ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КОСМЕТОЛОГИИ: К РАЗРАБОТКЕ
МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА
ГЛУХИХ С.И.
В статье рассмотрено образование в области косметологии, его направления, различные аспекты и специфика образовательной подготовки косметолога.
In article formation in the field of cosmetology, its directions, various aspects and specificity of educational preparation of the cosmetician is considered.
Официальное введение в 2009 г. специальности высшего и послевузовского медицинского образования «Косметология» завершило достаточно длительный период «полулегального» существования в нашей стране профессии косметолога и положило начало новому этапу - становления косметологии как особой профессиональной области высокого социального статуса, включающей помимо собственно сферы деятельности специалистов многоуровневую систему профессиональной подготовки кадров необходимого профиля, а также область научных исследований, обеспечивающих ее более эффективное функционирование и развитие.
В предшествующие годы образование в области косметологии было представлено фактически только отдельными, системно не связанными структурами дополнительного профессионального образования, обеспечивающими следующие направления:
- повышение квалификации врачей, уже имеющих годичную интернатуру или первичную специализацию по дерматовенерологии, с выдачей удостоверения по дерматокосметологии, дающего специалисту право заниматься также терапевтической косметологией. Именно дерматокосметолог на сегодняшний день является ключевой фигурой в косметологии, поскольку по их документам проводится медицинское лицензирование косметологических учреждений;
- переподготовку врачей других специальностей по трем специализациям - по косметологии, а также по дерматологии и физиотерапии;
- последипломную подготовку специалистов со средним медицинским образованием по вопросам косметологии, дающую право работать в должности медицинских сестер по космето-логическим процедурам;
- краткосрочное обучение по отдельным проблемам косметологии (освоение новых технологий, препаратов, косметологических средств и др.), проводимое различными организациями
- фирмами-изготовителями и дистрибьюторами, специализированными учебными центрами и т.д.
Организация в медицинских вузах базовой подготовки специалистов высшей квалификации в области косметологии должна стать ядром полноценной, современной системы непрерывного косметологического образования, которая целостно, системно объединит все уже существующие, а также вновь сформированные образовательные структуры - вузовские кафедры, факультеты и другие профильные подразделения. Только это позволит реально поднять на новый, более высокий качественный уровень отечественную косметологию.
Кроме того, как известно, любое вузовское образование в качестве обязательной составляющей включает научно-исследовательскую деятельность и студентов, и преподавателей. Поэтому организация в вузах подготовки косметологов, вне всякого сомнения, даст мощный импульс для развития исследовательской работы в области косметологии.
Однако, очевидно, что организация вузовской подготовки специалистов по специальности «Косметология» - задача непростая, ее решение требует серьезных организационноуправленческих усилий, финансовых и материально-технических затрат, разработки нормативной базы и др. Но это только одна, «внешняя» сторона проблемы - хотя и сложная, но достаточно кон-
Профессиональное образование. Столица | № 10 2010
1
кретная. Намного сложнее решать проблемы, связанные с определением содержания такого образования, поскольку, как показывает вузовская практика, подобные вопросы не имеют однозначных решений. И поэтому, хотя в настоящее время ведется разработка государственного образовательного стандарта новой специальности, вопросы, как готовить таких специалистов, какие знания - общекультурологические, общепрофессиональные, специальные - необходимо ему дать в процессе обучения в вузе, к чему должен быть подготовлен выпускник и многие другие, еще долго будут обсуждаться специалистами.
В решении этих вопросов, по нашему мнению, необходимо исходить из представлений о том, кого мы хотим видеть «на выходе». Эти представления целесообразно обобщить как модель выпускника, которая позволит выделить основные характеристики специалиста, получившего вузовскую подготовку в области косметологии. Разработка такой модели - серьезная научноисследовательская задача, требующая, как правило, участия многих исследователей, однако уже сегодня, на основе анализа опыта работы специалистов косметологических учреждений, можно обозначить целый ряд значимых аспектов ее решения.
Прежде всего, необходимо решить проблему содержательного разведения новой специальности со специальностью «Дерматовенерология». Как показывает практика, врачи-косметологи, хотя и владеют методами дерматропной терапии, но с учетом контингента косметологических салонов или вследствие ориентации на выполнение узкого круга высокотехнологичных процедур они часто утрачивают опыт работы с воспалительными и редкими дерматозами. В то же время отсутствие таких знаний и опыта могут привести к снижению эффективности проводимых диагностических и лечебных мероприятий, а как следствие, к снижению доверия клиента к косметологу. Поэтому определение объема необходимых косметологу дерматологических знаний и умений - концептуально важная проблема.
Второй существенный аспект - вопрос о разделении функций специалистов-косметологов с высшим и средним медицинским образованием, что в свою очередь потребует содержательных корректив последнего. На сегодняшний день врачи-дерматокосметологи работают, главным образом, в терапевтической косметологии, тогда как в области эстетической косметологии, в основном, работают специалисты со средним медицинским образованием. С одной стороны, представляется, что такого рода косметологические услуги не требуют высшей квалификации. В то же время непрерывное усложнение технологий эстетической косметологии, появление новых высокоэффективных методов коррекции косметологических недостатков кожи, повышение требований к качеству косметических услуг обусловливают необходимость изменения представлений о специалисте в области эстетической косметологии, многие направления которой требуют квалификации на уровне высшего образования. И это, безусловно, должно найти отражение в содержании образования, хотя разделить, что отнести к компетенции специалистов с высшим, а что - со средним профессиональным образованием, достаточно непросто.
Но, пожалуй, наиболее важный аспект связан с тем, что хотя специальность «Косметология» и введена как специальность высшего медицинского образования, однако, по сути, косметология -это интегративная отрасль, поскольку для специалистов-косметологов профессионально значимыми являются не только медицинские, но и целый ряд «немедицинских» составляющих профессиональной деятельности.
Прежде всего, косметолог, чтобы решать эстетические проблемы пациентов, сам должен быть эстетически ориентированным специалистом. Это означает, что он должен не только уметь предвидеть медицинский, но и моделировать эстетический эффект проводимых косметологических процедур. Необходимы ему и определенные дизайнерские умения, позволяющие существенно повысить качество косметологической коррекции эстетических проблем пациента.
Большое значение приобретает для косметолога также социально-психологическая подготов-
ка. Пациенты, с которыми работает этот специалист, в подавляющем большинстве в той или иной степени нуждаются не только в косметологической, но и в психологической помощи.
Большую группу таких пациентов составляют молодые люди. Это связано с тем, что средства массовой информации сформировали, а порой и назойливо «насаждают» устойчивый эстетический стандарт успешного человека, и для многих современных людей несоответствие этому стандарту воспринимается как «жизненная трагедия». Множественные угревые высыпания, жирные волосы, новообразования на видных участках кожи, множественные «веснушки», заметные волосы на девичьем лице и другие «дефекты» внешности снижают самооценку молодых людей, мешают их полноценному социальному взаимодействию, а порой и формируют комплекс неполноценности. Поэтому косметологу очень важно при первом же обращении такого пациента сформировать правильное отношение к его косметической проблеме. Это необходимо в первую очередь потому, что психоэмоциональное состояние пациента во многом определяет успешность проводимой коррекции.
Другая значительная группа пациентов косметологических служб - женщины с признаками начинающегося старения. Для многих из них это также является психологически сложной и даже иногда стрессовой ситуацией, препятствующей их оптимальной социальной адаптации в новом возрастном статусе. Коррекция такого рода проблем не в меньшей степени требует психологической работы с пациенткой, умения косметолога деликатно сориентировать ее в возможностях косметологии, настроить на правильное отношение к результатам проводимых процедур, которые не смогут «волшебным образом» повернуть вспять процесс старения, и т.д.
Кроме того, для эффективного оказания косметологической помощи пациентам специалист должен владеть необходимыми знаниями из многих смежных областей, таких как восстановительная медицина, геронтология, диетология, оздоровительные практики, физическая культура и др.
Такая специфика образовательной подготовки косметолога в вузе может достигаться только на основе интеграции разнообразных знаний и умений - медицинских, эстетических, социально-психологических и др.
В целом модель выпускника выступает как цель образования и позволяет выстроить оптимальную модель подготовки, которая по отношению к цели является средством, направленным на ее реализацию.
Библиографический список:
1. Озерская О.С. Технологические основы мезотерапии (интрадермального введения лекарственных средств). Учебное пособие предназначено для врачей дерматологов и дерматокосметологов. СПб.: ОАО «Искусство России», 2007 - 96 с.
2. Дрибноход Ю.Ю. Введение в косметологию: Учебник для косметологов. Изд. 2-е, испр., доп., М., 2003
Ключевые слова: косметология, направления образования, модель выпускника, аспекты, группы пациентов, специфика подготовки.
Keywords: cosmetology, formation directions, model of the graduate, aspects, groups of patients, specificity of preparation.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ