Научная статья на тему 'О понятии системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел'

О понятии системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SERVICE ACTIVITY / ПОНЯТИЕ / DEFINITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурсин Олег Александрович

Рассматривается проблема определения понятия системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы. Проанализированы ранее нормативно установленные дефиниции «системы профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» и ее понимание различными специалистами. Предлагается авторское определение системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурсин Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the definition of system of professional service and physical training of law enforcement officers

This article explores the problem of the definition system of professional training employees of internal affairs on-site service. The author analyzes the previously legal established definitions of «system of training in the service activity» and its understanding different specialists. He proposes his author's definition of system of professional service and physical training of law enforcement officers of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О понятии системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел»

бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта — городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования, а также обеспечения бесплатной форменной одеждой (как зимней, так и летней) граждан РФ, которые имеют правовой статус внештатных сотрудников полиции.

В заключение рассмотрения проблематики совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции следует обратить

внимание на то, что, по мнению автора, институт внештатных сотрудников полиции и его потенциальные возможности в правоприменительной практике органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации реализованы не в полном объеме. Вследствие чего предстоит приложить большие усилия по определению максимально оптимального и эффективного правового регулирования совместной деятельности органов внутренних дел и российских граждан, которые имеют указанный выше правовой статус.

УДК 342.924 ББК 67.301

О ПОНЯТИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУРСИН,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: olchursin73@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Маслов А.Е.

Рецензент:. кандидат юридических наук Кученин Е.С

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема определения понятия системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы. Проанализированы ранее нормативно установленные дефиниции «системы профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» и ее понимание различными специалистами. Предлагается авторское определение системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ.

Ключевые слова: система профессиональной подготовки, служебная деятельность, понятие.

Annotation. This article explores the problem of the definition system of professional training employees of internal affairs on-site service. The author analyzes the previously legal established definitions of «system of training in the service activity» and its understanding different specialists. He proposes his author's definition of system of professional service and physical training of law enforcement officers of the Russian Federation.

Keywords: system of professional training, service activity, definition.

Нормативные акты, не имеющие точного и однозначного объяснения используемых юридических понятий, утрачивают сущность своего содержания. Напротив, включение в текст ведомственных нормативных актов дефиниций основных определений, раскрывающих последующее их содержание, стало приобретать большую значимость в служебной деятельности МВД России. Включение нормативных определений, в первую очередь, объяснимо стремлением разработчиков нормативно-правовых актов не допустить

ошибочность толкования положений норм в их правоприменительной практике. Вместе с этим, установление основных понятий в большей степени способствует уяснению всего нормативного акта, лежащего в основе организации и механизма регулирования профессиональной подготовки в процессе профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, очевидно, что формирование терминологической базы, направленное на обеспечение

нормативного единообразия, имеет сегодня первостепенное значение.

Для полного понимания определения «системы профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» целесообразно проанализировать такие понятия, как «система профессиональной подготовки» и «служебная (профессиональная) деятельность». Обратив внимание на термин «система профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности», можно заметить, что между такими явлениями, как «служебная (профессиональная) деятельность» и «профессиональная подготовка» наличествует взаимосвязь. В этой ситуации автор посчитал целесообразным уточнить используемое определение «профессиональная деятельность», что даст возможность избежать неоднозначности его понимания.

Один из специалистов в области психологии труда, доктор психологических наук Е.А. Климов считает, что профессиональная деятельность — это всего лишь, труд человека1, но при этом не дает развернутого и точного пояснения.

Другой ученый в области психологии профессиональной деятельности, профессор Г.В. Суходольский под профессиональной деятельностью подразумевает сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо и имеющий нормативно установленный характер2.

Ученый-административист А.А. Кобозев, анализируя правовые нормы, регулирующие трудовые и прохождения службы государственными и муниципальными служащими правоотношения, по мнению автора, дает наиболее точное определение дефиниции «служебная (профессиональная) деятельность». Ученый считает, что «служебная (профессиональная) деятельность — это определенная профессия индивида, т.е. конкретная форма его трудовой либо профессиональной служебной деятельности, требующая специальных теоретических знаний и практических навыков и являющаяся чаще всего пожизненным занятием человека, за которое он получает заработную плату (денежное содержание)»3.

В вышеупомянутом определении, на взгляд автора, имеются признаки «служебной (профессиональной) деятельности».

Во-первых, это долгосрочная деятельность человека (субъекта деятельности).

Во-вторых, материальная выгода от этой деятельности, т.е. получение каких-либо материальных благ

по результатам затраченного умственного либо физического труда.

В-третьих, обязательное наличие у человека каких-либо профессиональных знаний, умений и навыков.

Прежде чем приступить к детальному анализу определения «системы профессиональной подготовки» автор считает целесообразным более подробно рассмотреть значение родового понятия «система» к видовому «система профессиональной подготовки».

Система (от др.-греч. ототпца — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство4.

В настоящее время имеется, по меньшей мере, несколько десятков разных интерпретаций понятия «система», используемых в зависимости от сферы жизнедеятельности человека. Так, например, австрийский ученый Л. Фон Берталанфи считал, что «система» — это комплекс взаимодействующих компонентов5.

В свою очередь, Ф.И. Перегудов дал иную интерпретацию понятия «система». Он считал, что система — это множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней, как целое6.

Предложенное Ф.И. Перегудовым понятие «системы» автор считает наиболее оптимальным в данном контексте для дальнейшего анализа системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Далее для правильного понимания видовой дефиниции «система профессиональной подготовки» просмотрим точки зрения следующих ученых. Так, по мнению А.И. Ботова, «система профессиональной подготовки» представляет собой совокупность систематизированных теоретических знаний и прикладных навыков

1 Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пособие. М., 2003. С. 42.

2 Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. С. 27.

3 Кобозев А.А. Современная система подготовки кадров органов внутренних дел (теоретические, организационные и правовые вопросы формирования и развития): Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2007. С. 123.

4 Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2003. С. 1437.

5 Берталанфи Людвиг фон. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сб. переводов / Общ. ред. и В.Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М., 1969. С. 23—82.

6 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М., 1989. С. 12.

и умений, позволяющих решать научные и практические задачи по профилю и специализации подготовки»7.

А.Н. Лейбович вообще рассматривает «систему профессиональной подготовки» в широком и узком значениях. В широком смысле он понимает под «системой профессиональной подготовки организацию обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования»8, а в узком — «ускоренную форму приобретения профессиональных навыков»9.

Кандидат юридических наук Л.А. Гурьева считает, что «система профессиональной подготовки—это сеть лицензированных государственных и негосударственных учебных заведений, реализующих профессионально-образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала всех уровней и звеньев, научно-исследовательских и методических организаций и учреждений, а также органов, координирующих их работу»10.

Также в литературе имеет место такое определение системы профессиональной подготовки, как «система формирования у работников профессиональной направленности, знаний и навыков, умений и профессиональной готовности к самостоятельному исполнению трудовых функций»11.

Доктор юридических наук А.А. Кобозев дает иное, отличающееся от выше перечисленных интерпретаций, определение. По его мнению, «система профессиональной подготовки является определенной социально-правовой категорией, которая представляет собой обусловленную потребностям государства многоуровневую систему многопрофильного непрерывного обучения граждан, осуществляемого как в образовательных и научно-исследовательских учреждениях различного типа и вида, так и непосредственно по месту службы (работы)»12.

Автор считает неубедительными точки зрения ученых, потому, что они не в полной мере освещают все элементы системы профессиональной подготовки, которые отличаются друг от друга организационной структурой и целями. Целиком и полностью можно поддержать позицию А.А. Кобозева по предложенной редакции понятия «системы профессиональной подготовки.

В настоящее время в законодательных актах и специальной литературе отсутствует однозначное понятие системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Рос-

сийской Федерации. Ранее в специализированных ведомственных нормативных актах давались определения понятия упомянутой выше системы подготовки. Как следовало из всех этих нормативных актов, под понятием системы профессиональной служебной и физической подготовки в широком смысле подразумевалось обучение сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

В этой связи, перед тем, как приступить к детальному анализу определения понятия системы профессиональной служебной и физической подготовках, необходимо рассмотреть ее целевую направленность.

Обратим внимание, что само наименование рассматриваемой системы подготовки кадров свидетельствует о двух ее элементах — профессиональной служебной и физической подготовки. Более того, в соответствии с действующим Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации13, профессиональная служебная подготовка включает в себя служебную, правовую и огневую подготовку14. Исходя из чего, можно сделать вывод о неоднородности целей и задач профессиональной подготовки кадров по месту службы.

В 1991 г. нормативным актом, закрепившим понятие профессиональной подготовки в процессе повседневной практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, стало Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР, утвержденное Приказом МВД РСФСР от 10 июля 1991 г. № 110. На том этапе этот вид подготовки кадров ОВД именовался «система служебной и боевой подготовки».

В определении «системы служебной и боевой подготовки» разработчики вышеуказанного нормативного акта пытались раскрыть такие составляющие компо-

7 Ботов А.И. Организация и правовое регулирование профессиональной подготовки кадров в системе МВД России: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 40.

8 Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1994. С. 119.

9 Там же.

10 Гурьева Л.А. Профессиональная подготовка государственных служащих: организационно-правовые аспекты: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 88.

11 ПищулинН.П., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры — персонал: Словарь-тезаурус. М., 1994.

12 Кобозев А.А. Указ. соч. С. 151.

13 Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарег. в Минюсте России 3 августа 2012 г. № 25094) // Российская газета. 2012, 31 авг.

14 Там же.

ненты как организационная сущность и цель подобного направления подготовки, которая понималась как система мероприятий, включающая в плановом порядке постоянное изучение необходимых учебных предметов работниками органов внутренних дел в ходе повседневной практической деятельности в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей15.

В последующих нормативных актах, пришедших на смену выше упомянутому, была предпринята попытка усовершенствовать и, в то же время, упростить определение системы подготовки кадров в процессе оперативно-служебной деятельности.

Так, в Приказе МВД России от 8 октября 2002 г. № 965 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел», понятие было закреплено в следующей редакции: «система служебно-боевой подготовки представляет собой вид обучения в процессе оперативно-служебной деятельности, которая предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности»16.

Далее в наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 понятие системы подготовки в процессе оперативно-служебной деятельности изменений не претерпело.

В дальнейшем в наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490, вышеуказанная дефиниция незначительно трансформировалась и стала представлять собой: «обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, которая предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций»17.

Действующий порядок, закрепленный в Приказе МВД России от 3 июля 2012 г. № 66318, существенно изменил указанную выше редакцию данного понятия, определения системы подготовки кадров в процессе оперативно-служебной деятельности сотрудников ор-

ганов внутренних дел. В настоящее время это определение акцентирует внимание на форме и целях профессиональной подготовки и представляет собой систему обучения, осуществляемую по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Исходя из вышесказанного, автор полагает необходимым сравнить профессиональную подготовку по месту службы с другими системами подготовок, такими как: морально-психологическая19, подготовка резерва для замещения должностей руководителей (на-чальников)20 и обучение по образовательным программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования21 (по очной форме обучения). По сути, перечисленные системы подготовок реализуются также, как и система профессиональной подготовки по месту службы, т.е. без отрыва от службы. В частности, курсанты, слушатели и адъюнкты, проходя подготовку по образовательным программам, занимают штатные должности в специализированных учебных учреждениях системы МВД России, несут службу во внутренних нарядах и в нарядах по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Следовательно, местом служ-

15 Приказ МВД РСФСР от 10 июля 1991 г. № 110 (ред. от 26 июля 1999 г.) «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР» (первоначальный текст документа опубликован не был).

16 Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. № 965 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел» (зарег. в Минюсте России 3 декабря 2002 г. № 3983) // Российская газета. 2002, 12 дек.; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003, 13 янв.

17 Приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 (ред. от 30 июня 2011 г.) «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (зарег. в Минюсте России 10 августа 2009 г. № 14512) // Российская газета. 2009, 27 авг.

18 Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарег. в Минюсте России 3 августа 2012 г. № 25094) // Российская газета. 2012, 31 авг.

19 Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

20 Приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 (ред. от 2 июля 2014 г.) «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений» (зарег. в Минюсте России 29 ноября 2012 г. № 25960) // Российская газета. 2012, 10 дек.

21 Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663.

бы указанной категории сотрудников являются ведомственные образовательные учреждения. Таким образом, эта система подготовки обучаемых по образовательным программам по очной форме обучения также, как и анализируемая система подготовки профессиональной служебной и физической подготовки осуществляется в процессе служебной деятельности.

В свою очередь, морально-психологическая подготовка по организационным формам и методам в целом осуществляется идентично системе профессиональной служебной и физической подготовки и, так же как и в предыдущем случае, без отрыва от службы. Отличаются они лишь преследуемыми целями.

Также автор считает необходимым детально разобрать другой наиболее значимый элемент системы профессиональной служебной и физической подготовки, который определяет ее главную цель. В действующем определении установлено, что профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется с целью совершенствования профессиональных знаний и навыков сотрудников, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Тем не менее, такой элемент системы подготовки кадров, как повышение квалификации также имеет ту же, ничем не отличающуюся, главную цель, т.е. совершенствование профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел. Подтверждение заявленной мысли мы находим в «Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства»22, где нормативно установлено, что повышением квалификации является любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности23.

В свою очередь А.А. Кобозев считает, что «система профессиональной подготовки в процессе оперативно-служебной деятельности — это специфическая составляющая единой системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, которая преследует цель поддержания и повышения профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел и охватывает весь период службы»24.

В результате проведенного анализа, автор считает обоснованным сделать вывод о том, что существующая редакция понятия системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов

внутренних дел и определение, разработанное А.А. Кобозевым, не отражают в полном объеме различия между другими системами подготовок. По форме и целям трудно определиться, являются ли выше описываемые виды подготовок сотрудников органов внутренних дел самостоятельными, или же они относятся к тому или иному виду подготовок.

Тем не менее, полностью отказаться от цели, преследуемой системой подготовки по месту службы, т.е. от совершенствования профессиональных навыков и умений сотрудников органов внутренних дел, нельзя. Безусловно, эта цель имеет место, однако не является главной. Например, в случае, когда необходимо изучить положения вновь принятых нормативных актов, сотрудникам вменяют в обязанность это сделать в рамках системы профессиональной служебной и физической подготовки. На взгляд автора, главной целью должно быть признано поддержание соответствующего профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, а второстепенной — совершенствование вышеуказанных знаний, навыков и умений.

Автор считает, что, если действующее определение является по своей сути неполным и неточным, поскольку должным образом не отражает действительных целей и организационных форм, есть все основания сделать следующий вывод: на сегодняшний день имеет смысл иначе сформулировать действующее в данный момент понятие системы профессиональной служебной и физической подготовки. При этом, автор предлагает следующее определение понятия вышеуказанной системы: система профессиональной служебной и физической подготовки является одним из видов общей системы подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел и представляет собой целенаправленную, т.е. организованную по месту службы сотрудников систему мероприятий для постоянного поддержания и совершенствования профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности.

22 Постановление Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/92-14-147/20/1822 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. № 11; Администратор образования. 2010. № 16.

23 Там же.

24 Кобозев А.А. Указ. соч. С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.