Научная статья на тему 'Особенности проведения практических занятий на кафедре микробиологии'

Особенности проведения практических занятий на кафедре микробиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс обучения / микробиология / активные методы / знания / практические навыки / learning process / microbiology / active methods / knowledge / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — C. К. Байгужина, Н. А. Шамбилова, А. Б. Николаева

На современном этапе в Республике Казахстан происходит модернизация образовательного процесса. Первоочередной задачей при обучении будущих врачей является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных студентов. Традиционные методы обучения в настоящее время начинают терять свою актуальность. На кафедре микробиологии Карагандинского государственного медицинского университета используются активные и интерактивные методы обучения, применение которых способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине и воспроизведению теоретических знаний и понятий в практические навыки и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — C. К. Байгужина, Н. А. Шамбилова, А. Б. Николаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PRACTICAL LESSONS AT MICROBIOLOGY DEPARTMENT

Currently there is a modernization of the educational process. The objective of the preparation of future doctors is training of highly qualified students. The traditional methods of education began to lose their relevance. Application of active and interactive teaching methods for more productive learning process takes place at the department of Microbi-ology of the Karaganda state medical university. Application of active methods connected with actual conceptions of discipline and these methods contribute transformation of theoretical knowledge and concepts in practical skills.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения практических занятий на кафедре микробиологии»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07)

С. К. Байгужина, Н. А. Шамбилова, А. Б. Николаева

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ

Карагандинский государственный медицинский университет

На современном этапе в Республике Казахстан происходит модернизация образовательного процесса. Первоочередной задачей при обучении будущих врачей является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных студентов. Традиционные методы обучения в настоящее время начинают терять свою актуальность. На кафедре микробиологии Карагандинского государственного медицинского университета используются активные и интерактивные методы обучения, применение которых способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине и воспроизведению теоретических знаний и понятий в практические навыки и умения. Ключевые слова: процесс обучения, микробиология, активные методы, знания, практические навыки

На современном этапе развитие медицинской науки характеризуется разработкой и внедрением в клиническую практику новых технологий. Повысились требования к качеству подготовки выпускников медицинских вузов. С 2006 г. Казахстан начал подготовку студентов медицинских вузов по новым стандартам согласно Болонской конвенции [1]. Во всех медицинских организациях образования страны внедрены новые программы, в основе которых - международные требования к подготовке специалистов здравоохранения. Современные образовательные программы отражают потребности рынка труда.

Образовательный процесс направлен на достижение целей обучения, которые сформулированы в квалификационной характеристике специалиста. Они заключаются в освоении соответствующего им содержания обучения. Содержание образовательной программы определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Конечная цель подготовки студента в медицинском вузе диктуется квалификационной характеристикой врача-выпускника, в которой изложены требования общества к данному специалисту. И при достижении конечной цели необходимо также достижение промежуточных целей. Чтобы решать профессиональные клинические задачи, студенту необходимы фундаментальные знания, которые закладывают основу клинического мышления.

На 1-2 курсах студенты сталкиваются с определенными трудностями и проблемами, связанными с возрастанием доли самостоятельной работы, большим объемом и сложностью учебного материала, имеют место психологические трудности и слабая базовая подготовка [2]. Дети еще не готовы анализировать прочитанный материал, вести дискуссии. По-

этому на начальных курсах очень важна учебная мотивация. Перед преподавателем стоит задача развития навыков изложения собственной точки зрения, аргументация своей позиции, повышение познавательной активности студентов. Основным методом повышения познавательной активности студентов становится самостоятельная работа. Поэтому важнейшей задачей обучения является привитие студенту навыков учиться самостоятельно [2].

Учебный процесс сегодня ориентирован на формирование профессиональной компетентности будущих врачей. Роль студента в образовательном процессе в настоящее время является главенствующей - современные программы медицинского образования ориентированы в первую очередь на него.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предусматривает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых истин, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. [3]. Активные методы обучения направлены на повышение активности, интереса, творческой самостоятельности студентов при усвоений знаний, умений и навыков.

Микробиология как наука находится на стыке естественно-научных и клинических дисциплин [2]. Преподавание микробиологии как одной из фундаментальных дисциплин предполагает необходимость интеграции естественных наук и клинических дисциплин. Необходимость знаний о мире микроорганизмов будущему практическому врачу диктуется прежде

всего тем, что более 80% всех болезней человека имеют воспалительно-инфекционный характер. И с этой категорией больных придется работать врачу любого профиля: терапевту, педиатру, хирургу, гинекологу, узким специалистам.

Цель практических занятий - усвоение теоретических знаний по предмету и овладение методикой микробиологической, вирусологической и серологической диагностики, этио-тропной терапии и специфической профилактики инфекционных болезней [3]. В процессе практических занятий студенты изучают биологические свойства патогенных и непатогенных микроорганизмов, резистентность и чувствительность, т. Е. их «сильные» и «слабые» стороны. Знание физиологических и биологических особенностей микроорганизмов необходимо будущему врачу при подборе эффективных методов лечения инфекционных и воспалительных заболеваний. Особое внимание уделяется механизму взаимодействия с макроорганизмом, лежащему в основе формирования основных механизмов иммунного ответа организма человека.

При изучении раздела частной микробиологии на практическом занятии применяются ситуационные задачи. Широко используются коллективные формы обучения - дискуссия, работа в малых группах, командно-ориентированный метод. Выполнение практических и лабораторных работ по микробиологии формирует у студентов не только навыки умений по забору материала, технике его посева, окрашиванию препарата мазка, но и способствует пониманию целей на каждом из этапов микробиологического исследования: начиная от правильного выбора материала исследования до идентификации возбудителя. При этом знания находят практическое применение, моделируется профессиональная учебная ситуация.

Широко применяется метод ролевых игр, когда одни студенты проводят обследование, а другие являются обследуемыми. Ролевая игра способствует проявлению коммуникабельности, инициативности, умению находить нестандартные решения, студенты вовлекаются в исследовательскую работу, осваивают методы определения санитарно-значимых групп микроорганизмов и их идентификации. В процессе изучения санитарной микробиологии проводится экспертиза качества продуктов по микробиологическим критериям, осуществляется определение их безопасности в соответствии с нормативными документами; также проводит-

ся санитарно-микробиологическое исследование воды, воздуха, объектов окружающей среды.

Метод малых групп помогает сформировать навыки работы в команде сообща, провести взаимооценку. При устном разборе теоретических тем студенты вовлекаются в диалог, групповую дискуссию: проводится параллель между факторами патогенности микроорганизма, патологическими изменениями и состояниями, вызванными воздействием данного возбудителя и непосредственно патогенезом болезни; между биологической характеристикой микроорганизма и назначением эффективного этиотропного лечения, особенностью формирования иммунного ответа.

Таким образом, использование и внедрение в учебный процесс активных методов при проведении практических занятий по микробиологии способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине, творческой активности, самостоятельности студентов при усвоении знаний, которые лежат в основе развития клинического мышления; стимулирует и способствует формированию практических умений, развивает навыки работы в команде и коммуникативные навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1 Зинчук В. В. Инновационные методы обучения в системе преподавания классических дисциплин //Матер. Республ. конф. С междунар. участием «Современные образовательные технологии и методическое обеспечение в высшей медицинской школе». - Гродно, 2010. - С. 104-107.

2 Протасова И. Н. Роль активных методов обучения в становлении профессионально -личностной компетентности будущего врача / И. Н. Протасова, Т. С. Подгрушная, О. В. Перь-янова //Фундаментальные исследования. -2013. - №8. - С. 1208-1211.

3 Ятусевич А. И Методологические основы учебного процесса в академии: Метод. Пособие /А. И. Ятусевич, А. А. Мацинович, А. А. Гласкович, Н. С. Безбородкин. - Витебск, 2005. - 165 с.

REFERENCES

1 Zinchuk V. V. Innovative teaching methods in the teaching of classical disciplines // Proceedings of the repub. conf. with intern. participation "Modern educational technologies and methodical maintenance of the high medical school". - Grodno, 2010. - Pp. 104-107. (in Russian)

2 Protasova I. N. The role of active teaching methods in the development of professional

Медицина и экология, 2016, 1

107

and personal competence of the future doctor /I. N. Protasova, T. S. Podgrushnaya, O. V. Peryano-va //Basic researches. - 2013. - No. 8. - Pp. 1208-1211. (in Russian)

3 Yatusevich A. I. Methodological foundations of the educational process in the academy:

Teacher edition /A. I. Yatusevich, A. A. Matsino-vich, A. A. Glaskovich, N. S. Bezborodkin. - Vitebsk, 2005. - 165 p. (in Russian)

Поступила 09.02.2016 г.

S. K Baiguzhina, N. A. Shambilova, A. B. Nikolayeva

PECULIARITIES OF PRACTICAL LESSONS AT MICROBIOLOGY DEPARTMENT

Karaganda state medical university

Currently there is a modernization of the educational process. The objective of the preparation of future doctors is training of highly qualified students. The traditional methods of education began to lose their relevance. Application of active and interactive teaching methods for more productive learning process takes place at the department of Microbiology of the Karaganda state medical university. Application of active methods connected with actual conceptions of discipline and these methods contribute transformation of theoretical knowledge and concepts in practical skills. Key words: learning process, microbiology, active methods, knowledge, skills

C К. Байгужина, Н. А. Шамбилова, А. Б. Николаева

МИКРОБИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ТЭЖШБЕЛ1К САБАК.ТЫ ОТК1ЗУ ЕРЕШЕЛ1КТЕР1 КараFанды мемлекеттк медицина университет

К,аз1рг уакытта оку процессте модернизиция етк1з1л1п жатыр. Болашактагы дэр1герлер жогары 61л1мд1, конкуренцияга кабшетп болуы кажет. Осыган байланысты Караганды мемлекетпк медицина униветситет1нН микробиология кафедрасында актива жэне интерактивт1 оку эд1стер1 колданылады. Нэтижеанде студенттердщ окытылган пэнге деген кызыгушылыгы жогарлайды, теориялык 61л1мдер1 мен тус1н1ктер1 тэж1рибел1к дагдыларда колданылады.

Клт сездер:: оку процесс!, микробиология, активт1 эд1стер, б1л1м, тэж1рибел1к дагдылар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.