Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам'

Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ / ПОДКАСТЫ / ВИДЕОЛЕКЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERNET RESOURCES / AUTHENTIC TEXTS / PODCASTS / VIDEO LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Ольга Даржимановна

В статье рассматривается потенциал использования Интернет-ресурсов при изучении иностранных языков, приводятся сайты для организации внеаудиторной самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the Internet in Teaching Foreign Languages

The article is devoted to the use of Internet resources in the study of foreign languages, and provides websites for organizing extracurricular work.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам»

Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал «^ifo

Омского ТЯУHfl

Литвинова О. Д. Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00729.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 377+004.738.5

Литвинова Ольга Даржимановна

преподавател ь

Университетский колледж агробизнеса ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск od. litvinova@omgau. org

Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам

Аннотация. В статье рассматривается потенциал использования Интернет-ресурсов при изучении иностранных языков, приводятся сайты для организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, интернет-ресурсы, аутентичные тексты, подкасты, видеолекция.

Основной задачей среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособных, компетентных специалистов, готовых и способных к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности. Соответственно, целью изучения иностранных языков остается формирование коммуникативной компетенции, позволяющей участвовать в общении на межкультурном уровне и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Одним из средств реализации этой цели выступает интернет, с огромным количеством своих ресурсов и возможностей, создавая естественную языковую среду, а именно: возможность использовать аутентичные тексты и материалы и общаться с носителями языка.

Интегрируя интернет-ресурсы в программу обучения иностранным языкам, появляется возможность эффективнее решить следующие задачи:

- формирование навыков чтения, используя тексты для тренировки всех видов чтения (просмотрового, изучающего, ознакомительного, поискового), обучающиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, исследуя и анализируя представленные тексты. При просмотровом чтении необходимо получить лишь общую информацию о теме и содержании текста, в то время как изучающее чтение предполагает полное понимание и осмысление текста. Ознакомительное чтение предусматривает умение различать основную и второстепенную информацию после беглого прочтения, поисковое чтение - это своего рода упражнение на поиск конкретной информации в интернете (данных, фактов, факторов, характеристик и т.д.);

- совершенствование умений аудирования, благодаря использованию аутентичных аудиоматериалов, которые воссоздают ситуации реального общения и помогают устранить возможные трудности. При работе над аудированием параллельно отрабатываются фонетические, грамматические и лексические навыки, а также навыки говорения;

- совершенствование письменной речи, которая выполняет очень важную коммуникативную функцию в современном обществе. Конечно, интернет-ресурсы не способны напрямую развивать навык письма, но, такие сервисы как электронная почта, различные чаты и форумы, служат для отработки техники письменной речи;

- формирование устойчивой мотивации путем знакомства с особенностями культуры и традиций страны изучаемого языка.

Однако следует отметить, что значительно шире интернет-ресурсы могут быть использованы при организации внеаудиторной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО [напр.,1], является важнейшим элементом образовательного процесса.

Самостоятельная работа необходима не только для освоения каждой отдельной дисциплины, но и в целом для приобретения навыков самостоятельной работы, поскольку она активизирует познавательную мотивацию студентов, их стремление к получению новых знаний и самосовершенствованию.

Следовательно, при организации внеаудиторной самостоятельной работы важно выбрать виды и формы занятий с учетом таких особенностей внеаудиторной самостоятельной работы, как: отсутствие обязательного педагогического контроля и оценки, добровольное осуществление во внеучебное время, самодеятельный характер. При таких условиях наиболее эффективным способом организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении иностранных языков является активное использование интернет-ресурсов, что открывает огромные возможности при обучении чтению, аудированию и письму.

Для закрепления навыков чтения и пополнения общего и тематического словарного запаса используются аутентичные тексты профессиональной направленности, а также интернет-издания и сайты иностранных газет и журналов:

- Web-страница Media Links предлагает ссылки на большое количество изданий, откуда можно почерпнуть актуальную и полезную информацию;

- на сайте https://www.breakingnewsenglish.com размещены актуальные мировые новости с заданиями к текстам различных уровней сложности;

- статьи на английском языке со списками слов для запоминания, а также коллекции коротких рассказов представлены на сайте https://www.english-online.com .

С помощью популярных социальных сетей типа Facebook, Twitter можно тренировать навыки письма, на сайтах https://www.penpalworld.com и https://www.interpals.net легко найти друзей по переписке, а чтобы быть уверенным в правильном написании слов и предложений следует воспользоваться сайтами для онлайн - проверки орфографии, например: https://www.grammarcheck.com.

Для улучшения восприятия иностранной речи на слух следует использовать обучающие аутентичные видеоподкасты, то есть регулярно обновляемые серии видеосюжетов, записанные носителями языка (https://www.audioenglish.org или https://www.listen-to-english.com).

Существует возможность общаться через интернет благодаря программе Skype непосредственно с носителем иностранного языка в обмен на обучение его русскому языку. Сайт Lingorank.com предлагает интерактивные упражнения по видеороликам для расширения словарного запаса, а на сайте Ted.com размещены подборки обучающих видеолекций.

При самостоятельной работе над аудированием будет полезен сайт https://www.golgenglish.ru, предоставляющий выдержки из различных художественных фильмов с субтитрами и объяснениями лексико-грамматических норм и правил.

Использование интернет-ресурсов имеет огромный потенциал благодаря разнообразию форм и методов их применения для изучения иностранных языков. Все вышеперечисленные интернет-ресурсы характеризуются аутентичностью, доступностью, информативностью, наполненностью богатым лексическим, грамматическим материалом, а также актуальностью, что позволяет активизировать когнитивную деятельность обучающихся и повысить их мотивацию.

Ссылки на источники

1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 №508 (ред. 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России от 29.07.2014 №33324) // СПС «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». - Режим доступа: свободный. - Дата обращения: 20.02.2019.

Olga Litvinova

teacher

University College of Agribusiness FSBEI HE Omsk SA U, Omsk od. litvinova@omgau. org

Use of the Internet in Teaching Foreign Languages

Annotation. The article is devoted to the use of Internet resources in the study of foreign languages, and provides websites for organizing extracurricular work.

Keywords: communicative competence, Internet resources, authentic texts, podcasts, video lecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.