Научная статья на тему 'Профессиональный иностранный язык: от теории к практике'

Профессиональный иностранный язык: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE / TEACHING MODEL / NON LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Владимировна

В статье представлен обзор современных теоретических подходов к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку. Модель обучения, включающая целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты, рассматривается на примере реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в Омском ГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Foreign Language: from Theory to Practice

Review of modern theoretical approaches to teaching professionally oriented foreign language is presented in this article. Teaching model, involving target, motivational, substantive, procedural and control evaluation components are considered on the example of implementation of optional discipline “Professional foreign language” in Omsk SAU.

Текст научной работы на тему «Профессиональный иностранный язык: от теории к практике»

Новикова Е. В. Профессиональный иностранный язык: от теории к практике // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00749.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 372.881.1

Новикова Елена Владимировна

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск evl. novikova@omgau.org

Профессиональный иностранный язык: от теории к практике

Аннотация: В статье представлен обзор современных теоретических подходов к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку. Модель обучения, включающая целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты, рассматривается на примере реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в Омском ГАУ.

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, модель обучения, неязыковой вуз.

Современные образовательные стандарты высшего образования требуют учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка. Особенностью профессионально-ориентированного иностранного языка являются его содержательные особенности, обусловленные направлением подготовки обучающихся. В работе П.И. Образцова и О.Ю. Ивановой «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов» представлена модель обучения профессиональному иностранному языку, включающая целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты. Авторы подробно характеризуют существующие теоретические подходы к разработке данной модели: системный, деятельностный, контекстный, личностно-ориентированный, коммуникативный и технологический [1]. Предлагаемая образовательная модель отражает основные положения каждого подхода:

- Целостность системы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (системный подход);

- Подготовка специалиста, способного к самореализации в профессиональной деятельности и адаптации в новых условиях, обладающего навыками самостоятельного приобретения знаний (деятельностный подход);

- Моделирование целостного предметного и социального содержания профессиональной деятельности (контекстный подход);

- Признание обучающегося активным субъектом образовательного процесса (личностно-ориентированный подход);

- Построение процесса обучения как процесса общения (коммуникативный подход);

- Проектирование учебного процесса в соответствие с социальным заказом, с целями и содержанием образования (технологический подход) [1, с.8-11].

Традиционно дисциплина «Профессиональный иностранный язык» была ориентирована на чтение текстов по специальности, перевод и работу с терминами. Однако в последнее время приоритетным становится коммуникативный компонент, т.е. общение на иностранном языке в профессиональной сфере деятельности.

Рассмотрим модель обучения на примере реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» по направлению подготовки 35.03.05 -Садоводство. Дисциплина изучается на втором курсе, общая трудоемкость дисциплины 36 часов, из них 10 часов лекционных занятий.

Целевой компонент

Цель дисциплины «Профессиональный иностранный язык» - развитие общекультурных компетенций обучающихся для решения коммуникативных задач в профессиональной коммуникации на иностранном языке. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать основную терминологию и грамматические особенности текстов профессиональной направленности, уметь извлекать информацию из иноязычных текстов и отбирать адекватные языковые средства для построения высказываний в рамках изучаемой тематики, владеть навыками презентации информации профессиональной направленности на иностранном языке. Следует отметить, что особенностью целеполагания при обучении профессиональному иностранному языку является учет потребностей обучающихся, а успех в достижении цели зависит от эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса [2, с.35].

Мотивационный компонент

Проблема мотивации обучающихся исследуется педагогами и психологами на протяжении длительного времени, но остается по прежнему актуальной. Учебная мотивация представляет собой «опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей» [3,с.281]. Достижение поставленной цели невозможно без положительного отношения студента к изучаемой дисциплине, без его познавательной активности. Интерес к изучению иностранного языка возможен только при наличии потребности в приобретении этих знаний. Как показывает опыт преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык» хорошим стимулом является информация о действующих в университете международных программах, о возможности пройти зарубежную практику, необходимым условием которой являются знания иностранного языка.

Содержательный компонент

На занятиях лекционного типа рассматриваются основные теоретические и прикладные аспекты переводоведения, необходимые для работы с текстовым материалом на практических занятиях. Практические занятия охватывают широкую тематику сферы «Садоводство»:

- Садоводство в стране изучаемого языка;

- Образование по направлению подготовки «Садоводство» в стране изучаемого языка;

- Садоводство и экономика;

- Актуальные проблемы садоводства по данным СМИ.

Следует подчеркнуть, что тексты, отбираемые преподавателем для работы, должны быть аутентичными, разнообразными по стилю и тематике, содержательными в страноведческом аспекте. Оптимальным вариантом представляется работа с интернет-ресурсами, которые позволяют быстро подобрать актуальную и интересную информацию. При изучении немецкого языка это сайт Федерального министерства пищевой промышленности и сельского хозяйства Германии, сайты немецких университетов,

имеющих соответствующие направления подготовки, рекламные сайты частных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией растительной продукции, сайты для широкого круга читателей, интересующихся садоводством [4,5,6,7].

Процессуальный компонент В процессе работы с текстами профессиональной направленности обучающимся необходимо овладеть всеми видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым). При этом использование интерактивных форм обучения способствует не только развитию умений и навыков для будущей профессиональной деятельности, но и развитию навыков социального взаимодействия [8, с.4]. Лексико-грамматические задания выполнялись всеми обучающимися в группе, а чтение, перевод и обсуждение содержания текстов осуществлялось как в парах или группах, так и индивидуально.

Контрольно-оценочный компонент Следует отметить, что рабочая программа факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» не предусматривает внеаудиторной работы обучающихся, поэтому основным элементом контроля был текущий контроль в виде индивидуальных заданий на занятиях, которые заключались в подготовке монологических высказываний по изучаемой тематике. По итогам изучения дисциплины обучающиеся готовили на заключительном занятии презентацию на одну из предложенных тем: «Моя профессия - садовод», «Садоводство в России и Германии», «Садоводство в Омской области».

Анализ реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» позволяет сделать следующие выводы:

1. Для эффективного изучения иностранного языка необходима регулярная самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся, которую не предусматривает факультативный статус дисциплины.

2. Технологию обучения профессиональному иностранному языку следует совершенствовать с учетом междисциплинарных связей.

3. В процессе реализации дисциплины нужно учитывать интересы обучающихся, стимулировать их познавательную активность и навыки социального взаимодействия.

Ссылки на источники

1. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие/Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.

2. Мелехина Е.А. Проблема целеполагания в обучении иностранным языкам для профессиональных целей URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tselepolaganiya-v-obuchemi-inostrannym-yazykam-dlya-professionalnyh-tseley[20.05.2019]

3. Хамедова Г.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник ОГУ. №2(138)/февраль 2012. С.280-285. URL: https://cyberlemnka.m/artide/v/k-probleme-formirovamya-motivatsii-izuchemya-inostrannogo-yazyka-u-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey [20.05.2019]

4. Министерство пищевой промышленности и сельского хозяйства Германии [Электронный ресурс] URL: https://www.bmel.de [20.05.2019]

5. Сайт университета в Гайзенхайм [Электронный ресурс] URL:https://www.hs-geisenheim.de/gartenbau-bsc/ [20.05.2019]

6. Gemüseanbau Behn [Электронный ресурс] URL: http://www.gemueseanbau.de/ [20.05.2019]

7. Deutsches Obst und Gemüse[Электронный ресурс] URL:https://deutsches-obst-und-gemuese.de/ saisonkalender-von-deutschland-mein-garten/[20.05.2019]

8. Хорошева Н. В., Мясникова О. В. Практика работы с текстами в процессе обучения иностранному языку студентов-нефилологов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 08. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14606.htm [20.05.2019]

Elena Novikova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk evl.novikova@omgau.org

Professional Foreign Language: from Theory to Practice

Abstract. Review of modern theoretical approaches to teaching professionally - oriented foreign language is presented in this article. Teaching model, involving target, motivational, substantive, procedural and control - evaluation components are considered on the example of implementation of optional discipline "Professional foreign language" in Omsk SAU.

Keywords: professionally - oriented foreign language, teaching model, non - linguistic university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.