Научная статья на тему 'Подготовка кадров, обеспечивающих организацию и проведение занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел'

Подготовка кадров, обеспечивающих организацию и проведение занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1346
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЛУЖЕБНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬ НОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕС СИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / PROFESSIONAL UTILITY AND PHYSICAL TRAINING / HIGHER EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Литош Нина Леонидовна

В статье предлагается обоснование специ альностей (направлений подготовки) образова ния высшего и среднего профессионального, специализации (профили подготовки) и орга низационных форм, которые целесообразно использовать для обучения специалистов по профессиональной служебной и физиче ской подготовке для подразделений органов внутренних дел России. Показана целесообразность использования сетевой формы органи зации учебного процесса для повышения каче ства подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Литош Нина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of specialists for conducting the classes in the system of professional service and physical training of officers for departments of internal affairs

The article presents the rationale (training areas) of specialties of higher education and secondary vocational education, specialization (profiles of training) and organizational forms that are useful for training of experts in professional service and physical training for the departments of Ministry of Internal Affairs. The usefulness of network forms for organization of the educational process to improve the quality of training is shown.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров, обеспечивающих организацию и проведение занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел»

Международная деятельность создает платформу для развития еще одного очень важного и малоразработанного направления — разработка и трансфер социокультурных технологий. Создание центра инновационных технологий в социокультурной сфере на базе БГИИК требует активизации научных исследований по этому направлению. Сейчас БГИИК развивается как научно-исследовательский, научно-творческий и культурно-производственный вуз. Ведется работа над созданием 1Т-технологий не только в библиотечном деле, но и в создании виртуальных музеев, этнокультурных карт славянской культуры, в создании технологий проектной, образовательной, научно-творческой деятельности. Следующим этапом развития станет трансфер технологий. Эти два направления (международное и трансфер социокультурных технологий) — залог вхождения БГИИК в число эффективных российских вузов.

Рост научно-исследовательской и инновационной активности и результативность этой деятельности позволили БГИИК в условиях жесткой конкурентной борьбы доказать свое соответствие академическим требованиям и от региональных обязательств выйти на уровень государственной и международной ори-

ентации. При этом руководство и коллектив БГИИК твердо убеждены, что современный институт искусств и культуры может достойным образом исполнять свои региональные обязанности только при условии формирования сильной национальной и все в большей международной идентичности. Это позволит вузу конкурировать в международной операционной среде, неся традиции и особенности искусства и культуры своего региона, и таким образом занять устойчивые позиции на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг

1. Гершман М. А. Формирование организационных структур управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении : дис. ... канд . экон. наук. — М., 2007. — 167 с.

2. Гричаникова И. А. Формирование инновационной инфраструктуры института, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг на базе системы интеграции образования, науки и производства / И. А. Гричаникова // Модельный Дом культуры : инновационный ресурс социально-экономического развития территории : сб. междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-19 сент. 2011 г.). — Белгород : Политерра, 2011. — С. 24-31.

3. Игнатова И. Б., Гричаникова И. А. Социокультурная ин-новатика как актуальное направление научно-инновационных исследований в сфере культуры // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 56-62.

УДК/UDC 378.14:351.74 Н. В. Астафьев, Н. Л. Литош

N. Astafjev, N. Litosh

ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

TRAINING OF SPECIALISTS FOR CONDUCTING THE CLASSES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF OFFICERS FOR DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS

В статье предлагается обоснование специальностей (направлений подготовки) образования высшего и среднего профессионального, специализации (профили подготовки) и организационных форм, которые целесообразно использовать для обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов

внутренних дел России. Показана целесообразность использования сетевой формы организации учебного процесса для повышения качества подготовки.

The article presents the rationale (training areas) of specialties of higher education and secondary vocational education, specialization (profiles of training) and organizational forms

that are useful for training of experts in professional service and physical training for the departments of Ministry of Internal Affairs. The usefulness of network forms for organization of the educational process to improve the quality of training is shown.

Ключевые слова: органы внутренних дел, профессиональная служебная и физическая подготовка, высшее образование, среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка.

Keywords: bodies of internal affairs, professional utility and physical training, higher education, vocational education, continuing professional education, retraining.

Отсутствие системы подготовки специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке (ранее в МВД России использовался термин «служебно-боевая подготовка»)1 является одним из основных факторов, снижающих уровень огневой и физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел. О необходимости обучения таких специалистов для правоохранительных органов впервые указал А. В. Агеевец [1]. Подобного рода проблема волнует и украинских ученых [2].

Вопросы организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел рассматривались нами в монографии и статьях [3-7]. В связи с вступлением в действие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нормативных правовых актов Минобрнауки и МВД России появилась необходимость в пересмотре подходов к организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала

по охране и обслуживанию зданий) с 1 января 2012 г. составляет 907 630 человек2. Численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, по данным открытых источников, в 1992 г составила 2,88 млн человек, в 2008 г — около 1,2 млн человек, в 2011 г. — около 1 млн человек3. Таким образом, в настоящее время численность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих примерно одинакова — по 1 млн человек. Несмотря на равную численность аттестованного состава данных ведомств, МВД России, в отличие от Минобороны России, не осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием и средним профессиональным образованием, обеспечивающих служебно-прикладную физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел.

Реформирование МВД России продолжается, поэтому организация обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел остается актуальной проблемой и должна стать предметом для обсуждения общественным советом при МВД России4 и Департаментом государственной службы и кадров МВД России (ДГСК МВД России), который обеспечивает и осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в области кадрового обеспечения МВД России, организации профессиональной подготовки кадров МВД России.

Предлагаются следующие варианты организации учебного процесса для обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел.

Первый вариант организации подготовки кадров — очная форма обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке с одновременным освоением дополнительной профессиональной образовательной программы высшего (бакалавриат) или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (табл. 1).

1 Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Материал опубликован по адресу: www.rg.ru/2012/08/31/ poryadok-dok.html.

2 Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации». Материал опубликован по адресу: www.rg.ru/2011/03/01/mvd-chisl-site-dok.html.

3 URL: ru.wikipedia.org/wiki/ - дата обращения 14.10.2013 г.

4 Ч. 7 статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Указ Президента России от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».

Система очной формы обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке. Первый вариант организации подготовки кадров

Таблица 1

Обучение по специальности высшего образования 034301.65 — Служебно-прикладная физическая подготовка с одновременным освоением одной из дополнительных профессиональных образовательных программ (в объеме не менее 250 часов): — высшего образования (бакалавриат) 030900.62 — Юриспруденция; — среднего профессионального образования по специальности 031001 — Правоохранительная деятельность. Основная квалификация — специалист по служебно-прикладной физической подготовке. Дополнительная квалификация — бакалавр, юрист

Направление деятельности Подразделение Должность

Инструктор Центр специального назначения сил оперативного реагирования Инструктор по служебной и боевой подготовке; инструктор по высотно-штурмовой и горной подготовке; инструктор по легководолазной подготовке

Отряд мобильный особого назначения

Специальный отряд быстрого реагирования

Инспектор Строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции Инспектор по физической подготовке; инспектор по огневой подготовке; инспектор по служебной подготовке и кадрам

Специализированные полки дорожно-патрульной службы (ДПС), полки ДПС, отдельный батальон ДПС, отдельная рота ДПС

Подразделения ГИБДД

Инспектор-методист Управления (отделы, отделения) специальной, боевой, физической подготовки и спорта в аппаратах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ Инспектор-методист физической подготовки и спорта; инспектор-методист боевой подготовки; инспектор-методист специальной подготовки

Тренер Региональные отделения ОГО ВФСО «Динамо»; спортивные клубы образовательных организаций МВД России Тренер по профессионально-прикладным видам спорта

Преподаватель Центр профессиональной подготовки территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях; образовательные организации МВД России Специалист (старший специалист) по профессиональной подготовке; педагогический работник образовательной организации

Основным видом деятельности специалиста по профессиональной служебной и физической подготовке является обучение двигательным действиям и развитие физических качеств, что в полной мере соответствует квалификационным характеристикам выпускника, прошедшего обучение по направлению подготовки 034300.62 — Физическая культура, специальности 034301.65 — Служебно-приклад-ная физическая подготовка.

Для того чтобы обеспечить выполнение требования — юридическое образование для

всех полицейских5 — первым вариантом организации обучения специалистов по слу-жебно-прикладной физической подготовке для подразделений органов внутренних дел предусмотрено одновременное освоение одной из дополнительных профессиональных образовательных программ — высшего образования по направлению подготовки (бакалавриат) 030900.62 — Юриспруденция или среднего профессионального образования по специальности 031001 — Правоохранительная деятельность. Объем учебной нагруз-

5 Ш1_: www.ng.nu/2011/08/24/yunidicheskoe-anons.html — дата обращения 15.10.2014 г.

ки при освоении дополнительной профессиональной программы должен быть не менее 250 часов6. Предлагаемый способ организации подготовки кадров позволяет выпускнику образовательной организации получить основную квалификацию — «специалист по слу-жебно-прикладной физической подготовке» и одну из дополнительных квалификаций — «бакалавр, юрист».

Необходимо отметить, что специальность 034301.65 — Служебно-прикладная физическая подготовка включена в перечень направ-

лений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», однако Федерального ГОС по этой специальности нет, а набор на обучение по специальности 032101.65 — Физическая культура и спорт прекращен7.

Второй вариант организации подготовки кадров — двухуровневая очная форма обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке органов внутренних дел (табл. 2).

Таблица 2

Система двухуровневой очной формы обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке. Второй вариант организации подготовки

Обучение по направлению подготовки высшего образования 034300.62 — Физическая культура с одновременным освоением одной из дополнительных профессиональных образовательных программ (в объеме не менее 250 часов): — высшего образования по направлению подготовки (бакалавриат) 030900.62 — Юриспруденция; — среднего профессионального образования по специальности 031001 — Правоохранительная деятельность. Основная квалификация — бакалавр. Дополнительная квалификация — бакалавр, юрист

Направление деятельности Подразделение Должность

Инструктор Центр специального назначения сил оперативного реагирования Инструктор по служебной и боевой подготовке; инструктор по высотно-штурмовой и горной подготовке; инструктор по легководолазной подготовке

Отряд мобильный особого назначения

Специальный отряд быстрого реагирования

Инспектор Строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции Инспектор по физической подготовке; инспектор по огневой подготовке; инспектор по служебной подготовке и кадрам

Специализированные полки дорожно-патрульной службы (ДПС), полки ДПС, отдельный батальон ДПС, отдельная рота ДПС

Подразделения ГИБДД

Инспектор-методист Управления (отделы, отделения) специальной, боевой, физической подготовки и спорта в аппаратах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ Инспектор-методист физической подготовки и спорта; инспектор-методист боевой подготовки; инспектор-методист специальной подготовки

Тренер Региональные отделения ОГО ВФСО «Динамо»; спортивные клубы вузов МВД России Тренер по профессионально-прикладным видам спорта

6 п. 3. приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (URL: www.edu.ru. — дата обращения 12.10.2013 г).

7 Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) // Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136.

Окончание таблицы 2

Преподаватель Центр профессиональной подготовки территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях; образовательные организации МВД России Специалист (старший специалист) по профессиональной подготовке; педагогический работник образовательной организации

Высшее образование по направлению подготовки 034300.68 — Физическая культура (к поступлению для обучения допускаются бакалавры служебно-прикладной физической подготовки, прослужившие в перечисленных выше должностях не менее 1 года (наше предложение)), квалификация — магистр

Направление деятельности Подразделение Должность

Преподаватель учебных дисциплин служебно-боевой подготовки Центр профессиональной подготовки территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях Специалист по профессиональной подготовке; старший специалист по профессиональной подготовке

Первый уровень обучения — высшее образование по направлению подготовки «Физическая культура и спорт» (бакалавриат, профиль — «служебно-прикладная физическая подготовка») с одновременным освоением дополнительной профессиональной образовательной программы высшего образования (бакалавриат) или среднего профессионального по направлению подготовки «Юриспруденция».

В 2009 г. правительство Российской Федерации объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Общая структура прикладного бакалавриата отличается от академического бакалавриата меньшей долей теоретического обучения и большей — практико-ориентированной подготовки, но при этом общий объем (трудоемкость учебной нагрузки обучающихся) в зачетных единицах одинаков — 240 часов. Программа прикладного бакалавриата — это первый уровень высшего образования в Российской Федерации. Выпускники прикладного бакалавриата, в отличие от обучающихся по программам среднего профессионального образования, имеют право продолжить обучение на втором уровне высшего образования — в магистратуре.

Первый уровень — обучение по направлению подготовки высшего образования 034300.62 — Физическая культура8 с одновременным освоением одной из дополнительных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки (бакалавриат) 030900.62 — Юриспруденция или среднего профессионального образования по специальности 031001 — Правоохранительная деятельность9. Объем учебной нагрузки при освоении дополнительной профессиональной программы должен быть не менее 250 часов. При предлагаемом способе организации подготовки кадров выпускник образовательной организации получает основную квалификацию — «бакалавр» (профиль — «служебно-прикладная физическая подготовка») и одну из дополнительных квалификаций — «бакалавр» или «юрист».

Второй уровень — бакалавр (профиль — «служебно-прикладная физическая подготовка») может продолжить обучение по направлению подготовки высшего образования 034300.68 — Физическая культура с получением квалификации «магистр». Для повышения качества профессиональной подготовленности выпускников-магистров предлагается установить требование — допускать к поступлению для обучения в магистратуру бакалав-

8 URL: www.firo.ru/?page_id=1956 — дата обращения 12.10.2013; URL: www.akvobn.nu/ekspness_fonum_pnikladnoi_ bakalavriat_chto_dalshe.html — дата обращения 12.10.2013; URL: www.kstu.nu/event.jsp?id=46451 — дата обращения 12.10.2013.

9 п. 3. приказа Минобрнауки России от 1.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (URL: www.edu.nu. — дата обращения 12.10.2013).

ров, прослуживших не менее 1 года в должности, соответствующей специальности.

Третий вариант организации подготовки кадров — очная форма обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке по одному из гуманитарных

или педагогических направлений с одновременным освоением дополнительной профессиональной образовательной программы высшего образования (бакалавриат) или среднего профессионального по направлению подготовки «Физическая культура и спорт» (табл. 3).

Таблица 3

Система очной формы обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке. Третий вариант организации подготовки кадров

Обучение специалиста по одному из гуманитарных или педагогических направлений подготовки: 031001.65 — Правоохранительная деятельность (приказ Минобрнауки России от 14.01.2011 № 20); 030901.65 — Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 39); 030301.65 — Психология служебной деятельности (Приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 67); 050407.65 — Педагогика и психология девиантного поведения (Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2062); 031003.65 — Судебная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 40) — с одновременным освоением одной из дополнительных профессиональных образовательных программ (в объеме не менее 250 часов): — высшего образования по направлению подготовки (бакалавриат) 034300.62 — Физическая культура; — среднего профессионального образования по по специальности 050141 — Физическая культура10. Основная квалификация — специалист. Дополнительная квалификация - бакалавр, педагог по физической культуре и спорту

Направление деятельности Подразделение Должность

Инструктор Центр специального назначения сил оперативного реагирования Инструктор по служебной и боевой подготовке; инструктор по высотно-штурмовой и горной подготовке; инструктор по легководолазной подготовке

Отряд мобильный особого назначения

Специальный отряд быстрого реагирования

Инспектор Строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции Инспектор по физической подготовке; инспектор по огневой подготовке; инспектор по служебной подготовке и кадрам

Специализированные полки дорожно-патрульной службы (ДПС), полки ДПС, отдельный батальон ДПС, отдельная рота ДПС

Подразделения ГИБДД

Инспектор-методист Управления (отделы, отделения) специальной, боевой, физической подготовки и спорта в аппаратах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ Инспектор-методист физической подготовки и спорта; инспектор-методист боевой подготовки; инспектор-методист специальной подготовки

Тренер Региональные отделения ОГО ВФСО «Динамо»; спортивные клубы вузов МВД России Тренер по профессионально-прикладным видам спорта

Преподаватель Центр профессиональной подготовки территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях; образовательные организации МВД России Специалист (старший специалист) по профессиональной подготовке; педагогический работник образовательной организации

10 п. 3. приказа Минобрнауки России от 1.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (URL: www.edu.ru.- дата обращения 12.10.2013).

Из перечня специальностей, реализуемых в образовательных организациях системы МВД России, необходимо выбрать те, которые наиболее близки по своему содержанию к характеристикам профессиональной деятельности специалиста по профессиональной служебной и физической подготовке. Такими специальностями являются: 031001.65 — Правоохранительная деятельность (приказ Минобрнауки России от 14.01.2011 № 20); 030901.65 — Правовое обеспечение национальной безопасности (Приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 39); 030301.65 — Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 67); 050407.65 — Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2062); 031003.65 — Судебная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 40).

Третий вариант организации подготовки кадров предполагает обучение по одной

из перечисленных выше специальностей гуманитарных или педагогических направлений с одновременным освоением одной из дополнительных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки (бакалавриат) 034300.62 — Физическая культура или среднего профессионального образования по специальности 050141 — Физическая культура11. Предлагаемый способ организации подготовки кадров позволяет выпускнику образовательных организаций МВД России получить основную квалификацию — «специалист» и одну из дополнительных квалификаций — «бакалавр» (профиль — «служебно-приклад-ная физическая подготовка») или «педагог по физической культуре и спорту».

Четвертый вариант организации подготовки кадров — профессиональная переподготовка — обучение специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке по дополнительным профессиональным образовательным программам (табл. 4).

Таблица 4

Система профессиональной переподготовки — обучение специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке. Четвертый вариант организации подготовки

Имеющееся профессиональное образование или получаемое образование Уровни образования (специальности) Должность (квалификация)

Специальности среднего профессионального или высшего образования гуманитарного, педагогического, психологического профиля Среднее профессиональное образование, специальность 050141 — Физическая культура Инструктор по служебно-боевой подготовке подразделений специального назначения; инспектор по служебно-боевой подготовке строевых подразделений полиции; инспектор-методист по служебно-боевой подготовке; тренер по профессионально-прикладным видам спорта

Высшее образование (бакалавриат), направление подготовки 034300.62 — Физическая культура

Высшее образование (магистратура), направление подготовки 034300.68 — Физическая культура Педагогический работник (преподаватель) учебных дисциплин служебно-боевой подготовки (огневая, физическая, тактико-специальная)

Высшее образование (специалитет), специальность 034301.65 — Служебно-прикладная физическая подготовка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 п. 3. приказа Минобрнауки России от 1.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». — URL: www.edu.nu.- дата обращения 12.10.2013.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие профессиональное образование или получающие образование по специальностям среднего профессионального или высшего образования гуманитарного, педагогического либо психологического профиля, могут быть допущены к поступлению в учреждения дополнительного профессионального образования МВД России для обучения по программам профессиональной переподготовки специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке.

Для обучения по специализациям «инструктор по служебно-боевой подготовке подразделений специального назначения», «инспектор по служебно-боевой подготовке строевых подразделений полиции», «инспектор-методист по служебно-боевой подготовке», «тренер по профессионально-прикладным видам спорта» предлагается использовать специальность среднего профессионального образования 050141 — Физическая культура или направление подготовки (бакалавриат) высшего образования 034300.62 — Физическая культура.

Для обучения по специализациям «специалист учебных дисциплин служебно-боевой подготовки» (ЦПП) и «педагогический работник (преподаватель) учебных дисциплин слу-жебно-боевой подготовки» (образовательные организации МВД России) предлагается использовать направление подготовки высшего образования — 034300.68 — Физическая

культура (магистратура) или специальность 034301.65 — Служебно-прикладная физическая подготовка (специалитет).

В структуре программ дополнительного профессионального образования представлены:

— характеристики новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций или уровней квалификации;

— перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

В дипломе о профессиональной переподготовке (дополнительное профессиональное образование) указывается квалификация, позволяющая заниматься определенным видом трудовой деятельности и выполнять конкретные трудовые функции.

Учебные группы профессиональной переподготовки целесообразно комплектовать по профилям подготовки. Слушатели одной учебной группы (профиля подготовки) должны иметь одинаковый исходный уровень образования (среднее либо высшее) или получаемого образования (среднего либо высшего).

Система подготовка кадров высшей квалификации — педагогических работников (профессорско-преподавательского состава) образовательных организаций МВД России (высшего и дополнительного профессионального образования) — специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке — отражена в таблице 5.

Таблица 5

Система подготовки кадров высшей квалификации для образовательных организаций МВД России

Обучение в адъюнктуре и защита кандидатской диссертации по одной из специальностей научно-педагогических работников: 13.00.04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08.—Теория и методика профессионального образования или иным научным специальностям. К поступлению в адъюнктуру допускаются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, к защите диссертации допускаются лица, сдавшие кандидатские экзамены и имеющие положительное заключение по диссертации от организации, к которой они были прикреплены для подготовки диссертации12. Ученая степень — кандидат педагогических наук

Направление деятельности Подразделение Должность

Педагогические работники (профессорско-преподавательский состав) образовательных организаций МВД России (высшего и дополнительного профессионального образования) Образовательные организации МВД России (высшего и дополнительного профессионального образования) Старший преподаватель, доцент

12 п. 3. Постановления Правительства России от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (URL: www.edu.ru.- дата обращения 12.10.2013).

Окончание таблицы 5

Обучение в докторантуре и защита докторской диссертации по одной из специальностей научно-педагогических работников: 13.00.04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08. — Теория и методика профессионального образования. К поступлению в докторантуру допускаются лица, имеющие диплом кандидата наук, диссертация может быть подготовлена в докторантуре образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций13 Ученая степень — доктор педагогических наук

Направление деятельности Подразделение Должность

Педагогические работники (профессорско-преподавательский состав) образовательных организаций МВД России (высшего и дополнительного профессионального образования) Образовательные организации МВД России (высшего и дополнительного профессионального образования) Профессор, заместитель начальника кафедры, начальник кафедры

В нормативных правовых актах МВД Рос-сии14 представлен перечень образовательных и научно-исследовательских организаций МВД России (головных научно-технических организаций), за которыми закреплены направления научной деятельности. Так, среди направлений научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России есть направление «... разработка педагогических основ подготовки специалистов для органов внутренних дел», среди направлений научных исследований Московского университета МВД России — «... совершенствование подготовки кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России». Проведение диссертационных научных исследований по перечисленным выше научным направлениям целесообразно реализовывать в рамках научной специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. В соответствии с паспортом специальности по научно-исследовательской деятельности предусмотрено проведение исследований, рассматривающих вопросы «... профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитатель-

ного процесса,прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства». Ведомственный координационный совет по научной специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования действует в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Несмотря на то, что в публикациях работников центрального аппарата МВД России указывался низкий уровень физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел15, а также на то, что в МВД России ранее уже ставилась задача по подготовке специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке16, и на наличие соответствующих нормативных правовых актов МВД России, до настоящего времени образовательные организации МВД России не приступили к подготовке специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел.

Об использовании сетевой формы обучения. В Российской Федерации нет вузов, которые бы готовили специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФСКН, ФСИН, ФТС и др.). Единственным и одним из старейших учебных заведений (основан

13 п. 3. постановления Правительства России от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (URL: www.edu.nu. — дата обращения 12.10.2013).

14 Приложения № 7 и 9 к приказу МВД России от 18.03.2013 № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России».

15 Амельчаков И.Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. — 2007. — № 6.

16 Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на 2004-2010 гг. / Приказ МВД России. — 2003. — № 829.

в 1909 г.), осуществляющим подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием по служебно-прикладной физической подготовке и спорту для Вооруженных Сил Российской Федерации, является Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (ВИФК). Физкультурные вузы Минспорта и Минобороны России, институты и факультеты физической культуры университетов и педагогических вузов Минобрнауки России по объективным причинам не могут самостоятельно организовать подготовку специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для правоохранительных органов. Поэтому считаем возможным и целесообразным использовать сетевую форму обучения, которая регламентирована федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К числу обстоятельств, определяющих целесообразность использования сетевой формы обучения, относится то, что в профильных физкультурных вузах (подведомственных Минспорта, Минобороны, Минобразования), в отличие от вузов МВД России, накоплен опыт в преподавании базовых дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы направления подготовки 034300.62 — Физическая культура (например, «анатомия человека», «биомеханика двигательной деятельности», «биохимия человека», «гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности», «история физической культуры», «менеджмент физической культуры и спорта», «педагогика физической культуры», «психология физической культуры», «теория и методика физической культуры»).

Вопрос использования сетевой формы обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке органов внутренних дел требует проработки. Так, заказчик — МВД России в техническом задании вузу МВД России должен указать, что образовательная программа реализуется в сетевой форме, а исполнитель — вуз МВД России разрабатывает и согласовывает договор о совместной деятельности с образовательными и иными организациями. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ должно быть указано:

— вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образова-

тельной программы), реализуемой с использованием сетевой формы;

— статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся;

— условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией;

— выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

— срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

При организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке с использованием сетевой формы необходимо учесть, что с 1 января 2014 г вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 № 44-ФЗ.

При организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке с использованием сетевой формы и с участием образовательных организаций, не принадлежащих к системе МВД России, необходимо руководствоваться настоящим законом.

С целью научного обоснования эффективности предлагаемых вариантов организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел целесообразно организовать и провести комплекс прикладных научных исследований (диссертаций по научной специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования) по направлениям, определенным МВД России: «... разработка педагогических основ подготовки специалистов для органов внутренних дел» и «... совершенствование подготовки кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России». Результатами этих исследований должны стать конкретные педагогические

технологии и учебно-методические материалы (примерные основные и дополнительные образовательные программы и др.) для предлагаемых вариантов организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке (с учетом профиля подготовки).

Предлагаемые варианты организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел, представляющие собой различные сочетания специальностей и направлений подготовки высшего и среднего профессионального образования, основных и дополнительных специальностей, профилей подготовки, целесообразно использовать с учетом потребностей территориальных органов, возможностей региона для организации учебного процесса и экономической целесообразности.

Качественное обучение специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке возможно при использовании сетевой формы организации учебного процесса.

Реализация комплекса перечисленных мероприятий обеспечит достижение должного уровня профессиональной служебной и физической подготовленности подразделений органов внутренних дел, что позволит снизить количество случаев гибели и ранений сотрудников при выполнении ими оперативно-боевых задач.

1. Агеевец А. В. К вопросу о специалистах по физической подготовке для органов внутренних дел // Совершенствование боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ : тез. межвуз. науч.-практ. конф. — Орел, 1996. — С. 66-68.

2. Архангородський З. С., Вострокнутов Л. Д., брьоменко

B. В. Про створення на базi ХарювськоУ державно! академп фiзичноí' культури Ыституту подготовки фахiв-^в у галузiфiзичноí' культури та спорту для силових структур Укра'ни // Харювська державна академiя фiзичноí' культури. — URL: sportpedagogy.org.ua/html/ journal/2008-12. — С. 3.

3. Астафьев Н. В. Повышение государственного аккреди-тационного статуса высших учебных заведений МВД России с учетом потребностей органов внутренних дел в кадрах // Право и образование. — 2006. — № 6. —

C. 130-140.

4. Астафьев Н. В. Обеспечение должного уровня профессиональной подготовленности выпускников вузов МВД России посредством организации высшего профессионального образования по двум специальностям одновременно — «профильной» и «непрофильной» // Право и образование. — 2009. — № 4. — С. 41-45.

5. Астафьев Н. В., Глубокий В. А. Многоуровневая система профессионального образования сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел. — Омск : Омская академия МВД России, 2010. — 208 с.

6. Астафьев Н. В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел // Право и образование. — 2010. — № 4. — С. 57-76.

7. Астафьев Н. В., Числов А. И. Процессы интеграции в высшем профессиональном образовании МВД России: теория и практика // Право и образование. — 2011 — № 6 — С. 37-51.

УДК/UDC 378.147 Н. В. Съедина, Т. М. Чурекова

N. Sjedina, T. Churekova

МЕТОДЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

METHODS OF ACTUALIZATION OF STUDENTS READINESS FOR SELF-CONTROL IN THE SYSTEM OF TEACHING SOCIO-POLITICAL AND LEGAL DISCIPLINES

В статье раскрыты основные теоретические и прикладные аспекты актуализации готовности студентов к самоконтролю. Конкретизировано понятие «готовность к самоконтролю». Выделены методы обучения, способствующие актуализации готовности студентов

к самоконтролю в рамках изучения социально-политических и правовых дисциплин.

The article reveals the basic and theoretical and applied aspects or the problem of actualization of student's readiness for self-control. The concept of «readiness for self-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.