Научная статья на тему 'Эффективное проведение занятий по практической фонетике'

Эффективное проведение занятий по практической фонетике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКА / ПРАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошпулатова Фотима Унгаровна

Статья посвящена практическому освоению английского языка. В процессе изучения фонетики на учебных занятиях студенты выполняют различные упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное проведение занятий по практической фонетике»

столом, за которым все получат возможность сохранить неприкосновенным «свое личное пространство» и смотреть друг другу в лицо. Так можно добиться усиления внимания, духовного развития, коммуникации. Круглый стол как учебное средство способствует также уменьшению возможности уклонения от учебной работы, побуждает обучающегося к участию в совместной работе. 2. Необходимо повышать лингводидактические требования к качеству учебных текстов и учебников по английскому языку. Учебные материалы должны быть информационны, интересны, эмоциональны. 3. Учебные вопросы должны предопределять обучаемому не роль ответчика, а равноправного участника обсуждения, беседы. 4. Речевые, грамматические упражнения должны представлять собой образцы не учебной, а живой речи. Проблема повышения мотивации требует от преподавателя творческого подхода к ее решению, основанному на разработке более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Поскольку в процессе обучения иностранного языка важны не только знания, но и впечатления, которые помогут более глубокому пониманию и осмыслению изученного материала на занятии.

Список литературы

1. Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного языка // Учитель. М., 2002. № 5.

С. 217-220.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ

ФОНЕТИКЕ Тошпулатова Ф.У.

Тошпулатова Фотима Унгаровна - старший преподаватель, кафедра практических дисциплин - 2,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена практическому освоению английского языка. В процессе изучения фонетики на учебных занятиях студенты выполняют различные упражнения. Ключевые слова: фонетика, практика, обучение, воспитание, иностранный язык, преподаватель, студент, вуз.

Занятие по практической фонетике обычно начинается с комплексной фонетической зарядки, включающей в себя либо упражнения на развитие фонетического слуха, речевого ритма, техники речи либо фразы или небольшие тексты, направленные на отработку звуков и способов их соединения в потоке речи. Работа, как правило, проводится фронтально и занимает не более 15-18 минут.

Введение основной темы занятия рекомендуется осуществлять с привлечением учебно-исследовательской работы студентов, при этом целесообразно использовать аудирование фонетического материала с последующим анализом и формулированием выводов или правил.

Особое внимание должно быть уделено отработке основного звучащего текста данной темы. Его изучение обычно проходит этапы введения, первичного и вторичного закрепления.

Основные интонационные модели текста (интонация основных коммуникативных типов высказывания, модели привлечения внимания, приглашения к продолжению беседы в диалогическом тексте) должны закрепляться на материале чтения самостоятельно подготовленных отрывков или в устной работе на занятии, включающем подготовительные и речевые упражнения. Речевые упражнения являются обязательной составляющей завершающего этапа учебного занятия.

Практическая отработка фонетического материала сопровождается изучением теоретических положений по каждой теме. Проверка знаний по фонетике английского языка осуществляется как в виде вопросов и ответов, так и в виде практического задания аналитического характера. Изучение темы можно завершить контрольной работой.

Весь звучащий материал семестра должен быть поурочно записан на электронные носители. Преподаватель обязан предоставить студентам оригинал блока звучащих материалов, проконтролировать наличие его копии у всех студентов и неукоснительно требовать ее использования при подготовке домашнего задания.

Раздел практической грамматики языка представляет собой единый комплекс, сочетающий аудиторные занятия с самостоятельной работой студентов с целью формирования у них навыков правильного употребления грамматических явлений в устной и письменной речи, создания цельнооформленного речевого произведения в соответствии с коммуникативным заданием речевого акта.

Улучшение преподавания практической грамматики тесно связано с такими принципами оптимизации учебного процесса как отказ от авторитарного стиля преподавания и ориентация на личностные качества обучающегося. Формирование грамматических понятий должно происходить при обучении практической грамматике не в виде лекций, а в практическом плане на конкретном языковом материале [1, с. 65].

Практика обучения грамматике показывает, что продуктивными являются не только сравнения с родным языком, но и сравнения аналогичных грамматических явлений других языков (сознательно-сравнительный метод обучения грамматике).

Умения и навыки студентов в области практической грамматики должны оцениваться не только с точки зрения прочности и гибкости грамматических навыков и умений, т.е. с качественной стороны, но и со стороны количественной, которая заключается в наборе тех ситуативно-речевых стереотипов употребления данного грамматического явления, которыми обладает студент. Важнейшим способом овладения английским языком является речевая практика в устной и письменной форме.

Исходя из принципа сознательности обучения, речевая практика студентов строится на основе знания правил и закономерностей функционирования английского языка, на основе усвоения значения слов и форм. Вместе с тем знания об английском языке, хотя они и должны быть достаточно прочными, не являются самоцелью, они способствуют выработке речевых навыков и умений и соответственно облегчают практическое использование языка в различных видах речевой деятельности.

Список литературы

1. ПирматоваМ.С. Взаимодействие студента и преподавателя как основа филологического образования // Преподавание языка и литературы. Ташкент, 2017. № 10. С. 65-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.