Научная статья на тему 'Интегративно-деятельностный подход к подготовке косметологов в медицинском вузе'

Интегративно-деятельностный подход к подготовке косметологов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОСМЕТОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА КОСМЕТОЛОГОВ / ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухих Светлана Ивановна

В статье рассматриваются проблемы подготовки косметологов в медицинском вузе, возможности интегративно-дифференцированного подхода в подготовке косметологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративно-деятельностный подход к подготовке косметологов в медицинском вузе»

ваний в более широких контекстах бюджетного и административного реформирования, понимание конкретных задач высшего менеджмента на школьном уровне.

Библиографический список

1. Абанкина, Т. В. Образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда. [Текст]/ Т. В. Абанкина, И. В. Абанкина, [и др.]. - М.: АПКиППРО, 2007. - 64 с.

2. Абанкина, Т. В. Развитие сети образовательных учреждений. [Текст]/ Т. В. Абанкина, И. В. Абанкина, О. В. Баландина, С. В. Сигалов. - М.: АПКиППРО, 2007.- 128 с.

3. Горбунова, Л. Н. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие [Текст]/ Л. II. Горбунова, А. М. Семибратов. // Информатика и образование. 2004,-№7.-С. 91-95.

4. Моисеев, А. М. Проектное управление в образовании[Текст]: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. - М.: АПКиППРО, 2007. - 124 с.

5. Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru

УДК 378.6:687.55

Глухих Светлана Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», gluhih_si@mail.ru, Екатеринбург

ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КОСМЕТОЛОГОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Glukhih Svetlana Ivanovna

The senior lecturer of chair of social pedagogics of the Ural state pedagogical university, gluhih_si@mail.ru, Ekaterenburg

THE INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH TO COSMETICIANS TRAINING IN MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Одним из определяющих факторов развития отечественного образования на современном этапе являются процессы интеграции и глобализации, происходящие сегодня в мире. И хотя эти процессы характеризуются неоднозначностью, противоречивостью, нередко получают противоположную оценку исследова-

телей - философов, экономистов, социологов, психологов и др., интеграционные тенденции, в основе которых лежит объективная необходимость в выработке единых общечеловеческих подходов и ценностей как факторов развития разных народов и государств планеты, приобретают все более масштабный характер, охватывая самые разные области жизни, включая и сферу образования.

В образовании интеграционные процессы наиболее ярко проявились в идее создания единого мирового образовательного пространства, которая на сегодняшний день практически реализуется пока только в рамках европейской интеграции, правовые основы которой были заложены в 1992 г. Договором о Европейском Союзе. Начало общеевропейской интеграции в области образования, как известно, было положено в 1998 г., когда на встрече в Париже министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании выступили с инициативой создания открытой Зоны европейского высшего образования. В подписанной ими Совместной Декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» отмечалось: «Мы идем к периоду существенных изменений в образовании и условиях труда, к разнообразию путей становления профессиональной карьеры с явной необходимостью обучения и подготовки в течение всей жизни ... Открытая Зона европейского высшего образования несет богатство позитивных перспектив, конечно же, с уважением наших различий, но 'требует, с другой стороны, продолжения усилий по ликвидации барьеров и разработки таких рамок для преподавания и обучения, которые расширили бы мобильность и сделали сотрудничество более близким, чем когда-либо было ранее».

Эта инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских государств было подписано Совместное заявление «Зона европейского высшего образования», более известное как Болонская декларация. Этот международный документ и послужил отправной точкой Болонского процесса, суть которого заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования. За прошедшие годы к Болонской декларации присоединилось уже около 50 стран мира, включая и Россию. «В рамках Болонского процесса решаются основные проблемы, с которыми столкнется высшее образование в последующие годы после «формального завершения Болонского процесса: академическая мобильность, демографическая проблема и глобальная конкурентоспособность» [1,с. 11].

Реализация целей Болонского процесса требует осуществления огромного множества разномасштабных мероприятий и на уровне правительств стран -участниц Болонского процесса, и на уровне вовлеченных в этот процесс общественных объединений, и на уровне высших учебных заведений и академических сообществ, заинтересованных в его развитии. Присоединение нашей страны к общеевропейской интеграции в сфере высшего образования также потребовало модернизации российского образования в соответствии с общими принципами Болонского процесса, которые в свою очередь диктуются требованиями стремительно изменяющегося, динамично развивающегося общества. В частности, в методологическом аспекте это обусловило активное внедрение 290

компетентностыого подхода к обучению, который обеспечивает возможность таких необходимых преобразований, как перенесение акцента с процесса обучения на его результаты, изменение методов оценки, методов обеспечения качества образования и т. д.

Концептуальной основой этого относительно нового в мировой образовательной практике методологического инструментария является идея ключевых компетенций, сформировавшаяся в зарубежной социальной теории как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества, со всей очевидностью обнаружившихся в период перехода к современному постиндустриальном}', информационному обществу, которое ставит человека перед необходимостью быть компетентным во многих смежных областях деятельности и постоянно, на протяжении всей жизни обновлять свои знания.

В 80-90-х гг. XX в. в развитых странах активно обсуждалась проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций как новых образовательных ориентиров. В 1992 г. в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» впервые на официальном уровне появился термин ключевые компетенции. В проекте отмечалось, что важнейшая черта современного образования - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен [2, с. 60].

Практически одновременно с Советом Европы понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 90-х годов Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последигшомио-го образования, повьлпения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 90-х годов это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе [там же, с. 95].

В 2002 г. с развернутой характеристикой роли и места ключевых компетенций в образовательном процессе выступили авторы «Проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования», которые заявили что»стандарт выстраивается с ориентацией на реализацию компетентностного подхода в образованииб на формирование ключевых компетенций» [3, с. 4].

В настоящее время компетентностный подход как одно из важнейших методологических оснований обновления образования активно исследуется в отечественной педагогике и психологи. И несмотря на то, что исследователи -ученые и практики образования обратились к этой проблематике сравнительно недавно, в педагогике уже накоплен большой массив научных и научно-методических работ, в которых обозначены и рассмотрены многие аспекты применения компетентностного подхода в образовании (Н. А. Аминов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. И. Огарев, М. В. Рыжаков, С. Е. Шишов и др.).

В самом общем понимании компетентно стный подход, в отличие от традиционного, «знаниевого» подхода, ориентирует подготовку специалиста к профессиональной деятельности не на освоение им определенного объема знаний и познавательных умений и навыков, а на формирование у пего в процессе

обучения профессиональной компетентности. Структурной основой компетентности при этом выступают базовые (или ключевые, универсальные, переносимые) компетенции, а также универсальные, надпредметные способы практической деятельности, на освоение которых должен быть направлен образовательный процесс. Иначе говоря, профессиональная подготовка современного специалиста акцентирует внимание не на конкретных, узкоспециальных знаниях, а на развитии у обучающихся универсальных умений и способностей, обеспечивающих им возможность быстрого и эффективного освоения любых необходимых специальных знаний и новых способов профессиональной деятельности, как бы стремительно ни развивалась сама сфера деятельности специалиста.

К числу таких чрезвычайно быстро развивающихся областей профессиональной деятельности с полным правом может быть отнесена косметология. Еще в начале 1990-х г. косметологические проблемы населения не рассматривались как заслуживающие особого внимания официальной медицины, а косметология была «полулегальной» сферой специфических медицинских услуг, которыми пользовался достаточно ограниченный круг людей. Однако на протяжении последних двадцати лет ситуация кардинально изменилась, и сегодня можно с полным правом сказать, что отечественная косметология переживает стремительный взлет в своем развитии. Рост общего благосостояния населения и как следствие - усиление мотивации в удовлетворении эстетических потребностей человека, в том числе в отношении своей внешности, появление новых высокоэффективных методов коррекции косметологических недостатков кожи, реальная возможность применения импортных медикаментов и технологий - все эти факторы выводят косметологию в ранг наиболее востребованных областей медицины [4].

В ответ на непрерьюно возрастающие потребности косметологическую помощь, максимально приближенную к населению, в настоящее время стали оказывать большое количество частнопрактикующих структур. Они представлены различными организациями - от небольших косметических кабинетов, оказывающих незначительный спектр косметологических манипуляций, до крупных, хорошо оснащенных лечебниц, предоставляющих пациенту практически весь комплекс косметологических услуг. Особую роль в повышении качества медицинского обслуживания играет увеличение объема платных медицинских услуг, предоставляемых населению как государственными, так и частными лечебными учреждениями.

Динамичное развитие косметологии как особой, социально востребованной отрасли медицины вызвало необходимость в притоке огромного количества специалистов. Однако система подготовки таких медицинских кадров, сложившаяся в предшествующие годы, оказалась не в состоянии удовлетворить быстро возрастающие потребности ни в количественном, ни в качественном отношении, в результате чего в этой медицинской отрасли постоянно ощущается острый дефицит профессиональных кадров.

На сегодняшний день образование в области косметологии, которая включает два больших, относительно самостоятельных направления - эстетическую и 292

врачебную (терапевтическую) косметологию, представлено фактически только отдельными, системно не связанными структурами дополнительного профессионального образования, обеспечивающими следующие направления:

повышение квалификации врачей, уже имеющих годичную интернатуру или первичную специализацию по дерматовенерологии, с выдачей удостоверения по дерматокосметологии, дающего специалисту право заниматься также терапевтической косметологией. Именно дерматокосметолог на сегодняшний день является ключевой фигурой в косметологии, поскольку по их документам проводится медицинское лицензирование косметологических учреждений;

- переподготовку врачей других специальностей по трем специализациям - по косметологии, а также по дерматологии и физиотерапии;

- последипломную подготовку специалистов со средним медицинским образованием по вопросам косметологии, дающую право работать в должности медицинских сестер по косметологическим процедурам;

- краткосрочное обучение по отдельным проблемам косметологии (освоение новых технологий, препаратов, косметологических средств и др.), проводимое различными организациями - фирмами-изготовителями и дистрибьюторами, специализированными учебными центрами и т. д.

Таким образом, сегодня система последипломной подготовки специалистов по косметологии является единственной, позволяющей оперативно восполнять потребности рынка косметологических услуг. При этом в области эстетической косметологии работают в основном специалисты со средним медицинским образованием.

В то же время непрерывное усложнение технологий эстетической косметологии, появление новых высокоэффективных методов коррекции косметологических недостатков кожи, повышение требований к качеству косметических услуг обусловливают необходимость изменения представлений о специалисте в области эстетической косметологии, многие направления которой требуют квалификации на уровне высшего образования.

Обозначенные, и целый ряд других проблем развития косметологии как особой медицинской отрасли закономерно обусловили необходимость «легализации» профессии косметолога и официального введения специальности высшего и послевузовского медицинского образования «Косметология», что должно кардинально изменить ситуацию в области косметологического образования. Утверждение в 2009 г. новой медицинской специальности стало важной вехой в становлении отечественной косметологии, но в то же время это обусловило и появление целого комплекса новых проблем, требующих безотлагательного решения. И сегодня, когда ведется разработка государственного образовательного стандарта новой специальности, одной из первоочередных, по нашему мнению, является проблема выработки наиболее оптимальных и эффективных методологических подходов к подготовке косметологов в вузе, без чего ожидаемое решение кадровых проблем косметологии может остаться нереализованным.

Веду щим методологическим основанием при разработке образовательной программы новой вузовской специальности, безусловно, должен выступать

293

компетентностный подход, который, как отмечалось выше, является определяющим в подготовке современного специалиста. Применение данного подхода предполагает выделение набора компетенций, обеспечивающих прочный фундамент как для будущей профессиональной деятельности студента, так и для непрерывного последипломного образования. И здесь, как нам видится, проблема состоит в том, чтобы при определении компетенций врача-косметолога, на формирование которых должно быть направлено обучение в вузе, была максимально учтена специфика этой специальности, которая, хотя и введена как специальность высшего медицинского образования, однако, по сути, является интегративной. Это обусловлено тем, что для специалистов-косметологов профессионально значимыми являются не только медицинские, но и целый ряд «немедицинских» составляющих профессиональной деятельности.

Прежде всего, косметолог, чтобы решать эстетические проблемы пациентов, сам должен быть эстетически компетентным специалистом. Это означает, что он должен не только уметь предвидеть медицинский, но и моделировать эстетический эффект проводимых косметологических процедур. Необходимы ему и определенные дизайнерские умения, позволяющие существенно повысить качество косметологической коррекции эстетических проблем пациента.

Большое значение приобретает для косметолога также социально-психологическая подготовка. Пациенты, с которыми работает этот специалист, в подавляющем большинстве в той или иной степени нуждаются не только в косметологической, но и в психологической помощи. Так, большую группу таких пациентов составляют молодые люди. Это связано с тем, что средства массовой информации сформировали, а порой и назойливо «насаждают» устойчивый эстетический стандарт успешного человека, и для многих современных людей несоответствие этому стандарту воспринимается как «жизненная трагедия». Множественные угревые высыпания, жирные волосы, новообразования на видных участках кожи, множественные «веснушки», заметные волосы на девичьем лице и другие «дефекты» внешности снижают самооценку молодых людей, мешают их полноценному социальному взаимодействию, а порой и формируют комплекс неполноценности. Поэтому косметологу очень важно при первом же обращении такого пациента сформировать правильное отношение к его косметической проблеме.

Другая значительная группа пациентов косметологических служб - женщины с признаками начинающегося старения, для многих из которых это также является психологически сложной и даже иногда стрессовой ситуацией, препятствующей их оптимальной социальной адаптации в новом возрастном статусе. Коррекция такого рода проблем в не меньшей степени требует психологической работы с пациенткой, умения косметолога деликатно сориентировать ее в возможностях косметологии, настроить на правильное отношение к результатам проводимых процедур, которые, конечно же, не смогут «волшебным образом» повернуть вспять процесс старения, и т. д.

Такого рода социально-психологические аспекты в профессиональной деятельности косметолога важны в первую очередь потому, что психоэмоцио-

нальное состояние пациента во многом определяет успешность проводимой коррекции. Именно это обусловливает необходимость рассматривать социально-психологическую компетентность косметолога как значимую составляющую его профессиональной компетентности.

Кроме того, для эффективного оказания косметологических услуг пациентам специалист должен быть компетентным по многим вопросам из целого рада смежных областей знания, таких как восстановительная медицина, геронтология, диетология, оздоровительные практики, физическая культура и др. Грамотные первичные консультации и рекомендации косметолога по этим аспектам жизнедеятельности клиен та также позволяют существенно повысить эффективность собственно косметологической помощи.

Такая специфика профессиональной компетентности косметолога и, соответственно, его образовательной подготовки в вузе может достигаться только на основе целесообразной интеграции разнообразных знаний и умений - медицинских, эстетических, социально-психологических и др.

Продуктивность компетентностного подхода, как подчеркивают практически все его исследователи, определяется еще и тем, что он имеет деятельностный характер. Компетентность предполагает не просто способность к осуществлению профессиональной деятельности, но и практическую готовность к ней. И это еще одно существенное отличие от традиционного подхода к обучению, при котором выпускник вуза нередко, обладая достаточно большим объемом всевозможных знаний, полученных за время обучения, в ситуации самостоятельной профессиональной деятельности оказывался беспомощным, не умея использовать эти знания на практике. Компетентностно-ориентированное образование предполагает актуализацию именно практической, деятельностной подготовки студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.

Деятельностный подход реализуется посредством активного применения таких организационных форм обучения, как деловые игры, тренинги, социальные практикумы и др. Это, в свою очередь, требует изменения позиций преподавателя и студента в учебном процессе, которые становятся сотрудничающими субъектами образования.

Особенно важное значение приобретают все виды учебной практики, которая является одной из основных составляющих профессиональной подготовки любого специалиста, поскольку позволяет практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности полученные на теоретических занятиях знания. Производственная практика при овладении специальностью косметолога дает возможность уже в период обучения достичь достаточно высокого уровня мануальных навыков и довести до автоматизма ряд базовых профессиональных технологий, таких как косметический массаж, косметологические аппаратные методики и др.

Претворение в практику новых образовательных стратегий, реализуемых на платформе интегративно-деятельностного подхода к подготовке специалистов-косметологов в вузе, а также всестороннее и глубокое научное осмысление факторов, влияющих на исходные и конечные результаты учебно-педагогичес-

кого процесса, - таковы основные направления решения проблемы профессиональной подготовки кадров для всей системы косметологических учреждений.

Библиографический список

1. Артамонова, Е. И. Болонский процесс и аксиологические ориентиры образовательной политики [Текст]/ Е. И. Артамонова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: матер. У1 маждун. научн. конф. / отв. ред. В. А. Сластенин. - Римини; М., 2009.-С. 9-15.

2. Равен, Д. Ж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация [Текст]/ Д. Ж. Равен / пер. с англ. - М., 1997. - 101 с.

3. Стратегия модернизации общего образования: матер, для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]// первое сентября. - 2001. -№ 3. - С. 3-4.

4. Панова, О. С. Теоретические и прикладные аспекты современной дерма-токосметологии [Текст]: дис. ... д-ра мед. наук / О. С. Панова. - М., 2004. - 468 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.