Научная статья на тему 'Возможности использования ресурсов Интернета в обучении основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение) студентов неязыковых вузов'

Возможности использования ресурсов Интернета в обучении основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение) студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Збарская Анна Владимировна

Представлены преимущества Интернета для образовательного процесса и изучения английского языка. Рассматриваются возможности использования трех интернет-ресурсов для совершенствования коммуникативных навыков студентов. Приводятся примеры работы с некоторыми ключевыми рубриками каждого сайта. Анализируются преимущества работы с каждым из трех ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Збарская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE INTERNET USAGE IN TRAINING MAIN TYPES OF SPEECH ACTIVITY (AUDITION SPEAKING) NON-LINGUISTIC STUDENTS

The Internet advantages for education and learning English are presented. The possibilities of 3 Internet resources usage for students’ communicative skills development are discussed. Some examples of working with key units of each site are given. Advantages of dealing with each resource are analyzed.

Текст научной работы на тему «Возможности использования ресурсов Интернета в обучении основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение) студентов неязыковых вузов»

УДК 811.111: 378.16: 004.738.5

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБУЧЕНИИ ОСНОВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АУДИРОВАНИЕ, ГОВОРЕНИЕ) СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Представлены преимущества Интернета для образовательного процесса и изучения английского языка. Рассматриваются возможности использования трех интернет-ресурсов для совершенствования коммуникативных навыков студентов. Приводятся примеры работы с некоторыми ключевыми рубриками каждого сайта. Анализируются преимущества работы с каждым из трех ресурсов.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, коммуникативные навыки, изучение английского языка, преимущества интернета для образования.

POSSIBILITIES OF THE INTERNET USAGE IN TRAINING MAIN TYPES OF SPEECH ACTIVITY (AUDITION SPEAKING) NON-LINGUISTIC STUDENTS

Annotation. The Internet advantages for education and learning English are presented. The possibilities of 3 Internet resources usage for students' communicative skills development are discussed. Some examples of working with key units of each site are given. Advantages of dealing with each resource are analyzed.

Keywords: internet resources, communicative skills, learning English, advantages of the internet, education.

Роль Интернета в обучении иностранным языкам чрезвычайно высока в современных условиях, когда особое внимание уделяется развитию самостоятельного мышления, возможностям проявления поискового и аналитического поведения учащихся. Обучение иностранным языкам, обладая отличительной чертой - информативностью, - подразумевает активную работу с информацией, где особая роль отводится критическому и творческому мышлению. В последние годы мощным источником такой информационной подпитки стал Интернет, чей потенциал неисчерпаем. Интернет имеет ряд преимуществ для образовательного процесса: расширение границ информационного поля путем применения новых средств обучения; использование новых форм наглядности, повышение познавательной активности и мотивации обучаемых; индивидуализация обучения (дифференцированный подход); комплексный подход к обучению и, в целом, интенсификация образовательного процесса [2, 3]. Глобальная сеть предлагает как преподавателям, так и изучающим английский язык, множество полезных ресурсов, использование которых в учебном процессе изменяет не только учебную действительность, но и позволяет эффективно воздействовать на процессы формирования и развития коммуникативной культуры учащихся, обучая их практическому овладению английским языком.

В данной статье мы раскроем некоторые возможности Интернета в обучении студентов таким видам речевой деятельности, как аудирование и говорение.

В реальном общении учащимся приходится много слушать, и то, насколько точно и полно они воспринимают полученную информацию, определяет их последующие действия [1]. Особую ценность представляют ситуации реального общения (разговор с собеседником, телефонный разговор и т.д.). В этом случае Интернет дает множество возможностей для совершенствования навыков и умений.

Одним из подходящих для этого ресурсов является сайт www.esl-lab.com. Здесь охватывается более 30 тем разного уровня сложности для прослушивания (Listening Quizzes) с последующими заданиями и возможностью их проверки [4]. Каждая тема имеет Pre-Listening Exercises, Vocabulary & Grammar Activities, а также Post-Listening Exercises, где студентам предоставляется возможность

А.В. Збарская

Anna Zbarskaya

© Збарская А.В., 2014

Раздел VI. Педагогика, психология, социология, философия

практического использования услышанных фраз и речевых оборотов в собственной устной речи. Одной из основных задач данного сайта является помощь в совершенствовании разговорных навыков. Для этого есть раздел Daily ESL, где представлены разговорные темы по рубрикам In the Community, At home/ At work/ At school, On vocation, In your free time, Holidays, Relationships & Family. Каждая из тем данной рубрики включает серию заданий:

1) Listen & Read (учащиеся читают фрагмент параллельно со слушанием аудиозаписи);

2) Vocabulary Exercises (учащиеся выполняют небольшой тест на основе услышанного, цель - усвоить ключевые выражения темы);

3) Discussion (предлагается обсудить вопросы по теме);

4) Role Play (дается ситуации для обсуждения);

5) Online Investigation (предлагается подготовить самостоятельное выступление по определенному вопросу темы, используя различные источники, в том числе и интернет);

6) Online Listening Practice (дополнительные задания на аудирование по теме).

Таким образом, методика этого раздела предполагает развитие коммуникативных навыков посредством изучения необходимой лексики через чтение, слушание, выполнение определенных заданий и ее закрепление в процессе обсуждения поставленных вопросов, задач, подготовки выступлений, презентаций. Важно, что предлагаемые темы содержат необходимую лексику для ежедневного общения в языковой среде. Также данный сайт предлагает дополнительные задания по улучшению навыков произношения, по совершенствованию языка на более сложных аудиозаданиях (English Voices). Кроме того, здесь можно найти онлайн уроки по грамматике (Grammar Project), полезные видео с носителями языка, советы для учащихся и преподавателей. Полный комплекс заданий данного ресурса, исполняемый учащимися последовательно и качественно под руководством преподавателя, создает необходимые условия для овладения учащимися необходимой лексикой, возможности ее использования в разговорной практике и тем самым совершенствования языковой базы и коммуникативных навыков.

Еще одним незаменимым ресурсом может стать сайт www.bbc.co.uk (ВВС Learning English), где представлены и общий английский язык с различными разговорными темами, и возможности совершенствования навыков аудирования (рубрика «6 minutes English»), а также новостные сюжеты (ВВС news) и теле-, радио- и видеоматериалы к разделу Business English [5]. Особый интерес может представлять здесь рубрика Talking Business, где рассматривается четыре модуля (темы): Telephone, Meetings, Presentations, Negotiations, - в каждой из которых отрабатываются ключевые слова и фразы, необходимые для улучшения разговорных навыков в различных бизнес-ситуациях. Студенты имеют возможность практиковаться в понимании языка, слушая и читая диалоги и выполняя соответствующие тесты.

Также интересна рубрика Grammar, Vocabulary & Pronunciation, где отрабатываются слова, разговорные обороты, идиомы, встречающиеся в новостных программах (Words in the News), в повседневном живом общении (The English we speak, Today's Phrase). В данном разделе также рассматриваются грамматические аспекты (Grammar Challenge). Рассматриваемый сайт построен на возможности слушания аутентичной английской речи, закреплении лексических и грамматических единиц в разнообразных тестовых заданиях, что позволяет учащимся овладевать разговорной речью с интересом, непринужденно и создает дополнительный стимул для изучения культуры страны изучаемого языка, мотивирует к более активной самостоятельной работе.

Luke's English Podcast (Real British English) www.teacherluke.wordpress.com - аналогичный ресурс для развития навыков аудирования [6]. Особый интерес могут представлять видео-интервью с носителями языка (пять частей). Данный сайт помогает учащимся непосредственно погрузиться в иноязычную среду, почувствовать себя сопричастными событию, а также увидеть достопримечательности Лондона, получить полезную информацию и приятное впечатление.

В качестве примера можно привести фрагмент работы с аудиоматериалом одного из интервью. Студентам предлагается прослушать последовательно каждого «спикера» (4-5 собеседников в каждом интервью), с паузами и обсуждением ключевых моментов каждого фрагмента (best and worst things about London). Возможно повторное прослушивание каждого фрагмента для уточнения деталей. Причем студентам рекомендуется делать записи во время прослушивания - фиксировать услышанные слова и выражения, составляющие в итоге общую картину речи. В случае серьезных затруднений на первом этапе работы можно открыть подкаст, который присутствует после каждого интервью, и предложить учащимся прослушивание с опорой на текст. Работая с текстом, стоит выделить и выписать ключевые, полезные и трудные слова, фразы с последующим их разбором и использованием. В качестве домашнего задания студентам полезно предложить продолжить работу над аудиоматериалом в рекомендованном выше ключе, напоминая об обращении к подкастам только в случае необходимости. Итогом подобной работы должно стать освоение студентами лексики, используемой в интервью; понимание 80-90 % английской речи; умение ответить на ключевые вопросы по сюжету, а также строить монологическую речь по рассматриваемому материалу.

Ссылки на данные ресурсы можно найти на универсальном портале Youtube, объединяющем множество интернет-источников и представляющем особый интерес своими видеосюжетами, с которыми удобно работать - анализировать их, обсуждать, брать за основу собственных выступлений, презентаций. Преимущества данного ресурса:

— возможность прослушивания и просматривания роликов необходимое для понимания число раз;

— возможность паузы и использования словаря в онлайн-режиме;

— записи носителей языка;

— возможность самостоятельной работы студента.

Все рассмотренные в статье сайты могут быть использованы как при самостоятельной работе студентов, так и на аудиторных занятиях с преподавателем. Безусловно, нельзя забывать и о чрезвычайно важной направляющей роли преподавателя в обучении языку с использованием Интернета. Это и определение методики работы с сайтами, и раскрытие максимальных возможностей программ, и мотивация студентов к самостоятельной работе: постановка конкретных задач на занятиях и в качестве домашних заданий.

Таким образом, на примере трех ресурсов мы попытались разобрать существенные возможности Интернета в обучении студентов успешной коммуникации на английском языке, в повышении их мотивации и интереса к освоению дисциплины за счет активного вовлечения учащихся в различные по форме коммуникативные ситуации, способствующие значительно более прочному усвоению материала. В целом, использование возможностей Интернета открывает перед преподавателями высшей школы перспективы интенсификации обучения иностранным языкам в вузах неязыкового профиля с целью формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам / E.H. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008.

3. Бережнова Е.А. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах // Материалы Межфакультетской научно-методической конференции, НИУ ВШЭ, 2010. - М., 2010.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.esl-lab.com

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bbc.co.uk

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teacherluke.wordpress.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.