Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов для формирования социокультурной компетенции'

Использование интернет-ресурсов для формирования социокультурной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / COMMUNICATIVE APPROACH / INDIVIDUAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пупина Юлия Г.

Статья посвящена специфике проведения индивидуальных занятий. Выделены основные преимущества и недостатки. Особое внимание уделяется методике использования Интернет-ресурсов в рамках коммуникативной модели преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Internet Resources for the Formation of Social and Cultural Competence

The article describes the features of individual classes identifying the basic advantages and disadvantages. Special attention is given to the use of Internet resources in the framework of the communicative approach.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов для формирования социокультурной компетенции»

УДК 72.881.111.1

Пупина Ю.Г.

Московская международная академия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Статья посвящена специфике проведения индивидуальных занятий. Выделены основные преимущества и недостатки. Особое внимание уделяется методике использования Интернет-ресурсов в рамках коммуникативной модели преподавания.

Ключевые слова: индивидуальные занятия, интернет-ресурсы, коммуникативная методика преподавания

Yulia G. Pupina

Moscow International Academy

USE OF INTERNET RESOURCES FOR THE FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE

The article describes the features of individual classes identifying the basic advantages and disadvantages. Special attention is given to the use of Internet resources in the framework of the communicative approach.

Keywords: individual classes, Internet resources, communicative approach

Ф ормирование иноязычнои коммуникативнои компетенции напрямую сопрягается со знаниями социокультурной сферы, поскольку даже уверенное владение иностранным языком не является гарантиеи продуктивного межкультурного взаимодеиствия, в процессе которого возможно появление недопонимания или стереотипов. Социокультурная компетенция, будучи одной из основополагающих иноязычной коммуникативной компетенции, способствует пониманию личности как носителя той или иной культуры, воспитанию толерантности к носителям другой культуры, формированию уважения и позитивного отношения к представителям других культур. Одним из современных средств обучения является ресурсы сети Интернет, которые помогают повысить мотивацию обучающихся, что, в свою очередь, отражается на более эффективном образовательном процессе. Также данные ресурсы обучают ценностям культуры других народов, что, в конечном итоге, формирует социокультурную компетенцию. Информатизация системы образования непосредственно связана с использованием электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, которые являются основой электронного образования.

Как отмечает Е.Н. Соловова: "Язык отражает особенности жизни людей. Изучая многообразие планов выражения, можно многое понять и узнать о культуре различных стран изучаемого языка. А это подводит нас к необходимости формирования социокультурной компетенции. Сегодня, говоря о том, что целью обучения общение на иностранном языке, мы подразумеваем не просто диалог на уровне индивидуумов, но готовность и способность к ведению диалога культур". [стр.8, 1]

Иноязычная коммуникативная компетенция предполагает формирование способности к взаимодействию с представителями других культур. В связи с этим следует упомянуть четыре основных речевых вида деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Однимиз сайтов, который может быть использован в качестве дополнительного материала на уроках, является ресурс http://learnenglish.britishcouncil.org/ (Британский Совет). С целью развития навыка аудирования данный ресурс предлагает такие разделы как: Videozone, UK culture, How to, I wanna talk about, Big City Small World и др. В подразделе Big City Small World представлены аудиоматериалы разговорного стиля речи, сопровождающиеся заданиями к прослушанному материалу. Длительность одного сюжетного аудиофайла составляет не более 7-8 минут. В подразделе Word on the Street представлены не только аудио, но и видеоматериалы. Герои сюжета перемещаются по районам Лондона и другим городам, общаясь на различные темы. Подраздел Magazine предлагает статьи,

Межкультурная коммуникация и лингвокультурология

прочитанные дикторами. Тип аудиуроликов в данном разделе монологический, тематика - праздники различных стран, социальные и экологические проблемы. Стиль языка - литературный (журнальный, книжный). Данный раздел предназначен для обучающихся с уровнем intermediate и выше. Необходимо выделить блок Business&Work, который также развивает навык аудирования. Преимущество данного раздела заключается в профессиональном ориентировании обучающихся, поскольку материалы данного блока связаны с карьерой, профессиями и деловым общением.[2,3]

Таким образом, многообразие образовательных ресурсов сети Интернет помогает преподавателю эффективно формировать навыки аудирования, а также социокультурной компетенции путем изучения аутентичных материалов о жизни и культуре стран изучаемого языка.

Для отработки навыка чтения можно воспользоваться разделом Read UK. В данном разделе статьи представлены в трёх категориях: Most recent, Most popular, A to Z list. Тематика материала разнообразна и затрагивает такие аспекты страны изучаемого языка, как политика, экономика, социальные проблемы, национальные праздники, спорт и многое другое. Каждая статья снабжена проверочными заданиями на понимание прочитанного материала. Для студентов продвинутого уровня в целях развития навыка чтения рекомендуется обратиться к сайту http://www.bbc. co.uk/. Сайт дублирует газетные статьи. Представлены следующие рубрики сайта: News (события, происходящие в мире), Business (новости делового мира), Opinion (публицистические статьи на различную тематику), Culture (культурные факты), Education (образование), Politics (политика), Science (Наука).[4]

Немаловажным видом речи выступает письменная речь. Для формирования навыка письменной речи можно обратиться к разделу Writing Skills practice на сайте http://learnenglish.britishcouncil.org/ (Британский Совет). В данном разделе представлены рекомендации и упражнения для отработки написания электронных писем, эссе и других письменных работ в контексте обучения в университете.

Пожалуй, самым сложным навыком для овладения иноязычных студентов представляет устная речь (говорение). Возвращаясь к методике обучения, Е.Н. Соловова пишет: "Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении нам редко приходиться выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично." [стр. 165, 1]

Стоит отметить такой ресурс как Voxy. Данная платформа предлагает занятия в мини-группе с носителями языка. Занятия проходят с интервалом в 1-2 часа. Для

90 Вестник ММА

снятия языкового барьера студенту предоставляется возможность выступить в качестве наблюдателя на первом занятии. [5]

Таким образом, материалы, располагаемые на Интернет-ресурсах, способствуют развитию основных видов речевой деятельности: аудированию, чтению, письму, говорению.

Также, одновременно с речевой деятельностью развивается одна из основополагающих иноязычной коммуникативной компетенции, а именно социокультурная компетенция, целью которой является развитие целого спектра знаний о различных аспектах сфер жизнедеятельности стран изучаемого языка и развитие способности использования этих знаний и умений в процессе коммуникации.

Литература

1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005 - 239 с. - ISBN 5-09-013891-5.

2. http:Meamengüsh.britishcouncil.org/en/?utm_source=LearnEngüsh-Teens&ut

3. https://learnenglishteens.britishcouncil.org/

4. http://www.bbc.co.uk/learningenglish

5. http://voxy-russia.ru/yazyikovyim-shkolam

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.