Научная статья на тему 'Инновационная стратегия по повышению конкурентоспособности ооо "Полярис-экспорт"'

Инновационная стратегия по повышению конкурентоспособности ооо "Полярис-экспорт" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова О. В.

Статья посвящена актуальной проблеме формированию инновационной стратегии развития по повышению конкурентоспособности предприятия. В статье рассматриваются основные факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия. В качестве объекта используется предприятие ООО «Полярис-экспорт» на рынке мороженого. Проведенный сравнительный анализ уровня конкурентоспособности позволил, выявить слабые и сильные стороны, а также сформировать стратегию инновационного развития, направленную на повышение конкурентоспособности компании путем внедрения инновационных преобразований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия по повышению конкурентоспособности ооо "Полярис-экспорт"»

УДК 330.3

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПОЛЯРИС-ЭКСПОРТ»

О.В. Титова

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - формированию инновационной стратегии развития по повышению конкурентоспособности предприятия. В статье рассматриваются основные факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия. В качестве объекта используется предприятие ООО «Полярис-экспорт» на рынке мороженого. Проведенный сравнительный анализ уровня конкурентоспособности позволил, выявить слабые и сильные стороны, а также сформировать стратегию инновационного развития, направленную на повышение конкурентоспособности компании путем внедрения инновационных преобразований.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, инновации, инновационные технологии, инновационная стратегия, экономическая эффективность.

INNOVATION STRATEGY TO INCREASE

THE COMPETITIVENESS OF «POLARIS, LLC-EXPORT»

O.V. Titova

Abstract. Article is devoted to an actual problem is the formation of innovation development strategy to increase the competitiveness of enterprises. This article discusses the key factors determining the competitiveness of enterprises. Is used as the object of the company « Polaris, LLC-export» ice cream market. Conducted a comparative analysis of competitiveness, identify the strengths and weaknesses of «Polaris, LLC-export», as well as form a innovation development strategy aimed at improving the company's competitiveness through the introduction of innovative change.

Keywords: competitiveness, competitive advantages, innovation, innovative technologies, innovation strategy, economic efficiency.

Актуальность указанной темы исследования не вызывает сомнений и обусловлена следующим. Конкурентная борьба в области инновационной деятельности - это конкурс с непредвиденным результатом для всех участников рыночных отношений, с решением множества различных видов задач и проблем. Экономическую успешность на рынке потребителей, в конечном итоге, определяет

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

не столько конкурентоспособность конкретного продукта, сколько конкурентоспособность в целом инновационного предприятия. Именно она определяет финансовые результаты организации, и в целом способствует научно-техническому развитию страны. Только конкурентоспособная на рынке инновация способна быть эффективной с экономической точки зрения и ценной как для предприятия, так и отрасли.

Объект исследования в данной работе - транспортная компания ООО «Полярис-экспорт».

Предмет исследования: конкурентоспособность компании. Целью данной работы является формирование инновационной стратегии развития на основе анализа и повышения конкурентоспособности инновационного предприятия.

Конкурентоспособность предприятия - многогранная концепция, которая включает в себя не только общеизвестные параметры: качество и стоимость параметров промышленного производства, но и факторы, определяющие в зависимости от уровня управления, текущие денежные потоки инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. Конкурентная среда конкретного рынка оказывает в свою очередь существенное влияние на жесткость конкурентной борьбы, также как и темпы научно-технического прогресса, значительно различающиеся по отраслям и рынкам.

Конкурентоспособность предприятий можно охарактеризовать, как:

- способность компании получить достойную оценку ожиданий целевой группы потребителей, что зависит от умения предприятия оперативно реагировать, объективно и конкретно оценивать спрос потребителей, и спрогнозировать динамику потребности в будущем;

- способность организовать производство продукции или услуги, результаты которых будут отвечать условиям целевой группы потребителей, как самый оптимальный продукт в соотношении цена - качество;

- получить возможность провести точную и эффективную маркетинговую политику;

- способность определять и создавать условия для снижения себестоимости производства;

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

- умение планировать, организовывать и осуществлять эффективную стратегию в области производства и сбыта на основе инноваций.

В итоге, соотношение конкурентоспособности предприятий и конкуренции на рынке, характеризуется как отношение «потенциала и его использования».

Конкурентоспособность - это основная проблема, для решения которой необходимо улучшение проектирования, производства и продаж, разработка мероприятий по созданию и поддержанию необходимого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукта, от его рождения, и до ликвидации.

Обеспечение конкурентоспособности организации предполагает три уровня: оперативный, тактический и стратегический.

Обеспечение конкурентоспособности на оперативном уровне означает обеспечение конкурентоспособности продукции. Критерием при этом выступает показатель конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется общим состоянием предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является комплексный показатель состояния предприятия.

Обеспечение конкурентоспособности на стратегическом уровне означает обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является рост стоимости предприятия» [3].

Конкурентоспособность предприятия - динамичная категория. Ее изменение зависит от воздействия как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести: уровень экономического развития страны, развитие научно-технологического потенциала страны, наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов, таможенная политика, участие в международном разделении труда и т.д. Они в незначительной степени зависят от деятельности конкретного предприятия и оказывают, по крайней мере, равное воздействие на деятельность всех участников рынка. Внутренние факторы: технологии, которыми обладает конкретное предприятие, уровень квалификации персонала, качество менеджмента, информационная и нормативно-методическая база управления, оборудование,

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

функционирование системы менеджмента качества, регулярность привлечения инвестиций в развитие производства, масштабы использования достижений НТП и т.д.

Именно текущее состояние указанных факторов и их дальнейшее совершенствование будет определять стратегический уровень конкурентоспособности предприятия.

ООО «Полярис-экспорт» («Новосибирский Хладокомбинат») - крупнейший производитель мороженого в Новосибирской области. Эта компания, относится к тем производителям, которые действительно знают, как делать мороженое «со вкусом из детства», каким оно делалось в СССР, так как компания производит мороженое более 35 лет.

В настоящее время компания производит более 82-х видов мороженого под 25-ю зарегистрированными товарными знаками. Каждая марка мороженого, предназначена для определенной группы потребителей. Высокое качество продукции обеспечивается опытным производством и технологическим персоналом, важные стандарты приемки поступающего сырья и высокотехнологичного оборудования для производства мороженого.

Организация придает огромное значение качественному дизайну и производству упаковки. Это подтверждается не только мнением конечных потребителей, но и профессионалами. Работниками компании было получено более 15 медалей на международной специализированной выставке «Мир Мороженого и Холода». Кроме того, мороженое компании ООО «Полярис-экспорт» входит в федеральный список программы «100 лучших товаров России».

Отличительной чертой компании является эскимо в фольге и пергаменте, позволившие клиентам увеличить продажи в категории эскимо в глазури и без глазури до 50 %. Успех этих единиц основан на высоком качестве мороженого, необычной форме и упаковке, напоминающей потребителям о «мороженом из детства».

«Полярис-экспорт» обладает крупнейшим низкотемпературным складом за Уралом, емкость которого - 30 тыс. т. Склад позволяет хранить мороженое в соответствии с требованиями ГОСТа до момента отгрузки мороженого клиентам.

Помимо мороженого, компания также продает вафельную продукцию - конусовидные и плоские вафельные стаканы, вафельный лист.

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

ООО «Полярис-экспорт» продает мороженое на территории России и Казахстана. Они всегда рады клиентам и из других регионов.

Основными конкурентами на рынке мороженого являются ООО «Инмарко», ООО «Гулливер» и Группа компаний «Русский Холод». Сравнительная оценка уровня конкурентоспособности указанных предприятий проводилась по таким параметрам, как: товар, цена, каналы сбыта, продвижение товара. Анализ показал следующие результаты: ООО «Полярис-экспорт» имеет 112 баллов, чуть выше ООО «Инмарко» - 113 баллов, Группа компаний «Русский Холод» - 111 баллов, уступает ООО «Гулливер» - 100 баллов. Доля рынка указанных фирм соответственно: ООО «Полярис-экспорт» - 9,8 %; ООО «Инмарко» -28,7 %; Группа компаний «Русский Холод» -15,2 %; также уступает ООО «Гулливер» - 9,5 %.

Дополнительно проведенный SWOT-анализ иллюстрирует высокий потенциал ООО «Полярис-экспорт». В то же время выявлен ряд внешних угроз рынка, на которые руководству предприятия необходимо срочно реагировать. Это сезонность, отсутствие должного образа филиалов, постоянный вынужденный рост стоимости товара, что приводит к ослаблению потребительского спроса. Отмечаются и благоприятные рыночные обстоятельства, способствующие успехам предприятия - устойчивое положение на рынке; оптимальное соотношение цена-качество; быстрый темп роста предприятия.

Существенной слабостью, как показал анализ, является тот факт, что предприятие уступает ближайшему конкуренту - ООО «Инмарко» - по объемам продаж в 2015 г. почти в 1,5 раза. Для устранения этой проблемы и наращивания доли на рынке мороженого, усиления финансовых показателей ООО «Полярис-экспорт», предприятию необходимы инновационные преобразования, направленные, прежде всего, на внедрение нового оборудования с увеличенной мощностью производства, быстротой действия и меньшими затратами.

Элемент выигрышной стратегии - ориентация на прямых покупателей, полное освобождение от перекупщиков готовой продукции. ООО «Полярис-экспорт» в основном придерживается стратегии прямых продаж, в то же время акцентируя внимание на фактор успеха - сдерживание роста себестоимости и совершенствование ас-

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

сортимента выпускаемой продукции. В настоящее время мороженое «Полярис» производится на современном итальянском оборудовании по передовым европейским технологиям. Реализация мороженого происходит в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и на территории Казахстана».

Но для того, чтобы компания ООО «Полярис-экспорт» смогла удерживать лидерские позиции и увеличить долю на рынке, ей необходимо открыть новые филиалы, увеличить ассортимент продукции и разработать новое направление по продаже сопутствующих товаров, усилить продвижение товаров на рынок, в том числе за счет активизации рекламы, расширить НИОКР. Благодаря внедрению мощнейшего инновационного оборудования, фирме не придется уступать конкурентам. Стратегия концентрированного роста нацелена на долгосрочную перспективу развития за счет внедрения инновационных технологий производства и оборудования, а также расширения и укрепления партнерской сети.

Совокупные затраты на указанные выше основные мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия составляют 2750 тыс. руб.

Для прогнозной оценки экономической эффективности от реализации предложенной стратегии была использована комплексная методика инновационной эффективности проекта [1; 2]. Результаты расчетов в полной мере подтвердили целесообразность внедрения. При затратах в 2750 тыс. руб., будет обеспечен дополнительный поток прибыли в размере 7200 тыс. руб. Причем, дисконтированный срок окупаемости затрат составляет менее трех лет.

Таким образом, проведенный анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Полярис-экспорт» на рынке мороженого показал, что для улучшения финансовых показателей и усиления рыночных позиций наиболее приемлемым вариантом стратегии развития является стратегия концентрированного роста. Для успешной реализации данной стратегии потребуется, прежде всего, инновационное решение в области технического оснащения предприятия более производительным итальянским оборудованием, а также решение ряда других мероприятий инновационного характера, указанных выше. Экономическая целесообразность предлагаемых преобразований подтверждена расчетами.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Библиографический список

1. Крылов Э.И., Журавков И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учебное пособие. М., 2001.

2. Кузнецов Б.Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. М., 2014.

3. МазилкинаЕ.И., ПаничкинаГ.Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2009.

О.В. Титова

кандидат технических наук, доцент

доцент кафедры экономики и управления

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.