Новикова Е. В. Профессиональный иностранный язык: от теории к практике // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00749.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 372.881.1
Новикова Елена Владимировна
кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск evl. [email protected]
Профессиональный иностранный язык: от теории к практике
Аннотация: В статье представлен обзор современных теоретических подходов к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку. Модель обучения, включающая целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты, рассматривается на примере реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в Омском ГАУ.
Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, модель обучения, неязыковой вуз.
Современные образовательные стандарты высшего образования требуют учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка. Особенностью профессионально-ориентированного иностранного языка являются его содержательные особенности, обусловленные направлением подготовки обучающихся. В работе П.И. Образцова и О.Ю. Ивановой «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов» представлена модель обучения профессиональному иностранному языку, включающая целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты. Авторы подробно характеризуют существующие теоретические подходы к разработке данной модели: системный, деятельностный, контекстный, личностно-ориентированный, коммуникативный и технологический [1]. Предлагаемая образовательная модель отражает основные положения каждого подхода:
- Целостность системы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (системный подход);
- Подготовка специалиста, способного к самореализации в профессиональной деятельности и адаптации в новых условиях, обладающего навыками самостоятельного приобретения знаний (деятельностный подход);
- Моделирование целостного предметного и социального содержания профессиональной деятельности (контекстный подход);
- Признание обучающегося активным субъектом образовательного процесса (личностно-ориентированный подход);
- Построение процесса обучения как процесса общения (коммуникативный подход);
- Проектирование учебного процесса в соответствие с социальным заказом, с целями и содержанием образования (технологический подход) [1, с.8-11].
Традиционно дисциплина «Профессиональный иностранный язык» была ориентирована на чтение текстов по специальности, перевод и работу с терминами. Однако в последнее время приоритетным становится коммуникативный компонент, т.е. общение на иностранном языке в профессиональной сфере деятельности.
Рассмотрим модель обучения на примере реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» по направлению подготовки 35.03.05 -Садоводство. Дисциплина изучается на втором курсе, общая трудоемкость дисциплины 36 часов, из них 10 часов лекционных занятий.
Целевой компонент
Цель дисциплины «Профессиональный иностранный язык» - развитие общекультурных компетенций обучающихся для решения коммуникативных задач в профессиональной коммуникации на иностранном языке. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать основную терминологию и грамматические особенности текстов профессиональной направленности, уметь извлекать информацию из иноязычных текстов и отбирать адекватные языковые средства для построения высказываний в рамках изучаемой тематики, владеть навыками презентации информации профессиональной направленности на иностранном языке. Следует отметить, что особенностью целеполагания при обучении профессиональному иностранному языку является учет потребностей обучающихся, а успех в достижении цели зависит от эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса [2, с.35].
Мотивационный компонент
Проблема мотивации обучающихся исследуется педагогами и психологами на протяжении длительного времени, но остается по прежнему актуальной. Учебная мотивация представляет собой «опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей» [3,с.281]. Достижение поставленной цели невозможно без положительного отношения студента к изучаемой дисциплине, без его познавательной активности. Интерес к изучению иностранного языка возможен только при наличии потребности в приобретении этих знаний. Как показывает опыт преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык» хорошим стимулом является информация о действующих в университете международных программах, о возможности пройти зарубежную практику, необходимым условием которой являются знания иностранного языка.
Содержательный компонент
На занятиях лекционного типа рассматриваются основные теоретические и прикладные аспекты переводоведения, необходимые для работы с текстовым материалом на практических занятиях. Практические занятия охватывают широкую тематику сферы «Садоводство»:
- Садоводство в стране изучаемого языка;
- Образование по направлению подготовки «Садоводство» в стране изучаемого языка;
- Садоводство и экономика;
- Актуальные проблемы садоводства по данным СМИ.
Следует подчеркнуть, что тексты, отбираемые преподавателем для работы, должны быть аутентичными, разнообразными по стилю и тематике, содержательными в страноведческом аспекте. Оптимальным вариантом представляется работа с интернет-ресурсами, которые позволяют быстро подобрать актуальную и интересную информацию. При изучении немецкого языка это сайт Федерального министерства пищевой промышленности и сельского хозяйства Германии, сайты немецких университетов,
имеющих соответствующие направления подготовки, рекламные сайты частных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией растительной продукции, сайты для широкого круга читателей, интересующихся садоводством [4,5,6,7].
Процессуальный компонент В процессе работы с текстами профессиональной направленности обучающимся необходимо овладеть всеми видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым). При этом использование интерактивных форм обучения способствует не только развитию умений и навыков для будущей профессиональной деятельности, но и развитию навыков социального взаимодействия [8, с.4]. Лексико-грамматические задания выполнялись всеми обучающимися в группе, а чтение, перевод и обсуждение содержания текстов осуществлялось как в парах или группах, так и индивидуально.
Контрольно-оценочный компонент Следует отметить, что рабочая программа факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» не предусматривает внеаудиторной работы обучающихся, поэтому основным элементом контроля был текущий контроль в виде индивидуальных заданий на занятиях, которые заключались в подготовке монологических высказываний по изучаемой тематике. По итогам изучения дисциплины обучающиеся готовили на заключительном занятии презентацию на одну из предложенных тем: «Моя профессия - садовод», «Садоводство в России и Германии», «Садоводство в Омской области».
Анализ реализации факультативной дисциплины «Профессиональный иностранный язык» позволяет сделать следующие выводы:
1. Для эффективного изучения иностранного языка необходима регулярная самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся, которую не предусматривает факультативный статус дисциплины.
2. Технологию обучения профессиональному иностранному языку следует совершенствовать с учетом междисциплинарных связей.
3. В процессе реализации дисциплины нужно учитывать интересы обучающихся, стимулировать их познавательную активность и навыки социального взаимодействия.
Ссылки на источники
1. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие/Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
2. Мелехина Е.А. Проблема целеполагания в обучении иностранным языкам для профессиональных целей URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tselepolaganiya-v-obuchemi-inostrannym-yazykam-dlya-professionalnyh-tseley[20.05.2019]
3. Хамедова Г.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник ОГУ. №2(138)/февраль 2012. С.280-285. URL: https://cyberlemnka.m/artide/v/k-probleme-formirovamya-motivatsii-izuchemya-inostrannogo-yazyka-u-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey [20.05.2019]
4. Министерство пищевой промышленности и сельского хозяйства Германии [Электронный ресурс] URL: https://www.bmel.de [20.05.2019]
5. Сайт университета в Гайзенхайм [Электронный ресурс] URL:https://www.hs-geisenheim.de/gartenbau-bsc/ [20.05.2019]
6. Gemüseanbau Behn [Электронный ресурс] URL: http://www.gemueseanbau.de/ [20.05.2019]
7. Deutsches Obst und Gemüse[Электронный ресурс] URL:https://deutsches-obst-und-gemuese.de/ saisonkalender-von-deutschland-mein-garten/[20.05.2019]
8. Хорошева Н. В., Мясникова О. В. Практика работы с текстами в процессе обучения иностранному языку студентов-нефилологов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 08. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14606.htm [20.05.2019]
Elena Novikova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk [email protected]
Professional Foreign Language: from Theory to Practice
Abstract. Review of modern theoretical approaches to teaching professionally - oriented foreign language is presented in this article. Teaching model, involving target, motivational, substantive, procedural and control - evaluation components are considered on the example of implementation of optional discipline "Professional foreign language" in Omsk SAU.
Keywords: professionally - oriented foreign language, teaching model, non - linguistic university