Научная статья на тему 'Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре'

Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12908
4430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛЫ / ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGES / INTERNET TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES / PROFILE LEVEL / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Евстигнеев Максим Николаевич

Рассмотрены проблемы интенсификации процесса обучения иностранному языку с использованием Интернет-технологий. Описываются пять видов учебных Интернет-материалов: хотлист, мультимедийный скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест, а также диапазон коммуникативно-речевых умений обучающихся, развиваемых на их основе. Предлагаются методические рекомендации по использованию данных пяти видов учебных Интернет-материалов в обучении иностранному языку на профильном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Евстигнеев Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern educational Internet-recourses in teaching a foreign language and culture

This paper addresses the issue of intensification of the educational process by the use of educational Internet resources. Five types of educational Internet resources such as hot list, multimedia scrapbook, subject sampler, treasure hunt, and webquest are described. Authors show a whole spectrum of language skills, which can be developed by applying Internet resources in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре»

УДК 371(083.7)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев

Аннотация. Рассмотрены проблемы интенсификации процесса обучения иностранному языку с использованием Интернет-технологий. Описываются пять видов учебных Интернет-материалов: хотлист, мультимедийный скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест, а также диапазон коммуникативно-речевых умений обучающихся, развиваемых на их основе. Предлагаются методические рекомендации по использованию данных пяти видов учебных Интернет-материалов в обучении иностранному языку на профильном уровне.

Ключевые слова: иностранные языки, Интернет-технологии, учебные Интернет-материалы, профильный уровень, коммуникативно-речевые умения.

Актуальность

Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п.) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы Интернета являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии [1]. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие:

1) аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);

2) коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;

3) коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами Интернета;

4) умений использовать ресурсы Интернета для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;

5) умений использовать ресурсы Интернета для удовлетворения своих информационных интересов и потребностей.

Мы хотели бы рассмотреть и описать методические возможности пяти видов учебных Интернет-ресурсов: хотлиста, мультимедийного скрэпбука, трэжа ханта, сабджект сэмпла и вебквеста. Все они могут быть использованы в учебном процессе при обучении иностранному языку для решения определенных учебных задач.

Определение понятий

Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных Интернет-технологий пока еще находится на стадии становления. Это и объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют разные термины. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к вопросу описания пяти вышеобозначенных видов учебных Интернет-ресурсов, считаем необходимым остановиться на основных понятиях, упомянутых в данной статье. Наиболее широко используемым в научной литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии - использование сети Интернет в обучении иностранному языку.

В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству школьников и учителей знакомы многие из этих форм Интернет-общения. В научной литературе существует огромный корпус исследований, посвященных использованию различных форм телекоммуникации в обучении иностранному языку [2-6].

Необходимо отметить, что в России особый импульс появлению исследований, посвященных интеграции Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку, дала Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат [7-9].

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами Интернета. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.

Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов Интернета способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения предмету.

Учебные Интернет-ресурсы

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабд-жект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). Мы целенаправленно использовали транслитерацию при переводе этих терминов на русский язык, т.к., во-первых, именно с помощью транслитерации в русский язык вошли все другие компьютерные термины (например, ноутбук, мультимедиа, чат, блог, сайт и т.п.), во-вторых, использование транслитерации поможет избежать понятийной путаницы при работе с зарубежными методическими материалами. Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.

Хотлист (англ. hotlist - список по теме) - представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.

Например:

Тема: «Christmas traditions in the USA»

Хотлист:

http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm

http://www.christmasintheusa.com/

http://www.aUthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php

Мультимедиа скрэпбук (англ. multimedia scrapbook мультимедийный черновик) - представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.

Например:

Тема: «Christmas traditions in the USA»

Сайты мультимедиа скрэпбука:

Текстовые файлы:

http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm

http://www.christmasintheusa.com/

http://www.allthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php

Аудиопрограммы:

http://www.voanews.com/mediaassets/specialenglish/2007_12/Audio/mp3/se-white-christmas.mp3 (White Christmas: One of the Best Loved Holiday Songs) http://www.voanews.com/mediaassets/specialenglish/2006_12/Audio/mp3/se-mosaic-22dec06.mp3 (Not Celebrating Christmas, Hanukkah or Kwanzaa? Try Festivus) http://www.voanews.com/mediaassets/specialenglish/2006_12/Audio/mp3/se-tia-christmas-traditions.mp3 (Christmas in America: Music and Traditions of a Merry Season)

Картинки:

http://www.amazing-christmas-ideas.com/candy-christmas-tree.html (Christmas tree decorations)

http://radio.weblogs.com/0104723/My%20Pictures/Christmas%20Stockings%20hung%20wi th%20care.jpg (Christmas stockings)

http://www.painetworks.com/pages/ec/ec0134.html (fireplace decorations on Christmas) http://family.webshots.com/photo/1055454583010148117JeJYXR (Christmas house decorations)_______________________________________________________________________________

Трежа Хант (англ. treasure hunt охота за сокровищами) - во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Например:

Hunt for US Geography Introduction

For this class you will need to leam about the Geographical Background of the United States: geographical position, relief, rivers and lakes, mineral resources, climate and weather. The Web allows you to discover way more than you may have ever thought possible and is a great complement to the materials found in the library. Below is a list of questions about the topic of the seminar. Surf the links on this page to find answers to the questions

Questions

1) Where is the USA located? What countries does the USA border on? Where are three main mountain ranges located? What are the main rivers in the USA? Where is a region of five great lakes? Name all of the lakes.

2) What climatic zones can be found in the USA?

3) How does the US relief affect the climate in the country?

4) Where is coal, oil, natural gas deposited? What other mineral resources are in the USA?

5) What are the most and least populous areas in the USA?

The Internet Resources

http://en.wikipedia.org/wiki/USA#Geography (US Geography) http://www.southtravels.com/america/usa/weather.html (Climate) http://www.cdc.noaa.gov/USclimate/states.fast.html (Climate Map)

http://www.geology.enr.state.nc.us/Mineral%20resources/mineralresources.html (Mineral Resources)

http://en.wikipedia.org/wiki/Image:USA-2000-population-density.gif (Population Density) The Big Question

Now that you have learned all this information about Geographical background of the United States, try to explain the reasons of the different population density in various parts of the US. Support your argument___________________________________________________________

Сабджект сэмпла (англ. subject sampler) - стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическая информация). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличие от трэжа ханта, с помощью которого происходит изучение фактического материала, сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально заостренных и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Например:

Topic: Formation of the United States of America (1776-1789)

Resources:

http://en.wikipedia.org/wiki/American_Revolution (American Revolution for Independence) http://www.americanrevolution.com/ (American Revolution) http://www.foundingfathers.info/ (Founding Fathers)

Questions:

1. What events led to proclamation by the US its independence from the British Crown?

2. Who were Founding Fathers and why are they called that way?

3. Some historians call American Revolution a coup. Do you agree or disagree with this

point of view? Support your argument________________________________________________________

При групповой работе необходимо будет разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группе учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу.

Вебквест (англ. webquest - Интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Вебквест - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов Интернета. Он включает в себя все компоненты четырех указан-

ных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. В качестве примера предлагаем вебквест, посвященный СМИ в США. Здесь при работе с данным вебквестом класс разбивается на группы только один раз и через общую дискуссию представители всех групп знакомятся с разными аспектами изучаемой темы.

Mass Media in the US WebQuest Introduction

This webquest is devoted to Mass Media in the USA. The media in the United States of America consist of several different types of communications media: television, radio, newspapers, magazines, and Internet-based Web sites. In this course you will be able to learn about the leading TV channels, newspapers, radio station and so on.

Task

What types of Mass media are in the Unites States? To answer this question you will need to work in small groups and complete tasks and assignments designed by your instructor. Process

For the seminar on Mass media in the US the whole class will be divided into several groups. Each group will get one aspect of the US Mass Media. Your task will include the following:

A. PRE-CLASS PREPARATION:

- study Web-based materials using links suggested;

- do additional Internet search for information on the target issue, if necessary;

- answer the questions;

- (equally) divide the material between all team members for presentation in class for the members of other groups;

- prepare your presentations (reports).

B. IN-CLASS ACTIVITY:

- report to the whole class what you have learned on the topic for your group activity.

Phase 1 - Background Information.

For this seminar I decided to break the mass media of the United States into four parts. Each group will need to study only one part and inform the whole class about its major features and subjects._______________________________________________________________________________

Phase 2 - Roles. You will be working in teams. It will be up to you to divide roles in each team. For efficiency, there should be a team leader, who will organize the work and divide the issues within each topic to make sure everything is covered and there is no overlap. However, all team members are responsible for presenting information in class, regardless their role in pre-class preparation process.

Group 1: Television in the United States:

http://en.wikipedia.org/wiki/T elevision_in_the_United_States

http://www.museum.tv/archives/etv/A/htmlA/americanbroa/americanbroa.htm

http://www.fcc.gov/Bureaus/Mass_Media/Factsheets/factvchip.html

QUESTIONS:

1. What are three major networks in the United States?

2. What is the role of public television in the United States?

3. What is FCC?

4. How was the development of the American television influenced by ABC?

Group 2: Radio in the United States:

http://en.wikipedia.org/wiki/Radio_in_the_United_States

http://www.psu.edu/dept/inart10_110/inart10/radio.html

http://en.wikipedia.org/wiki/FM_broadcasting_in_the_USA

QUESTIONS:

1. How many national radio networks did the United States have by 1928?

2. What were the four divisions of radio content?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. How can you characterize the modern radio broadcasting companies?

4. Who invented the stereo FM radio?

Group 3: Newspapers in the United States: http://en.wikipedia.org/wiki/Newspapers_in_the_United_States http://www.theworldpress.com/press/unitedstatesofamericapress.htm http://www.usatoday.com/

http://www. nytimes.com/

QUESTIONS:

1. What are the major newspapers in the USA?

2. What types of newspapers are in the USA?

3. What is the aim of local newspapers?

4. What is the primary source of newspaper revenue?

5. What makes The New York Times one of the largest newspapers?

6. What makes The USA Today one of the most popular newspapers in the US?

Group 4: Magazines in the United States:

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_United_States_magazines

http://en.wikipedia.org/wiki/Category:American_political_magazines

http://en.wikipedia.org/wiki/Category:African_American_magazines

QUESTIONS:

1. What is the United States magazine industry?

2. What are three leading weekly news magazines?

3. What Afro-American magazines can you name? What is their audience and purpose? Phase 3 - Reaching Consensus.

The most difficult problem is to decide whether the mass media effects badly or not on young generation. The question of ranking the mass media as one of the source of getting knowledge is one of them.

Work in your groups. Discuss the following questions and be ready to participate in the whole class discussion.

How does the mass media in the US effect children and the way they perceive reality? Why is it disputed?

Can the mass media give knowledge? Give your examples.

Can you give the examples of negative influence of the mass media in the USA?

You may need to do independent Internet search, if necessary._____________________________

Conclusion.

Now that you have learned about the mass media of the USA, what seemed the most interesting for you? What topic would you choose for additional in-depth study for a course paper in American Country Studies? Why?____________________________________________________________

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трэжа хант, сабджект сэмпл и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения.

В преподавательской деятельности учителя могут использовать уже готовые учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам или создать их сами. Достаточно большой банк англоязычных учебных Интернет-ресурсов находится в сети Интернет на сайте www.kn.att.com. Учителю необходимо лишь ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать, какой именно требуется ресурс (хотлист или вебквест). Если же учитель изъявит желание сам создать свои учебные Интернет-ресурсы, он может или воспользоваться специальной программой, доступной в Интернете (в этом случае созданные ресурсы будут храниться в Интернете и доступны широкому кругу пользователей), или без специальной программы создать учебные Интернет-ресурсы в текстовом редакторе. Подробнее механизм разработки авторских учебных Интернет-ресурсов, а также вопрос отбора Интернет ресурсов для учебных целей будут описаны в следующей статье.

Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании учебных Интернет-ресурсов

Практически каждый исследователь, занимающийся проблемой интеграции Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку, касался вопроса образовательного потенциала Интернет-ресурсов. Дополнительная возможность создания информационно-предметной среды обучения, безусловно, способствует повышению уровня социокультурной компетенции учащихся [3, 4, 9]. Интернет создает уникальные условия для ознакомления учащихся с культурным разнообразием сообществ стран изучаемого языка [10, 11, 13], что далеко не всегда может дать традиционный учебник по иностранному языку. При этом иностранный язык используется как основное средство образования и самообразования. Однако практически во всех работах эксплицитно или имплицитно исследователи говорят о ресурсах Интернета как о дополнительных или вспомогательных образовательных материалах.

Разработка учебных Интернет-ресурсов позволила совершенно по-иному посмотреть на образовательные ресурсы Интернета и начать восприятие их не в качестве дополнительных (хотя таковыми они могут являться), а в качестве аналоговых или альтернативных. Учебные Интернет-ресурсы (наряду с печатными учебниками и учебными пособиями)

также могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенций (по видам речевой деятельности). В таблице систематизированы коммуникативно-речевые умения, развитие которых возможно при использовании учебных Интернет-ресурсов.

Умения / Учебные Интернет-ресурсы Хотлист Мульти- медиа скрепбук Трежа хант Сабджект сэмпла Веб- квест

Осуществлять поиск информации + + + + +

Выделять ключевые слова + + + + +

Определять тему/проблему + + + + +

Отделять основную информацию от второстепенной + + + + +

Фиксировать необходимую информацию из прочитанного + + + + +

Подробно/кратко излагать содержание прочитанного + + + + +

Обобщать содержащуюся в тексте информацию + + + + +

Подробно/кратко излагать содержание прослушанного /увиденного + + + +

Фиксировать необходимую информацию из прослушанного/увиденного + + + +

Выделять факты/примеры/аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой + + +

Делать выводы - - + + +

Высказывать и аргументировать свою точку зрения - - - + +

Определять временную и причинно-следственную взаимосвязь между событиями + +

Оценивать поступки и давать характеристику персонажей, фактов и событий + +

Участвовать в беседе/ обсуждении - - - - +

Брать на себя инициативу при обсуждении - - - - +

Запрашивать и обмениваться информацией - - - - +

Уточнять интересующую информацию - - - - +

Прогнозировать развитие/ результат излагаемых фактов/событий +

Многие из умений, обозначенных в табл. 1, являются универсальными сразу для нескольких видов речевой деятельности: продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (аудирование и чтение). Например, умение «отделять главную информацию от второстепенной» может относиться как к аудированию, так и к чтению, а «высказывать и аргументировать свою точку зрения» - к говорению и письму.

На схеме показан спектр коммуникативно-речевых умений (по видам речевой деятельности), развиваемых при использовании учебных Интернет-ресурсов.

Следует отметить, что развитие перечисленных умений полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам (базовый и профильный уровни) [12, 14, 15]. Это значит, что внедрение Интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку учебных (наравне с печатными) изданий будет способствовать достижению основных целей обучения ИЯ в средней общеобразовательной школе.

Мы рассмотрели пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист, мультимедийный скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест. Их внедрение в учебный процесс будет способствовать развитию коммуникативно-речевых умений учащихся. Эффективность их использования в учебном процессе будет зависеть от ряда факторов, в том числе от соответствия содержания материалов учебным задачам по иностранному

языку на конкретном этапе обучения. В работе показан диапазон реализации пяти видов учебных Интернет-ресурсов в условиях обучения иностранному языку на профильном уровне.

Литература

1. November A. Teaching Zach to think // High School Principal. 1998. Retrieved from World Wide Web from http://www.media-awareness.ca/english/resources/educational/handouts/internet/ teaching_zack.cfm

2. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах // Иностр. языки в школе. 2006. № 7. С. 50-53.

3. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностр. языки в школе. 2007. № 4. С. 49-53.

4. Кудрявцева Л.В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США, профильный уровень): Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

5. Belz J.A., Thorne S.L. Computer-mediated Intercultural Foreign Language Education. Boston, MA: Heinle & Heinle, 2006.

6. Thorne S.L., & Black R Language and Literacy Development in Computer-mediated Contexts and Communities // Annual Review of Applied Linguistics. 2008. № 28.

7. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. 2000. № 1.

8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2000. № 2-3.

9. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2001. № 2-3.

10. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведе-ние Великобритании. Культуроведение США. 10-11-е классы. М.: АСТ/Астрель, 2007.

11. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М.: Еврошкола,

2003. 406 с.

12. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10-11-е классы) // Иностр. языки в школе. 2006. № 2. С. 2-10.

13. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Что это такое? // Иностр. языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.

14. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностр. языки в школе. 2004. № 6.

15. Новые образовательные стандарты по иностранным языкам. М.: АСТ/Астрель,

2004.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL INTERNET RECOURSES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AND CULTURE Sysoyev P.V., Evstigneev M.N.

Summary. This paper addresses the issue of intensification of the educational process by the use of educational Internet resources. Five types of educational Internet resources such as hot list, multimedia scrapbook, subject sampler, treasure hunt, and webquest are described. Authors show a whole spectrum of language skills, which can be developed by applying Internet resources in foreign language teaching.

Key words: foreign languages, Internet technologies, educational Internet resources, profile level, communicative skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.