Научная статья на тему 'Рынок мороженого: состояние, тенденции и перспективы'

Рынок мороженого: состояние, тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7181
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МОРОЖЕНОГО / ПРОИЗВОДСТВО МОРОЖЕНОГО / ПОТРЕБЛЕНИЕ МОРОЖЕНОГО / ТРАДИЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОРОЖЕННОГО / THE MARKET OF ICE CREAM / PRODUCTION OF ICE CREAM / CONSUMPTION OF ICE CREAM / TRADITION OF CONSUMPTION OF ICE CREAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монастырева Татьяна Викторовна, Лашин Евгений Александрович

В данной статье изложены обобщенные результаты проведенного исследования рынка мороженого России: изложено современное состояние производства продукции предприятиями отрасли, исследованы основные потребительские предпочтения, выявлены тенденции развития российского рынка и определены перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Монастырева Татьяна Викторовна, Лашин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ice Cream Market: Condition, Trends And Prospects

In this article we stated the generalized results of the conducted research of the market of ice cream of Russia. We reviewed and analyzed the current state of production enterprises of this branch of economy. In particular, we investigated the basic consumer preferences, revealed trends of development of Russian market of ice-cream and identified prospects.

Текст научной работы на тему «Рынок мороженого: состояние, тенденции и перспективы»

Монастырева Т.В., Лашин Е.А. Рынок мороженого: состояние, тенденции и перспективы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№2(2) июль-сентябрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2015-god/2/19-statya-2015-2/148-00037

УДК 637.1

Монастырева Татьяна Викторовна

Старший преподаватель

ФГБОУВПО ОмГАУим. П.А. Столыпина, г. Омск [email protected]

Лашин Евгений Александрович

Координатор по логистике ООО «Юнилевер Русь», г. Омск evgeny.lashin@unilever. com

Рынок мороженого: состояние, тенденции и перспективы

Аннотация: в данной статье изложены обобщенные результаты проведенного исследования рынка мороженого России: изложено современное состояние производства продукции предприятиями отрасли, исследованы основные потребительские предпочтения, выявлены тенденции развития российского рынка и определены перспективы.

Ключевые слова: рынок мороженого, производство мороженого, потребление мороженого, традиции потребления мороженного.

В России мороженое промышленным способом производится уже более 80 лет. Современный российский рынок мороженого можно оценить как зрелый, что подтверждается наличием большого числа игроков - как отечественных производителей, так и крупных транснациональных компаний.

Общие производственные мощности отрасли могут обеспечить выпуск около 650 тыс. тонн мороженого в год. [1, с'19] Среднегодовой объем производства мороженого составляет 370-400 тыс. т, что в денежном выражении оценивается в 70 - 80 млрд. руб. Темпы роста рынка - от 2 до 5 % в год. [1, с19] Так, за наиболее стабильный 2012 г. было выпущено 364,1 тыс. т мороженого, что на 7,1 % больше, чем в 2011 г. (рис. 1). [1, с19]

о н

£ 360000

ш т

о. 320000

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

годы

Рис. 1. Динамика объемов производства мороженого в России

(2000 - 2012 гг.), тонн

По прогнозам генерального директора Союза мороженщиков России Елхова В.Н., темп роста рынка мороженого в 2013 году прогнозировался на уровне 4,1-4,5 %.[1, с19] Однако, фактическое производство мороженого по данным РОССТАТа составило 569457,51 тонн [2, с. 12], что превышает уровень производства 2012 года всего на 1,5%.

В 2012 г. по объемам производства лидировал Сибирский федеральный округ, где было выпущено 96525 т, или 26,52 % общего объема производства. Самые высокие показатели отмечены в Омской и Новосибирской областях, а также в Алтайском крае. В Центральном федеральном округе этот показатель составил 89 534 т (данные по Центральному федеральному округу были взяты без учета г. Москва) (24,6 %). Наибольший вклад здесь принадлежит Московской, Тульской и Белгородской областям. В Приволжском федеральном округе произведено 76293,79 т (20,95 %), где следует отметить хорошие показатели в Нижегородской области и Татарстане. [1, с19]

Анализ данных за 2013 год свидетельствует, что лидером по производству мороженого стал Центральный федеральный округ (ЦФО), так предприятиями ЦФО было произведено 103274 т [2, с. 12] мороженого (92856,2 т без учета г. Москва), что составило 27,95% от общего объема производства в РФ. Сибирским федеральным округом (СФО) было произведено лишь 83202,83 т [2, с. 12] продукции, что по сравнению с предшествующим

2012 годом составило 86,2%. Доля СФО в общем объеме производства мороженого в 2013 году сократилась и составила 22,52%. Отрицательные темпы прироста продемонстрировали лидеры СФО - Омская (-13,4%) и Новосибирская (-29,2%) области. Приволжский федеральный округ занял третью лидирующую позицию среди регионов по производству мороженого, его доля составила 20,4%, что в натуральном выражении равнялось 75244,72 т.

Исследуя статистические данные за первую половину 2014 года, следует отметить существенное оживление рынка. Так за первую половину 2014 года объем производства продукции составил 245375,07 т, что выше на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом

2013 года. Существенная роль в увеличении объемов производства принадлежит Южному федеральному округу, где темп роста производства составил 278,7%. [3, с. 10]

В стоимостном выражении объем российского рынка мороженого в 2012 году составил 59,15 млрд руб., что на 18% выше показателя предыдущего 2011 года. В 2013 г. объем рынка в стоимостном выражении составил 64,3 млрд. руб., что больше, чем в 2012 г, на 8,6%. [4, с.8]

Характерная особенность рынка в том, что 98% и более мороженого производится на предприятиях, расположенных в России. Экспорт и импорт мороженого составляют всего 35 тыс.т. Вывозится мороженое в основном в страны ближнего зарубежья - Казахстан, Монголию, Азербайджан и др. Ввозится в Россию в основном мороженое премиум-класса, главным образом в крупной упаковке, из Германии, Бельгии, Италии, Швейцарии. За последние два года растут поставки из Литвы, Латвии, Белоруссии. [1, с19]

Значительно вырос уровень консолидации рынка. В последние десятилетия активно развиваются процессы поглощений и укрупнений предприятий. Еще 15 - 20 лет назад в отрасли было 250-300 предприятий, а сейчас не более 150. Непосредственно производством мороженого занято более 30 тыс. человек, а в целом в цепочке от производства до покупателя - еще не один десяток тысяч человек.

Лидерами российского рынка мороженого являются: компания «Юнилевер» (бренд «Инмарко»), на базе которой в г. Туле создан единственный в России инновационный исследовательский центр в сфере мороженого, [5, с4] концерн «Русский Холод», построивший в Люберцах совершенно новую, одну из крупнейших в России и Европе фабрику мороженого; компания «Талосто» в Санкт-Петербургском регионе; компания «Нестле» (г.Жуковский, Московская обл.); компания «Айсберри» (г.Вологда). [6, с12]

Названные пять компаний выпускают на настоящий момент уже больше половины всего объема мороженого в России (табл. 1). Помимо названных компаний, лидерами рынка являются также: «Пензахолод», «Снежный городок», «Челны-Холод», «Белгородский х/к», «АльтерВЕСТ», «Петрохолод», «Холод» (г.Пятигорск). [1, с20] Объемы производства продукции указанных предприятий превышают 10 тыс. т продукции в год.

Таблица 1

Производство мороженного ведущими российскими производителями

Компании Объем производства, тыс. тонн

2011 год 2012 год

«Юнилевер Русь» («Инмарко») 55,8 65,9

«Айсберри» 25,7 24,3

«Русский Холод» 22,8 39

«Талосто» 19,4 42,9

«Нестле Жуковское» 19,1 18,5

Первая тройка лидеров выпускает одну треть мороженого, ведущая пятерка - более половины, а первые десять - две третьих общего объема производства.

По мнению генерального директора Союза мороженщиков России Елхова В.Н., наблюдается нормальный интеграционный процесс в отрасли.

«Нам кажется, что этот процесс естественный. Он носит и национальный, и интернациональный характер. В ходе взаимодействия на рынке выживают наиболее эффективные предприятия, которые создали солидную производственную, исследовательскую и лабораторную базу, имеют меньше издержек, грамотно строят логистику и маркетинговую стратегию, что позволяет успешно производить и, главное, реализовывать продукцию. На их примере можно учиться и другим.

Если лет 15 назад на российском рынке практически не было зарубежных производителей, то теперь сюда пришли самые известные транснациональные компании -«Юнилевер», «Нестле» и «Баскин Роббинс». Причем хочу подчеркнуть, что здесь нет глобализации с вытеснением российской продукции. Это нормальная инвестиционная политика, благодаря которой развивается отрасль в целом, так как данные три компании активнее других рекламируют мороженое, стимулируя интерес потребителей ко всей продукции. И, что самое главное, производство всех трех компаний расположено на территории РФ. Здесь платятся налоги, здесь работают россияне.

В настоящее время более 98 % мороженого выпускается в нашей стране, ввозится максимум 1,5-2 % весовой продукции премиум - класса, реализуемой в супермаркетах. Так что, считаю, мы свой рынок удержали. Российские предприятия доминируют на этом рынке». [1, с20]

С момента вступления в ВТО, наглядно видно, что российская продукция предприятий отрасли конкурентоспособна и не уступает продукции Евросоюза по качеству, ассортименту и упаковке.

В соответствии с Техническим регламентом России на молоко и молочную продукцию (ФЗ-88) и Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность молока и молочных

продуктов» к мороженому относится пять видов: молочное, сливочное, пломбир, кисломолочное и с заменителем молочного жира. Вся остальная продукция именуется теперь «десертами»: десерты фруктовые, овощные и фруктово-овощные; шербеты (1 - 3% жира), сорбеты (с повышенным содержанием сухих веществ фруктов); сладкие пищевые льды (не взбитые, на основе сахаров). [7, с13]

Особенность российского ассортимента заключается в том, что 80 % составляет порционное мороженое, а за рубежом наоборот. Причинами этого являются традиция потребления на ходу, на улице, слабое развитие сегмента HoReCa (2-5 %), низкий объем домашнего потребления (не более 20 %).[4, с8]

За последние годы ассортимент мороженого стал гораздо шире, возросло разнообразие используемого сырья, появились новые наполнители и виды упаковки. По этим показателям российское мороженое не уступает лучшим зарубежным образцам, имея при этом более низкую цену. [8, с' 4] Ассортимент меняется, при этом наблюдаются такие основные тенденции, как вытеснение дешевых видов продукции, наращивание высокодоходных групп, в частности увеличиваются продажи рожков и эскимо с натуральными фруктовыми и другими наполнителями. Расширяется сегмент продукции, ориентированной на здоровый образ жизни, - мороженое с пониженным содержанием жира и сахара, а также с функциональными добавками (витаминизированное, йодированное, обогащенное кальцием и т.д.). Растет объем выпуска мороженого для домашнего употребления. [8, с 5]

Несмотря на увеличение количества россиян, обращающих внимание на натуральность мороженого при покупке, для большинства потребителей основным критерием выбора по-прежнему является любимый вкус. Для каждого третьего россиянина при выборе мороженого решающее значение имеет приемлемая цена, а доверие к производителю или марке важно для четверти населения.

Мороженое в вафельном стаканчике по-прежнему лидирует среди других видов - его предпочитают большинство опрошенных россиян. В лидеры также входят эскимо на палочке

□ Вафельный стаканчик

■ Эскимо

□ Вафельные брикеты ЕЗ Рожки

□ Брикеты

□ Торты и рулеты И Фруктовый лед

■ Другие

Рис. 2. Структура российского рынка мороженого по категориям продукции

в 2012 году

С точки зрения вкусовых предпочтений наиболее популярно классическое ванильное мороженое - его выбирают 38 % потребителей. Каждый третий предпочитает шоколадное мороженое, крем-брюле или мороженое с шоколадной крошкой, а каждому пятому нравятся ореховые наполнители. Чуть более трети россиян (35 %) выбирают мороженое без добавок. При этом шоколадная глазурь нравится 47 % опрошенных, а вот белая глазурь почти не пользуется спросом - такое мороженое выбирают всего 4 % россиян. Наглядно, данная картина отражена на рисунке 3. [9, с 13]

и рожок (рис. 2) [9, с 13].

6% 5% ,-4%

39%-

-10%

22%

□ Шоколад, крем-брюле, пломбир, ваниль

□ Ягодный вкус И Ореховый вкус

□ Тропические фрукты ИМиксы вкусов

Рис. 3. Популярные вкусы мороженого среди российских потребителей

Анализируя потребителей мороженого, следует отметить, что доля потребителей мороженого уменьшается по мере взросления.

Наибольший процент потребителей среди возрастной группы 10-15 лет (68%), 16-19 лет (57%). В меньшей степени потребляют мороженое люди 65 лет и старше (индекс целевых групп). Третья часть потребителей (те, кто покупает мороженое более трех раз в неделю) -моложе 25 лет, а другая треть - старше 45 лет.

За последние несколько десятилетий объем потребления практически не изменился (табл. 2). [8, с. 6] Число реально потребляющих мороженое в стране также не растет и составляет лишь около половины населения - 55 %.

Таблица 2

Динамика потребления фасованного и весового мороженого_

Год Фасованное Весовое Потребление на душу населения, кг/чел. Число производителей мороженого

1940 55 45 1,4 -

1958 73 27 1,8 -

1966 81 19 2,5 250

2012 80 20 2,8 150

Российское потребление в 2 раза ниже среднеевропейского и в 3 раза ниже американского (рис. 4). [10, с. 39]

Такая ситуация прежде всего вызвана тем, что мороженое в России рассматривается прежде всего как лакомство, а не как полноценный продукт питания.

с

ш тт

а ®

ш С

ю ш о. н о

¿с

А /

Г

7

Западная Европа

Восточная Европа

Россия

Регион

Азия, Китай

Мировой уровень

Рис. 4. Потребление мороженого в мире

Основными каналами продаж мороженого являются: киоски, супермаркеты, мини-маркеты, универсамы, магазины у дома, прилавки, кафе, рестораны. Основные продажи продукции происходят через сеть фирменных киосков мороженого. Для российского рынка

характерен очень слабый уровень развития продаж через канал HoReCa: его доля колеблется в зависимости от регионов, но в среднем находится в интервале 2-3 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные проблемы, характерные для рынка мороженого были выделены на заседании круглого стола: «Новости рынка мороженного. Итоги 2013 года. Новые нормативно-технические документы, основные мероприятия 2014 года», состоявшегося в период проведения Салона мороженого в рамках выставки «Продэкспо-2014». Среди проблем присущих как отрасли, так и пищевой промышленности в целом были озвучены следующие: рост тарифов естественных монополий (бензин, газ, электроэнергия), дефицит и высокая цена сырья и ингредиентов, низкая платежеспособность населения, его сокращение и старение.

Среди специфических проблем отрасли, собравшимися были отмечены: низкая рентабельность; проблемы в качестве сырья; высокая степень конкуренции с товарами-заменителями, зависимость продаж мороженого от сезонного фактора, преобладания импульсных покупок, изношенность и энергоемкость оборудования; антиреклама на телевидении; неправильное позиционирование мороженого как детского продукта. [8, с' 7]

По мнению Елхова В.Н. «увеличить продажи можно путем улучшения качества продукции, популяризации ее свойств, продвижения мороженого как «здорового образа жизни», развития новых сегментов, особенно HoReCa». [1, с' 22]

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию рынка сбыта мороженого, следует отметить выявленные тенденции рынка в целом и тенденции в направлении конкуренции на рынке мороженого.

В целом, на рынке мороженого можно выделить ряд следующих тенденций: -наблюдается расширение сегмента продукции, ориентированной на людей ведущих здоровый образ жизни;

-происходит увеличение производства и видов мороженого с пониженным содержанием жира и сахара;

-наблюдается рост объемов выпуска мороженого с функциональными добавками; -зафиксирован рост производства мороженого для домашнего употребления; -уделяется значительное внимание оформлению упаковки.

Основными тенденциями в направлении конкуренции между крупнейшими производителями являются: усиление консолидации производителей и формирование олигополии на рынке мороженого и преобладание на рынке крупных иностранных компаний, размещающих в России свои производственные мощности.

Ссылки на источники:

1. Елхов, В.Н. Состояние отечественного рынка мороженого. Тенденции, проблемы и перспективы / В.Н. Елхов // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2014 - № 1 (январь - февраль) - С. 19 - 23.

2. Производство мороженого в России январь-декабрь 2013 г. // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2014 - № 2 (март - апрель) - С. 12.

3. Производство мороженого в России январь-июнь 2014 г. // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов. - 2014 - № 4 (июль - август) - С. 10.

4. Исследование рынка мороженого в России DISCOVERY Research Group // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2013 - № 5 (сентябрь - октябрь) - С. 8.

5. В России открылся первый международный центр исследований мороженого // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2013 - № 5 (сентябрь - октябрь) - С. 4 - 5.

6. Елхов, В.Н. Перспективы использования пищевых ингредиентов в производстве мороженого / В.Н. Елхов // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов. -2014 - № 3 (май - июнь) - С. 12 - 13.

7. Творогова, А.А. Мороженое и замороженные десерты в России / А.А. Творогова // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2013 - № 6 (ноябрь - декабрь) - С. 12 - 14.

8. Производители мороженого обсудили состояние отрасли // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2014 - № 2 (март - апрель) - С. 4 - 7.

9. Иунихина, Е. Джелато или традиционный пломбир? / Е. Иунихина // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2014 - № 3 (май - июнь) - С. 12 -13.

10. Петыш, Я. Тенденции мирового рынка мороженого как руководство к действию / Я. Петыш // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов, 2014 - № 1 (январь -февраль) - С. 38 - 40.

Tatiana Monastyreva

Senior Lecturer

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

Lashin Evgeny

Logistics Coordinator Unilever RUS LLC

Ice Cream Market: Condition, Trends And Prospects

Abstract: In this article we stated the generalized results of the conducted research of the market of ice cream of Russia. We reviewed and analyzed the current state of production enterprises of this branch of economy. In particular, we investigated the basic consumer preferences, revealed trends of development of Russian market of ice-cream and identified prospects.

Keywords: the market of ice cream, production of ice cream, consumption of ice cream, tradition of consumption of ice cream.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.