Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогических работников с применением дистанционных образовательных технологий: региональный аспект'

Повышение квалификации педагогических работников с применением дистанционных образовательных технологий: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будникова Галина Андреевна, Костенко Лилия Борисовна

В статье рассматриваются подходы и этапы развития дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации. Представлены проблемы данного процесса и приведены методы решения показанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будникова Галина Андреевна, Костенко Лилия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development of pedagogical workers with application of remote educational technologies: regional aspect

Methods and stages of development of distant educational technologies in the system of professional development were considered in the article. Problems of this process were represented and methods of solving mentioned problems were given.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогических работников с применением дистанционных образовательных технологий: региональный аспект»

Pedagogy

УДК 37.022

Повышение квалификации педагогических работников с применением дистанционных образовательных технологий:

региональный аспект

Аннотация

В статье рассматриваются подходы и этапы развития дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации. Представлены проблемы данного процесса и приведены методы решения показанных проблем.

Ключевые слова: ФГОС, дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии.

Professional development of pedagogical workers with application of remote educational technologies: regional aspect

Abstract

Methods and stages of development of distant educational technologies in the system of professional development were considered in the article. Problems of this process were represented and methods of solving mentioned problems were given.

| Keywords: federal State Educational Standart, additional professional education, distant educational technology.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одно из перспективных направлений образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать различные элементы системы образования в целях создания более гибкой образовательной траектории взрослого человека для реализации принципа «Образования через всю жизнь».

Вступивший в действие с 01.09.2013 г. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1,208], изменил законодательную базу функционирования системы ДПО. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Правительством РФ (распоряжение №1662-р от 17 ноября 2008 г.) [3; 3], обозначена стратегическая цель государственной политики в области образования «повышение доступности качественного образования,

соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к системе ДПО, являются доступность и вариативность. При этом надо понимать, что только вариативность образовательных программ в полной мере не способна обеспечить доступность образования [4, с. 332]. Решению этой задачи, безусловно, способствует активное использование альтернативных форм получения образования, в частности дистанционного обучения (ДО).

В тоже время необходимо учитывать, что при реализации дистанционных образовательных технологий в системе ДПО может возникнуть ряд проблем [5, с. 33], а именно:

- предвзятое отношение заказчиков к эффективности дистанционного обучения, связанное с

Педагогика

их недостаточной информированностью в области современных технологий обучения;

- недостаток времени для самостоятельного изучения учебных материалов;

- сложность работы с компьютером, например, для слушателей старшей возрастной группы;

- неготовность профессорско-преподавательского состава (III 1С) к дистанционному обучению слушателей, к разработке учебных материалов и их размещению в сети.

Определив ключевые проблемы на основе системного подхода, мы перешли к работе над повышением квалификации профессорско-преподавательского состава (III 1С). Успешное решение этой проблемы обеспечило становление дистанционного обучения на базе Института развития образования (Астраханская область) (ИРО АО), ранее Астраханского института повышения квалификации и переподготовки (АИПКП), далее Институт, и сделало в дальнейшем дистанционные образовательные технологии равноправными на рынке образовательных услуг в регионе. Данная проблема решалась через многолетнюю систему внутрифирменного обучения сотрудников института.

Дистанционное обучение педагогов на базе института осуществлялось средствами различных виртуальных площадок, в том числе региональные площадки: Moodle, Астра Вики, школьная образовательная сеть «Дневник.ру», сетевые образовательные сообщества на портале «Открытый класс».

Курсы повышения квалификации с применением ДОТ готовили учителей к решению профессиональных задач в условиях реализации Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) и основного общего образования (ООО), освоению новой системы требований к результатам и условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, формирования готовности к созданию требуемых условий.

Постараемся охарактеризовать этапы развития системы ДО в Институте.

1 этап (с 2004 до 2006 г) - подготовительный.

На первом этапе развития системы ДО приоритет был отдан вопросам организационно характера: мониторинг опыта применения ДОТ в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения, разработка и утверждение Положения о дистанционном обучении в АИПКП. В 2003 г. было создано специализированное подразделение: «Открытый доступ в интернет», с 2005 г. Астраханский региональный центр дистанционного обучения. В этот же период происходило формирование материально-технической базы СДО Института. Были оборудованы

56 Интерактивная наука | 1 • 2016

4 компьютерные аудитории, конференц-зал, серверная. На этом этапе внутрифирменное обучение в институте в основном заключалось в обучении ППС основам работы на персональном компьютере.

2 этап (2006-2008 г) - формирование системы дистанционного образования и его структурных составляющих:

- изучение опыта внедрения ДО в системе общего и профессионального образования;

- создание регионального сетевого сообщества на портале «Сеть творческих учителей»;

- проектирование портала АстраВики, как региональной площадки для организации сетевого взаимодействия педагогов, руководителей и обучающихся.

Внутрифирменное обучение созданию и использованию мультимедийных и Интернет технологий в образовательном процессе (создание презентаций, текстов, изображений, видео, диссеминация передового педагогического опыта в сетевых сообществах и пр.).

3 этап (2007-2012 г.) - апробация технологий ДО в сфере повышения квалификации работников системы образования в области ИТ: разработка пилотных учебных курсов, проведение обучения для нескольких целевых групп.

Создание и развитие площадок дистанционного обучения:

- АстраВики (с декабря 2008 г.);

- региональные сообщества на портале «Открытый класс» (с 2010 г.);

- блоги на bloggerhttps://www. blogger.com, (с 2011 г.),

- Moodle (c 2012 г.).

- школьная образовательная сеть «Дневник.ру» http://www.dnevnik.ru (с 2012 г.).

Внутрифирменное обучение: овладение основами Интернет-технологий (электронная почта, диск Google: хранение и совместная работа, календари, блоги, развитие сетевых педагогических сообществ в регионе).

4 этап (с 2012 по 15.04.2015 г) - расширение сферы использования технологии ДО для повышения квалификации, разработка основных требований к УМК и преподавательскому составу в системе ДО. Разработка порядка применения ДОТ в образовательном процессе АИПКП. Организация консультативной, методической, информационной и технической помощи педагогическим работникам, осуществляющим дистанционное обучение. Отработка в экспериментальном режиме вопросов нормирования и оплаты труда педагогических, методических и технических работников, участвующих в реализации образовательных программ в рамках ДО.

Внутрифирменное обучение: обучение

проектированию и ведению дистанционных курсов

Pedagogy

(2012-2014), освоение программного обеспечения ТгиеСопГ, Google+ и др. для осуществления видеоконференцсвязи при организации

образовательного процесса в дистанционном режиме [3, с. 137].

В результате анализа проделанной работы, ДОТ в Институте достигли определенных результатов:

- в 2012 г. на базе Астраханского регионального центра дистанционного обучения (АРЦДО), основанного в 2005 г. была организована кафедра информатизации образования. Структурным ядром КИО выступал Центр дистанционного образования (ЦДО КИО);

- за 2012-2013 учебный год в рамках учебной работы на базе платформы МооШебыл выполнен заказ по обучению педагогов региона на курсах повышения квалификации «Теоретические и методологические основы внедрения ФГОС ООО» (модуль «Информационно-образовательная среда и внедрение ФГОС) с применением ДОТ;

- за 2013-2014 учебный год в рамках учебной работы был выполнен заказ по обучению педагогов региона на курсах повышения квалификации «Теоретические и методологические основы внедрения ФГОС ООО» (модуль «Информационно-образовательная среда и внедрение ФГОС (Автоматизированное рабочее место учителя)» сприменением ДОТ.

Проведено внутрифирменное обучение профессорско-преподавательского состава института по темам:

1. «Автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя начальных классов: назначение, методика и технологии использования в урочной и внеурочной деятельности» сентябрь 2012 г.

2. «Специализированный программно-аппаратный комплекс (СПАК): назначение, методика и технологии

использования в урочной и внеурочной деятельности» 05 июня 2013 г.

3. «Дистанционные образовательные технологии» с 08.10.2013 г. по 02.12.2013 г. (72 часа), где обучилось 50%профессорско-преподавательского состава

Института.

К перспективам развития дистанционного обучения отнесены:

- проведение семинаров и мастер-классов по использованию методик дистанционного обучения в образовательном процессе для расширения образовательного пространства образовательных организаций;

- расширение возможностей ДО с использованием облачных технологий.

Ежегодно сотрудники института проходят обучение в формате внутрифирменных курсов повышения квалификации по проектированию дистанционных курсов, аудиовизуализации образовательного процесса и подходам к оценке качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Результатом подобного повышения квалификации сотрудников стало не только активное и профессиональное использование технологии дистанционного обучения, но и разработка сетевых ресурсов (образовательного контента) для реализации дистанционного обучения, создание дистанционных учебных курсов на всех кафедрах. В 20142016 гг. свыше 50% курсов реализуются полностью или частично с применением дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, обучающиеся, проходя курсы с применением ДОТ, не только получают опыт обучения в дистанционном режиме, но и овладевают этими технологиями с готовностью реализовать подобные в своих образовательных организациях.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. - М.: Эксмо, 2014. -208 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение правительства России от 17.11.2008 г. №1662-Р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/doc20081117_01

4. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 332 с.

5. Щербинин С.В. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании / С.В. Щербинин, Т.В. Малинина // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2014. - №4. - С. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.