быть внедрены различные по сложности варианты деловых игр [10].
Одним из способов развития у студентов познавательной активности, направленной на дополнительное образование в рамках образовательного процесса и совершенствование учебной и вне-учебной деятельности, является предметная олимпиада. Цель проведения олимпиады — повышение интереса студентов к предмету, что способствует овладению умением применять знания фактического материала в необычных ситуациях, импровизации, реализации творческого потенциала личности будущего врача, развитию нестандартного мышления, накоплению опыта сотрудничества и межличностного общения.
В олимпиадах по микробиологии, проводимых с 2006 г. ежегодно коллективом кафедры микробиологии имени доцента Б. М. Зельмановича, принимают участие также студенты Кемеровского государственного медицинского университета, Омского государственного медицинского университета, Иркутского государственного медицинского университета, Читинской государственной медицинской академии. Также в течение трех последних лет привлекались студенты Медицинской школы Университета Ниигата (Япония). Такой формат олимпиад способствует расширению связей с различными учебными заведениями не только России, но и зарубежья.
Тема олимпиады выбирается коллегиально, с учетом актуальности и региональных аспектов обозначенной проблемы. Так, например, олимпиады были посвящены следующим проблемам: «Инфекции, передаваемые половым путем»; «Проблема нозокомиальных инфекций на современном этапе»; «Профилактика инфекционных заболеваний: вчера, сегодня, завтра»; «Инфекция, иммунитет, аллергия»; «Молекулярные основы генетики микроорганизмов»; «Антибиотикорезистентность микроорганизмов в XXI веке»; «ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты»; «Возбудители инфекций, передаваемых клещами» и др.
Студенты всех специальностей, желающие проявить свои творческие способности и знания по микробиологии, могут принять участие в этом мероприятии. Индивидуальное первенство проходит в два тура. На первом этапе оценивалось решение уникальных тестов по тематике олимпиады, составленных преподавателями кафедры микробиологии. Победители этого тура проходят во второй. Задания второго тура включают решение ситуационных задач. Студенческие работы, получившие наибольшее количество баллов, обсуждаются коллегиально.
Во время командного выступления студенты должны раскрыть проблему и в театрализованной форме донести до зрителей серьезную научную информацию. Члены жюри оценивают выступление
команд по следующим критериям: научный уровень, литературные и художественные достоинства сценария, качество изложения, соответствие теме. Победители индивидуального и командного первенства получают дополнительные баллы к итоговому рейтингу успеваемости. Студенты в зрительном зале принимают активное участие в мероприятии, отвечая на сложные и интересные вопросы, составленные специально для них, а за лучшие ответы вручаются поощрительные призы.
Проведение олимпиады по микробиологии является частью воспитательного процесса, позволяющего формировать не только профессиональные, но и общекультурные компетенции. Некоторые вопросы в рамках темы олимпиады касаются сферы гуманитарного образования и нравственного воспитания молодежи. Студенты читают и специальную литературу, и художественные произведения известных писателей-врачей (А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М. А. Булгакова и др.), изучают историю медицины, достижения нобелевских лауреатов — ученых, чьи имена вошли в историю микробиологии.
Все участники олимпиады, имеющие различный уровень базовой подготовки, должны глубоко разобраться в обозначенной проблеме. Поэтому эта деятельность способствует формированию интереса к предмету, целеустремленности и чувства коллективизма.
Олимпиада является формой интеллектуального соревнования в конкретной области знаний. Поэтому все участники, имеющие разный уровень базовой подготовки, должны разбираться в вопросах медицинской микробиологии и основательно подготовиться по конкретной теме мероприятия.
При анализе активности участников межвузовских олимпиад можно отметить, что число студентов достоверно возросло уже на второй год проведения, а в последующие годы стабильно увеличивалось с 58 (10,6 %) до 201 (26,0 % от обучающихся на кафедре) (р<0,001). Приведенные данные свидетельствуют о высокой заинтересованности студентов не только в углубленном изучении актуальных проблем медицинской микробиологии и стремлении к саморазвитию. Победители и участники олимпиад имеют возможность получить дополнительные баллы к экзаменационному рейтингу. Безусловно, тематические олимпиады создают атмосферу творческого поиска, повышают уровень знаний и познавательной активности студентов.
Для качественной подготовки специалиста-медика, конкурентоспособного на международном рынке труда, требуется внедрение современных инновационных образовательных технологий. Период, охватывающий последнюю четверть ХХ в. и первое двадцатилетие XXI в., ознаменовался информатизацией и интенсивным внедрением новых технологий. Происходит так называемая технологизация различных видов человеческой деятельности [7]. Решить эту задачу позволяет использование в образовательном процессе различных информационных ресурсов и электронных обучающих программ [8].
Свободный доступ обучающихся к ресурсам Интернета имеет не только плюсы. Появились и проблемы, связанные с возможностью найти готовый ответ на любой вопрос. Чтобы избежать «скачивания» материала из имеющейся базы готовых рефератов, темы формулируются так, чтобы студенты по крайней мере использовали различные источники, обрабатывали материал по предложенной теме. Так, наши преподаватели разработали для студентов фармацевтического факультета, обучающихся заочно, ситуационные задачи по микробиологии и микробиологии лекарственных средств, на которые готовых решений в Интернете нет.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать процесс. Выбирая для себя нужный темп работы, студенты имеют возможность при необходимости вернуться к какому-либо фрагменту и повторить учебный материал еще раз, что позволяет воспринимать информацию не линейно [6].
Востребованы студентами видеолекции по микробиологии, созданные преподавателями нашей кафедры и доступные на официальном сайте КрасГМУ. С помощью программы ¡Spring, которая предназначена для создания интерактивных презентаций в PowerPoint, нами был создан информационный обучающий модуль по теме «Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний человека. Методы диагностики вирусных инфекций». Вместе со студентами начата работа по созданию электронного атласа по разделам медицинской микробиологии и руководства по основным практическим навыкам.
Разработка образовательных компьютерных технологий в интерактивной форме для подготовки специалистов с высшим медицинским образованием становится необходимостью и хоро-
шим способом повысить качество обучения [15]. Способность к профессионально-творческому саморазвитию становится необходимым качеством профессионала, развивать которое необходимо в вузе [16].
Приобретая в самостоятельной работе исследовательский и творческий опыт, обучающийся получает навыки социально-оценочной деятельности. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе соответствует современному компетентностно-ориенти-рованному направлению профессионального образования [13].
На кафедре микробиологии, как и на других теоретических кафедрах, кроме изучения материала, предусмотренного программой, приходится решать задачи учебно-профессиональной адаптации. Применение в образовательном процессе активных методов обучения позволяет выделять свойства и признаки изучаемых объектов, устанавливать связи между изучаемыми понятиями, раскрывать теоретическую и практическую значимость выполняемой работы, формировать познавательную потребность, моделировать продуктивный характер профессиональной деятельности [1].
От современного специалиста требуется не столько воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Осознание степени собственной ответственности за процесс и результат обучения способствует готовности будущего специалиста к автономной работе с использованием современных технологий.
При изучении дисциплин медико-биологического цикла в медицинском вузе самостоятельная работа составляет основу формирования профессионального мышления. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе является необходимым условием реализации творческого потенциала обучающихся современного вуза.
Литература
1. Анисимов П. Ф., Сосонко А. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001.
2. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения // Сибирский торгово-экономический журнал. 2014. № 1 (19). С. 48-50.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.
4. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. Новосибирск, 2005. 124 с.
5. Жураковский В. М., Федоров И. В. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 3-14.
6. Зверев В. В., Буданова Е. В., Иноземцева Л. О. О применении современных инновационных технологий в преподавании микробиологии в медицинских вузах // Медицинское образование - 2015 : сб. тезисов VI Общероссийской конф. с междунар. участием. М., 2015. С. 142-143.
7. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика. М., 2006. 235 с.
8. Левина Л. М. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса и модернизации высшей школы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 17-22.
9. Подгрушная Т. С. Контрольно-обучающие программы как средство педагогического контроля в образовательном процессе вуза // Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 2. С. 97-100.
10. Подгрушная Т. С., Протасова И. Н., Рукосуева Т. В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском ВУЗе [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 26). С. 5925-5929. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531.
11. Возможность использования деловых игр на практических занятиях по микробиологии в медицинском вузе [Электронный ресурс] / И. Н. Протасова, Т. С. Подгрушная, Т. В. Рукосуева, О. В. Перьянова // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (часть 6). С. 1347-1351. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35068.
12. Саволайнен Г. С. Научно-образовательный центр как среда повышения профессиональной компетентности учителя «Новой школы» // Вестник школы. 2011. № 2.
13. Филиппов В. М. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 5-7.
14. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996. 160 с.
15. Шевченко Н. И. Модернизация высшего образования как инновация в свете Болонских конструктов // Образование и общество и в условиях глобализации : V Междунар. науч. конф. М., 2009. С. 408.
16. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятель-ности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов : сб. ст. М., 1983. С. 153-178.
References
1. Anisimov P. F., Sosonko A. Ye. Upravlenie kachestvom srednego professional'nogo obrazovaniya [Quality management of secondary vocational education]. Kazan, 2001. (In Russian).
2. Burgat V. V. Delovaya igra kak metod aktivnogo obucheniya [Business game as a method of active learning]. Siberian Trade and Economic Journal, 2014, no. 1 (19), pp. 48-50. (In Russian).
3. Verbitsky A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod [Active higher school education: a contextual approach]. Moscow, 1991, 207 p. (In Russian).
4. Ezhova L. V. Postanovka i reshenie upravlencheskih zadach na promyshlennyh predpriyatiyah metodom delovyh igr [Setting and solving managerial problems in industrial enterprises using the business games method]. Novosibirsk, 2005, 124 p. (In Russian).
5. Zhurakovsky V. M., Fedorov I. V. Modernizaciya vysshego obrazovaniya: problemy i puti ih resheniya [Modernization of higher education: problems and ways to solve them]. Higher Education in Russia, 2006, no. 1, pp. 3-14. (In Russian).
6. Zverev V. V., Budanova E. V., Inozemtseva L. O. O primenenii sovremennyh innovacionnyh tekhnologij v prepodavanii mikrobiologii v medicinskih vuzah [On the application of modern innovative technologies in the teaching of microbiology in medical universities]. Collection of theses VI All-Russian Conference with international participation "Medical Education — 2015". Moscow, 2015, pp. 142-143. (In Russian).
7. Lazarev V. S., Martirosyan B. P. Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical innovation]. Moscow, 2006, 235 p. (In Russian).
8. Levina L. M. Innovacionnye aspekty samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste Bolonskogo processa i modernizacii vysshej shkoly [Innovative aspects of independent work of students in the context of the Bologna process and the modernization of higher education]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2010, no. 6, pp. 17-22. (In Russian).
9. Podgrushnaya T. S. Kontrol'no-obuchayushchie programmy kak sredstvo pedagogicheskogo kontrolya v obrazovatel'nom processe vuza [Control-training programs as a means of pedagogical control in the educational process of a higher educational institution]. Siberian Medical Review, 2013, no. 2, pp. 97-100. (In Russian).
10. Podgrushnaya T. S., Protasova I. N., Rukosueva T. V. Sposoby povysheniya poznavatel'noj aktivnosti studentov pri izuchenii mikrobiologii v medicinskom VUZe [Ways to increase the cognitive activity of students in the study of microbiology at a medical university]. Fundamental research, 2015, no. 2 (part 26), pp. 5925-5929. Available at: https://www.fundamental-research. ru/ru/article/view?id=38531. (In Russian).
11. Protasova I. N., Podgrushnaya T. S., Rukosueva T. V., Peryanova O. V. Vozmozhnost' ispol'zovaniya delovyh igr na prakticheskih zanyatiyah po mikrobiologii v medicinskom vuze [The possibility of using business games in practical classes in microbiology at a medical college]. Fundamental research, 2014, no. 9 (part 6), pp. 1347-1351. Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35068. (In Russian).
12. Savolainen G. S. Nauchno-obrazovatel'nyj centr kak sreda povysheniya professional'noj kompetentnosti uchitelya «Novoj shkoly» [Research and Education Center as an environment for enhancing the professional competence of the teacher of the "New School"]. Bulletin of the school, 2011, no. 2. (In Russian).
13. Filippov V. M. Ob aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov vysshih uchebnyh zavedenij [On the activation of independent work of students of higher educational institutions]. Higher education today, 2002, no. 2, pp. 5-7. (In Russian).
14. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya [Flexible technology of problem-module training]. Moscow, 1996. 160 p. (In Russian).
15. Shevchenko N. I. Modernizaciya vysshego obrazovaniya kak innovaciya v svete Bolonskih konstruktov [Modernization of higher education as an innovation in the light of Bologna constructs]. VInternational Scientific Conference "Education and society in the context of globalization". Moscow, 2009, pp. 408. (In Russian).
16. Schedrovitsky G. P. Organizacionno-deyatel'nostnaya igra kak novaya forma organizacii kollektivnoj mysledeyatel'nosti [Organizational-activity game as a new form of organization of collective thought-activity]. Digest of articles "Methods of research, diagnosis and development of international labor groups". Moscow, 1983, pp. 153-178. (In Russian).
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
READINESS OF THE TEACHER OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR PROFESSIONAL WORK
Введение. В статье представлены промежуточные результаты исследования по проблеме формирования готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в современном социуме.
Методология. В исследовании проводится теоретический анализ существующих позиций на понимание готовности педагога к профессиональной деятельности.
Результаты заключаются в описании эксперимента по созданию городской стажировочной площадки как формы повышения уровня готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности посредством диссеминации педагогического опыта.
УДК/UDC 373.211.24
Т. Н. Халецкая
T. Khaletskaya