Научная статья на тему 'Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии'

Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОБИОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MICROBIOLOGY / MEDICAL UNIVERSITY / STUDENTS / INDIVIDUAL WORK / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгрушная Татьяна Семеновна, Протасова Ирина Николаевна, Осипова Наталья Петровна

С целью повышения эффективности преподавания микробиологии коллектив кафедры ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России разрабатывает и внедряет в учебный процесс методы активного приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности. Специфика преподавания дисциплины позволяет уже на первых занятиях формировать основы клинического мышления, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий. Цель работы анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России. Каждое занятие сопровождается заполнением студентами отчета-протокола. Анализ оформления протокола эффективное оценочное средство, позволяющее преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы. При реализации практико-ориентированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России при изучении раздела «Частная микробиология» в число обязательных навыков входит заполнение бланка-направления и бланка-результата микробиологического исследования. Оформляя эти документы, студенты осознанно выбирают материал и метод исследования, что позволяет подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию. Одним из способов совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Нами изучена динамика участия студентов в работе студенческого научного сообщества кафедры микробиологии в 2008-2018 гг. В статье обоснованы цели, методы и возможности практико-ориентированной самостоятельной деятельности студентов при изучении медицинской микробиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подгрушная Татьяна Семеновна, Протасова Ирина Николаевна, Осипова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of practice-oriented approach implementation in the study of microbiology

In order to improve the efficiency of microbiology schooling, the staff of Microbiology Department develops and implements different methods of student's active practical skills acquisition for their future use in professional activity. Specificity of microbiology schooling makes it possible to form basis for medical judgment by introducing active and interactive forms of conducting classes into the educational process. The aim of this work was to analyze usage of various methods of students' cognitive activity activization in the process of medical microbiology studying at the Prof. V.F.Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University in educational process. Each study session is accompanied by record-protocol completion by students. Analysis of protocol design is an effective assessment tool that allows university professor to assess level of practical skills in course of student's individual work adequately. One of the required skills for implementation of practice-oriented education at Microbiology Department of Prof. V.F.Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University when studying the «Private Microbiology» section is fill in the blank-direction and the blank-result of microbiological study. During the paperwork students consciously choose the material and study method which allows to confirm the diagnosis and to assign adequate antimicrobial therapy. One way to improve educational process is student's participation in research projects. The dynamics of student's activities in Student Research Society of the Microbiology Department has been studied in the period from 2008 to 2018. In the article aims, methods and possibilities of student's practice-oriented individual activity in study of medical microbiology are justified.

Текст научной работы на тему «Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии»

Способы реализации практико-ориентированного подхода

при изучении микробиологии

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ

Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Осипова Н.П.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия

С целью повышения эффективности преподавания микробиологии коллектив кафедры ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России разрабатывает и внедряет в учебный процесс методы активного приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности. Специфика преподавания дисциплины позволяет уже на первых занятиях формировать основы клинического мышления, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий. Цель работы - анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России.

Каждое занятие сопровождается заполнением студентами отчета-протокола. Анализ оформления протокола - эффективное оценочное средство, позволяющее преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы. При реализации практико-ориентированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России при изучении раздела «Частная микробиология» в число обязательных навыков входит заполнение бланка-направления и бланка-результата микробиологического исследования. Оформляя эти документы, студенты осознанно выбирают материал и метод исследования, что позволяет подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию.

Одним из способов совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Нами изучена динамика участия студентов в работе студенческого научного сообщества кафедры микробиологии в 2008-2018 гг. В статье обоснованы цели, методы и возможности практико-ориентированной самостоятельной деятельности студентов при изучении медицинской микробиологии.

Для цитирования: Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Осипова Н.П. Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 67-75. с)о1: 10.24411/2220-84532019-12003.

Статья поступила в редакцию 06.02.2019. Принята в печать 24.05.2019.

Ключевые слова:

микробиология, медицинский вуз, студенты, самостоятельная работа, практико-ориентированное обучение

WAYS OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IMPLEMENTATION IN THE STUDY OF MICROBIOLOGY

Podgrushnaya T.S., Protasova I.N., Osipova N.P.

Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia

In order to improve the efficiency of microbiology schooling, the staff of Microbiology Department develops and implements different methods of

student's active practical skills acquisition for their future use in professional activity. Specificity of microbiology schooling makes it possible to form basis for medical judgment by introducing active and interactive forms of conducting classes into the educational process. The aim of this work was to analyze usage of various methods of students' cognitive activity activization in the process of medical microbiology studying at the Prof. V.F.Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University in educational process.

Each study session is accompanied by record-protocol completion by students. Analysis of protocol design is an effective assessment tool that allows university professor to assess level of practical skills in course of student's individual work adequately. One of the required skills for implementation of practice-oriented education at Microbiology Department of Prof. V.F.Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University when studying the «Private Microbiology» section is fill in the blank-direction and the blank-result of microbiological study. During the paperwork students consciously choose the material and study method which allows to confirm the diagnosis and to assign adequate antimicrobial therapy.

One way to improve educational process is student's participation in research projects. The dynamics of student's activities in Student Research Society of the Microbiology Department has been studied in the period from 2008 to 2018. In the article aims, methods and possibilities of student's practice-oriented individual activity in study of medical microbiology are justified.

For citation: Podgrushnaya T.S., Protasova I.N., Osipova N.P. Ways of practice-oriented approach implementation in the study of microbiology. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 67-75. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-12003. (in Russian) Received 06.02.2019. Accepted for publication 24.05.2019.

Keywords:

microbiology, Medical University, students, individual work, practice-oriented education

Повышение качества подготовки врача -одна из важнейших задач высшего медицинского образования. Модернизация высшего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом III поколения требует решения целого ряда проблем организационно-методологического характера в преподавании микробиологии как одной из фундаментальных дисциплин при подготовке квалифицированного врача [1].

Современный образовательный процесс в вузе призван обеспечить развитие творческих способностей студентов и активизацию их учебно-познавательной деятельности [2]. Студенты вуза должны овладевать знаниями по изучаемым дисциплинам, методами исследовательской работы и приемами самостоятельного поиска новых научных данных. Непрерывно

возрастающий объем учебной и профессиональной информации требует формирования у обучающихся познавательной активности, направленной на инициативное, творческое освоение учебного материала и способов его реализации на практике [3]. Поставленная цель актуализирует задачу организации самостоятельной работы студентов. Содержание самостоятельной работы студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных и методических пособий.

Продуктивная учебно-познавательная деятельность студентов может быть реализована благодаря оптимальному сочетанию различных видов учебной работы с активной познавательной самостоятельной деятельностью студентов и организацией адекватного контроля со стороны

Способы реализации практико-ориентированного подхода

при изучении микробиологии

преподавателя. На всех этапах обучения в вузе могут быть использованы различные формы контроля, превращающие его в механизм, повышающий эффективность самостоятельной работы, корректирующий временной и содержательный аспекты изучаемой темы, в определенной степени индивидуализирующий процесс обучения [4].

Учебный процесс не может считаться полноценным без усвоения студентами программы при решении практических задач с организацией четкой обратной связи. Проблеме организации и реализации объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одной из центральных задач современного образования, посвящены работы многих отечественных исследователей [5, 6].

Особенность преподавания микробиологии в медицинском вузе заключается в необходимости интеграции естественнонаучных и клиническихдисциплин.Специфика изучаемого предмета позволяет уже на первых занятиях заложить основы клинического мышления, обосновывая правильность выбора метода микробиологического исследования в практической деятельности врача. Для этого коллектив кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им.проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России разрабатывает новые способы повышения эффективности преподавания дисциплины, приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности.

Цель работы - анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной

активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

На кафедре ежегодно обучаются в среднем 700-800 студентов различных специальностей: «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «фармация», «медицинская кибернетика». Преподаватели кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича для реализации компетентностного подхода постоянно совершенствуют методы преподавания дисциплины, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий. Для статистической обработки данных использовался пакет программ Microsoft Excel 2007; для сравнения полученных результатов применяли критерий х2 (хи-квадрат).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно требованиям современных образовательных стандартов, значительная доля практического занятия - не менее 70% времени - отводится на самостоятельную работу. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе соответствует современному компетентностно-ориентированному направлению профессионального образования. Развитию мотивации к учебе способствуют индивидуализированный характер заданий, предлагаемых для самостоятельного вы-

полнения, их постоянное обновление, практическая направленность и интерактивность, ориентация на будущую профессиональную деятельность. Организация самостоятельной работы на кафедре микробиологии реализуется через закрепление теоретического материала и работу с новыми изучаемыми объектами, решение ситуационных задач с учетом профессиональной направленности.

При изучении раздела «Общая микробиология» наиболее эффективным способом осуществления самостоятельной деятельности студентов является работа под непосредственным руководством преподавателя, так как большинство студентов не владеют в достаточной мере навыками самостоятельной работы. При освоении частной микробиологии наибольшее значение приобретает самостоятельная исследовательская творческая деятельность студентов, не требующая непосредственного участия преподавателя в роли организатора и контролера.

На практических занятиях по микробиологии самостоятельная деятельность студентов заключается в работе с культурами микроорганизмов, проведении различных видов микроскопии, постановке, учете и интерпретации серологических реакций, полимеразной цепной реакции и т.д. Перечисленные действия осуществляются в рамках алгоритма микробиологической диагностики инфекционного заболевания у конкретного пациента в соответствии с действующей нормативной документацией.

Результаты выполненной работы по каждой теме оформляются студентами в виде отчета-протокола практического занятия. Форма заполнения протокола занятия, разработанная коллективом нашей

кафедры, содержит следующие разделы: цель исследования, используемый метод и его содержание, полученные результаты и выводы. Например, целью выполняемой работы может быть серодиагностика инфекционного заболевания при проведении иммуноферментного анализа с сыворотками обследуемых пациентов или сероидентификация возбудителя заболевания при постановке реакции агглютинации с чистой культурой, выделенной от больного. Описание метода исследования должно быть лаконичным и отражать его суть. Так, при использовании серологического метода диагностики необходимо указать название конкретной серологической реакции, ингредиенты для ее проведения, критерии учета результатов, оценки и достоверности. Полученные результаты каждый студент учитывает и оценивает самостоятельно и регистрирует их в отчете в кратком информативном виде. Особое внимание акцентируется на формулировке выводов, осмысление которых способствует формированию клинического мышления у будущего врача. Такая форма протокола служит эффективным оценочным средством, позволяющим преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы.

Для реализации практико-ориен-тированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России при изучении раздела «Частная микробиология» одним из обязательных навыков служит умение заполнять бланк-направление и бланк-результат микробиологического исследования. При оформлении этих документов студенты

Способы реализации практико-ориентированного подхода

при изучении микробиологии

должны понимать, что только правильно выбранные материал и метод исследования позволят подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию.

При заполнении направления на исследование студент использует теоретические знания особенностей патогенеза конкретного заболевания для постановки диагноза, выбора исследуемого материала и метода исследования. Например, группа студентов, получивших задание провести диагностику брюшного тифа на 1-й неделе заболевания, выбирает бактериологический метод исследования крови. А другая группа, решая вопрос диагностики этого же заболевания на 2-й неделе, предлагает 2 метода исследования и соответствующий материал: серологический - сыворотка крови обследуемого для выявления специфических антител; бактериологический - испражнения или желчь для выделения возбудителя.

При выборе показаний к обследованию студенты должны учитывать, что для профилактики распространения целого ряда заболеваний требуется выявление бактерионосительства среди декретированных групп населения - S. aureus среди медицинского персонала, возбудителей кишечных инфекций у работников пищевых производств и т.д. Помимо этого, для профилактики некоторых заболеваний обследуют контактных и реконвалесцентов.

При обсуждении теоретических вопросов по изучаемой теме акцентируется внимание на правилах забора, хранения, транспортировки исследуемого материала. В бланке студент указывает дату и время взятия материала.

В бланке-результате обязательно указывается материал, взятый на исследование, и результат в соответствии с выбран-

ным методом. При бактериологическом исследовании сообщают вид возбудителя, его серовар и биовар; в случае выявления условно-патогенных микроорганизмов - их количество в единице материала (для доказательства этиологической роли в развитии данного заболевания); результаты антибиотикограммы для выбора этиотропной терапии. В зависимости от цели применения серологического метода в бланке сообщается: при серо-идентификации - в исследуемом материале обнаружены специфические антигены возбудителя (с обязательным указанием применяемой серологической реакции); при серодиагностике заболевания - указывается наличие специфических антител к антигенам предполагаемого возбудителя, их титр. При некоторых инфекционных заболеваниях определяются классы иммуноглобулинов, динамика их образования и авидность. Эти показатели необходимы для выявления инфицированности, стадии заболевания или наличия иммунитета. Свидетельством понимания особенностей методов исследования в диагностике инфекционных заболеваний служит правильно выставленная дата выдачи ответа из лаборатории на заполненном бланке-результате.

Осознание студентами значимости выполняемой работы, возможность творческой деятельности и сопоставление полученных результатов делают самостоятельную практическую работу личностно значимой, формирующей основу будущей профессиональной компетентности.

Эффективным способом совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Научные исследования, курируемые преподавателем - научным руководителем,

мотивируют заинтересованность студентов в изучении дисциплины. Научно-исследовательская работа проводится в течение учебного года, а в ряде случаев -нескольких лет, требует длительной и кропотливой работы, включающей не только сами исследования, но и подготовку к ним. Участие в деятельности студенческого научного общества включает написание рефератов, литературных обзоров, освоение методик исследования, самостоятельное планирование и выполнение экспериментов, обработку и анализ результатов. В последующем это позволит студентам быстрее адаптироваться профессионально, демонстрировать лучшую подготовку к будущей врачебной деятельности [7].

На кафедре с участием студентов реализуются следующие научные проекты.

■ Микробиологические аспекты хирургических гнойно-воспалительных заболеваний.

■ Молекулярно-генетические особенности пневмококков, циркулирующих среди бактерионосителей и вызывающих инфекционные заболевания у детей.

■ Молекулярно-генетические особенности нозокомиальных и внеболь-ничных MRSA (methicilLin-resistant Staphylococcus aureus] и их роль в развитии инфекций кожи и мягких тканей. Все исследования проводятся совместно с клиническими кафедрами: кафедрой общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана, кафедрой детских болезней с курсом профессионального образования (ПО), кафедрой детских инфекционных болезней с курсом ПО, кафедрой онкологии и лучевой терапии с курсом ПО, крупными многопрофильными стационарами г. Красноярска. Исследования, проводимые со-

вместно с клиническими кафедрами, дают студентам возможность сформировать профессиональные компетенции, способствуя развитию личностных качеств врача.

Результаты исследований студенты представляют на ежегодных студенческих научно-практических конференциях различного уровня. Ежегодно ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России проводит фестиваль студенческой науки, проходящий в несколько этапов: кафедральный отборочный этап, секционные заседания, именные конкурсы лучших студенческих работ. К последним допускаются студенты, победившие на своей секции. При подготовке к докладу и выступлении студент получает опыт систематизации и обобщения материала, овладевает искусством аргументированной полемики.

По результатам анализа активности участия студентов в работе студенческого научного общества (СНО) кафедры микробиологии отмечается наибольшее количество участников с 2009 по 2011 г., достоверно превышающее показатели предыдущих и последующих лет (см. таблицу). В соответствии со статистическими данными о динамике успеваемости студентов ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, в данный период средний балл обучающихся на курсе составил 4,26, т.е. был максимальным, что свидетельствует о взаимосвязи имеющихся поисково-информационных и аналитических умений, знаний с формированием интереса к научным достижениям и их практическому использованию в будущей профессиональной деятельности.

Способы реализации практико-ориентированного подхода

при изучении микробиологии

Динамика участия студентов в работе студенческого научного общества кафедры микробиологии

Учебный год Число обучающихся студентов Число студентов-участников СНО Число студентов, занявших призовые места Печатные работы студентов

абс. % вузовские конференции внешние конференции

2008-2009 573 18 3,1 8 2 18

2009-2010 540 39 7,2 5 0 8

2010-2011 582 55 9,5 8 1 11

2011-2012 591 22 4,0 4 2 9

2012-2013 563 20 4,0 5 0 4

2013-2014 668 20 3,0 7 3 8

2014-2015 720 18 2,5 9 2 11

2015-2016 774 26 3,4 4 3 13

2016-2017 670 17 2,5 6 1 1 *2008-2009, #2009-2010, #2010-2011, #2011-2012, **2012-2013, #2014-2015, #2015-2016

2017-2018 724 15 2,1 5 0 4*2008-2009, **2010-2011,

**2015-2016

Примечание. * -p<0,001; # -p<0,01; ** -p<0,05; СНО - студенческое научное общество.

Научные работы студентов-участников СНО кафедры микробиологии неоднократно занимали призовые места на секционных заседаниях и именных конкурсах, межвузовских конференциях краевого и общероссийского уровня. При этом корреляции между числом студентов - участников СНО и числом работ, занявших призовые места, не отмечалось (см. табл.). Обращает на себя внимание снижение числа печатных работ в последние годы. Возможно, одной из причин являются более высокие требования, предъявляемые к публикациям.

Как правило, студенты, принимавшие участие в научных исследованиях, в последующем демонстрируют лучшую профессиональную адаптацию и подготовку; системное понимание и мастерство в навыках и методах исследования в изучаемой области [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебная деятельность в медицинском вузе - систематическая, сознательная и поэтапная деятельность студентов по овладению теоретическими основами медицинских знаний, освоению способов их реализации на практике, профессиональному саморазвитию, дающая основу для использования полученных знаний и умений в практической деятельности врача.

Таким образом, практико-ориентиро-ванная самостоятельная деятельность студентов обеспечивает:

■ возможность полного освоения программы учебной дисциплины;

■ преемственность знаний и непрерывность отдельных видов подготовки;

■ рациональное сочетание традиционной аудиторной и самостоятельной работы;

■ управление процессом самостоятельной работы студентов и создание условий для их творческой деятельности;

■ возможность получения объективной и оперативной информации о качестве

знаний, полученных в процессе обучения;

■ индивидуализацию процесса обучения;

■ становление у студентов индивидуальных, профессионально ориентированных траекторий.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Подгрушная Татьяна Семеновна (Podgrushnaya Tatyana S.) - старший преподаватель кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия E-mail: tatsempo@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-0545-8374

Протасова Ирина Николаевна (Protasova Irina N.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия E-mail: ovsyanka8O20gmail.com https://orcid.org/0000-0001-6521-8615

Осипова Наталья Петровна (Osipova Natalia P.) - кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия E-mail: osipovanata@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6669-1751

ЛИТЕРАТУРА

1. Зверев В.В., Буданова Е.В., Иноземцева Л.О. О применении современных инновационных технологий в преподавании микробиологии в медицинских вузах // Материалы VI общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование 2015». М., 2015. С. 142-143.

2. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 3-14.

3. Левина Л.М. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса и модернизации высшей школы // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 17-22.

4. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm. (дата обращения: 14.01.18)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

Способы реализации практико-ориентированного подхода

при изучении микробиологии

6. Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / под общ. ред. С.В. Ивановой. М. : ФГНУ ИТИП РАО, 2014. 448 с.

7. Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Рукосуева Т.В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском вузе // Фундамент. исслед. 2015. № 2 (ч. 26). С. 5925-5929.

8. Подгрушная Т.С., Решетнева И.Т., Хохлова О.Е., Перьянова О.В. и др. Научно-исследовательская работа-необходимое условие современного образовательного процесса в медицинском вузе // Материалы конференции «Вузовская педагогика». Красноярск, 2011. С. 430-431.

REFERENCES

1. Zverev V.V., Budanova E.V., Inozemtseva L^. On the application of modern innovative technologies in microbiology teaching at medical universities. In: Materialy VI Obscherossiyskoy conferentsii s mezdunarodnym uchastiem «Meditsinskoe obrazovanie 2015» [Proceedings of All-Russian Conference with International Participation «Medical Education 2015»]. Moscow, 2015: 142-3. (in Russian)

2. Zhurakovskiy V., Fedorov I. Modernization of higher education: problems and solutions. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2006; (1): 3-14. (in Russian)

3. Levina L.M. Innovative aspects of student's independent work in context of Bologna process and modernization of higher education. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [Bulletin of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University]. 2010; (6): 17-22. (in Russian)

4. Specialized educational portal «Innovations in education» [Electronic resource] URL: http://sinncom.ru/ content/reforma/index.htm. (date of access January 14, 2018)

5. Bespal'ko V.P. The components of educational technology. Moscow: Pedagogika, 1989: 192 p. (in Russian)

6. Institute of theory and history of pedagogy: 1944-2014. In: S.V. Ivanova (ed.). Moscow: FGNU ITIP RAO, 2014: 448 p. (in Russian)

7. Podgrushnaya T.S., Protasova I.N., Rukosuyeva T.V. The possibilities of increasing of cognitive activity among students studying Microbiology at the Medical University. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2015; 2 (pt 26): 5925-9. (in Russian)

8. Podgrushnaya T.S., Reshetneva I.T., Khokhlova O.Y., Peryanova O.V., et al. Research activity - necessary condition of modern educational process in Medical University. In: Materialy conferentsii «Vuzovskaya pedagogika» [Proceedings of Conference «University Pedagogy»]. Krasnoyarsk, 2011: 430-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.