Научная статья на тему 'Использование сети Интернет в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции'

Использование сети Интернет в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕ11. ШПЕТ Г.Г. ВВЕДЕНИЕ В ЭТНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. М.1992Г. ТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажокова Эмма Аслановна, Туова Марина Руслановна

Целью настоящей статьи является рассмотрение использования некоторых Интернет-технологий в учебных целях. Анализ исследования показывает, что внедрение ресурсов сети Интернет в образовательный процесс создает оптимальные условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, что позволяет повысить эффективность реализации компетентностного подхода в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хажокова Эмма Аслановна, Туова Марина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование сети Интернет в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции»

Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:

- Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;

- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

- Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.

Таким образом, феномен «поликультурное образование» - специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-

культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.

Список использованной литературы

1. Балицкая И. В.Поликультурное образование.М., 2001г.

2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культур // Вопросы философии. 1986г. №12

3. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989г.

4. Воробьев И.В. диалог культур в контексте единого образовательного пространства// Начальная школа 2002г. №4.

5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.

6. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.

7. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.

8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г.

9. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». М. 2001г.

10. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992г.

11. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.1992г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Хажокова Эмма Аслановна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп Туова Марина Руслановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры арабского языка и вторых иностранных языков Адыгейского

государственного университета, г. Майкоп

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи является рассмотрение использования некоторых Интернет-технологий в учебных целях. Анализ исследования показывает, что внедрение ресурсов сети Интернет в образовательный процесс создает оптимальные условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, что позволяет повысить эффективность реализации компетентностного подхода в ВУЗе.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, Интернет-технологии, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативный подход.

Использование международной сети в обучении является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, поскольку происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса: выбор приемов и стиля работы, изменение требований к академическому уровню обучающихся и т.д.

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета, а значит, он может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень.

Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя

лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время общения с иностранными гостями. Также Интернет обеспечивает развитие межкультурной компетенции, т.е. знакомство с различными культурами, определение путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формирование культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

Интернет может использоваться в обучении лексике и грамматике, проверки знаний, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно реализовать на занятиях такие дидактические задачи, как:

• формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности студентов на занятии на основе использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

• формирование навыков и умений чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствование умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения; совершенствование умения письменной речи;

• пополнение словарного запаса лексикой современного иностранного языка;

• совершенствование умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

• знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Для эффективного формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку на занятиях по устной речи и для самостоятельной работы студентов мы используем следующие учебные Интернет-ресурсы, которые составляются, опираясь на готовые программы сети Интернет: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook)^ вебквест (webquest) [3].

Хотлист (англ. hotlist - список по теме) - представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист. Например:

Тема: «La phrancophonie» Хотлист:

http://www.francophonie.org/ http://www.francophonie.org/-Qu-est-ce-que-cest-la-Francophonie -. html

Мультимедиа скрэпбук (англ. multimedia scrapbook мультимедийный черновик) - своеобразная коллекция мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы. Например: Тема.

Сайты мультимедиа скрэпбука: Текстовые файлы. Аудиопрограммы. Картинки.

Трежа Хант (англ. treasure hunt охота за сокровищами) - во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов преподаватель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся

может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Структура:

Sujet.

Introduction.

Resources Internet.

Question générale.

Сабджект сэмпла (англ. subject sampler) - стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хан-том. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическая информация). После изучения каждого аспекта темы студентам необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличие от трэжа ханта, с помощью которого происходит изучение фактического материала, сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально заостренных и дискуссионных тем. Студентам необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу. Здесь особое внимание должно уделяться компетентностному подходу.

Структура:

Sujet.

Introduction.

Resources Internet.

Question générale.

При групповой работе необходимо будет разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группе студенты могут представить результаты своего обсуждения всей группе.

Вебквест (англ. webquest - Интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Вебквест - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов Интернета. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех студентов. Один из сценариев организации проектной деятельности студентов с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала вся группа знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем студенты делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе.

Преподавателю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе студенты перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении студенты должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. При работе с данным вебквестом студенты делятся на группы только один раз и через общую дискуссию представители всех групп знакомятся с разными аспектами изучаемой темы.

Учебные Интернет-ресурсы (наряду с печатными учебниками и учебными пособиями) могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенций (по видам речевой деятельности: продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (аудирование и чтение). Например, умение «отделять главную информацию

от второстепенной» может относиться как к аудированию, так и к чтению, а «высказывать и аргументировать свою точку зрения» - к говорению и письму.

Электронная почта или электронно-почтовая группа - одна из наиболее распространенных технологий. Написание электронного письма предполагает знание правил оформления письма, формул и клише, также лексики по изучаемой теме и грамматических навыков.

Пример задания: написать письмо французскому другу и рассказать о своей учебе в университете.

Такой вид работы помогает развитию навыков письменной речи. Письма высылаются преподавателю на электронную почту. Преподаватель проверяет текст, выделяет ошибки красным шрифтом и отсылает обратно. На занятиях по КСР обсуждаются ошибки.

Использование социальной сети «ВКонтакте». Наиболее важной функцией сети «Вконтакте» является то, что в ней можно создавать отдельные группы-сообщества. Преподаватель может создать такие сообщества для той группы, в которой ведет занятия или для всего потока (курса). Создание такой группы-сообщества открывает множество возможностей для ведения обучения в пределах данной социальной сети:

1. В целях повышения интереса студентов к процессу обучения иностранному языку в созданной группе могут быть выложены видео и аудио материалы (как научные, так и художественные на иностранном языке), которые воспроизводятся в on-line режиме при помощи одного «клика», как в аудитории во время занятий, так и дома. Данные материалы могут выложить как преподаватель, так и студенты, что, в свою очередь, помогает «молодому» и «старшему» поколению обмениваться опытом и знаниями. В ходе занятий можно проводить просмотр видео материалов с последующим разбором лексики и грамматики, а также обсуждением, как на аудиторных занятиях, так и в режиме on-line.

2. Помимо этого, существует возможность оставлять комментарии под тем или иным видеоматериалом, что позволяет преподавателю, например, указать важные языковые моменты, на которые студенту необходимо обратить внимание при просмотре.

3. «Вконтакте» существует функция пересылки сообщений в режиме on-line. Данная функция предоставляет такую возможность, например, как ведение диалогов, в которых могут общаться от двух и более участников группы, включая и студентов, и преподавателя.

4. Также существует опция форума. Преподаватель или студент создают тему форума, на котором участники группы могут оставлять свои комментарии.

5. Такая функция как «создание фотоальбома» также является незаменимым помощников в обучении on-

line через социальную сеть. Преподаватель может выкладывать необходимые печатные материалы, отсканированные фотографии или картинки, которые просматривают участники группы и оставляют комментарии.

Помимо создания групп, студенты и преподаватели могут вести общение при помощи своих «страниц». Например, «Вконтакте» существует такая функция общения как «диалоги», когда можно выслать сообщение сразу нескольким пользователям и все, кому было отправлено сообщение, будут видеть ответы других пользователей. Также пользователи могут, оповещая, оставлять сообщения на «стене» других пользователей.

При использовании данной социальной сети всегда присутствует результативность, то есть каждое совершённое действие имеет результат: ответ на сообщение, комментарий к видео материалу или к сообщению. Это упрощает процесс контроля работы студентов со стороны преподавателя, а сервис уведомлений и оповещений дает возможность своевременно отслеживать различные изменения (появление нового материала, ответа на сообщение и т.п.).

Таким образом, включение Интернет-технологий в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков обусловлено возможностью интенсификации темпа занятий, обеспечением эффективности самостоятельной работы путем представления каждому студенту возможности выбирать оптимальный способ и темп освоения учебного материала, совершенствованием навыков и умений межкультурного общения, предоставлением оперативного доступа к информации, возможностью синхронного и асинхронного создания и редактирования собственного интернет контента, созданием аутентичного общения в рамках виртуального пространства.

Список литературы

1. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): автореф.дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

2. Ливская Е.В. Мультимедия в образовании: Современные педагогические и информационные технологии в преподавании иностранных языков. Обучение навыкам работы с интерактивными ресурсами. Учебно-методическое пособие. Часть II. - Калуга: ИД «Эйдос», 2012. - 121 с.

3. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. flsmozaika.ru/document/sysoev2.pdf

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ВИДЕОЗАПИСИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Хижняк Людмила Анатольевна

к.п.н., доцент кафедры специальной психологии и олигофренопедагогики МГОУ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются возможности при помощи учебной видеозаписи создавать благоприятные условия учебной деятельности. Рассмотрены этапы работы с аудиовизуальным материалом. ABSTRACT

the article discusses the possibility of using training videos to create favorable conditions for training activities. The stages of work with audiovisual material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.