Научная статья на тему 'Повышение квалификации работников образования в контексте реализации федерального закона "об образовании в Российской Федерации"'

Повышение квалификации работников образования в контексте реализации федерального закона "об образовании в Российской Федерации" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONALDEVELOPMENT OF EDUCATORS / PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM / PERSONNEL POTENTIAL OF AN EDUCATION SYSTEM / PEDAGOGICAL MONITORING / MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова Анна Ильдаровна

Происходящие изменения в системе образования выдвигают новые требования к уровню подготовки педагогических кадров. Необходимо разработать принципиально новую модель повышения квалификации работников образования, которая учитывает индивидуальные запросы педагогов, потребности современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоробогатова Анна Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW "ABOUT EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Occurring changes in an education system make new demands to level of preparation of pedagogical staffs. It is necessary to develop essentially new model of professional development of educators which considers individual requests of teachers, requirements of a modern education system.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации работников образования в контексте реализации федерального закона "об образовании в Российской Федерации"»

психолого-педагогическое направление

О.Н. Коршунова, М.В. Рыбакова ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ PR-СПЕЦИАЛИСТУ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ...

5. Казанские ведомости [Электронный ресурс] / 7. Там же.

Республике не хватает опытных PR-специалистов. - 8. Superjob.ru [Электронный ресурс] / Заработная

Электрон. дан. Режим доступа: http://www.kazved.ru/ плата и обзоры зарплат: PR-менеджер. - Электрон.

iphone/36513.aspx, свободный. - Загл. с экрана. дан. Режим доступа: http://www.superjob.ru/research/

6. Там же. articles/1512/pr-menedzher, своб. - Загл. с экр.

REQUIREMENTS TO MODERN PR-SPECIALIST: EDUCATIONAL AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTOR

© 2014

O.N. Korshunova, assistant professor of chair of history and public relations,

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (KAI), Kazan (Russia) M.V. Rybakova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of "Russian language and linguistics" chair,

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The results received during research can make professional education more practice-oriented, more able to flexibly react to changing conditions of modern economy and labor market.

Keywords: PR-specialist, education, professional requirements, problems of training of PR-specialist.

УДК 37.014

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

© 2014

А.И. Скоробогатова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология и педагогика».

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Происходящие изменения в системе образования выдвигают новые требования к уровню подготовки педагогических кадров. Необходимо разработать принципиально новую модель повышения квалификации работников образования, которая учитывает индивидуальные запросы педагогов, потребности современной системы образования.

Ключевые слова: повышение квалификации работников образования, педагогический профессионализм, кадровый потенциал системы образования, педагогический мониторинг, модель повышения квалификации педагогов.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Необходимость совершенствования системы повышения квалификации обусловлена теми изменениями, которые происходят в образовании и предъявляют к ней новые требования. Система повышения квалификации должна работать на опережение и действительно влиять на повышение качества образовательных систем.

Система повышения квалификации работников образования нацелена на развитие профессиональных компетенций, обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития, что обуславливается возрастающими требованиями общества к качеству образования и педагогическому профессионализму.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Современные педагоги, психологи, в частности специалисты в области повышения квалификации педагогических кадров, такие как Дука Н.А., Дука Т.О. [1], Зубкова Н.К. [2], Ядрышникова О.В. [3] утверждают, что в постдипломном образовании нужно делать акцент на максимальный учет индивидуальных запросов педагогов, мотивирование их на постоянное повышение квалификации. Это становится более актуальной задачей именно в эпоху реформ сферы образования.

В условиях формирования информационного общества возникает задача обеспечения опережающего развития в процессе повышения квалификации, а следовательно, непрерывной методической поддержки в целях профессионального и личностного роста учителя [4-7]. Эпизодическое повышение квалификации педагогов раз в пять лет не могло обеспечить этих условий. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится указание на необходимость систематического повышения квалификации педагогиче-

ских работников и обозначена возможность повышения квалификации раз в три года.

В полном соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174 утверждена Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 20102015 годы «Килэчэк» - «Будущее» (далее - Стратегия развития образования).

В рамках рассматриваемой нами темы очень важно, что целями Стратегии развития образования являются:

• кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития Республики Татарстан,

• формирование и удовлетворение потребности личности в развитии и получении знаний,

• повышение кадрового потенциала системы образования и престижа профессии педагога.

В условиях реализации федеральных государственных стандартов развитие системы повышения квалификации требует принятия новых организационных решений, позволяющих обеспечить работникам образования постоянное развитие (обновление) или даже смену профессиональных компетенций, что предъявляет определенные требования к системе повышения квалификации работников образования.

Реализация Федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования обусловливает критерии, которые характеризуют эффективную современную систему повышения квалификации работников образования:

• оперативное реагирование на быстрые изменения в образовании;

• оперативное реагирование на запросы образовательных учреждений разного уровня;

• оперативное реагирование на запросы школьных сообществ и отдельных педагогов;

• открытость;

• обеспечение обратной связи с потребителями обра-

А.И. Скоробогатова психолого-педагогическое

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ... направление

зовательных услуг;

• реализация деятельностного подхода в освоении программ;

• индивидуализация дополнительного профессионального образования;

• использование инновационного потенциала педагогов и руководителей-практиков, являющихся лидерами образования;

• адекватная связь повышения квалификации с аттестацией педагогических кадров.

В рамках данной цели мы выделяем четыре направлений модернизации модели повышения квалификации:

• реформирование системы финансово-экономического обеспечения процесса повышения квалификации;

• определение требований к организации и осуществлению образовательного процесса, направленного на индивидуализацию программ повышения квалификации;

• формирование мониторинга компетенций работников образования;

• обеспечение непрерывности программ повышения квалификации.

Все вышесказанное следует учитывать при построении модели повышения квалификации. Обучающийся по системе повышения квалификации выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, а преподаватель является координатором процесса, создающим новые формы, методы и возможности. Следовательно, необходимо усиление адресности профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы образования, максимальной ориентации на их конкретные запросы, свободы выбора образовательной траектории, темпа ее прохождения. Это делает систему повышения квалификации личностноориентированной.

Жизненный и профессиональный опыт обучающихся в системе повышения квалификации должен являться отправным моментом обучения, источником образования, который определяет требования к организации, содержанию и осуществлению процесса обучения. Удовлетворение образовательных запросов и потребностей, стремление с помощью повышения квалификации решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей, осознание себя в качестве самостоятельной, самоуправляемой личности, стремление к реализации полученных знаний и умений - все это призвана обеспечить обновленная система повышения квалификации работников образования.

При таком подходе важно, чтобы специалист образования был постоянно включен в образовательный процесс, который состоит из специально организованных стадий, последовательно развивающихся ступеней. Между этими ступенями существуют преемственные связи, и интеграция их в единое целое достигается посредством свободной включенности индивида в различные виды формального и неформального образования, в которых всегда присутствует учет его интересов, запросов и потребностей.

Базовые курсы, независимо от их продолжительности, включают в себя содержание всех блоков. Различие состоит лишь в глубине проработки содержания. Возможен и иной подход: блоки комплектуются и изучаются по выбору слушателей, с учетом их интересов и потребностей. Такой подход позволяет создавать такие образовательные программы, которые учитывают не среднестатистического слушателя, а ориентированы на индивидуальные особенности личности, принадлежащей к конкретной профессиональной группе. В такой группе формируется общность, в которой каждый не только адаптируется к условиям обучения, но и самостоятельно создает свое образовательное пространство.

Индивидуализация процесса повышения квалификации должна осуществляться на следующих уровнях:

• частно-методические затруднения педагогов,

• запросы образовательных учреждений в целом.

При формировании мониторинговых исследований в предлагаемой системе повышения квалификации мы можем взять за основу следующий комплекс «исходных (ключевых) положений»:

а) анализ возможностей (уровня, структуры) конкретного учебного заведения оказывать воздействие на будущего обучающегося;

б) диагностика индивидуальных особенностей и профессиональных затруднений будущих слушателей конкретной формы повышения квалификации;

в) постоянное изучение состояния субъекта обучения и фиксация произошедших изменений в структуре и уровне его компетентности;

г) определение уровня индивидуального роста слушателя «на выходе»;

д) диагностика успешности профессиональной деятельности специалиста, прошедшего очередной этап повышения квалификации;

е) установление особенностей эффективного функционирования организации, в которой работает специалист;

ж) изучение степени удовлетворенности деятельностью организации, направлявшей специалиста на повышение квалификации, уровня его профессиональной деятельности.

Мониторинговые исследования в системе повышения квалификации имеют междисциплинарный характер, поэтому его инструментарий строится на методологической основе социологии, психологии, дидактики. Все это позволяет утверждать о том, что существуют принципы практического осуществления мониторинговых исследований повышения квалификации. Такими принципами, являются:

• оптимальность;

• системность;

• индивидуальность;

• лонгитюдность;

• статичность;

• периодичность;

• целостность.

Важно учитывать, что ориентация на усвоение готовых знаний и фронтальные формы работы являются наследством старой педагогической парадигмы со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления. Одним из способов преодоления этих тенденцией становится активное использование дистанционных образовательных технологий.

Процесс повышения квалификации осуществляется непрерывно, включает в себя следующие периоды: период самообразования, стажировки, и период обучения на очных курсах. При трехлетнем цикле повышения квалификации педагогов образовательных учреждений период самообразования, стажировки, апробации полученных знаний и самосовершенствования педагогической деятельности составляет 2 года и его содержание выстраивается на основе сетевого взаимодействия методических служб разного уровня (ресурсные центры, методические службы образовательных учреждений, методических служб образовательных учреждений, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки педагогов образовательных учреждений).

В течение 3 - го года педагоги обучаются на очных курсах повышения квалификации в образовательных учреждениях, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки педагогов образовательных учреждений.

Программы повышения квалификации педагогов должны иметь модульный характер: инвариантные модули, формируемые на основе государственного и регионального заказа на повышение квалификации работников образования, вариативные модули, формируемые на основе изучения индивидуальных запросов муниципаль-Карельский научный журнал. 2014. № 1

психолого-педагогическое направление

А.И. Скоробогатова

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ...

ных систем образования, образовательных учреждений, отдельных работников образования. Методический материал инвариантных и вариативных модулей размещается в «Региональном банке методических разработок».

В целях осуществления принципа дифференциации и индивидуализации обучения в повышении квалификации реализуются программы разных уровней: базового уровня (программы для работников образования, не имеющих квалификационной категории с целью подтверждения соответствия занимаемой должности) и повышенного уровня (для педагогов имеющих или аттестующихся на первую или высшую квалификационную категорию).

Технология реализации образовательных программ.

Процесс повышения квалификации начинается и заканчивается выявлением уровня квалификации (стартового и итогового уровня), профессиональных затруднений слушателя в момент начала обучения, с целью определения уровня достигнутого результата на момент окончания обучения.

В качестве методик определения уровня квалификации (стартового и итогового) слушателя служат: анкетирование, самооценка, контрольно-диагностические процедуры (тестирование, зачеты, экзамен), защита творческих и проектных работ и других форм предъявления практикоориетированного продукта.

Процесс повышения квалификации слушателя по индивидуальной образовательной программе во время периода самообразования и стажировки реализуется с использованием технологий педагогического сопровождения при взаимодействии с муниципальными методическими службами, образовательными учреждениями, работниками образования, что позволяет педагогу образовательного учреждения самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом индивидуальных профессиональных потребностей, проблем и выбирать наиболее приемлемые сроки и формы его реализации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, при построении модели повышения квалификации необходимо учитывать те системные изменения, которые происходят в системе образования в целом, взаимодействие с внешней средой, методологические и теоретические основания повышения квалифи-

кации специалистов и особенности обучения взрослых, учитывается, что это не «служба спасения», которая реагирует на сложности, возникающие у педагогов, руководителей и управленцев, связанные с последствиями нововведений (задачи развития), а «служба», работающая на опережение и повышающая квалификацию специалистов таким образом, что он может видеть и понимать задачи развития образования, рефлектировать необходимые изменения своей собственной профессиональной деятельности, связанные с задачами развития, знать механизмы изменения и изменяете. При этом в системе повышения квалификации должна быть выработана стратегия на внутренние изменения, на саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дука Н.А., Дука Т.О. Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога// Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 118-122.

2. Зубкова Н.К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России // Вестник Томского государственного педагогического университета = tomsk state pedagogical university bulletin. 2013. № 9 (137). С. 18-25.

3. Ядрышникова О.В. Развитие компетентности педагога в сфере инноваций в системе повышения квалификации // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 10. С. 228-234.

4. Максимова Е.А. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 206-208.

5. Коростелев А.А. Недостатки системы повышения квалификации в обеспечении развития управленческих кадров // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 168-172.

6. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.

7. Бедняков Д.В. Принципы кадровой работы по повышению потенциала профессионального развития государственных служащих // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 16-19.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW «ABOUT EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»

© 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.I. Skorobogatova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department

"Pedagogical psychology and pedagogics".

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation-. Occurring changes in an education system make new demands to level of preparation of pedagogical staffs. It is necessary to develop essentially new model of professional development of educators which considers individual requests of teachers, requirements of a modern education system.

Keywords: professional development of educators, pedagogical professionalism, personnel potential of an education system, pedagogical monitoring, model of professional development of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.