Научная статья на тему 'Мониторинг производственно-сбытовой структуры предприятия пищевой промышленности'

Мониторинг производственно-сбытовой структуры предприятия пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВАЯ СТРУКТУРА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / RISK / OPTIMIZATION / PRODUCTION AND SALE STRUCTURE / PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Владимир Иванович, Борисова Юлия Владимировна

В данной статье проведен анализ производственно-сбытовой структуры предприятия пищевой промышленности, выявлены необходимые объемы инвестиций с целью увеличения эффективности производства, а также выработаны предложения по оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия с учетом рисков инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE PRODUCTION AND SALE STRUCTURE OF THE ENTERPRISE OF FOOD INDUSTRY TAKING INTO CONSIDERATION RISKS

This article carries out the analysis of the production and sale structure of the enterprise of food industry, reveals necessary investment volumes to increase the efficiency of production. The authors also work out proposals to optimize the production and sale structure of the enterprise taking into consideration investment risks.

Текст научной работы на тему «Мониторинг производственно-сбытовой структуры предприятия пищевой промышленности»

ББК УЭ (2 рос) 265.25

МОНИТОРИНГ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.И.Баранов1, Ю.В.Борисова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В данной статье проведен анализ производственно-сбытовой структуры предприятия пищевой промышленности, выявлены необходимые объемы инвестиций с целью увеличения эффективности производства, а также выработаны предложения по оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия с учетом рисков инвестирования. Табл.2,

КлЮчввыФ СлОв$: риск; оптимизация; проиЗвОдСтвФннО-сбытОвая структура; ценовая политика.

MONITORING OF THE PRODUCTION AND SALE STRUCTURE OF THE ENTERPRISE OF FOOD INDUSTRY TAKING INTO CONSIDERATION RISKS V.I. Baranov1, Y.V. Borisova 2

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

This article carries out the analysis of the production and sale structure of the enterprise of food industry, reveals necessary investment volumes to increase the efficiency of production. The authors also work out proposals to optimize the production and sale structure of the enterprise taking into consideration investment risks. 2 tabels.

Keywords: risk; optimization; production and sale structure; pricing

Анализ производственно=сбытовой структуры предприятия пищевой промышленности с учетом рисков был проведен на примере ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого», которое работает более 40 лет. Предприятие выпускает более 45 видов мороженого, имеет собственную фирменно-розничную сеть, представляемую 40 киосками мороженого, в которых продается мороженое и других производителен, Фабрика мороженого ИХК имеет свой бутик мороженого, где посетителям предлагаются торты, десерты, пирожные из мороженого, а также молочные коктейли и мягкое мороженое только собственного производства, Также предприятие сотрудничает с большинством ресторанов и кафе города, куда осуществляет доставку весового пломбира с различными наполнителями собственного производства.

За последние 3 года ПОЗИЦИИ ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого» на рынке мороженого в Восточной Сибири значительно ослабли, поскольку появившиеся конкуренты из других регионов перехватили основную долю рынка, заняв прочные позиции благодаря широкому ассортименту, развитой системе дилерства и прямых продаж.

Рассмотрим результаты работы предприятия за 2006 год, За 9 месяцев работы в 2006 году предприятием было реализовано 784,59 тонны мороженого на общую сумму 19 753 591 руб. В общем, сезонность

продаж соответствовала ожидаемой. Подъем продаж до уровня 100 тонн и выше наблюдался в июле и декабре. Исключением стал сентябрь, обычно тоже сезонный месяц. Спад продаж в сентябре 2006 года частично объясняется «выпадением» из ассортимента эскимо. Большинство оптовых клиентов также отмечали нехарактерное снижение продаж в сентябре ¿ше года по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

По ряду параметров - ассортименту, цене, качеству - продукция фабрики ИХК не способна конкурировать с продукцией других производителей, Особенно много претензий клиенты предъявляют к качеству вафельного стакана.

Отсутствие в ассортименте позиций, способных составить неценовую конкуренцию, приводит к необходимости идти на соглашения с клиентом в направлении отсрочек платежей, специальных цен и пр,, что ведет к наращиванию дебиторской задолженности и снижению общей рентабельности продукции. Неопределенность сбытовой политики предприятия -серьезный негативный фактор. Не определены пути развития, отсутствует ясность в вопросах организации розничных продаж,

С 2004 года фабрика потеряла крупных оптовых клиентов в Монголии, Бурятии, г. Мирном, а также в Иркутской области. В связи с потерей клиентов объе-

1 Баранов Владимир Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры теппогазоснабжения, вентиляции и охраны воздушного бассейна, тел. (3952)40-53-35.

Baranov Vladimir Ivanovich, a candidate of technical sciences, an associate professor of the Chair of Heat and Gas Supply, Ventilation and Protection of Air Basin, tel.: (3952)40-53-35.

^Борисова Юлия Владимировна, аспирант, тел.: 89501111494, e-mail: julia661@mail.ru Borisova Y.V., a postgraduate, Tel.: 89501111494, e-mail: julia661@mail.ru

мы производства снизились в 1,3 раза, как показано в табл. 1, что привело к удорожанию производства,

На фабрике мороженого ИХК действует строгая система контроля за качеством выпускаемой продукции. Лаборатория проверки качества поставляемого на фабрику сырья и выпуска готовой продукции отслеживает нарушения хранения и транспортировки продукции, а также соответствие нормам качества,

Проблема сбыта готовой продукции основывается на том, что большинство продукции фабрики не упаковывается в индивидуальную упаковку, а если упаковывается, то на ней отсутствует индивидуальный штрих-код, что делает невозможным распространение продукции через сети супермаркетов региона, основным условием сотрудничества с которыми является наличие штрих-кода. Из 15 видов вафельных стаканчиков Иркутского хладокомбината лишь два вида реализуются через сеть супермаркетов, поскольку только два вида упакованы в пленку со штрих-кодом, Из 5 видов мороженого в брикетах на всех отсутствует штрих-код на упаковочной фольге, В связи с дороговизной упаковки в ближайшее время ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого» не планирует вкладывать денежные средства в расширение упакованного мороженого в вафельных стаканах и брикетах.

Для устранения этого недостатка необходимы инвестиции на приобретение упаковывающих материалов, а именно пленки БОПП-32, и нанесение на нее индивидуальной информации о названии, производителе, составе продукта, энергетической и пищевой ценности и штрих-кода, идентифицирующего разновидность продукта.

Одним из преимуществ фабрики перед конкурентами является наличие бутика для продажи мороженого, Но себестоимость производимых для бутика тортов из мороженого гораздо выше себестоимости аналогичных продуктов у «Инмарко» или «Ангарии», поскольку торты фабрики ИХК выпускаются в количестве не более 1000 шг,, а холдин! «Инмарко» выпускает партии по 350 000 шт. Основные затраты при производстве тортов идут на упаковочные материалы,

Себестоимость упаковки больше себестоимости сырья на производство одного торта мороженого фабрикой ИХК. Для снижения издержек на упаковку необходимо осуществлять закуп сырья в больших

объемах, что даст возможность покупки по оптовой цене. В противном случае приобретать упаковочные материалы приходится по розничным ценам, что отражается на себестоимости готового торта.

Исследование структуры затрат на производство мороженого показало, что основные издержки предприятие имеет в связи с высокими ценами на основное сырье = сухое цельное молоко и сливочное масло.

Для сокращения затрат на производство мороженого нами предлагается заменить согласно рецептуре дорогое сырье на более дешевые заменители - пальмовое и кокосовое масло при производстве пломбира. Цена сливочного масла за 1 кг равна 60 руб., цена пальмового масла за 1 кг равна 24 руб,, норма внесения масла для производства 1 тонны мороженого составляет 160 кг, следовательно, экономия на масле при производстве 1 тонны готовой продукции будет равна 5760 руб,, что в 2,5 раза снижает издержки производства.

С 2003 года на ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого» не проводятся маркетинговые исследования, поскольку отсутствует отдел маркетинга. Производство ориентируется на отдел продаж, а планы по производству продукции не выполняются, поскольку мониторинг рынка не проводится, На предприятии не развивается система ориентации производства на потребителя в полной мере, поэтому на данном этапе фабрика мороженого Иркутска не может достойно конкурировать с «Ангарией» и тем более с «Инмарко».

Сибирский рынок мороженого развивается очень интенсивно, и основным условием выживания в конкурентной борьбе является непрерывный мониторинг рынка, исследование возможностей собственного производства, оптимизация производственной и сбытовой системы в целях привлечения новых потребителей и завоевания большей доли рынка.

Исследование производственно-сбытовой системы ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого» показало, что маркетинговые исследования не проводятся вообще, товар не продвигается на рын= ке, не проводятся рекламные акции, затраты на рекламу равны нулю, Хотя продукция ИХК занимала призовые места во многих конкурсах, принимала участие в выставках, «Пломбир №1» стал Товаром года в 2005 году и вошел в перечень 100 лучших товаров России, за последние 3 года наблюдается снижение по основным показателям (табл. 2).

Таблица 2

Объем выпуска мороженого, занимаемая доля рынка и чистая прибыль ЗАО «Иркутский хладо-

_комбинат «Фабрика мороженого»._

Объем выпуска, т Доля рынка Чистая прибыль, руб.

2004 г, 1042,65 36% 7456120

2005 г. 945,6 21% 6230120

2006 г. 784,59 16% 5875000

Таблица 1

Объемы производства мороженого ЗАО «Иркут-

ский хладокомбинат «Фабрика мороженого»

Годы Вафельный стакан, т Весовое, т Брикет, т Торты, т Всего тонн

2004 580,02 398,2 61,28 3,15 1042,65

2005 564,88 316,54 59,18 5,0 945,6

2006 469,04 263,29 44,42 7,63 764,59

Направление оптовой торговли практически не развивается, потеряны самые крупные оптовые клиенты, в связи с чем фабрика ИХК стремительно теряет свои позиции на рынке. Для стабилизации и расширения позиций на рынке необходимо сформировать коммерческий отдел и развивать прямые продажи, предлагая оптовым клиентам скидки и льготные условия. Необходимо разработать программу престижности клиента, основанную на поощрении оптовых покупателей за счет гибкой системы скидок.

С учетом этих рекомендаций можно сформировать модель системы анализа эффективности производственных инвестиций в пищевую промышленность.

С целью оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия необходимо принять следующие меры:

1. Организация коммерческого и маркетингового отделов для постоянного мониторинга рынка мороженого, исследования возможностей развития предприятия в современных условиях, борьбы с конкуренцией и захвата большей доли рынка.

2. Ориентирование отдела продаж на работу с потенциальными клиентами-оптовиками с целью расширения рынка сбыта, также развитие прямых продаж и расширение клиентской базы за счет оптовых покупателей в Монголии, Бурятии, районах Севера.

3. Участие в выставках, проведение дегустаций, пром-акций с целью привлечения клиентов и стимулирования сбыта продукции.

4. Формирование политики взаимоотношений с клиентами, разработка стратегии продаж, основанной на программе престижности клиента с целью поощрения существующих покупателей.

5. Изменение рецептуры мороженого с целью удешевления производства С сохранением качества на высоком уровне.

6. Закупка линии по производству эскимо с целью завоевания рынка и усиления позиций в конкурентной борьбе.

7. Закуп упаковочных материалов с нанесенным на них индивидуальным штрих-кодом для мороженого в вафельных стаканчиках, а также фольги для реализации мороженого через сети супермаркетов.

На производство и сбыт продукции ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого» оказыва-

ет влияние ряд рисков, отличающихся силой своего воздействия и степенью опасности для предприятия. Прежде всего следует назвать риск, связанный с сезонностью работы предприятия, поскольку в осенне-зимний период у фабрики мороженого ИХК возникают проблемы с реализацией продукции, а срок годности у мороженого не более 6 месяцев, возникают просрочки. Поэтому предлагается минимизировать риск труд= носгей со сбытом и, как следствие, простои производства за счет активного маркетинга, включающего рекламные акции, дегустации, участие в выставках в зимний период, а также развитие сети продаж. Кроме того, в связи с неполностью загруженными холодильными мощностями в зимнее время предлагается сдавать холодильные камеры в аренду, а также проводить обязательные ремонтные работы в это время.

Один из немаловажных рисков предприятия в настоящее время заключается в сезонном росте цен на сырье. Поскольку основное сырье при производстве мороженого - молоко, в зимнее время этот продукт дорожает в 1,5 раза, что приводит к возрастанию издержек производства. Устранить этот риск предлагается за счет накопления запасов сырья (срок годности у сухого цельного молока более 1 года), а также создания специального резервного фонда, рассчитанного на покрытие издержек производства в зимний период.

Кроме того, существует ряд рисков, связанных с неустойчивым положением фабрики мороженого на рынке. Это и риск появления в этом сегменте новых агрессивно вторгающихся конкурентов, а также появление на рынке новых широко рекламируемых видов мороженого, перераспределяющих мотивы и предпочтения покупателей в свою пользу. В данном случае одной из самых эффективных мер снижения рисков будет пересмотр имиджевой политики предприятия, ведение гибкой ценовой политики и принятие мер по привлечению покупателей за счет рекламы качества и традиций производства,

Таким образом, предложенные мероприятия по минимизации рисков ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого» позволят устранить риски. Хотя, на наш взгляд, значительно снизить издержки производства, а вместе с ними и риски, возможно лишь при глубокой реструктуризации производственно-сбытовой системы предприятия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.