ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Бардакова Ю.А.
Бардакова Юлия Алексеевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Северо-Кавказский федеральный университет, преподаватель, Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь
Аннотация: в статье излагаются результаты исследования проблемы проведения повышения квалификации как средства совершенствования педагогической компетентности преподавателей; представлены организационно-педагогические условия повышения квалификации для преподавателей технических дисциплин в организации среднего профессионального образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, педагогическая компетентность, среднее профессиональное образование.
В современных условиях развития и модернизации отечественной системы образования проблема формирования педагогической компетентности преподавателей приобретает особую актуальность. Исследованию проблем, касающихся повышения квалификации педагогических кадров, посвящены работы ученых, таких как Агаркова Е.И., Гололобова Н.Л., Нагрелли Е.А., Щербакова О.Ю. и др. Исходные теоритические позиции составили общенаучные и частонаучные труды об особенностях процесса образования взрослых (С.Г. Вершловского, Н.О. Вербицкой, С,И. Змеевой, И.А. Колесниковой); теории профессионально-личностного развития педагога (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластёнин и др.); об особенностях профессионального обучения (В.С. Безруковой, В.Л. Бенина, И.Ф Исаева, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др.).
Теоретико-эмпирическое исследование, выполненное на базе ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», преследовало цель, заключающуюся в выявлении организационно-педагогических условий в совершенствовании педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования. В основу исследования положены методологические подходы, обусловленные спецификой исследуемой проблематики и образовательного контекста: системный подход, позволивший рассмотреть и реализовать процесс формирования педагогической компетентности системых позиций; компетентностный подход, определивший содержание, структуру и критерии оценки профессиональной деятельности современного педагога; личностно-деятельностный подход, направленный на понимание формирования педагогической компетентности преподавателя как непрерывного осознанного саморазвития педагога в процессе профессиональной деятельности.
В ходе проведенного исследования установлено, что повышение квалификации рассматривается как деятельность, направленная на достижение работниками более высокой ступени профессиональной готовности, и предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра профессиональных умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией [1; 2]. В условиях ускоряющегося развития иформационно-коммуникационных технологий, темпов инновационных процессов в образовательных учреждениях этого можно достичь только в условиях перехода к непрерывному образованию педагогов [2; 3; 4].
Анализ результатов исследования позволяет сформулировать вывод о том, что для успешной организации и проведения повышения квалификации для преподавателей необходимы следующие организационно-педагогические условия: организация методической работы как составной части единой системы непрерывного образования педагогов; реализация обучения в контексте реальной профессиональной деятельности и конкретного рабочего места преподавателя; готовность преподавателей к педагогической деятельности; дифференцированность и вариативность обучения в содержательном и процессуальном аспектах.
Список литературы
1. Карпов А.В. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. [Электронный ресурс]: монография/ [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2011. 168 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9146..html. ЭБС «IPRbooks»/ (дата обращения: 25.06.2019).
2. Киреева М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников [Текст] / М.В.Киреева, Е.В. Ладинская // Методист, 2006. № 6. С. 54-58.
3. Кудзоева В.И. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.И. Кудзоева. Волгоград, 2006. 193 с.
4. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. М., 2014. С. 122-124.