Научная статья на тему 'Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, ответственных за огневую и физическую подготовку'

Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, ответственных за огневую и физическую подготовку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2369
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЛУЖЕБНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕТЕВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / "КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ" / СИСТЕМА «ПОГРУЖЕНИЯ» ПО ДВУМ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / КОМПЛЕКТУЮЩИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МВД РОССИИ / «CONCENTRATED TRAINING» / SYSTEM OF «IMMERSION» IN TWO ACADEMIC DISCIPLINES / PROFESSIONAL UTILITY AND PHYSICAL TRAINING / METHODS OF SHOOTING AND PHYSICAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / NETWORK FORM OF LEARNING / MANUFACTURING PRACTICES / COMPLETING THE TERRITORIAL AUTHORITY THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Коновалов Евгений Вячеславович

Различия требований федеральных законов № 273-ФЗ, № 342-ФЗ и нормативных правовых актов МВД России обусловливают необходимость разработки программы профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке в подразделениях и организациях органов внутренних дел Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Коновалов Евгений Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The differences of the Federal Law № 273-FZ, № 342-FZ and regulations of the Russian Interior Ministry necessitate the development of a vocational training program «Improving the skills of law enforcement officers, additional job responsibilities is to organize and conduct classes shooting and physical training in the departments and organizations of the Interior of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, ответственных за огневую и физическую подготовку»

Данный подход позволяет сделать самостоятельную работу основой образовательного процесса, фактором формирования профессионально значимых компетенций. Создает условия максимальной реализации интеллектуальных способностей личности в приближенной к реальной переводческой деятельности ситуации.

1. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1999. - № 10. - С. 2-5.

2. Замыслова А. И. Самостоятельная работа студента как средство развития его профессиональных компетенций // В мире научных открытий. - 2013. -№ 11.8 (47). - С. 207-214.

3. Кочергин И. В. Очерки лингводидактики китайского языка. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Восток-Запад. -2006. - 192 с.

4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения. Специальность 035701 «Перевод и переводоведение» // Корпоративный портал ТПУ. - URL: http://pontai.tpu.ru/ fond/download_doc/6582/OOP_035701.doc.

5. Суван-оол Е. С. Текстовая компетентность в структуре профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков» // Вестник ТГПУ. - 2013. -Вып. 9 (137). - С. 108-113.

УДК/uDC 343 Н. В. Астафьев, Е. В. Коновалов

N. Astafev, E. Konovalov

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАцИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОГНЕВУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL FOR OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES, RESPONSIBLE FOR SHOOTING AND PHYSICAL TRAINING

Различия требований федеральных законов № 273-ФЗ, № 342-ФЗ и нормативных правовых актов МВД России обусловливают необходимость разработки программы профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке в подразделениях и организациях органов внутренних дел Российской Федерации».

The differences of the Federal Law № 273-FZ, № 342-FZ and regulations of the Russian Interior Ministry necessitate the development of a vocational training program «Improving the skills of law enforcement officers, additional job responsibilities is to organize and conduct classes shooting and physical training in the departments and organizations of the Interior of the Russian Federation».

Ключевые слова: профессиональная служебная и физическая подготовка; методика огневой и физической подготовки; профессиональное обучение; повышение квалификации;

сетевая форма обучения; «концентрированное обучение»; система «погружения» по двум учебным дисциплинам; производственная практика; комплектующий территориальный орган МВД России.

Keywords: Professional utility and physical training; methods of shooting and physical training; vocational training; professional development; network form of learning; «con-centrated training»; system of «immersion» in two academic disciplines; manufacturing practices; completing the territorial authority the Russian Interior Ministry.

Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники), дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по физической и огневой подготовке, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России должно быть организовано в форме учебных сборов и учебно-методических занятий [6; 7] не реже одного раза в пять лет [5].

Однако содержание этих нормативно-правовых актов не учитывает терминологию и содержание федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в части, касающейся вида образования, а именно реализация основных и дополнительных программ повышения квалификации в форме учебных сборов не предусмотрена. Кроме того, названная категория сотрудников по квалификационным требованиям к их должностям, как правило, может не иметь среднего профессионального и (или) высшего образования.

Учитывая, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27.06.2014 № 695 [4] введена должность служащего «полицейский», возникла необходимость разработки и обоснования содержания образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке в подразделениях и организациях органов внутренних дел Российской Федерации», которая позволит обеспечить подготовку кадров в органах внутренних дел с учетом требований законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.

В настоящее время в порядке реализации положений федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 81) [2] Департаментом государственной службы и кадров МВД России (далее — ДГСК МВД России) утверждена Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации инспекторского состава подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на районном уровне (с дополнительными обязанностями по организации профессиональной служебной и физической подготовки) [10]. Анализ содержания этой программы показал, что одна из целей программы — освоение обучающимися дополнительных обязанностей по организации профессиональной служебной и физической подготовки — не может быть достигнута в полной мере в связи с тем, что из 92 часов, отведенных на ее освоение, только 10 часов приходится на раздел 2 «Организация правовой и служебной подготовки в органах внутренних дел» и 14 часов — на раздел 4 «Организация физической подготовки в органах внутренних дел». Таким образом, учебное время, направленное на совершенствование навыков ор-

ганизации и проведение занятий по огневой и физической подготовке в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), «размыто» в учебном процессе, и, следовательно, качество формирования и (или) совершенствования профессиональных компетенций будет низким.

В то же время примерной дополнительной профессиональной программы или примерных основных программ профессионального обучения, целью которых является повышение квалификации сотрудников, выполняющих дополнительные должностные обязанности по организации и проведению занятий по огневой и физической подготовке, нет.

Кроме того, учитывая имеющийся с 2012 г. опыт организации подготовки кадров органов внутренних дел Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России по дополнительным профессиональным программам и программам профессиональной (первоначальной) подготовки, полагаем, что совместное использование ресурсов образовательных организаций системы МВД России и территориальных органов МВД России для реализации основных и дополнительных образовательных программ, проведения производственной практики, а также использование педагогической технологии концентрированного обучения с двухпредметной системой погружения позволит повысить профессиональный уровень сотрудников, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке.

Как показывает практика, занятия по огневой и физической подготовке в подразделениях органов внутренних дел проводят наиболее квалифицированные сотрудники. Некоторые сотрудники не имеют среднего профессионального и (или) высшего образования. Вместе с тем каждый сотрудник, принятый на службу в органы внутренних дел, до момента самостоятельного несения службы должен пройти профессиональное обучение по должности служащего «полицейский» по очной форме соответствующей образовательной программы профессиональной подготовки, предусматривающей приобретение ими основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1; 5]. При этом объем разделов «Огневая подготовка» и «Физическая

подготовка» в общем объеме образовательной программы варьируется от 17 до 34 % и составляет от 128 до 160 часов [11; 12]. Формирование в ходе реализации названных разделов программы таких профессиональных компетенций, как способность применять знания: о мерах безопасности, правилах обращения, ухода и сбережения огнестрельного оружия и боеприпасов; приемах и правилах стрельбы из огнестрельного оружия; тактике силового задержания и обезвреживания вооруженного и невооруженного противника, самозащите без оружия; умения правомерно пресекать противоправные действия с использованием табельного оружия, в том числе в экстремальных ситуациях; самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для профессиональной деятельности; применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности, — обеспечивается проведением занятий в форме практических занятий и оперативно-тактических учений объемом более 90% учебного времени.

Кроме того, обучение по образовательным программам профессиональной подготовки в качестве базового уровня образования предусматривает среднее общее образование. Согласно ч. 4 ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], под профессиональным обучением по программам повышения квалификации служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

С учетом этих обстоятельств, а также требований федерального закона № 273-Ф3 [2] повышение квалификации сотрудников, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке, должно быть организовано в рамках профессионального обучения по должности служащего «полицейский».

В военной педагогике проведены исследования, которые показали, что переход от отдельных уроков к более длительным занятиям (учениям) способствует формированию соответствующих доминант [14]. Аналогичный пример (концентрированное обучение) есть и в школьной педагогике. Согласно исследованиям А. А. Остапенко [9], могут быть ис-

пользованы различные модели «погружения». В предлагаемой нами программе повышения квалификации используется двухпредметная система погружения: в течение двух недель профессионального обучения слушатели осваивают два раздела — «Методика огневой подготовки» и «Методика физической подготовки».

Использование сетевой формы [8; 13] реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) предусмотрено в ч. 1 ст. 15 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В образовательный процесс могут включаться научные, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортив-ные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для процесса обучения, проведения учебной и производственной практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой. Кроме того, учитывается возможность использования сетевой формы реализации образовательных программ любого вида, в том числе основных программ профессионального обучения.

Таким образом, в целях повышения практической направленности профессионального обучения сотрудников, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке, обеспечения формирования и (или) совершенствования их профессиональных компетенций, учета служебных особенностей подразделений, в которых они проходят службу, целесообразно использовать сетевую форму реализации образовательной программы повышения квалификации. При этом реализовывать ее целесообразно с использованием ресурсов образовательной организации системы МВД России и комплектующего территориального органа внутренних дел — МВД, ГУ(У) МВД России по субъекту Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам.

Изучение практических потребностей органов внутренних дел посредством проведения опроса сотрудников отделов профессиональной служебной и физической подготовки территориальных органов МВД России показало, что оптимальное время освоения программы повышения квалификации рассматриваемой категории сотрудников — 92 часа (две учебные

недели, 12 учебных дней). В течение первой учебной недели предусмотрено профессиональное обучение в образовательной организации системы МВД России преимущественно в форме практических занятий (46 часов), в течение второй учебной недели — прохождение производственной практики и итоговой аттестации по образовательной программе в отделе профессиональной подготовки управления по работе с личным составом, в строевых подразделениях полиции (патрульно-постовая служба полиции, вневедомственная охрана полиции, подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения) комплектующего территориального органа внутренних дел. Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена проводится экзаменационной комиссией образовательной организации системы МВД России с включением в ее состав представителя, как правило, руководящего состава, подразделения по работе с личным составом комплектующего территориального органа внутренних дел.

Немаловажной составляющей, которая отличает сетевую форму реализации образовательной программы от «обычной», является то, что руководителем производственной практики будет выступать заинтересованный в качестве обучения и его результатах квалифицированный специалист принимающей стороны, отвечающий за организацию и проведение занятий по огневой и физической подготовке в служебных коллективах органов внутренних дел субъекта Российской Федерации — сотрудник отдела профессиональной подготовки управления по работе с личным составом комплектующего территориального органа внутренних дел, а не педагогический работник образовательной организации системы МВД России.

Учитывая, что объем часов для освоения предлагаемой нами программы повышения квалификации превышает в несколько раз минимальный, установленный для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (16 часов) [3], считаем целесообразным проводить профессиональное обучение рассматриваемой категории сотрудников с периодичностью не реже 1 раза в 2 года. Наше предложение не противоречит федеральному закону от 30.11.2011 № 342-ФЗ [1], что повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел может осуществляться по мере необходимости.

В связи с тем, что для слушателей профессионального обучения по программе по-

вышения квалификации обязанности по организации и проведению занятий по огневой и физической подготовке являются дополнительными, практическая часть обучения предусматривает не стажировку по должности служащего «полицейский», а производственную практику.

Разработанная нами образовательная программа получила положительные отзывы от научно-педагогических работников образовательных организаций системы МВД России и специалистов по профессиональной подготовке территориальных органов МВД России, ее внедрение в учебный процесс и апробация предусмотрены в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в 2015 г.

В соответствии со ст. 15 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] для реализации образовательной программы с использованием сетевой формы необходимо соглашение (договор) о порядке взаимодействия организаций (далее — соглашение (договор)). Соглашение (договор) должно определять: вид, направленность образовательной программы; правила приема и статус обучающихся в организациях, реализующих образовательную программу в сетевой форме; условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе ресурсное обеспечение и распределение обязанностей между организациями.

В проекте положения о сетевой форме реализации образовательных программ сказано, что общее руководство работой по организации и информационной поддержке сетевого взаимодействия осуществляет уполномоченное лицо направляющей образовательной организации (в нашем случае — образовательная организация системы МВД России) [13].

В содержании соглашения (договора) отдельно оговариваются вопросы использования и эксплуатации ресурсов, необходимых для обеспечения качества реализации программы и достижения результатов, соответствующих требованиям в ней, которые перечисляются в приложении к соглашению (договору).

Сетевая форма при реализации образовательной программы используется с письменного согласия обучающегося. Обучающиеся ознакамливаются с условиями профессионального обучения, образовательной программой под роспись при зачислении на обучение в образовательную организацию системы МВД России в качестве слушателя.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был зачислен, несет ответственность в полном объеме за организацию и контроль образовательного процесса. Другая организация, участвующая в сетевой форме реализации программы — комплектующий территориальный орган внутренних дел — несет ответственность за проведение, материально-техническое обеспечение и методическое сопровождение производственной практики; соблюдение требований нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс; соблюдение сроков, предусмотренных календарным учебным графиком. В тексте соглашения (договора) должны быть указаны такие мероприятия по организации материально-технического обеспечения, как тиражирование учебно-методических материалов, порядок использования библиотечных и иных информационных ресурсов.

При сетевой форме реализации образовательной программы образовательная организация системы МВД России в установленном ее локальными нормативными актами порядке осуществляет зачет результатов производственной практики в организации, участвующей в реализации образовательной программы — комплектующем территориальном органе внутренних дел.

Таким образом, применение сетевой формы при реализации образовательной программы выявило следующее:

1) повышение квалификации сотрудников, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке, в связи с различиями в уровнях базового образования слушателей следует организовывать в рамках профессионального обучения;

2) с целью повышения практической направленности обучения сотрудников целесообразно использовать сетевую форму повышения квалификации профессионального обучения;

3) при реализации образовательной программы эффективно использовать ресурсы двух организаций — образовательной организации системы МВД России и комплектующего территориального органа внутренних дел — МВД, ГУ(У) МВД России по субъекту Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам;

4) при разработке образовательной программы профессионального обучения «По-

вышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке в подразделениях и организациях органов внутренних дел Российской Федерации», лучше использовать модель образовательной технологии «концентрированное обучение» с двухпредметной системой погружения;

5) с целью уменьшения времени отвлечения от основной служебной деятельности сотрудников рекомендуется продолжительность обучения — две учебные недели (срок освоения программы — 92 часа);

6) образовательная программа повышения квалификации профессионального обучения должна включать в себя две части, которые осваиваются в следующей последовательности: первая — обучение в образовательной организации системы МВД России (46 часов), вторая — прохождение производственной практики в подразделениях комплектующего территориального органа внутренних дел и итоговая аттестация по программе (46 часов). При этом в состав экзаменационной комиссии образовательной организации системы МВД России по приему квалификационного экзамена включается его представитель;

7)руководителем производственной практики целесообразно назначать квалифицированного специалиста — сотрудника отдела профессиональной подготовки управления по работе с личным составом комплектующего территориального органа внутренних дел;

8) оптимальная периодичность повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются организация и проведение занятий по огневой и физической подготовке, — один раз в два года.

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : фед. закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Российская газета. -

2011. - 07 декабря.

2. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. -

2012. - 31 декабря.

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам : приказ Минобр-науки России от 01.07.2013 № 499 // Российская газета. - 2013. - 28 августа.

4. О внесении изменения в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется

10.

профессиональное обучение : приказ Минобрнауки России от 27.06.2014 № 695 // Российская газета. -2014. - 11 августа.

Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 // Российская газета. - 2012. -31 августа.

Приказ МВД России от 13.11.2012 № 1025 дсп [Электронный ресурс]. - Доступ из АИПС «Нормативно-правовые акты МВД России».

Приказ МВД России от 13.11.2012 № 1030 дсп [Электронный ресурс]. - Доступ из АИПС «Нормативно-правовые акты МВД России».

О дополнительном профессиональном образовании : письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Остапенко А. А. Концентрированное обучение как педагогическая технология : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Краснодар, 1998. - 200 с. Примерная программа повышения квалификации инспекторского состава подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на районном уровне (с дополнительными обязанностя-

11

12.

13.

14.

ми по организации профессиональной служебной и физической подготовки). - М., 2014. - 34 с. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующих составов (должностные категории, профессиональная деятельность которых не связана с раскрытием и расследованием преступлений, привлекаемые к охране общественного порядка в составе комплексных сил). -М.: ДГСК МВД России, 2014. - 83 с. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования). - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 240 с.

Проект Положения о сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.nu/uploadfiles/setev/Polozh_Setev_ vzaimodeistvie.pdf.

Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

УДК/uDC 378

О. Б. Гудожникова O. Gudozhnikova

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

в томском техникуме социальных технологий

PROFESSIONAL EDuCATION OF STuDENTS wITH DISABILITIES IN the TOMSK COLLEGE of SOCIAL technologies

В статье предлагается опыт создания социально активной среды, обеспечивающей повышение качества инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профессиональное обучение. Также проводится сравнительный анализ возможностей инклюзивного образования в России и за рубежом.

The article presents the experience of creating a socially active environment for improving the quality of inclusive education for persons with disabilities, including vocational training. Also a comparative analysis of the possibilities of inclusive education in Russia and abroad are discussed.

Ключевые слова: профессиональное обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, социально активная среда.

Keywords: professional education, students with disabilities, inclusive education, socially active environment.

Основными показателями высокого развития и гуманности государства является решение не только экономических, но и социальных проблем своих граждан. В 2006 г ООН приняла Конвенцию о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, которая стала первым договором международного уровня о правах человека в XXI веке. Данный документ открыт для подписания и ратификации государствами-участниками. В нем на международном уровне закреплены права людей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов на труд. С момента подписания Конвенции все государства должны принимать меры на экономиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.