Научная статья на тему 'Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы'

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6216
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдаев Мухтар Магаметович

В статье рассматриваются вопросы обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в системе профессиональной служебной и физической подготовки. Автором обозначены основные проблемы и перспективы обучения сотрудников органов внутренних дел в системе профессиональной служебной и физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдаев Мухтар Магаметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article considers the issues of training of the staff of bodies of internal Affairs of the Russian Federation in the system of professional service and physical training. The author indicated the main problems and prospects of training employees of internal Affairs bodies in the system of professional service and physical training.

Текст научной работы на тему «Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы»

Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ,

ФИЛОСОФИЯ

Процесс формирования высокопрофессионального кадрового ядра, и, следовательно, выработка оптимальных направлений дальнейшего развития системы МВД России в целом, повышение эффективности его деятельности в борьбе с преступностью и защите прав и свобод граждан предполагает совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Система профессионального образования в России, как и во всем мире, сегодня переживает кризис, который связан с тем, что уровень подготовки специалистов не отвечает требованиям работодателя - при приеме на работу вчерашних студентов приходится переучивать их, так как образовательные программы отстают от эволюции предъявляемых требований к сотрудникам. Не является в этом плане исключением и система ведомственного образования МВД России.

Современная система профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации не ограничивается обучением в ведомственных образовательных организациях и, по утверждению А.А. Кобозева, представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую систему, реализуемую как в образовательных учреждениях, так и непосредственно по месту службы, и охватывает весь период службы сотрудников [1].

Эффективное использование возможностей обучения сотрудников по месту службы имеет большое значение для формирования, поддержания и повышения профессионального мастерства личного состава. Именно в системе профессиональной служебной и физической подготовки руководителями учебных групп и начальниками подразделений осуществляется подготовка сотрудника к его непосредственной служебной деятельности, устраняются имеющиеся пробелы в приобретении знаний умений и навыков.

М.М. Байдаев

Mukhtar Baydaev

© Байдаев М.М., 2014

Подготовка кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 342-Ф3), приказа МВД России от 03.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», приказов МВД России от 13.11.2012 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.

Прежде всего, определимся с понятием «профессиональная служебная и физическая подготовка». Данное словосочетание было определено в ст. 76 Федерального закона № 342-ФЗ, как один из путей подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [2, ст. 76]. Широкое распространение оно получило после издания приказа МВД России № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [3, п.п. 2, 74] (далее - приказ МВД России № 663). Этим приказом был отменен приказ МВД России от 29.06.2009 № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в котором было дано определение «служебно-боевой подготовки», как одного из видов обучения в процессе оперативно-служебной деятельности [4, п. 5.1]. Таким образом, в соответствии с приказом МВД России № 663 вместо понятия служебно-боевая подготовка стала применяться профессиональная служебная и физическая подготовка.

В соответствии с п. 74 приказа МВД России № 663, профессиональная служебная и физическая подготовка - это обучение, осуществляемое по месту службы сотрудников, в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и включает в себя следующие виды:

- правовую подготовку;

- служебную подготовку;

- огневую подготовку;

- физическую подготовку.

Из историко-педагогического анализа профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел следует, что обучение сотрудников по месту службы их непосредственными начальниками, несмотря на отсутствие единой системы, в дореволюционный период был основным, а в начале становления и развития органов внутренних дел единственным видом подготовки кадров. В ходе дальнейшей эволюции и формирования стройной многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, служебно-боевая подготовка, а в дальнейшем, профессиональная служебная и физическая подготовка стала одним из составных частей профессиональной подготовки сотрудников. В настоящее время при подготовке кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации используются наиболее эффективно, как правило, возможности профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, обучения по образовательным программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы МВД России. Вместе с тем возможности профессиональной служебной и физической подготовки, непосредственно в подразделениях используются недостаточно эффективно. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами.

Во-первых, имеются недостатки в содержательной и методической подготовке руководителей учебных групп. В соответствии с п. 91 приказа МВД России № 663 руководители учебных групп

назначаются из числа руководителей (начальников) органов, организаций и подразделений МВД России. К сожалению не все руководители имеют соответствующую подготовку для организации и проведения занятий. Как отмечает исследователь проблем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, профессор Н.В. Астафьев, одна из наиболее важных причин низкого уровня физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел это отсутствие многоуровневой системы высшего профессионального образования, а также подготовки научно-педагогических кадров сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел [5]. Во-вторых, не все органы внутренних дел обеспечены в полной мере необходимыми материально-техническими средствами. Например, собственные стрелковые тиры имеют немногим более 30% горрайлинорганов, собственные спортивные залы около 15%, чего явно недостаточно для эффективного обучения сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки. В-третьих, занятия в системе профессиональной служебной и физической подготовки зачастую проводятся формально, не охватывают весь личный состав подразделений. Руководители подразделений органов внутренних дел ответственные за посещение вверенным личным составом занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, не всегда направляют личный состав на занятия. Это может быть связано не только с объективными причинами по проведению неотложных следственных действий или оперативно-разыскных мероприятий, но и с исполнением «сроковых» документов, составлением и направлением отчетов в вышестоящие органы внутренних дел и т.д. В-четвертых, не урегулирован до конца вопрос проведения занятий с категорией сотрудников органов внутренних дел несущих службу в сменном режиме. В п. 87 приказа МВД России № 663 указано: «В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций». Вместе с тем на практике предоставление компенсаций сотрудникам, несущим службу в сменном режиме, имеет определенные трудности, что в целом негативно сказывается на отношении сотрудников к занятиям. В-пятых на практике применяются отработанные, но на современном этапе не всегда эффективные технологии обучения, в то время как, увеличение задач стоящих перед органами внутренних дел, усиление противодействия преступного мира, увеличение потока информации, развитие информационных технологий требуют внедрения инновационных подходов и инновационных технологий обучения в систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Как определено в Проекте концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел на период до 2020 года [6], одной из приоритетных задач в области профессиональной подготовки кадров является модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике.

Для выполнения этой задачи предполагается:

- создание механизмов контроля и оценки уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел с учетом должностных категорий и специфики служебной деятельности;

- осуществление профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учёт специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы;

- совершенствование методов профессиональной подготовки посредством перехода преимущественно к информационно-тренинговой модели обучения;

- повышение мотивации сотрудников к постоянному совершенствованию профессионального уровня на основе использования широкого диапазона средств морального и материального стимулирования.

Для решения задачи модернизации ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, необходимо провести специальные исследования, направленные на изучение положительного как отечественного, так и зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции, особенно применения инновационных технологий обучения [7, с. 83]. Уже сегодня, на наш взгляд, применение зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции с использованием возможностей активных игровых форм пейнтбола, страйкбола и лазергета позволило бы повысить огневую подготовку сотрудников органов внутренних дел и слаженность подразделений.

Внедрение электронных стрелковых тренажеров и использование специализированных интерактивных тиров, позволило бы получить сотрудниками навыков ведения стрельбы по движущимся целям, а также ведения стрельбы в движении. В то же время, это частично решило бы проблему отсутствия стрелковых тиров в некоторых территориальных органах районного уровня и отсутствие или недостаточное количество боеприпасов для проведения учебных стрельб. Вместе с тем следует отметить, что применение современных оптико-электронных стрелковых тренажеров и применение активных игровых форм ни в коем случае не означает отказа от занятий с боевым огнестрельным оружием, а лишь должны дополнять их.

Применение дистанционных форм обучения позволило бы частично решить проблему проведения занятий с категорией сотрудников органов внутренних дел несущих службу в сменном режиме. Применение современных информационных технологий на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке, а также возможность их применения в процессе самостоятельной подготовки позволило бы активировать мотивационную деятельность по профессиональному самосовершенствованию сотрудников.

Использование интернет технологий позволит руководителям учебных групп обмениваться опытом, получать из вышестоящего органа методические материалы, а при необходимости проконсультироваться со специалистами по вопросам организации и проведения занятий.

Из вышеизложенного следует, что система профессиональной служебной и физической подготовки обладает большими возможностями для повышения профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе их служебной деятельности, но эти возможности в недостаточной мере используются на практике. Для совершенствования системы профессиональной служебной и физической подготовки, необходимо провести комплекс мер по совершенствованию организационно-штатного обеспечения, организации профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, применение инновационных подходов и инновационных технологий обучения сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: монография / А.А. Кобозев. - М.: Ависта консалтинг, 2007.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 29.06.2009 № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Астафьев Н.В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id50 (дата обращения 20.12.2013).

6. Проект концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел на период до 2020 года // Полиция России [Электронный ресурс]. - Режима доступа: http://www.police-mvd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=228:-2020-&catid=1:latestnews& Itemid=50 (дата обращения 20.12.2013).

7. Лазукин А.Д. Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. -М., 2012. - № 1. - C. 83-87.

Л.М. Берман СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-

Н.Н. Гомзякова НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ

КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся казачьих классов в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. Авторами обозначена проблема выявления источника формирования духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. В качестве инструмента регулирования обозначенного процесса предложена система приобщения учащихся к традиционной культуре кубанского казачества. Приведена характеристика каждого звена системы. Кратко описаны результаты проведенной работы.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционная культура кубанского казачества, класс казачьей направленности, система, формирование.

SYSTEM FORMATION OF THE SPIRITUAL-MORAL VALUES OF THE OF THE PUPULS OF THE CLASSES OF COSSACK ORIENTATION FUNDS TRADITIONAL CULTURE KUBAN COSSACKS

Abstract. The article is dedicated to the ways of the of the formation of the spiritual-moral values at the pupils of Cossack classes in process offamiliarization with the traditional Kuban Cossack culture. The author indicates the identification problem of the source of the spiritual-moral values formation at children and teenagers. The system of familiarization with the traditional Kuban Cossack culture is introduced as an instrument of the specified process regulation. Every level of the system has been characterized. The short description of the realized work is given in the article. Keywords: moral-spiritual values, Kuban Cossack traditional culture, a class of Cossack orientation, system, formation.

С утратой традиционных идеалов формирование у современной молодежи духовно-нравственных ценностей претерпевает определенные сложности. Дооктябрьские, а следом за ними и советские идолы были низвергнуты, но взамен не появились новые. Национальная идея однозначно до сих пор не сформулирована. Возможно, основой ее должно стать возрождение культуры, которая приведет к развитию духовности и нравственности в современном обществе.

Когда мы говорим о значительной степени влияния культуры на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, в этом нет большого преувеличения. Не подлежит сомнению необходимость ее возрождения. Однако процесс возрождения должен получить новое качественное развитие, позволяющее использовать традиционную культуру в современном обществе.

Ludmila Bennau

Natalia Gomzyakova

© Берман Л.М, Гомзякова Н.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.