Современная школа
Современная школа
УДК 378.091.398
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ АВТОНОМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»
А. В. Баронина
Аннотация. В данной статье рассказывается о повышении квалификации учителей Казахстана через обучение по Программе автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Данная Программа была разработана совместно с международным экзаменационным советом Кембриджского университета. Обучение проходит по трём уровням: 1 (продвинутый), 2 (основной), 3 (базовый). Курсы проходят в 3 этапа. 1 этап «Лицом к лицу» (аудиторное обучение, 1-4 недели), 2 этап «Практика в школе» (асинхронное обучение, 5-8 недели), 3 этап «Лицом к лицу» (аудиторное обучение 9-12 недели).
В статье также коротко рассказывается об изучаемых 7 модулях данной Программы и
об ожидаемых результатах.
This article is about the professional development of Kazakhstan teachers through the training Program of the open _ joint-stock company «Nazarbayev Intellectual Schools».
This Program was developed in collaboration with the University of Cambridge International Examinations. Training has 3 levels - 1 (advanced), 2 (main), 3 (base). Courses consist of 3 phases. Phase 1 «Face to Face» (classroom training, 1-4 weeks), phase 2 «School based practice» (asynchronous learning, 5-8 weeks), phase 3 «Face to Face» (classroom training, 9-12 weeks). The article also describes 7 modules of the Program and the expected results.
Ключевые слова: повышение квалификации, Кембриджская программа, диалоговое обучение,
критическое мышление, обучение талантливых и одарённых, информационно-коммуника-
ционные технологии.
Professional development, the Cambridge program, dialog training, critical thinking, gifted and talented education, information and communication technologies.
Принципиальные изменения, произошедшие в экономике и обществе всего мира за последние двадцать лет, затронули как российскую, так и казахстанскую систему образования.
В Казахстане, так же как и в России, система образования требовала проведения реформ.
Реформы системы образования в Республике Казахстан направлены на модернизацию образования, приведение в соответствие современным потребностям всех звеньев образовательной системы.
«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» [1].
Чтобы реализовать данные требования, в Республике Казахстан проводятся такие реформы, как введение 12-летнего обучения, принятие нового Государственного стандарта образования, разработка новых программ и учебников, соответствующих новым требованиям к выпускнику школы.
Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает, что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но также развитыми способностями, применять эти
Л- В. Баронина
Повышение квалификации педагогтескихработникдвреспублики Казахстан через обучение...
знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей, обеспечивающих уверенное вхождение во взрослую жизнь, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни [2].
Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося.
Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта -краеугольный камень успешного осуществления модернизации школы.
Новую стратегию через прежние подходы не реализовать, требуется пересмотр используемых технологий и методов.
Эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию заинтересованной в своем образовании личности, создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка, обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.
Каким же образом все эти требования можно реализовать в нашей обычной школе? В 2011 году правительством Республики Казахстан одобрены концептуальные подходы по развитию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в стране.
Специально созданный центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с международным экзаменационным советом Кембриджского университета разработали многоуровневые программы курсов повышения квалификации казахстанских учителей с использованием лучшего мирового опыта.
В 2013 году в стране запланировано полномасштабное повышение квалификации педагогических работников.
В течение пяти лет порядка 120 тысяч учителей пройдут обучение по новым программам повышения квалификации на базе этого центра и его филиалов, а также в центре повышения квалификации «Эрлеу».
Обучение проводится по трём уровням - 3 (базовый), 2 (основной), 1 (продвинутый).
Продолжительность курсов первого (продвинутого) уровня составляет не менее 464 академических часов:1) аудиторное обучение -не менее 200 академических часов;
2) школьная практика - не менее 144 академических часов;
3) аудиторное обучение - не менее 120 академических часов.
Продолжительность курсов второго (основного) уровня составляет не менее 440 академических часов:
1) аудиторное обучение - не менее 160 академических часов;
2) школьная практика - не менее 120 академических часов;
3) аудиторное обучение - не менее 160 академических часов.
Продолжительность курсов третьего (базового) уровня составляет не менее 416 академических часов:
1) аудиторное обучение - не менее 160 академических часов;
2) школьная практика - не менее 96 академических часов;
3) аудиторное обучение - не менее 160 академических часов.
Один академический час курса составляет 45 минут. Курсы проводят сертифицированные тренеры, подготовленные Центром Педагоги -ческого Мастерства АОО НИШ с участием экспертов Кембриджского университета по соответствующим уровням. Учителям, прошедшим повышение квалификации по учебным программам «Назарбаев Интеллектуальные школы» и получившим сертификат соответствующего уровня, с 1 сентября 2012 года устанавливается доплата к их заработной плате. 30 процентов - для прошедших третий базовый квалификационный уровень, 70 процентов -окончившим второй основной уровень и стопроцентную надбавку получат учителя, прошедшие курс повышения квалификации первого продвинутого уровня.
На данных курсах рассматриваются подходы к обучению основанные на конструктивистских теориях обучения. Сторонники этой теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.
Современная школа ЧИППКРО
Такой подход требует, чтобы учитель давал на уроке возможность ученику продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание.
Данная Программа реализуется через внедрение в практику работы 7 модулей:
1) новые подходы в преподавании и обучении;
2) обучение критическому мышлению;
3) оценивание для обучения и оценивание обучения;
4) использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении;
5) обучение талантливых и одаренных учеников;
6) преподавание и обучение с учётом возрастных особенностей учеников;
7) управление и лидерство в обучении.
Надо сразу отметить, что модули связаны
между собой и идеи одного модуля переходят в другой. Что же рассматривается в данных модулях?
1 модуль. «Новые подходы в преподавании и обучении».
В основе лежит социоконструктивистская теория обучения, выдвинутая Выготским в 1978 году. Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метосознание, или «Обучение тому, как учиться» (Флевел, 1976; Выготский, 1978), служат в качестве важных современных интер -претаций социоконструктивистких идей. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учителем и учеником помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.
«Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно [3, с. 116].
2 модуль. «Обучение критическому мышлению».
Критическое мышление исследуется на протяжении прохождения всех курсов в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Критическое мышление уча -щихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы.
3 модуль. «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
В данном модуле рассматриваются два вида оценивания - оценивание для обучения, или формативное оценивание, и оценивание обучения - суммативное оценивание.
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры аттестации ученика или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным [3, с. 161]. Проблемы оценивания достижений учащихся стоят перед школами не только Казахстана, но и перед школами всего постсоветского пространства. «Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно ещё назвать оцениванием для улучшения обучения» [4, с. 4].
4 модуль. «Использование информацион-но-коммуникационных технологий в преподавании и обучении».
Каждый современный учитель должен быть компетентен в цифровых технологиях и способен к эффективному использованию ИКТ в преподавании. Использование на уроках раз-
Л- В. Баронина
Повышение квалификации педагогтескихработпиковреспублики Казахстан через обучение...
личных мультимедиа-ресурсов - презентаций, видеороликов, тестов, электронных тренажёров, электронных учебников позволяет задействовать на уроке детей с разными типами восприятия.
Организация совместной работы с использование компьютерных технологий, «облачные» технологии, создание подкастинга - всё это позволит вывести работу с ИКТ на новый уровень [3, с. 171].
5 модуль. «Обучение талантливых и одарённых учеников».
Для развития любой страны очень важно обнаружить таланты и способности ребёнка и развить их в процессе обучения.
Различные конкурсные структуры (конкурсы различных уровней, олимпиады и т. д.) не являются, по мнению многих учителей, эффективной формой развития талантов и способностей, реализации потенциала всех учеников.
На данных курсах рассматривается идея обучения талантливых и одарённых учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребности учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащённому обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся.
6 модуль. «Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей учеников».
При изучении этого модуля рассматривались различные подходы в обучении, касающиеся возрастных различий - бихевиористиче-ский, когнитивный, гуманистический, социально-ситуативный.
Этот модуль неразрывно связан с модулями «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Новые подходы в обучении», «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
7 модуль. «Управление и лидерство в обучении».
Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Подход к лидерству, адаптированный в данном модуле, особенно в рамках программы 3 (базового) уровня, основан на
принципе «Работы по развитию лидерства учителя» - проекта Кембриджского университета, в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике на основе идей, рассматриваемых в Программе курсов. Учителя выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные моменты собственной практики в соответствии с названными идеями.
Если рассматривать 7 модулей коротко, то можно получить следующую схему:
Пройдя обучение по Программе 3 (базового) уровня, мы пришли к выводу, что внедрение 7 модулей Программы может помочь в преодолении трудностей современной школы.
В своей практике многие учителя применяют современные технологии, такие, как критическое мышление, ИКТ, личностно-ориентированную. Но применение этих технологий не выстраивалось в единую систему. Это учитель использовал технологии, а дети остаются к нововведениям равнодушны. После прохождения практики на втором этапе мы увидели, что сами ученики заинтересованы в проведении урока. У них появляются новые идеи, они предлагают свои темы занятий.
Одна из основных проблем современной школы - отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других - по разным причинам утрачивается со временем.
Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлечённости предметом. Чтобы появился у учеников интерес, должен постараться учитель, а именно: эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?).
Все 7 модулей Программы эффективно дополняют друг друга, поэтому возникает необходимость говорить не просто о возможности их «совместного существования», а о невозможности применения одного модуля без другого. Курсы поразили ещё одной своей особенностью - мы сами пробовали то, что должны теперь донести до наших учеников.
Как указывает Л. В. Ибрагимова: «...более эффективным средством развития методического мышления учителя, нежели решение задач или участие в деловых играх, является коллективная поисковая деятельность». Конечно, будут и проблемы и трудности, но нужно идти вперёд, по-
Современная школа ЧИППКРО
лагаясь на приобретённый опыт и собственные силы, как тому учит притча.
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост: «О, вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить её». Он подвёл при-
сутствующих к огромному дверному замку: «Это самый большой и самый тяжёлый замок, который когда-либо был в моём царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошёл к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дёрнул его.
О чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защёлкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и
слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана.
[Электронный ресурс]. ШЬ : http://akorda.kz/ ru/page/poslanie-prezidentarespubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu kazakhstana_1339760819 (последнее обращение 15.05.2013).
2. Государственный обязательный стандарт
образования (ГОСО) в Республике Казахстан [Электронный ресурс] 2012 год. ИКЬ:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001080 (послед нее обращение 15.05.2013).
3. Программа третьего уровня. Руководство для учителя / Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. - 336 с.
4. Методическое руководство «Оценивание академии образования» / Составители Р.Х. Шакирова, А.А. Буркитова, О.И.Дудкина Б. : «Библим», 2012 г.