УДК 378.6 : 687.55 ББК 65.8
Глухих Светлана Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра социальной педагогики Уральский государственный педагогический университет Glukhikh Svetlana Ivanovna Candidate of Pedagogics Assistant Professor Chair of Social Pedagogics
Ural State Pedagogical University Повышение квалификации врачей-косметологов как обязательное условие продолжения деятельности Cosmeticians’ Advanced Training as a Necessary Condition of Further Activity
В работе показана актуальность темы, приводится информация о законодательных условиях осуществления некоторых косметологических услуг, анализируется рынок услуг по проведению курсов повышения квалификации косметологов, даются рекомендации по выбору образовательного учреждения.
The article presents the topicality of the problem, the information on legislative conditions of some cosmetology services realization, the market of services in carrying out the courses of cosmeticians’ qualification improvement is analyzed, the recommendations for the choice of educational institution are given.
Ключевые слова: типовая программа, авторская программа, требования законодательства.
Key words: typical program, author's program, legislation requirements.
Появление новых высокоэффективных методов косметологической коррекции, широкая возможность применения импортных медикаментов и технологий в лечебно-профилактической деятельности ставят оказание квалифицированной косметологической помощи населению в прямую зависимость от профессионального уровня работников косметологических салонов, лечебниц и клиник. Сегодняшний арсенал врача - дерматокосметолога включает большое количество средств, направленных на профилактику возрастных изменений кожи и их коррекцию. Чтобы правильно выбирать эти средства, овладевать новыми методиками необходимо постоянное повышение квалификации косметологов [3].
Об этом свидетельствуют и основные требования для проведения той или иной косметологической процедуры. Так для проведения курса мезотерапии
помимо диплома по специальности «лечебное дело», «педиатрия»,
«дерматовенерология» требуется наличие Свидетельства государственного образца о повышении квалификации по «Медицинской косметологии», Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, подтверждающее, что врач-косметолог прошел обучение по применению данного метода в медицинской косметологии. Аналогичные требования являются обязательными для всех специалистов, использующих в своей работе инъекционные методы, такие как биоревитализация, контурная пластика, ботулинотерапия [5].
Почему требования такие жесткие? Потому, что при кажущейся простоте их применения, вышеперечисленные методики требуют высокого уровня знания анатомии и физиологии, определенных практических навыков, возможных осложнений и побочных реакций, специфики применения той или иной методики при наличии у пациентов аллергических реакций, различных заболеваний, индивидуальных особенностей кожи. Требуется умение в каждой конкретной ситуации выбрать именно адекватный препарат и оптимальную методику введения, которая окажется наиболее эффективной и не принесет вреда клиенту.
Сделать это без специальной профессиональной подготовки затруднительно. Так, несмотря на 15-летнюю историю контурной пластики в Российской Федерации, до сих пор нет определенных критериев выбора препарата, безопасного филлера, оценки близких и отдаленных рисков их применения, быстроты деградации. При проведении мезотерапии врач-косметолог должен руководствоваться разрешительной документацией на используемый препарат: при отсутствии регистрации препарата
Росздравнадзором вводить его методом инъекционной мезотерапии не разрешается.
У каждой методики имеется ряд противопоказаний для ее применения. Так мезотерапию нельзя применять при эпилепсии, острых воспалительных заболеваниях, гипертонической болезни, при онкологических заболеваниях. Мезотерапия противопоказана ВИЧ инфицированным, больным сахарным диабетом, страдающим аутоиммунными заболеваниями, беременным, детям
до 14 лет, аллергикам, имеющим склонность к келоидным рубцам, нефропатам, и имеющим дерматологические заболевания. У пациентов, имеющих патологиию печени (гепатит, холецистохолангит), могут быть отеки Квинке. Поэтому важной составляющей работы врача-косметолога является тщательный сбор анамнеза с учетом показаний и ограничений для методики, применяемой для решения эстетических проблем в каждом конкретном случае. При нарушении этих регламентированных законодательством правил у врача-косметолога, а также у пациента могут возникнуть крупные неприятности.
Немаловажный момент - знание того, с какими другими методами лечения и косметологической коррекции сочетается выбранная методика, какие могут возникнуть побочные явления и как их избежать. Не обладая вышеперечисленными знаниями и навыками, врач косметолог может нанести непоправимый вред пациенту.
Естественно, что косметология находится в развитии, появляются новые препараты, методики, выявляются различные побочные явления, осложнения и методы их коррекции. Врач-косметолог должен иметь возможность быть в курсе этих изменений. Для этого ему необходимо регулярно проходить обучение на курсах по повышению профессионального мастерства или курсах повышения квалификации. В связи с чем возникает закономерный вопрос: как часто врач-косметолог должен обучаться на курсах повышения квалификации, и где это следует делать.
Ответы на этот вопрос дает принятая Типовая программа дополнительного профессионального образования по специальности "Косметология", утвержденная Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию 18 октября 2010 года. Она предусматривает три учебно-тематических плана обучения: профессиональная переподготовка, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование [2,5].
На курсы профессиональной переподготовки принимаются специалисты с высшим медицинским образованием по специальности «Дерматовенерология». Срок переподготовки составит 4 месяца (576 часов). Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной
переподготовке государственного образца и сертификат специалиста. Основная цель данного обучения - овладение знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми врачу - дерматовенерологу для выполнения нового вида профессиональной деятельности по специальности «Косметология».
Учебно-тематиеский план общего усовершенствования включает в себя повышение квалификации специалиста по основным разделам косметологии, углубление и расширение объема знаний и умений, совершенствование практических навыков. На курсах общего усовершенствования проводится подготовка слушателей к сдаче сертификационного и аттестационного итогового экзамена с выдачей сертификата специалиста. Общая продолжительность курса - 1 месяц (144 часа). Врачи-косметологи, имеющие пятилетний перерыв в работе по специальности, допускаются к сертификационному экзамену после прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки продолжительностью 4 месяца (576 часов).
Многие образовательные учреждения проводят курсы повышения квалифиуации врачей-косметологов. Так Центр косметологии и пластической хирургии и Уральская Государственная медицинская академия проводят обучение по следующим программам дополнительного профессионального образования: косметология терапевтическая - 144 часа (лицензируемый вид деятельности), курсы по основам эстетической дерматологии, применению ботулотоксина в эстетической медицине, использованию препаратов гиалуроновой кислоты для контурной пластики в эстетической медицине, мезотерапии в эстетической медицине, лазерным технологиям в косметологии, аппаратной косметологии, физиотерапии в косметологии, трихологии - как составной части эстетической медицины. Длительность обучения на этих курсах составляет 72 часа. После окончания обучения выдаются документы, необходимые для получения лицензии на медицинскую деятельность по направлению эстетическая косметология: Свидетельство федерального образца о повышении квалификации специалиста, сертификаты фирм-производителей. При выполнении 2-х модульных циклов тематического усовершенствования по 72 часа, кроме соответствующих документов по циклу, выдается удостоверение федерального образца по специальности «Косметология терапевтическая».
Уральский колледж индустрии красоты проводит обучение по повышению квалификации по рабочим и авторским программам и краткосрочные курсы повышения квалификации специалистов косметических кабинетов (косметиков), объем обучения также составляет 72 часа. Программа обучения современным инъекционным методам в эстетической медицине имеет статус образования, дополнительного к высшему профессиональному и рассчитана также на 72 часа. Программа «Физиотерапия в косметологии. Аппаратная косметология» в этом учебном заведении предусматривает 188 учебных часов.
Тем не менее, многие учреждения дополнительного образования проводят обучение по собственным программам, не всегда учитывающим требования Типовой программы, в том числе и по количеству учебных часов. Поэтому, выбирая учебное заведение для повышения квалификации, необходимо обращать внимание на соответствие предлагаемых программ обучения требованиям Типовой пограммы.
При этом следует также учитывать, что использовать метод инъекционного контурного моделирования лица имеет право врач, прошедший интернатуру (ординатуру) по специальности «Дерматовенерология» и цикл повышения квалификации (первичную специализацию) в объеме 544 часов по специальности «Косметология», обученный применению того или иного филлера. Для проведения сеансов мезотерапии требуется удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, подтверждающее, что врач-дерматовенеролог прошел обучение применению данного метода в медицинской косметологии при длительности обучения от 72 до 100 академических часов, либо, если длительность обучения составляла более 100 академических часов, Свидетельство о повышении квалификации. Процедуры химического пилинга проводят только врачи-дерматокосметологи, имеющие сертификат по специальности «Дерматовенерология» и профессиональную переподготовку в объеме 144 часов по специальности «Косметология терапевтическая», которые прошли специальное обучение по технологии применения определенного вида пилинга.
С принятием Типовой программы многие вопросы, еще недавно волновавшие врачей-косметологов, были разъяснены и упорядочены, что, безусловно, отразится на качестве подготовки и переподготовки специалистов-косметологов. Но не все проблемы оказались разрешенными. В частности, в рамках совершенствования образовательного процесса необходимо также не только формирование методологических подходов к лечению и профилактике основных косметологических нозологий, выделение приоритетных направлений научных исследований, но и обеспечение учебных центров по профессиональной подготовке косметологов необходимым методическим и дидактическим материалом в виде методических пособий, обучающих программ, в том числе интерактивных, использующих современные компьютерные технологии. Внедрение единых стандартов преподавания и критериев подготовки специалистов в соответствии с новым законодательством позволит упорядочить систему подготовки специалистов в области косметологии и значительно улучшить качество оказания косметологической помощи [1].
Библиографический список
1. Глухих. С.И. Интегративно - деятельностный подход к подготовке косметологов в медицинском вузе [Текст] / С.И. Глухих // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 287-296.
2. Глухих, С.И. Образование в области косметологии: к разработке модели
выпускника: [Текст] / С.И. Глухих // Вестник Челябинского государственного
педагогического университета : сб. науч. тр. - Челябинск, - 2010. - №7. - С. 69-79.
3. Что день грядущий нам готовит? [Текст] // Нувель Эстетик. - 2010. - №1 - С.11-15
4. Панова, О.С. Теоретические и прикладные аспекты современной дерматокосметологии [Текст] : дис. д-ра мед. наук./ О.С.Панова. - М., 2004. - 468 с.
5. Программа дополнительного профессионального образования врачей по специальности «Косметология» [Электронный ресурс] : банк документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Программа от 18 октября 2010 г. Режим доступа : http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/education/15
Bibliography
1. Glukhikh, S.I. Integrative -and-Active Approach to Cosmeticians’ Training at Medical School [Text] / S.I. Glukhikh // Siberian Pedagogical Journal. - 2010. - № 10. - P. 287-296.
2. Glukhikh, S.I. Education in the Field of Cosmetology: To a Graduate Model Development: [Text] / S.I.Glukhikh // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University: Col. of Scient. Art. - Chelyabinsk. - 2010. - № 7. - P. 69-79.
3. Panova, O. S. Theoretical and Applied Aspects of Modern Dermatocosmetology [Text]: Dis. ... Dr. of Med. [Text] / O.S. Panova. - M., 2004. - 468 p.
4. The Program of Further Professional Education of Physicians Specializing in “Cosmetology” [Electronic Resource]: Documents Bank of the Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation. - Program, October, 18, 2010. - Access Mode: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/education/15
5. What Does the Future Prepare for Us? [Text] // Nouvelle Aesthetics. - 2010. - № 1 -P.11-15