Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятия путем реализации программ преобразований'

Повышение конкурентоспособности предприятия путем реализации программ преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Млодецкий В.Р., Стельнякович С.Я.

Процесс преобразований в организации носит непрерывный этапный характер, имеющий целью повышение ее конкурентоспособности и по своим признакам отождествляется с управлением "программами".Цикличность этапов определяется соотношением запаса конкурентных преимуществ организации и интенсивностью наращивания рынком требований к потребительским качествам товара.Внедрение более прогрессивных технологий обеспечивает увеличение продолжительности цикла между смежными преобразованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятия путем реализации программ преобразований»

УДК 658.562

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В. Р. Млодецкий д. т. н., проф., С. Я. Стельнякович Днепропетровское дочернее предприятие "Днепропетровский облавтодор" ОАО ГАК "Автомобильные дороги Украины"

Постановка проблемы. Успешная деятельность предприятия в условиях конкурентного взаимодействия с другими субъектами хозяйственной деятельности возможна, когда осуществляется непрерывная программа изменений в области повышения его конкурентных преимуществ, что может быть обеспечено за счет использования современной техники, период материального износа которой значительно короче ее физического устаревания. Эти проблемы обостряются каждый раз, когда предприятие задействуется в реализации комплексных общегосударственных программ наряду с другими предприятиями родственной технологической направленности. Для ДП "Днепропетровский облавтодор" такой программой является подготовка и проведение в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу (2012 года) в части строительства и реконструкции автодорог Днепропетровской области.

Анализ объемов государственного финансирования работ по развитию автодорог Днепропетровской области показывает устойчивую динамику их роста за последние годы, доля же, приходящаяся на предприятие "Днепропетровский облавтодор" имеет устойчивую тенденцию к снижению (табл. 1). Очевидно, что освобождающуюся нишу рынка занимают предприятия-конкуренты, закрепляющиеся на нем и стремящиеся расширить свое присутствие.

Таблица 1

Доля объемов ремонтно-строительных работ ДП "Днепропетровский облавтодор" в общем объеме финансирования на развитие автодорог области

2004 2005 2006 2007

Общий объем финансирования (млн. грн.) 177,95 170,3 588,5 823,4

Объем работ предприятия 114,1 92,9 166,1 160,2

Доли 0,64 0,55 0,28 0,19

Этим негативным для предприятия тенденциям способствует и высокий уровень износа основных средств. При износе 60 % рентабельность предприятия достигает нулевого уровня. Если не будут предприняты необходимые меры, возникнет критическая ситуация в 2010— 2011 году.

В данных условиях необходимо разработать и реализовать в кратчайшие сроки программу преобразований, целью которой является повышение конкурентоспособности предприятия. Реализация данной программы позволит предприятию остаться на этом рынке и завоевать его значимую долю.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы комплексных преобразований в организациях рассматриваются современными исследователями как управление программами [1-3]. Это обусловлено тем, что:

— преобразования в организации становятся все более сложными и взаимосвязанными;

- реализация преобразований предполагает межфункциональную координацию деятельности.

Согласно существующему определению [3], «управление программами на предприятии — это умение направлять ресурсы, знания и навыки и руководить ими в ходе эффективного развития ряда проектов, в совокупности своей предназначенных для увеличения ценности»; управление проектом - это «применение инструментов и технических приемов к работе над проектом, направленных на выполнение его требований, причем проект является временным действием, выполняемым с целью создания уникального продукта или услуги». В этой связи обращается внимание, что ключом к успеху является интеграция реализации программ и проектов со структурами, процессами и системами предприятия.

В соответствии с изложенным, целью данной статьи является исследование процессов, определяющих этапы преобразований в организациях, что позволит сформировать на

предприятии внутреннюю подсистему управления этими преобразованиями. Критерием эффективности такого управления будет являться уровень конкурентоспособности организации на рынке строительства автодорог.

Изложение основного материала. Методической основой решения поставленной задачи служит системный подход. Именно системный подход к преобразованиям является залогом развития организации. В современной конкурентной рыночной среде преобразование имеет взаимозависимый характер — если организация на данном этапе достигла некоторого устойчивого состояния своего развития, то в соответствии с этим синхронизируется работа всех структур организации (организационной и производственной). Переход к другому состоянию, характерному для следующего этапа развития организации, требует системной перестройки.

Такой подход характерен для совершенных динамических рынков с интенсивной конкуренцией, в отличие от условий затратной экономики, когда руководители предприятий направляли свои усилия в основном на удовлетворение потребностей производства с целью снижения себестоимости продукции.

а

б

Рис. 1. Управление преобразованиями в системе «предприятие - рынок» а — схема управления; б — качественная модель управления

Рассматриваемый процесс взаимодействия предприятия с рыночной конкурентной средой может быть представлен в виде классической кибернетической схемы управления преобразованиями на предприятии.

Рынок формирует некоторый поток требований к качеству товаров и услуг, в результате формируется спрос.

В свою очередь, предприятие предлагает рынку товары и услуги определенного уровня качества.

Обозначим через ПТ некоторый совокупный параметр качества выпускаемый предприятием продукции, услуг и ПР — совокупный параметр качества, предъявляемый рынком на данном этапе к аналогичным товарам и услугам.

Если оказывается, что ПР > ПТ, то это явный сигнал, что предложение данного предприятия по своим параметрам качества не соответствует уровню спроса и продукция такого предприятия теряет свои конкурентные преимущества. Для того чтобы не доводить ситуацию до крайности, целесообразно установить некоторый минимальный уровень конкурентных преимуществ продукции. При его достижении ДПтП = ПТ - ПР, срабатывает канал обратной связи системы управления и предприятие занимается разработкой программы преобразования (рис. 1 а). Как видно на рисунке 1 б, при этом предприятие располагает некоторым резервом времени Дt для разработки и реализации программы преобразований, чтобы к моменту времени, когда ПТ = ПР, был реализован план преобразований, обеспечивающий новый, более высокий качественный и соответственно конкурентный уровень выпускаемой продукции.

Параметр Д характеризует реакцию организации на необходимость нововведений. В некоторых случаях этот параметр рассматривается как количественная характеристика «подвижности организации» [3], где способность к проведению преобразований характеризуется оперативностью принятия инвестиционных решений, расстановке приоритетов в системе преобразований, управление программами, лидерство, управление людскими ресурсами и обеспечение проведения преобразований.

Таким образом процесс преобразования в системе "предприятие-рынок" является динамическим (рис. 1 б). Совокупный параметр качества выпускаемой в текущий момент продукции соответствует уровню последнего (и-го) преобразования, реализованного в данной организации и этот уровень П(Тп) принимается постоянным до очередного (п+1) преобразованием. В общем случае это требование не является строгим, так как каждая технология, на этапе своего жизненного цикла, допускает определенный уровень модернизации повышающего ее качество, но до определенного предела, дальнейшее совершенствование возможно на основе новых подходов, закладываемых в технологию следующего этапа.

П(п) = свтЩп < Г < Гп+1)

Одновременно с этим рынок развивается, совершенствуется спрос и происходит постоянное повышение требований к уровню конкурентоспособности продукции Пр f (1). В соответствии с этим возникает противоречие между условно постоянным уровнем ПТ между двумя сложными преобразованиями и непрерывным наращиваем требований рынка к качеству продукции ПР . Очевидна постановка задачи — в течение, какого промежутка времени, при известной динамике роста требований на рынке, продукция предприятия удовлетворяет требованиям рынка и является конкурентоспособной. При этом предприятие имеет возможность накапливать инвестиционные средства для нового преобразования.

Из представленной на рис. 1 (б) расчетной схемы функция Пт (?) на отрезке между двумя смежными преобразованиями (?п - /п+1) имеет вид.

Пп) = Пр (Гп ) + М

где: к — коэффициент наращивания совокупного параметра качества предъявляемого рынком (угловой коэффициент линейной функции).

В свою очередь П(п) можно записать в виде

ПТп) = Пр (?п) + ДПКЗ

где ДПК з — запас конкурентных преимуществ, которые имеют организации в момент 1п.

Тогда расчетное время между двумя сложными преобразованиями составит

/ -/ =ДПкз-

1п 1п+1 ч

к

Отсюда следует, что чем меньший на текущий момент запас конкурентных преимуществ и чем интенсивнее наращивает рынок требования к повышению качества товара, тем короче промежуток времени между двумя смежными преобразованиями, которые должна реализовать организация чтобы сохранить свое конкурентное преимущество на рынке данной продукции или услуг.

Чем более масштабные по объему привлекаемых инвестиций преобразования, тем меньшая часть прежнего капитала обеспечивает функционирование организации, тем большая глубина преобразований которые претерпевает организация на очередном этапе своего развития. Таким образом система последовательных преобразований приводит к обновлению организации и качественно и количественно, сохраняя ее нахождение на репродуктивных этапах траектории жизненного цикла.

ВЫВОДЫ. Процесс преобразований в организации носит непрерывный этапный характер, имеющий целью повышение ее конкурентоспособности и по своим признакам отождествляется с управлением "программами".

Цикличность этапов определяется соотношением запаса конкурентных преимуществ организации и интенсивностью наращивания рынком требований к потребительским качествам товара.

Внедрение более прогрессивных технологий обеспечивает увеличение продолжительности цикла между смежными преобразованиями.

Перспектива дальнейших исследований заключается в установлении количественных закономерностей в описании циклов преобразований в организации. Результат этих исследований — разработка системы показателей оценки соответствия продукции предприятия современными требованиями рынка, которые определяются возможностями новых технологий вышедших на рынок. Ожидается, то данная система показателей будет носить индивидуальные особенности для определенных групп предприятий к которым относятся и специализирующиеся по строительству автодорог.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. -692 с.

2. Ньюстром Дж. В., Джонс К. Организационное поведение: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

3. Уильямс Дейвид, Парр Тимм. Управление программами на предприятии: Пер. с англ. -Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. - 320 с.

4. Управление организациями с помощью проектов (монография) / В. И. Большаков, А. И. Белоконь, Д. Л. Левчинский - Днепропетровск: ПГАСА, 2006. - 123 с.: ил., табл. — Библиогр. С. 116-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.