Научная статья на тему 'Повышение мотивации в обучении иностранному языку как залог успеха'

Повышение мотивации в обучении иностранному языку как залог успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салиева Сурайё Мансуржоновна

В статье названы пять элементов совместного обучения иностранному языку. Перечислены требования к учебному пространству и учебным материалам, способствующих повышению мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации в обучении иностранному языку как залог успеха»

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА Салиева С.М.

Салиева Сурайё Мансуржоновна - старший преподаватель, кафедра теории и практика английского языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье названы пять элементов совместного обучения иностранному языку. Перечислены требования к учебному пространству и учебным материалам, способствующих повышению мотивации.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, учебный материал, учебное пространство, вуз, студент, преподаватель, занятие.

Создание мотивации к изучению иностранного языка невозможно без создания атмосферы успеха, а также веры студентов в свои способности и возможности. Для этого преподавателю важно и необходимо ставить перед ними выполнимые цели и задачи для достижения успешного результата.

В процессе повышения мотивации по изучению иностранного языка можно использовать пять элементов совместного обучения:

1. Положительная взаимозависимость. Усилия каждого студента группы обязательны и необходимы для успеха всей группы. Очень важно, чтобы каждый студент группы знал о необходимости положительной взаимозависимости и сознательно направлял свои усилия.

2. Индивидуальная ответственность. Каждый студент группы отвечает за свою работу и за выполнение возложенных на него обязанностей ; обучающиеся, которые не вносят своего вклада в общее дело, не получают баллов.

3. Стимулирующее воздействие друг на друга. Большая часть информации должна обсуждаться интерактивно. Это прямое межличностное взаимодействие очень помогает студентам поддерживать, стимулировать и оценивать друг друга. Такое взаимодействие предполагает обратную связь, постановку вопросов, обеспечение понимания друг друга.

4. Навыки общения. Ученикам для успешной работы в малых группах необходимо уметь устанавливать доверительные отношения, проявлять лидерские качества, вырабатывать решения, общаться, обладать навыками разрешения конфликтов.

5. Групповая обработка или анализ работы. Группа сама оценивает, насколько хорошо она выполнила задание, насколько эффективно она работала как группа. Такой групповой анализ предполагает обсуждение, что сработало, что не работало, что можно сделать для улучшения работы группы в будущем. Тогда анализ становится частью каждой выполненной совместной работы, акцентируя важность не только того, что группа делает, но также и того, как это делает.

При повышении мотивации в процессе изучения иностранного языка обучаемые получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно находя необходимую информацию не только в учебниках, но и в других источниках. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Так, могут быть успешно реализованы различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие обучаемых друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Для повышения мотивации важно обращать внимание на требования к учебному пространству и учебным материалам:

1. Необходимо избегать традиционного размещения студентов «затылок в затылок». Следует уравнивать пространственное размещение преподавателя с пространственным положением обучаемых. Для этого желательно оснастить учебное помещение круглым

столом, за которым все получат возможность сохранить неприкосновенным «свое личное пространство» и смотреть друг другу в лицо. Так можно добиться усиления внимания, духовного развития, коммуникации. Круглый стол как учебное средство способствует также уменьшению возможности уклонения от учебной работы, побуждает обучающегося к участию в совместной работе. 2. Необходимо повышать лингводидактические требования к качеству учебных текстов и учебников по английскому языку. Учебные материалы должны быть информационны, интересны, эмоциональны. 3. Учебные вопросы должны предопределять обучаемому не роль ответчика, а равноправного участника обсуждения, беседы. 4. Речевые, грамматические упражнения должны представлять собой образцы не учебной, а живой речи. Проблема повышения мотивации требует от преподавателя творческого подхода к ее решению, основанному на разработке более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Поскольку в процессе обучения иностранного языка важны не только знания, но и впечатления, которые помогут более глубокому пониманию и осмыслению изученного материала на занятии.

Список литературы

1. Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного языка // Учитель. М., 2002. № 5.

С. 217-220.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ

ФОНЕТИКЕ Тошпулатова Ф.У.

Тошпулатова Фотима Унгаровна - старший преподаватель, кафедра практических дисциплин - 2,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена практическому освоению английского языка. В процессе изучения фонетики на учебных занятиях студенты выполняют различные упражнения. Ключевые слова: фонетика, практика, обучение, воспитание, иностранный язык, преподаватель, студент, вуз.

Занятие по практической фонетике обычно начинается с комплексной фонетической зарядки, включающей в себя либо упражнения на развитие фонетического слуха, речевого ритма, техники речи либо фразы или небольшие тексты, направленные на отработку звуков и способов их соединения в потоке речи. Работа, как правило, проводится фронтально и занимает не более 15-18 минут.

Введение основной темы занятия рекомендуется осуществлять с привлечением учебно-исследовательской работы студентов, при этом целесообразно использовать аудирование фонетического материала с последующим анализом и формулированием выводов или правил.

Особое внимание должно быть уделено отработке основного звучащего текста данной темы. Его изучение обычно проходит этапы введения, первичного и вторичного закрепления.

Основные интонационные модели текста (интонация основных коммуникативных типов высказывания, модели привлечения внимания, приглашения к продолжению беседы в диалогическом тексте) должны закрепляться на материале чтения самостоятельно подготовленных отрывков или в устной работе на занятии, включающем подготовительные и речевые упражнения. Речевые упражнения являются обязательной составляющей завершающего этапа учебного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.