Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагога: проблемы и перспективы акмеологического развития'

Повышение квалификации педагога: проблемы и перспективы акмеологического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕ-ВЕКТОР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / АКМЕ-ПЕДАГОГ / ACMEOLOGY / ACME-VECTOR / RAISE OF TEACHER QUALIFICATION / ACME TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютина Оксана Петровна

В статье на основе ведущих положений системного, акмеологического и других подходов проанализировано современное состояние существующей системы повышения квалификации работников образования, возможности которой до сих пор, в большей степени, ориентированы на реализацию традиционного, информационного подхода к обучению зрелого педагога; представлен авторский взгляд на векторную сущность истинного (конструктивного) акме-развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FURTHER TRAINING OF TEACHERS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF ACMEOLOGIC DEVELOPMENT

On the basis of the leading positions of system, acmeologic and other approaches the article analyzes the present state of the existing system of improvement of educational staff qualification, opportunities which until now are focused on the implementation of traditional information approach to learning a mature teacher; the author 's view on the essence of true vector (constructive) аcme-development of pedagogue is presented.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагога: проблемы и перспективы акмеологического развития»

УДК 15+373.6/.9

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Оксана Петровна Малютина

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: maloxdub@land.ru

В статье на основе ведущих положений системного, акмеологического и других подходов проанализировано современное состояние существующей системы повышения квалификации работников образования, возможности которой до сих пор, в большей степени, ориентированы на реализацию традиционного, информационного подхода к обучению зрелого педагога; представлен авторский взгляд на векторную сущность истинного (конструктивного) акме-развития педагога.

Ключевые слова: акмеология; акме-вектор; повышение квалификации педагога; акме-педагог.

Проблема личностно-профессионального развития педагога, научно-практическое

обоснование и сопровождение процесса достижения педагогом акме - вершины - в профессиональном, личностном и индивидуальном планах остается по-прежнему актуальной.

Современная теория профессионального образования ориентирует на новое осмысление и пересмотрение устоявшихся ценностей, норм и технологий повышения квалификации педагогов. Усиливающаяся интеллектуализация педагогического труда, умножение и усложнение функций педагога, внедрение инновационных технологий требуют постоянного личностно-профессионального роста, более высокого профессионализма деятельности и профессионализма личности. В связи с этим назрела необходимость поиска новых путей, выявления главных системообразующих факторов как повышения качества деятельности педагогов, так и достижения ими удовлетворенности трудом. Система повышения квалификации как целостная образовательная организация призвана содействовать продуктивному саморазвитию и самосовершенствованию специалистов образования. Осмысление и успешное решение данной задачи может быть связано с организацией образовательного процесса в системе повышения квалификации педагога на принципах акмеологического подхода. Акмеоло-гическая наука своим объектом и предметом исследования во многом соответствует основным запросам, проблемам, которые сегодня решает система повышения квалификации. Акмеология рассматривает психологические и акмеологические факторы развития

и саморазвития взрослого человека, в т. ч. педагога, средствами самообразования, самоорганизации, самокоррекции.

Важно отметить, что существующая система повышения квалификации работников образования при всех прогрессивных изменениях в ней все еще остается недостаточно эффективной: теория и практика повышения квалификации педагога не ориентирована в должной степени на достижение и развитие его профессионализма; субъектный, творческий, эмоциональный потенциал личности педагога по-прежнему не учитывается в образовательном процессе; технологическое обеспечение привержено традиционным технологиям, формам, методам обучения; психо-лого-акмеологическое сопровождение проявляется скорее на интуитивном уровне, бессистемно; компетентностный подход не имеет практики должного применения; не всегда учитываются психологические факторы и условия, способствующие достижению профессионализма [1]. В целом, отсутствует научнообоснованная и практикоориентированная модель повышения квалификации работающего педагога (Л.В. Абдалина, А.И. Жук, И.П. Кузьмин, Ю.А. Лобейко, Л.М. Митина и др.).

Сопровождение и обеспечение условий эффективности процесса личностно-профессионального развития педагога составляет одну из задач системы повышения квалификации педагогов, возможности которой до сих пор в большей степени ориентированы на реализацию традиционного, информационного подхода к обучению зрелого педагога. Это проявляется, в первую очередь, в сле-

дующем: 1) содержание его направлено в основном на формирование системы педагогических и предметно-профессиональных знаний и умений; 2) основное воздействие оказывается на когнитивные структуры личности педагогов, обучение ведется на под-личностном уровне; 3) организационные

формы, оставаясь долгое время стабильными, отражают чаще всего репродуктивный характер обучения; 4) практически отсутствуют ситуации выбора содержания, форм и методов обучения; 5) педагог не воспринимает себя в должной степени субъектом собственного личностно-профессионального

развития; 6) вопросы диагностики, коррекции и профилактики профессиональных деформаций педагога практически не рассматриваются; 7) критерии обученности остаются мало дифференцированными; 8) условия овладения педагогом психотехнологиями личностно-профессионального развития отсутствуют (Л.В. Абдалина, Ю.А. Лобейко).

Такой подход к организации процесса повышения квалификации в значительной степени отражает отсутствие должных организационных, социально-психологических, акмеологических условий, необходимых для прогрессивного личностного и профессионального роста педагога. Это также снижает субъектную активность педагога, ограничивает проявления креативности, творчества и в конечном итоге блокирует личностное и профессиональное самовыражение, не содействует успеху, достижениям и самореализации педагога в профессии.

Одним из важнейших условий, которое, согласно мнению многих педагогов, непосредственно может оказать влияние на рост профессионализма, на акме-развитие педагога, выступает наличие кафедры психологии развития, акмеологии в институте повышения квалификации.

Повышение квалификации педагога, нацеленное на его акмеологическое развитие, -это новый шаг в обеспечении полноценной самореализации педагога в профессии, который, на наш взгляд, предполагает, как уже отмечалось, создание дополнительных кафедр на базе институтов повышения квалификации - кафедр акмеологии, психологии развития, призванных, наряду с другими структурными подразделениями института, обеспечивать единство личностно-смысло-

вого, предметно-содержательного и технологического компонентов обучения педагогов.

Это подчеркивает необходимость разработки теоретической и практической основы модели процесса профессионально-личностного развития педагога на основе идей и методов психологии, акмеологии, педагогики, андрагогики и других наук; и качественной перестройки преподавания, в первую очередь, психологии и педагогики, которые должны осваиваться не только как теория, а как искусство и практика, а также о преодолении суммативно-эклектичного построения образовательного процесса.

Важным условием развития профессионализма педагога выступает реализация именно акмеологического подхода в деятельности института повышения квалификации, характеризующегося следующими признаками: 1) целью в виде целостного развития педагога - личностного и профессионального; 2) наличием акмеологической среды - среды стремления к достижениям, высоким результатам деятельности, когда престижно качественно и продуктивно работать; 3) акмеологи-ческой позицией педагога как показателем его личностной и профессиональной зрелости;

4) человекознанием как сущностью содержания образования и самообразования; 5) использованием акмеологических технологий, акмеологического сопровождения процесса повышения квалификации; 6) акмеологиче-ским уровнем деятельности преподавателей института повышения квалификации.

Акме-развитие - это сознательная деятельность человека, группы или всего общества, направленная на достижение различных вершин саморазвития посредством совершения акме-действий, мотивируемых системой мотивов, составляющих акмеологическую направленность. Перспективное направление акме-развития педагога в условиях повышения квалификации необходимо связывать с учетом основных законов акме-развития личности (Л.Д. Столяренко). Речь идет о следующих законах и закономерностях: 1) мотивации (закон мотива достижения и мотива самореализации); 2) образования (образованности); 3) креативности (творчества); 4) профессионализма, мастерства деятельности;

5) освоения разных видов деятельности и сред обитания; 6) резистентности (толерантности, устойчивости акме-личностей в стрес-

lQS

совых ситуациях); 7) смещения локуса контроля человека внутрь себя (преобладание интервальности над экстремальностью);

8) преобладания в акме-личности духовного над материальным; 9) преобладания альтруизма над эгоизмом; 10) закономерность сочетания в акме-личности интеллектуальности и интеллигентности; 11) единства и целостности личности.

Это, в свою очередь, предполагает решение ряда последовательных задач, в т. ч. в условиях повышения квалификации педагогов посредством акме-действий. Во-первых, речь идет о необходимости классифицировать формы процесса, где объективируются и интегрируются конкретные признаки той вершины, которую достиг в своем развитии тот или иной человек, либо указаны пики, где будут аккумулироваться возможные достижения в развитии разных общностей. Во-вторых, необходима диагностика множества объективных и субъективных факторов. Как известно, фактор - источник воздействия на систему, отражающегося на значении переменных модели этой системы. Мы ограничиваемся рассмотрением лишь тех факторов, результатом взаимодействия которых оказывается достижение человеком или общностью «акме». В-третьих, следует разработать собственно акмеологические методы исследования и развития личности. Методы исследования можно подразделить на методы сбора информации и методы анализа собранной информации. Наконец, в-четвертых, не-оходима разработка акмеологических моделей профессионализма личности и профессионализма деятельности для разных классов профессиональной деятельности.

Н.В. Кузьмина выделяет разные виды акме-развития и говорит об акме-развитии в управленческой деятельности, в творчестве, в учебно-познавательной деятельности, в профессиональной деятельности, в педагогической деятельности. Идеи акмеологического развития могут быть более целостно и комплексно представлены в рамках положений системного подхода (Б.Ф. Ломов, А.В. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина, В.Т. Симонов, В.П. Беспалько), где специфика принципа детерминизма может проявляться применительно к акме-достижениям по нескольким направлениям: 1) как внутренние условия личности - это побудительные причины и

детерминанты развития; 2) движущей силой развития является сама личность; 3) процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю - раскрытие

потенциала и внешнюю - осознаваемые и принимаемые внешние воздействия [2].

Учитывалось методологическое замечание А.А. Деркача о том, что изучение процесса развития зрелой личности и достижение ею акме может быть принципиально представлено двумя подходами: 1) биологическим, или природно-обусловленным, где главными факторами развития личности провозглашаются те, которые связываются с материальной основой психики - типом нервной системы, конституциональными особенностями; 2) социальным, в котором преимущество отдается «социальному в человеке» - обучению, воспитанию, влиянию социальной среды [3]. Однако не менее важным подходом, на наш взгляд, в понимании сущности акме-развития является ценностноориентационный. Изучая закономерности акме-развития, А.В. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Е.Ю. Пряжникова и другие выделяют ценностно-ориентационный подход как задачу изучения профессиональных перспектив, т. е. изучение роли различных типов ценностно-ориентационных структур сознания человека [4]. Понимание сущности ценностноориентационного подхода мы соотносим, в первую очередь, с личностными характеристиками субъекта данного процесса психического образования.

Процесс акме-развития как системного психического образования может быть описан с учетом следующих положений.

1. Психические явления многомерны. Рассмотрение их в какой-либо системе координат представляет собой как бы срез в какой-то одной плоскости, раскрывающей лишь одну сторону психических явлений.

2. Система психических явлений многоуровневая, построена иерархически, включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами.

3. Системный анализ предполагает выявление оснований многообразных свойств изучаемых объектов и требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии.

4. Детерминанты психических явлений следует рассматривать как сложную структуру [2].

Если естественным состоянием системы является развитие, в т. ч. и разнонаправленное, то акме-развитие следует рассматривать с учетом описанных в психологии и акмеоло-гии этапов, фаз, стадий (Л.И. Анцыферова,

Э.Ф. Зеер, А.С. Огнев), в которых всегда присутствуют различного рода векторы движения (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач). Исходя из того, что вектор - это направленный отрезок, и учитывая методологические замечания А.А. Бодалева, следует отметить, в акме-развитии педагога могут иметь место следующие векторы: 1) вектор движения по восходящей, когда педагог приближается к акме в профессии; 2) вектор движения по горизонтали, при котором, оставаясь формально на одном и том же уровне, педагог совершенствуется строго в одном направлении; 3) вектор движения по нисходящей, т. н. регрессивный путь.

Дальнейший научно-практический поиск будет направлен на разработку сущностных характеристик процесса и вектора акме-раз-вития педагога в условиях повышения квалификации.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. Санкт-Петербург; Коломна; Рязань, 2008.

3. Деркач А.А. Акмеология. М., 2006.

4. Идеи системности в современной психологии / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005.

Поступила в редакцию 19.05.2010 г.

UDC 15+373.6/.9

FURTHER TRAINING OF TEACHERS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF ACMEOLOGIC DEVELOPMENT Oksana Petrovna Malyutina, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail: maloxdub@land.ru

On the basis of the leading positions of system, acmeologic and other approaches the article analyzes the present state of the existing system of improvement of educational staff qualification, opportunities which until now are focused on the implementation of traditional information approach to learning a mature teacher; the author 's view on the essence of true vector (constructive) аcme-development of pedagogue is presented.

Key words: acmeology; acme-vector; raise of teacher qualification; acme teacher.

УДК 371.83(045)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

© Ирина Юрьевна Козлова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: irina-sadchikova@mail.ru

В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрываются педагогические, психологические и организационные условия и принципы формирования готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию.

Ключевые слова: готовность к субъект-субъектному взаимодействию; условия формирования готовности к субъект-субъектному взаимодействию; принципы обучения.

Целенаправленное формирование готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию с его различными участниками не может проходить стихийно, самопроизвольно, неорганизованно, а

предусматривает создание и соблюдение ряда условий.

Условие - философская категория, «выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.