Научная статья на тему 'Образование в области косметологии: к разработке модели выпускника'

Образование в области косметологии: к разработке модели выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОСМЕТОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / GRADUATE'S MODEL / PROFESSIONAL TRAINING / COSMETOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухих Светлана Ивановна

В статье рассматривается взаимосвязь современной профессиональной подготовки врачей-косметологов и модели выпускника по этой специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cosmetology Education: To a Graduates Model Working Out

The article considers the interrelation of cosmetologists modern professional training and a graduates model with this qualification.

Текст научной работы на тему «Образование в области косметологии: к разработке модели выпускника»

УДК 687.55:378.6 ББК Р 120.41

Глухих Светлана Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург Glukhikh Svetlana Ivanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogics

Ural State Pedagogical University Ekaterinburg

Образование в области косметологии: к разработке модели выпускника Cosmetology Education: To a Graduate’s Model Working Out

В статье рассматривается взаимосвязь современной профессиональной подготовки врачей-косметологов и модели выпускника по этой специальности.

The article considers the interrelation of cosmetologists’ modern professional training and a graduate’s model with this qualification.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, косметология, модель выпускника.

Key words: professional training, cosmetology, graduate’s model.

Официальное введение в 2009 г. специальности высшего и послевузовского медицинского образования «Косметология» завершило достаточно длительный период «полулегального» существования в нашей стране профессии косметолога и положило начало новому этапу - становления косметологии как особой профессиональной области высокого социального статуса. Такой статус обеспечивается не только собственно интенсивно развивающейся сферой деятельности специалистов с широкой сетью разнообразных учреждений, хорошо разработанной нормативно-правовой базой их функционирования, номенклатурой должностей, многообразными формами и технологиями профессиональной деятельности. Важным фактором эффективного функционирования и развития профессиональной сферы является наличие многоуровневой системы непрерывной профессиональной подготовки кадров необходимого профиля, а также системных научных исследований в данной области знаний (3).

В предшествующие годы образование в области косметологии было представлено фактически только отдельными, системно не связанными структурами

дополнительного профессионального образования, обеспечивающими следующие направления:

• повышение квалификации врачей, уже имеющих годичную интернатуру или первичную специализацию по дерматовенерологии, с выдачей удостоверения по дерматокосметологии, дающего специалисту право заниматься также терапевтической косметологией. Именно дерматокосметолог на сегодняшний день является ключевой фигурой в косметологии, поскольку по их документам проводится медицинское лицензирование косметологических учреждений;

• переподготовку врачей других специальностей по двум специализациям - по косметологии, а также по дерматологии и физиотерапии;

• последипломную подготовку специалистов со средним медицинским образованием по вопросам косметологии, дающую право работать в должности медицинских сестер по косметологическим процедурам;

• краткосрочное обучение по отдельным проблемам косметологии (освоение новых технологий, препаратов, косметологических средств и др.), проводимое различными организациями - фирмами-изготовителями и дистрибьюторами, специализированными учебными центрами и т.д.(1).

В соответствии с вновь утвержденными квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 415н от 07.07.2009 г.) вводится самостоятельное профильное кос-метологическое образование, для получения которого обучающийся должен пройти обучение в вузе по одной из специальностей - «060101 Лечебное дело» или «060103 Педиатрия», а затем ординатуру по специальности «Косметология» (5). Выпускнику медицинского вуза, прошедшему такое обучение, присваивается квалификация «врач-косметолог».

Данную квалификацию может также получить специалист с послевузовским профессиональным образованием по специальности «Дерматовенероло-

гия» после прохождения профессиональной переподготовки в объеме не менее 500 часов по специальности «Косметология».

Организация в медицинских вузах базовой подготовки специалистов высшей квалификации в области косметологии должна стать ядром полноценной, современной системы непрерывного косметологического образования, которая целостно, системно объединит все уже существующие, а также вновь сформированные образовательные структуры - вузовские кафедры, факультеты и другие профильные подразделения. Только это позволит реально поднять на новый, более высокий качественный уровень отечественную косметологию.

Кроме того, как известно, любое вузовское образование в качестве обязательной составляющей включает научно-исследовательскую деятельность и студентов, и преподавателей. Поэтому организация в вузах подготовки косметологов, вне всякого сомнения, даст мощный импульс для развития исследовательской работы в области косметологии по самым разным аспектам - по проблемам организации и управления данной профессиональной сферой, разработки профессиональных стандартов и протоколов, совершенствования и развития технологий косметологической помощи, а также подготовки профессиональных кадров.

Однако, очевидно, что организация вузовской подготовки специалистов по специальности «Косметология» - задача непростая, ее решение требует серьезных организационно-управленческих усилий, финансовых и материальнотехнических затрат, разработки нормативной базы и др. Но это только одна, «внешняя» сторона проблемы - хотя и сложная, но достаточно конкретная. Намного сложнее решать проблемы, связанные с определением содержания такого образования, поскольку, как показывает вузовская практика, подобные вопросы не имеют однозначных решений (4). И поэтому, хотя в настоящее время ведется разработка государственного образовательного стандарта новой специальности, вопросы, как готовить таких специалистов, какие знания - общекультурологические, общепрофессиональные, специальные - необходимо ему дать

в процессе обучения в вузе, к чему должен быть подготовлен выпускник и многие другие, еще долго будут обсуждаться специалистами.

В решении этих вопросов, по нашему мнению, необходимо исходить из представлений о том, кого мы хотим видеть «на выходе» из медицинского вуза. Эти представления целесообразно обобщить как модель выпускника, которая позволит выделить основные характеристики специалиста, получившего вузовскую подготовку в области косметологии (2). Разработка такой модели - серьезная научно-исследовательская задача, требующая, как правило, участия многих исследователей, отбора, анализа и обобщения большого объема научнопрактических материалов, касающихся не только собственно косметологиче-ской деятельности, но и многих смежных областей знания и практической деятельности. Однако уже сегодня, на основе анализа опыта работы специалистов косметологических учреждений, можно обозначить целый ряд значимых аспектов ее решения.

Прежде всего, необходимо решить проблему содержательного разведения новой специальности со специальностью «Дерматовенерология». Не вызывает сомнения тот факт, что знания в области дерматологии имеют исключительно важное значение для косметолога, независимо от того, в каком ее направлении он работает - во врачебной или эстетической косметологии. Даже если врач-косметолог не занимается непосредственно лечением дерматозов, для правильной диагностики косметологической проблемы, оптимального подбора возможных и необходимых процедур, предотвращения негативных реакций организма и нежелательных последствий от их применения он должен квалифицированно оценивать состояние пациента. Отсутствие необходимых для этого знаний может не только снизить эффект проводимых диагностических и лечебных мероприятий, косметологических процедур, а как следствие, привести к снижению доверия клиента к косметологу, но и нанести непоправимый вред пациенту.

Вместе с тем, как показывает практика, даже если врачи-косметологи владеют методами дерматропной терапии, однако с учетом условий и контингента

косметологических салонов или вследствие ориентации на выполнение узкого круга высокотехнологичных процедур они часто утрачивают умения и навыки работы с воспалительными и редкими дерматозами. Поэтому определение объема необходимых косметологу дерматологических знаний и умений с учетом специфики их применения в косметологической практике - концептуально важная проблема.

Второй существенный аспект - вопрос о разделении функций специали-стов-косметологов с высшим и средним медицинским образованием, что в свою очередь потребует содержательных корректив последнего. На сегодняшний день врачи-дерматокосметологи работают, главным образом, в терапевтической косметологии, тогда как в области эстетической косметологии, в основном, работают специалисты со средним медицинским образованием. С одной стороны, представляется, что такого рода косметологические услуги не требуют высшей квалификации. В то же время непрерывное усложнение технологий эстетической косметологии, появление новых высокоэффективных методов коррекции косметологических недостатков кожи, повышение требований к качеству косметических услуг обусловливают необходимость изменения представлений о специалисте в области эстетической косметологии, многие направления которой требуют квалификации на уровне высшего образования. И это, безусловно, должно найти отражение в содержании образования, хотя разделить, что отнести к компетенции специалистов с высшим, а что - со средним профессиональным образованием, достаточно непросто.

Но, пожалуй, наиболее важный аспект связан с тем, что хотя специальность «Косметология» и введена как специальность высшего медицинского образования, однако, по сути, косметология - это интегративная отрасль, поскольку для специалистов-косметологов профессионально значимыми являются не только медицинские, но и целый ряд «немедицинских» составляющих профессиональной деятельности.

Прежде всего, косметолог, чтобы решать эстетические проблемы пациентов, сам должен быть эстетически ориентированным специалистом. Это озна-

чает, что он должен не только уметь предвидеть медицинский, но и моделировать эстетический эффект проводимых косметологических мероприятий и процедур. Необходимы ему и определенные дизайнерские умения, позволяющие существенно повысить качество косметологической коррекции эстетических проблем пациента. Причем это важно не только для косметолога-эстетиста, но и для специалиста в области врачебной косметологии.

Большое значение приобретает для косметолога также социальнопсихологическая подготовка. Пациенты, с которыми работает этот специалист, в подавляющем большинстве в той или иной степени нуждаются не только в косметологической, но и в психологической помощи.

Большую группу таких пациентов составляют молодые люди. Это связано с тем, что средства массовой информации сформировали, а порой и назойливо «насаждают» устойчивый эстетический стандарт успешного человека, и для многих современных людей несоответствие этому стандарту воспринимается как «жизненная трагедия». Множественные угревые высыпания, жирные волосы, новообразования на видных участках кожи, множественные «веснушки», заметные волосы на девичьем лице и другие «дефекты» внешности снижают самооценку молодых людей, мешают их полноценному социальному взаимодействию, а порой и формируют комплекс неполноценности. Поэтому косметологу очень важно при первом же обращении такого пациента сформировать правильное отношение к его косметической проблеме. Это необходимо в первую очередь потому, что психоэмоциональное состояние пациента во многом определяет успешность проводимой коррекции.

Другая значительная группа пациентов косметологических служб - женщины с признаками начинающегося старения. Для многих из них это также является психологически сложной и даже иногда стрессовой ситуацией, препятствующей их оптимальной социальной адаптации в новом возрастном статусе. Коррекция такого рода проблем в не меньшей степени требует психологической работы с пациенткой, умения косметолога деликатно сориентировать ее в возможностях косметологии, настроить на правильное отношение к результа-

там проводимых процедур, которые не смогут «волшебным образом» повернуть вспять процесс старения и т.д.

Немало среди пациентов косметолога и людей, потерявших привлекательную внешность в результате несчастного случая, болезни, природного катаклизма и т.п. В случае серьезных повреждений медицинская реабилитация таких пациентов, как правило, осуществляется в специализированных центрах с привлечением травматологов, пластических хирургов, реабилитологов, психотерапевтов или психологов. Однако большое значение имеет и богатый научнопрактический потенциал эстетической медицины. Если же случай считается «легким», то весь комплекс проблем приходится решать практически одному косметологу. При этом он должен помочь не только в коррекции дефекта, но и в преодолении неуверенности, сниженной самооценки пациента.

Безусловно, речь не идет о том, что специалист-косметолог должен быть еще и профессиональным психологом. Однако он обязательно должен быть подготовлен к психологически корректному общению с пациентом, способен увидеть и осуществить первичную оценку его психологических проблем, мешающих достигать положительного результата при оказании косметологиче-ской помощи.

Кроме того, для эффективного оказания косметологической помощи пациентам специалист должен владеть необходимыми знаниями из многих смежных - как медицинских, так и «немедицинских» - областей, таких как восстановительная медицина, физиотерапия, пластическая хирургия, геронтология, диетология, оздоровительные практики, физическая культура и др. Широкая профессиональная компетентность позволяет врачу-косметологу более корректно оценивать причины косметической проблемы и возможные последствия выбранных методов ее решения, рекомендовать те или иные «поддерживающие» мероприятия, позволяющие еще более укреплять достигнутый эффект.

Такая специфика образовательной подготовки косметолога в вузе может достигаться только на основе интеграции разнообразных знаний и умений -медицинских, эстетических, социально-психологических и др.

В целом модель выпускника выступает как цель образования и позволяет выстроить оптимальную модель подготовки, которая по отношению к цели является средством, направленным на ее реализацию.

Библиографический список

1. Глухих, С. И. Теоретические основы професиональной последипломной подготовки медицинских сестер-косметологов [Текст]: моногр. / С. И. Глухих. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2008.

2. Зеер, Э. Ф. Технология профессии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург, 2008.

3. Исаев, В. А. Образование взрослых: компетентностный подход [Текст]: моногр. / В. А. Исаев. - Нижний Новгород, 2005.

4. Марага, В. Образование на рубеже веков: методологические соображения [Текст]: моногр. / В. Марага. - Омск, 2000.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2000 года № 210н г. Москва «О номенклатуре специальностей специалистов в сфере здравоохранения РФ» [Электронный ресурс] / Международная медицинская корпорация. - Режим доступа http://www.mmk.rus-net.ru.

Bibliography

1. Glukhikh, S.I. Theoretical Bases of Nurse-Cosmeticians’ Professional Postgraduate Training [Text]: Monograph / S.I. Glukhikh: Ural State Pedagogical University — Yekaterinburg, 2008.

2. Isayev, V.A. Adults’ Education: Competence Approach [Text]: Monograph / V.A. Isayev. - Nizhni Novgorod, 2005.

3. Maraga, V. Education at the Turn of Centures: Methodological Ideas [Text]: Monograph / V. Maraga. - Omsk, 2000.

4. Order of the Ministry of Public Health and Social Development of the Russian Federation from 23th April 2000 № 210n Moscow «About Qualifications of Specialists’ Nomenclature in the Public Health Services of the Russian Federation Sphere» [Electronic Resourse] // International Medical Corporation. - Access Mode: http://www.mmk.rus-net.ru.

5. Zeyer, E.F. Technology of Profession / E.F. Zeyer // Study Guide for Higher Educational Institutions. - Ekaterinburg, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.