Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENCOURAGEMENT / INTERNET TECHNOLOGIES / INTERNET RESOURCES / AUTHENTIC MATERIALS / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / FUNCTIONALITY / EFCIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Н.В., Гуткина И.Г.

В статье рассматриваются современные подходы к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-технологий и аутентичных материалов Интернета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENCOURAGING TO TEACH FOREIGN LANGUAGES AT UNIVERSITY USING INTERNET TECHNOLOGIES

This article describes modern approaches to teaching foreign languages using Internet technologies and authentic Internet materials

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378.14

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Н.В. Токарева, И.Г. Гуткина

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-технологий и аутентичных материалов Интернета.

Ключевые слова: мотивация, Интернет-технологии, Интернет-ресурсы, аутентичные материалы, межкультурная коммуникация, функциональность, эффективность.

ENCOURAGING TO TEACH FOREIGN LANGUAGES AT UNIVERSITY USING INTERNET TECHNOLOGIES

N.V. Tokareva, I.G. Gutkina

Abstract. This article describes modern approaches to teaching foreign languages using Internet technologies and authentic Internet materials.

Keywords: encouragement, Internet technologies, Internet resources, authentic materials, cross-cultural communication, functionality, efficiency.

Современный мир характеризуется мощными процессами интеграции, которые происходят в области политики, экономики, общественных отношений. Глобальные проблемы человечества - экологические, демографические, социальные - сплачивают людей и государства в совместной разработке путей их решения. Благодаря постоянно развивающейся и совершенствующейся системе компьютеризации происходит стремительный обмен информацией по всем вопросам в мировом масштабе.

Заключение Шенгенского соглашения способствовало тому, что границы между европейскими государствами стираются, а граждане получают уникальную возможность свободного перемещения между странами. Таким образом, взаимоотношения между представителями разных народов во всех сферах деятельности, включая экономику, туризм, образование, культуру, искусство беспрецендентны, и знание иностранных языков в Объединенной Европе воспринимается теперь даже не как что-то необходимое, а скорее как само собой разумеющееся, как естественное средство межкультурной коммуникации как в повседневной жизни так и как инструмент общения в решении разнообразных международных и политических вопросов.

В связи с этим роль изучения иностранных языков в последнее время резко возросла. Тесно связанные экономическими и культурными отношениями страны Объединенной Европы ощущают острую потребность в овладении иностранными языками как средством общения в решении разнообразных общечеловеческих и общемировых вопросов. Иностранный язык из простого учебного предмета превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации и всестороннего развития личности. Интегрирование российского образования в мировую систему образования после подписания Болонского соглашения создало предпосылки для обновления российского образования

Происходящие в российском обществе изменения, в свою очередь, также создали предпосылки для обновления российского образования, связанного, прежде всего, с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировую систему образования, с внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. В Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны, его конкурентоспособность и реализацию социальной роли высшего образования. Соответствовать новым требованиям возможно лишь при условии пересмотра форм и методов обучения. В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий преподавание должно перейти к современной, носящей инновационный характер, интерактивной модели. Наиболее целесообразным при этом является применение активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций при самостоятельном решении студентами поставленных задач.

В результате изменения российской образовательной парадигмы и стремительного увеличения информационного потока в мировом пространстве, в сфере обучения иностранным языкам происходят кардинальные изменения. В первую очередь, речь идет о внедрении в процесс обучения иностранным языкам новейших Интернет-технологий, которые рассматриваются как необходимое условие формирования профессиональных компетенций, позволяющих работать с неограниченным количеством информации, доступной мировому сообществу.

Не для кого не секрет, что современные учебники по иностранному языку зачастую перенасыщены различной информацией, и использование их на занятиях нередко становится делом рутинным и неинтересным для студентов, тем более, что эта информация часто дублируется и катастрофически быстро устаревает в наш скоростной век. Сегодняшняя жизнь миллионов людей, основанная на их электронном общении, открывает невиданные возможности для овладения коммуникативной и межкультурной компетенциями.

В этом контексте Интернет-ресурсы с их безграничными возможностями и простым доступом к аутентичным материалам, успешно сочетающиеся с традиционными учебными текстами, делают занятия по иностранному языку живыми и содержательными и являются залогом успеха в формировании и совершенствовании языковых компетенций наряду с повышенной мотивацией обучающихся. Даже обмен электронными сообщениями с носителями языка, общение при помощи скайпа побуждают студентов совершенствовать знания иностранных языков, придают уверенность в своих силах, способствует расширению кругозора.

Огромный выбор оригинальных текстов, которые предоставляет Интернет, новостные события, интересные факты из жизни известных людей и сверстников за рубежом, письма, реклама, меню, вывески в магазине или аэропорту, стихи, современные песни, учебные видеоролики и т.п. характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств и открывают широчайшие перспективы в овладении всеми видами языковой деятельности. Это также могут быть отрывки из художественных произведений, статьи из газет и журналов, лекции, объявления, аудио- и видео материалы (песни, фильмы, рекламные ролики и т.д.). Они, взятые из жизни носителей языка или составленные с учетом особенностей их культуры и менталитета, дают возможность наблюдать использование языка в реальном общении, копировать образцы речевого и невербального поведения партнеров; извлекать новые, порой нестандартные решения

проблем во время их совместного обсуждения на занятиях. Способность создать на занятиях и вне их модели реального общения, стимулирующей у студентов желание и необходимость взаимодействия с другими людьми, приобретение уверенности в своих знаниях составляет суть коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. В этом контексте, одной из важнейших задач преподавателя иностранного языка становится умение грамотного включения студентов в процесс коммуникации, и значение Интернета, открывающего доступ к огромному количеству открытых образовательных ресурсов, для решения этих задач трудно переоценить. Ведь такие Интернет-ресурсы на сегодняшний день обеспечивают поддержку мировой системе образования. Бесспорно, основные Интернет-ресурсы посвящены изучению английского языка, служащего языком глобального международного общения.

В изучении иностранного языка огромную роль играют грамотно подобранные аудио-материалы, так как восприятие на слух любого иностранного языка, в том числе английского, является одной из главных трудностей в процессе обучения. На порталах Интернета можно найти множество аудио подкастов на любые темы. При помощи аудиоматериалов удается не только пополнить словарный запас, но и получить коммуникативные навыки, помогающие найти ключ к различным аспектам разговорной речи.

Отдельно хотелось бы выделить использование музыкальных и песенных ресурсов Интернета, которые предоставляют неисчерпаемые возможности использования англоязычной музыки на занятиях иностранным языком. Тексты песен на английском языке могут быть использованы в качестве фонетической, речевой зарядки, расширения словарного запаса, грамматической иллюстрации определенных правил, как повод для дискуссии. Пение поможет развить музыкальный слух обучающихся, который абсолютно необходим для имитации правильного произнесения звуков и интонаций иноязычной речи, а также способствует непроизвольному запоминанию предложенных текстов. Интернет позволит преподавателю подобрать любой песенный материал в соответствии с поставленными задачами занятия. Изучение творческого наследия британской группы «The Beatles» неизменно вызывает живой интерес у студентов. Для грамматического акцента на изучение времен английского языка можно использовать песню Стинга «Shape of My Heart» или песню Пола Маккартни «Hope for the Future». Для обсуждения различий в британском и американском образе жизни - песню Стинга «Englishman in New York». Большой энтузиазм вызывает использование песен совместно с видеофрагментами из фильмов или мультфильмов. Таким образом, включая в план занятия изучение песен на иностранном языке, преподаватель может одновременно преследовать образовательные, развивающие и воспитательные цели, изучая определенные аспекты иностранного языка и приобщая студентов к музыкальной культуре стран изучаемого языка. Отрадно, что такая практика позволяет преподавателю повысить мотивацию изучения предмета, так как все студенты с большим удовольствием принимают активное участие в этой части занятия, сами предлагают для изучения полюбившиеся песни, а также выступают с инициативой организации вечеров и концертов, посвященных творчеству того или иного исполнителя или музыкальной группы.

Наряду с перечисленными возможностями использования Интернет-ресурсов, необходимо отметить также использование видеофрагментов и фильмов на иностранном языке, которые дают обучающимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Более того, использование видео на занятиях способствует индивидуализации обучения и развитию мотивации речевой деятельности обучаемых. При использовании развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что будет показано, что студент может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Следует отметить, что применение видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Во время усвоения содержания фильма непроизвольное внимание студентов переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Таким образом, использование различных каналов поступления информации повышает прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Например, при просмотре фильма о достопримечательностях Амстердама, студенты познакомились также с жизнью и музеем Анны Франк. Этот видеосюжет не только потряс студентов, но и заставил их найти и прочитать всемирно известный дневник девочки, погибшей от рук фашистов во время Второй мировой войны. Поэтому сила эмоционального воздействия на обучающихся является еще одним достоинством видеофильмов, при этом большое внимание должно быть уделено формированию у студентов личностного отношения к просмотренному материалу. Достижение такой цели возможно при систематическом показе видеофильмов, и при методически организованной работе над ними. Видеоматериалы помогают создать атмосферу реальной языковой коммуникации, восполняя отсутствие естественной языковой среды. В процессе работы над видеоматериалами студенты совершенствуют свой уровень владения иностранным языком, поскольку разнообразие артикуляционных особенностей, фонетическая окраска речи подсознательно заставляет обучающихся прослушать и понять, что происходит на экране, в процессе чего происходит активизация информационной деятельности, развитие познавательной активности и осмысленное восприятие иноязычной речи на слух, формирование навыков говорения и аудирования.

Актуальность Интернет-технологий и аутентичных материалов в обучении иностранному языку трудно переоценить, так как функциональность, эффективность и ориентированность этих материалов на реальное использование создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде и дают возможность студентам увидеть язык в реальной роли средства общения в межкультурной коммуникации. Таким образом, Интернет, несомненно, играет огромную роль мотивационного фактора к овладению всеми видами речевой деятельности.

В качестве удачного примера использования аутентичных материалов Интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку может быть приведен англоязычный сайт Breaking News English Lessons, который предоставляет большой контент специально разработанных материалов, учитывающий все критерии аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач. Являясь по свой сути многофункциональными, эти материалы выполняют информативную (подача сведения об англоязычных странах и об английском языке), стимулирующую (развитие познавательной активности и творчества студентов); интегративную (опора на знание обучающихся других предметов и их жизненный опыт), воспитательную (содействие развитию личности и формирование интереса к предмету) и контролирующую функции (проверка знаний, навыков и умений).

Работа с таким материалами сайта обеспечивают студентам прямой доступ к информации и помогают им самим употреблять языковой материал, сознательно общаться в реальной ситуации. Следует отметить ряд преимуществ данного сайта по сравнению с аналогичными. Во-первых, на сайте представлены новости сегодняшнего дня, которые дают студентам возможность не только познакомиться с современным английским языком, но и быть в курсе последних событий, стимулируя тем самым потребность более глубокого изучения проблемы. Во-вторых, сайт предоставляет огромный тематический выбор материалов, который может быть задействован на занятиях по иностранному языку для овладения профессиональной лексикой студентами различных специальностей. В-третьих, материалы, опубликованные на сайте Breaking News English Lessons разнообразны по тематике, интересны, содержательны

проблематичны и способствуют расширению кругозора, что, безусловно, формирует и обогащает общий культурный уровень студентов.

В-четвертых, сайт содержит методически разработанные практические занятия с большим количеством различных упражнений, направленных на комплексное развитие всех видов речевой деятельности. При этом студенты имеют возможность прослушать предлагаемый текст, озвученный носителями языка в различных вариантах английского (американском, британском, канадском или австралийском). Авторами сайта предлагается несколько вариантов работы над текстом новостной статьи, уделяется внимание прорабатыванию лексики с помощью изучения синонимов, антонимов, упражнений на правописание. Интересны проблемные задания, связанные с темой сообщения: правильные и неправильные утверждения, объяснение необходимой лексики, ответы на вопросы. Студентам предлагаются различные тесты, таблицы, заполнение которых требует общения и обсуждения с другими студентами группы. Особый интерес вызывают ролевые игры, где студенты должны высказать свою точку зрения по определенной проблеме, подтвердить ее конкретными доводами, выдвинуть контраргументы. В качестве итогового контроля работы по теме может быть краткое устное сообщение по теме, составление диалогов, разработка проектов, эссе, сочинение. Такие виды занятий, без сомнения, чрезвычайно актуальны и важны, так как именно они способствуют в большей мере приобретению умений и навыков свободного общения на английском языке и преодоления «языкового» и «психологического» барьеров. В-пятых, статьи сайта представлены по различным уровням сложности: от 0 до 6 («Easier» - «Harder»), что дает возможность преподавателю подобрать материалы, наиболее соответствующие уровню владения иностранным языком данной группы студентов и по мере необходимости увеличивать уровень сложности по мере совершенствования знаний и умений обучающихся. В-шестых, на сайте существует целый пакет видеоматериалов по различным темам для изучения английского языка, что значительно повышает интерес и мотивацию студентов.

Подытоживая все вышеперечисленное, еще раз важно подчеркнуть необходимость широкого использования такого рода Интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку, поскольку новые реалии времени предлагают новые подходы к изучению иностранных языков, предоставляя преподавателю громадное количество методически грамотных аутентичных материалов, максимально приближенных к носителям языка и создающих иноязычную атмосферу на занятиях. Использование этих материалов позволяет студентам на любом этапе изучения языка приобрести позитивный опыт работы над языком, поверить в собственные силы, повышают интерес к иностранному языку и имеют бесспорную мотивацию для его изучения.

Таким образом, Интернет-ресурсы являются отличным стимулом для эффективной коммуникативной деятельности и дискуссий, поскольку создают атмосферу многогранности окружающего мира, в котором живут люди разных национальностей, этнических корней, пола, возраста, образования.

Использование Интернет-технологий и аутентичных материалов, предоставляемых Интернет-ресурсами, способствует созданию такой модели учебного процесса в обучении иностранным языкам, которая позволяет не только раскрыть и развить творческий потенциал языковой личности, без которого невозможно дальнейшее профессиональное совершенствование, но и приобрести практические умения навыки работы с информацией, имея в виду умения анализировать, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы, формулировать мысль четко и ясно устно или письменно на иностранном языке, тем самым подтверждая тезис о том, что знание иностранных языков в современном мире - это неотъемлемое условие профессионализма человека в любой сфере деятельности, поскольку оно открывает перспективы межкультурной коммуникации и обмена информацией, доступной всему мировому сообществу.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. URL: http://static. government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

2. ИсуповаН.И., Суворова Т.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26.

3. Ткаченко Г.Б. Изучение иностранного языка в сети Интернет // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований. 2015. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/15648/discussion_platform (дата обращения: 23.03.2020).

4. Тумакова Н.А. Активизация иноязычной коммуникативной деятельности студентов посредством видеоматериала // Молодой ученый. 2015. № 4.

5. Тумакова Н.А., Ткаченко Ю.А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2015. № 6.

6. URL: http://www.breakingnewsenglish.com/ (дата обращения: 23.03.2020).

7. URL: http://www.breakingnewsenglish.com/mini_lessons.html (дата обращения: 23.03.2020).

8. URL: http://www.gr8english.com/misterduncan-lessons/lesson-5-breaking-news.html (дата обращения: 23.03.2020).

Н.В. Токарева

кандидат педагогических наук

заместитель декана факультета архитектуры, строительства и дизайна

Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно строительный институт

И.Г. Гуткина

преподаватель кафедры иностранных языков

Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно строительный институт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.