Исследования молодыхученых.
УДК 378.091.398
Повышение квалификации работников образования по проблеме совершенствования речевой культуры в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык»
Е. Г. Боровкова, О. Н. Гулеватая
Educators' professional development on the issue of improving speech culture within the framework of implementing the Federal targeted program "Russian language"
E. G. Borovkova, O. N. Gulevataya
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы речевой культуры педагога, являющейся важной составной частью педагогической культуры. Овладение нормами речи является одним из актуальных вопросов повышения педагогической культуры педагога, которые рассматриваются на курсах повышения квалификации по теме «Русский язык как государственный», реализуемой кафедрой языкового и литературного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации в рамках федеральной целевой программы «Русский язык». Курсы адресованы различным категориям работников образования: специалистам органов управления образованием субъектов Российской Федерации; специалистам органов управления муниципального образования; руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений; преподавателям русского языка и литературы; преподавателям иных предметов, специалистам системы дошкольного образования. Работу, направленную на развитие культуры речи специалистов системы образования, следует рассматривать в качестве важной обеспечительной меры, способствующей функциони-
рованию русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Abstract. The article discusses the issues of teachers' speech culture which is an important component of pedagogical culture.
Mastering the linguistic norms is one of the topical questions of increasing the teachers' pedagogical culture which are considered at the professional development courses "Russian as State Language " realized by department of language and literary education of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators the framework of implementing the Federal targeted program "Russian language". These courses are designed for various categories of educators: to specialists of educational governances of the Russian Federation; to specialists of educational governances of municipal education; to heads and deputy heads of educational institutions; to teachers of Russian language and literature; to teachers of other subjects, specialists of the preschool education system. The work aimed at developing the educators ' culture of speech should be considered as an important means contributing to the functioning of the Russian language as a state language of the Russian Federation.
Ключевые слова: педагогическая культура, речевая культура, повышение квалификации, федеральная целевая программа «Русский язык», русский язык как государственный, программы повышения квалификации.
Keywords: pedagogical culture, language culture, professional development, Federal targeted program "Russian language ", Russian as the state language, the programs of professional development.
Современный учитель-профессионал должен обладать высоким уровнем педагогической культуры. Педагогическая культура, по утверждению А. С. Бароненко, Е. А. Бароненко, это «феномен, имеющий собственную качественную определенность. Она представляет собой результат множества конкретно-исторических и социально-гносеологических взаимодействий.
Объективной основой этих интегративных процессов является целостность общественного бытия и педагогического процесса» [1, с. 48]. В качестве составных частей педагогической культуры, а также в качестве ее источников, наряду с академической культурой по преподаваемому предмету, философской, рефлексивно-методологической, методической, политической, правовой, нравственно-этической, эстетической, исследовательской, они выделяют речевую культуру педагога.
В последнее время стало очевидным, что загрязнение языковой среды не может не оказывать пагубного влияния на речевую культуру личности, особенно личности подростка, находящегося на этапе становления и формирования мировоззренческих и жизненных ценностей.
Еще Д. С. Лихачев подчеркивал, что «экология языка является неотъемлемой составляющей экологической культуры. Сохранение культурной речевой среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы» [2, с. 50].
Учителю принадлежит особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества. В процессе преподавания коммуникативным лидером является именно учитель: сообщает информацию, организует обмен ею, регулирует взаимоотношения между учащимися. Слово - это главный инструмент педагога,
поэтому оно должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи.
И все в этом слове становится важным и весомым. Но иногда учитель, отлично справившийся с методической составляющей урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями.
Речевая культура учителя - это своеобразная характеристика профессиональной пригодности и важная составляющая педагогической культуры в целом. Поскольку «школа является социальным институтом, в значительной степени определяющим будущее страны, то положительное решение в перспективе многих социально-экономических и политических проблем нашего общества возможно лишь в том случае, если уровень педагогической культуры учителя общеобразовательной школы будет поднят на должную высоту» [1, с. 49]. Поэтому повышение речевой культуры учителя - это необходимая составная часть совершенствования его педагогического мастерства.
Нередки случаи, когда учитель не имеет уровня речевой культуры, достаточной для успешной профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют ошибки в речи учителя. Среди типичных ошибок отметим следующие:
1) ошибки в произношении и ударении: позвОнит, жАлюзи, опЁка, Эксперт;
2) лексические ошибки, свидетельствующие о незнании норм словоупотребления: спросить вопрос, докончить таблицу, записать под запись;
3) грамматические ошибки, указывающие на незнание норм грамматики: по окончанию школы, согласно приказа, более красивее.
Среди других нарушений в речи отдельных педагогов исследователи отмечают обилие штампов, немотивированные заимствования, «языковую раскрепощенность».
Особое внимание необходимо обратить на владение учителем орфоэпическими нормами. Именно педагогу принадлежит ведущая роль в формировании произносительной культуры устной речи школьников. Отступления от орфоэпических норм отвлекают от содержания речи, затрудняют общение и взаимопонимание. Именно эти ошибки вызывают недоверие к специалисту, допускающему их в речевом общении.
Очень важна систематическая работа учителя над обогащением своего словарного запаса,
ЧИППКРО
над уточнением значения отдельных слов, так как ему нужно уметь выбрать слово, соответствующее контексту. Если же словарный запас педагога невелик, то в его речи появляются оговорки, неоправданные паузы, ошибки, свидетельствующие о нарушении лексических норм. («Я всё вас поняла. С этим учеником толку не сделаешь.») Ошибка в выборе слова может привести к смысловой неточности и, соответственно, к непониманию высказывания педагога. Небогатый словарный запас может стать причиной плеоназма, т. е. употребления слов, излишних для смысловой полноты высказывания. Очень часто в речи учителя можно встретить такие ошибки: главные приоритеты, вступительная преамбула, своя автобиография и др.
Совершенствование культуры речи - это одна из основных задач каждого педагога, стремящегося стать профессионалом. Поэтому непрерывное образование учителя должно включать в себя вопросы совершенствования речевой культуры. Первым шагом на этом пути может стать выявление уровня речевой культуры педагога (в этом неоценимую помощь окажут учителя русского языка и литературы), а также знакомство с современной теоретической и методической литературой в области культуры речи, речевой техники, речевого этикета. Несомненно, что для педагога со сформированными потребностями в совершенствовании культуры речи настольными книгами должны стать различные виды лингвистических словарей: толковый, орфоэпический, словарь иностранных слов.
Нужно уделить внимание и работе со словарями синонимов и антонимов, поскольку выбор слова в той или иной речевой ситуации включает проблемы мотивированного использования синонима из синонимического ряда или антонима из антонимической пары. Помощником в разрешении вопросов, связанных с культурой речи, может стать для педагогов один из самых авторитетных в области русского языка интернет-ресурсов - справочно-информацион-ный портал «ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех».
Культура речи - показатель общей культуры человека, а для учителя еще и показатель его профессиональной пригодности, ведь именно учителю принадлежит важная роль в развитии
и совершенствовании речевой культуры общества. Владение профессионально грамотной речью является, с одной стороны, условием эффективности обучения и воспитания, с другой стороны, обеспечивает выполнение учителем такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации ученика.
О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Поэтому овладение нормами речи является одним из актуальных вопросов повышения педагогической культуры педагога, которые рассматриваются на курсах повышения квалификации по программе «Русский язык как государственный», реализуемой кафедрой языкового и литературного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО с 2012 года по настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Русский язык», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 164-р и рассчитанной на 2011-2015 гг.
Стоит отметить, что распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2014 г. № 2647-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг., которая сохранила преемственность с предыдущей программой, но при этом имеет и ряд новшеств. Этот факт свидетельствует об актуальности и значимости задач, обозначенных в обеих программах.
Одной из приоритетных задач реализации федеральной целевой программы «Русский язык» является обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Решение этой задачи возможно за счет организации и проведения мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В паспорте программы отмечается, что «одним из ожидаемых результатов реализации данной программы к концу 2015 года является увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка
как государственного языка Российской Федерации, в 3,6 раза» [3].
В последнее время проблема осознания русского языка как государственного приобретает особое значение и рассматривается на государственном уровне. «Язык в статусе государстве нно-го языка является не только средством общения, но и способом государственного позиционирования» [3]. Таким образом, носитель языка, выполняющий общественные функции, выступает уже не просто как частное лицо: он вынужден оценивать речевую ситуацию и соотносить свое речевое поведение со статусом государственного языка. Это налагает особую ответственность на педагога, который выполняет общественные функции, является, как мы уже отмечали выше, коммуникативным лидером.
В рамках проекта «Разработка, апробация и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации» было предусмотрено повышение квалификации по данному направлению следующих категорий слушателей: специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации; специалистов органов управления муниципального образования; специалистов иных категорий; руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений; преподавателей русского языка и литературы; преподавателей иных предметов, специалистов системы дошкольного образования.
Специалисты кафедры языкового и литературного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования в 2012 г. прошли обучение на базе ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и стали тьюторами - организаторами процесса очного и очно-заочного обучения специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в Челябинской области.
Программы повышения квалификации специалистов, относящихся к разным категориям слушателей, формировались из базовых и элективных учебных модулей, содержание которых было разработано учеными Санкт-Петербургского государственного университета. Обязательные (базовые) модули:
1. Язык. Общество. Государство.
2. Государственный язык Российской Федерации: языковая норма и правила речевой деятельности.
3. Законодательное регулирование статуса государственного языка в Российской Федерации.
4. Уголовно-правовое регулирование отношений, объективизированных в речевые формы.
5. Гражданско-правовое регулирование вопросов использования русского языка.
6. История государственной языковой политики в Российской империи, СССР, Российской Федерации.
Элективные модули:
7. Зарубежный опыт правового регулирования статуса государственного языка.
8. Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения.
9. Языковая компетентность в контексте мирового опыта развития образования.
10. Язык нормотворчества и вопросы юридической техники.
11. Принцип языка судопроизводства и делопроизводства в правоохранительных органах.
12. Язык рекламы и СМИ.
13. Языковая компетенция и «языковое самоощущение» различных слоев российского общества.
14. Принципы лингвистической экспертизы.
15. Ресурсы научно-информационного обеспечения функционирования федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».
16. Лексикография современного русского языка.
17. Непрерывное филологическое образование: институты, содержание, процессы.
18. Русский язык в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.
19. Русский язык в системе открытого образования (современные образовательные технологии).
20. Актуальные методики обучения русскому языку [4].
Программы повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации строились по модульному принципу. Из модулей были сформированы программы очно-
заочного обучения длительностью 16 и 32 часа. Содержание программ повышения квалификации определялось для разных категорий слушателей. Так, например, для специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации, специалистов органов управления муниципального образования программа повышения квалификации была рассчитана на 16 часов и состояла из 2 обязательных модулей («Язык. Общество. Государство»; «Законодательное регулирование статуса русского языка в РФ») и модулей по выбору слушателей («Зарубежный опыт правового регулирования статуса государственного языка»; «Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения»; «Языковая компетентность в контексте мирового опыта развития образования»).
Из элективных модулей слушатели должны были выбрать один, хотя им были предоставлены все материалы, при желании они могли ознакомиться с содержанием всех элективных модулей.
Программа повышения квалификации для учителей русского языка и литературы, преподавателей иных предметов была рассчитана на 32 часа. Соответственно, содержание данной программы расширено за счет других обязательных и элективных модулей.
Большим преимуществом данной программы является то, что сочетание обязательных и элективных модулей дает возможность построить индивидуальную образовательную траекторию с учетом необходимых профессиональных потребностей слушателей, относящихся к той или иной категории.
В 2012 г. специалистами кафедры языкового и литературного образования были обучены 250 слушателей.
Из них 3 группы по 25 человек - специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, специалисты органов управления муниципального образования, а также руководители и заместители руководителей образовательных учреждений; 4 группы -учителя русского языка и литературы, 3 группы - преподаватели иных предметов.
В 2015 г. в рамках осуществления проекта «Разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского
языка как государственного языка Российской Федерации» состав слушателей курсов повышения квалификации по программе «Русский язык как государственный» был расширен за счет привлечения специалистов системы дошкольного образования.
На наш взгляд, привлечение специалистов системы дошкольного образования к участию в данном проекте обусловлено объективной необходимостью повышать уровень их педагогической культуры, способствовать таким образом продуктивной коммуникации. Как утверждает И. В. Колосова, «традиционно в дошкольной педагогике и психологии отмечается, что успехи и неудачи в воспитании детей дошкольного возраста в большей степени зависят от того, насколько полноценно и продуктивно использованы возможности педагогического общения при организации обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении».
Нельзя не согласиться с ее утверждением о том, что «высокий уровень сформированности культуры педагогического общения предполагает высокий уровень речевой культуры воспитателя» [5, с. 56].
Программа курсов повышения квалификации для этой категории работников образования была рассчитана на 72 часа и включала обязательные и элективные модули, обучение проводилось в очно-дистанционной форме. Слушателям курсов необходимо было разработать и представить проект, отражающий самостоятельную работу по решению актуальных практических задач, связанных с содержанием программы. В мае - июне 2015 г. в ГБОУ ДПО ЧИППКРО по данной программе прошли обучение 270 слушателей - специалистов системы дошкольного образования.
Работа слушателей, обучающихся по программе «Русский язык как государственный», была организована на основе учебных программ, содержание которых обеспечивалось рабочими тетрадями для слушателей, разработанными авторами программ.
В качестве дополнительных источников образования использовались:
- ресурсы филологических интернет-порталов, оказывающих информационно-консультационную поддержку, таких, как www. gramota.ru, www.gram-ma.ru,www.slovari.ru;
- ресурсы научно-информационного обеспечения функционирования федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» (словари русского языка, справочники);
- видеоматериалы с записями лекций ученых-филологов .
Во время обучения на курсах повышения квалификации слушатели самостоятельно выполняли задания, связанные:
- с изучением справочно-информационных материалов и интернет-ресурсов;
- проведением исследований и разработкой авторских проектов.
В течение всего времени обучения специалисты кафедры языкового и литературного образования консультировали слушателей по вопросам функционирования русского языка как государственного, осуществляя таким образом тьюторское сопровождение.
Успешное освоение программы курса «Русский язык как государственный» должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи:
- создание условий для функционирования русского языка как государственного;
- формирование в образовательных учреждениях новой образовательной культуры, основанной на принципах языковой компетентности, читательской грамотности, активной языковой самореализации;
- освоение справочно-информационного потенциала развития русского языка как государственного;
- реализация новых образовательных технологий, направленных на развитие языковой компетентности всех участников образовательного процесса;
- грамотное использование норм и правил русского языка при решении актуальных образовательных и воспитательных задач [3].
По нашему мнению, работу, направленную на повышение уровня культуры речи специалистов системы образования, следует рассматривать в качестве важной обеспечительной меры, способствующей функционированию русского языка как государственного языка Российской Федерации. Как справедливо отмечает Т. В. Соловьёва, «в процессе непрерывного педагогического образования учитель может не только приобретать навыки, необходимые ему для
адаптации в своей профессиональной среде, но и изменять среду, влиять на образовательную ситуацию» [6, с. 78]. Такую возможность предоставляет повышение квалификации по программе «Русский язык как государственный», реализуемой в том числе и с целью повышения уровня речевой культуры педагога, а следовательно, качества результатов образовательно-воспитательной деятельности, которые напрямую зависят от профессионализма и общей культуры педагогов.
Библиографический список:
1. Бароненко А. С., Бароненко Е. А. Педагогическая культура и ее формирование в условиях практической работы учителя в общеобразовательном учреждении / А. С. Бароненко, Е. А. Бароненко // Научное обеспечение системы повышения квалификации. - Челябинск : Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». - 2010. - № 2. - С. 48-59.
2. Лихачёв Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачёв // Прошлое - будущему : статьи и очерки. -Л. : Наука, 1985. - 575 с.
3. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gos-rus.ru (дата обращения 10.08.2015).
4. Сборник методических материалов по итогам проведения повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gos-rus.ru/catalog (дата обращения 10.08.2015).
5. Колосова И. В. Совершенствование культуры общения педагога дошкольного образовательного учреждения в контексте обновления содержания дошкольного образования / И. В. Колосова // Научное обеспечение системы повышения квалификации. - Челябинск : Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». -№ 3. - 2010. - С. 56-57.
6. Соловьёва Т. В. Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации педагогических работников / Т. В. Соловьёва // Научное обеспечение системы повышения квалификации. - Челябинск : ЧИППКРО. - 2014. - № 1. - С. 78.
References:
1. Baronenko A. S., Baronenko E. A. Pedagogical Culture and its Formation in the Conditions of the Teacher's Practical Work in the Educational Institution [Pedagogicheskaya kul'tura i ee formi-rovanie v usloviyakh prakticheskoy raboty uchi-telya v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdeni]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2010, N 2, pp.48-59.
2. Likhachev D. S. The Ecology of Culture [Ekologiya kul'tury]. Proshloe - budushchemu: stat'i i ocherki [Past to Future: Articles and Essays], L., 1985, 575 p.
3. Federal'naya tselevaya programma «Russkiy yazyk» na 2011-2015 [The Federal Targeted Program «Russian Language» in the 2011-2015]. URL: http://gos-rus.ru (Accessed 10.08.2015).
4. Sbornik metodicheskikh materialov po itogam provedeniya povysheniya kvalifikatsii spetsialistov i prepodavateley po voprosam funktsionirovaniya russkogo yazyka kak gosudarstvennogo yazyka Ros-siyskoy Federatsii [The Collection of Methodological
Materials on the Results of the Professional Development of Specialists and Teachers on the Functioning of the Russian Language as the State Language of the Russian Federation]. URL: http://www.gos-rus.ru/catalog (data obrashcheniya 10.08.2015).
5. Kolosova I. V. Improving the Communication Culture of the Teacher of Preschool Educational Institution in the Context of Updating the Content of Pre-School Education [Sovershenstvo-vanie kul'tury obshcheniya pedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v kontekste ob-novleniya soderzhaniya doshkol'nogo obrazova-niya]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshe-niya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2010, N 3, pp. 56-57.
6. Solov'eva T. V. Informal Teachers' Professional Development through Association of Teachers [Neformal'noe povyshenie kvalifikatsii rabot-nikov obrazovaniya cherez assotsiatsii pedagogi-cheskikh rabotnikov]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2014, N 1, pp. 78.