Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности российских транспортных компаний в условиях экономического кризиса'

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности российских транспортных компаний в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2554
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова О.В., Собянина С.В.

Статья посвящена актуальной проблеме повышению конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли в условиях затяжного экономического кризиса. В статье рассматриваются особенности современного решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий, в качестве объекта используется компания транспортной отрасли ООО «СДЭК». Проведенный сравнительный анализ уровня конкурентоспособности основных конкурентов компании на рынке позволил выявить слабые и сильные стороны этой транспортной компании и разработать ряд мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности как данной, так и других российских транспортных компаний путем внедрения инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титова О.В., Собянина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности российских транспортных компаний в условиях экономического кризиса»

УДК 330.3

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

О.В. Титова, С.В. Собянина

Анноитаця. Статья посвящена актуальной проблеме - повышению конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли в условиях затяжного экономического кризиса. В статье рассматриваются особенности современного решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий, в качестве объекта используется компания транспортной отрасли ООО «СДЭК». Проведенный сравнительный анализ уровня конкурентоспособности основных конкурентов компании на рынке позволил выявить слабые и сильные стороны этой транспортной компании и разработать ряд мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности как данной, так и других российских транспортных компаний путем внедрения инновационных технологий.

Ключевые слова: конкурентоспособность транспортной компании, конкурентные преимущества, инновации, инновационные технологии, экономическая эффективность.

DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN TRANSPORT COMPANIES IN THE ECONOMIC CRISIS

O.V. Titova, S.V. Sobyanina

Abstract. The article is devoted to the actual problem - improving the competitiveness of enterprises of the transport industry in the context of a protracted economic crisis. The article discusses the features of a modern solution to the problem of improving the competitiveness of enterprises, using the transport industry company SDEK LLC as an object. A comparative analysis of the level of competitiveness of the company's main competitors on the market revealed the strengths and weaknesses of this transport company and developed a number of measures aimed at improving the competitiveness of both this and other Russian transport companies by introducing innovative technologies.

Keywords: competitiveness of the transport company, competitive advantages, innovations, innovative technologies, economic efficiency.

В настоящее время транспортная отрасль является одной из самых крупных отраслей народного хозяйства, играет важную роль как

в социальном, так и экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Одной из важнейших составных частей успешного развития транспортной отрасли является качество предоставления услуг перевозки грузов для населения. Транспортные компании конкурируют между собой для обеспечения наиболее выгодных условий осуществления перевозок и получения максимальной выгоды. В связи с этим конкурентная борьба транспортных предприятий заставляет их переходить на эффективные технологии производства и тем самым способствует научно-техническому прогрессу. Современное развитие мировой экономики характеризуется непрерывным увеличением роли инноваций как одного из ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе. Чтобы добиться доминирования на глобальном рынке, необходима постоянная реализация нововведений, именно поэтому важной особенностью экономического роста компаний будет являться переход к непрерывному инновационному процессу для обеспечения конкурентных преимуществ.

Объектом исследования является транспортная компания ООО «СДЭК», предмет исследования - конкурентоспособность компании. Целью данной работы является анализ конкурентоспособности транспортной компании «СДЭК» и оценка возможности ее повышения путем инновационных преобразований.

Конкуренция является основным понятием, которое выражает всю сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип отношений между производителями и потребителями по поводу установления цен и объема спроса на рынке. Конкуренция на рынке выполняет несколько функций:

- функция регулирования;

- функция мотивации;

- функция контроля, ограничивающая и контролирующая экономическую силу каждого предприятия, действующего на рынке.

Майкл Портер отмечает, что конкурентоспособность отраслей промышленности создается на конкурентных преимуществах, многообразие которых можно свести к двум основным видам: ресурсным и технологическим [2]. Анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера (поставщики, потенциальные конкуренты, покупа-

тели в отрасли, покупатели, товары-заменители) показал, что войти на рынок - не самая трудная задача, гораздо сложней удерживать свои позиции и добиваться более высокого положения, не неся при этом значительных затрат. Инновационная конкурентоспособность характеризует то, насколько имеющийся инновационный потенциал используется в рамках рассматриваемого предприятия, а также насколько развита инновационная система, в которой оно функционирует, так как наличие или отсутствие элементов инновационной инфраструктуры напрямую влияет на возможность ведения инновационной деятельности.

Современный этап развития экономики характеризуется усилением конкуренции и возрастающим влиянием инновационной деятельности на развитие экономики в связи с тем, что конкуренция значительно увеличивается, а рынок требует создания условий для все более широкого применения нововведений.

Особенности конкуренции в транспортной отрасли, как состязания между транспортными предприятиями, направлены на использование новых, наиболее выгодных способов осуществления перевозок, с целью получения максимальной выгоды, которые подталкивают предприятия к переходу на более эффективные технологии производства и способствуют развитию научно-технического прогресса. Исходя из транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., реализация инновационного варианта развития транспортной системы позволит решить следующие основные задачи:

- снизить дифференциацию в обеспечении доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества;

- сбалансировать развитие транспорта в стране за счет роста конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках;

- обеспечить рост эффективности перевозок грузов за счет оптимизации транспортных издержек [3].

Решение указанных задач может быть успешно выполнено, прежде всего, за счет активного использования инновационных преобразований, как в самой организации логистики, так и внедрении инновационных технологий на предприятиях транспортной отрасли.

Свою историю логистическая компания СДЭК (Служба Доставки «Экспресс-курьер») начала в 2000 г. в Новосибирске.

Первоначально целью компании было освоение Сибирского региона и Дальнего Востока: экспресс-доставка документов и грузов осуществлялась в самые короткие сроки и по самым низким ценам. К 2014 г. компания СДЭК открыла порядка 80 подразделений, работающих в условиях франшизы. На данный момент Компания насчитывает более 170 офисов, как в России, так и за рубежом. В 2014 г. СДЭК стал единственным оператором экспресс-доставки, открывшим офис в Китае, г. Пекин.

В 2015 г. компания СДЭК активно принимает участие в четырех зарубежных выставках-конференциях: Майами (США), Гонконге, Шанхае и Пекине (Китай). Потенциальным партнерам и клиентам были презентованы уникальные логистические решения в сегменте cross-border (трансграничная поставка услуг).

На сегодняшний день ООО «СДЭК» - это транспортная компания, которая, благодаря качественному обслуживанию клиентов и использованию инновационных технологий в своей деятельности, уже на протяжении более 15 лет занимает высокие позиции на рынке.

Логистика транспортно-складских комплексов строится на применении современных достижений в области информатики и автоматизации. Важным с точки зрения контроля над выполнением транспортных операций является система GPS (Global Positioning System) - автоматизированная глобальная спутниковая система, предназначенная для определения точного местоположения транспортного средства, что позволяет автовладельцам и грузовладельцам контролировать перемещение товаров. На транспортном предприятии используются также различные компьютерные системы. С их помощью решаются задачи повышения эффективности транспортных операций, а также осуществляется контроль над движением грузов.

По данным официального сайта ООО «СДЭК» доля рынка кампании на момент конца 2017 г. составляла 12 % и объем продаж около 63 млрд руб. Основными конкурентами компании СДЭК являются группы компаний «Деловые линии» и «СибирьТранс». Стратегия компании до 2020 г. заключается в следующем:

- быть в тройке крупнейших логистических операторов;

- занять 15 % рынка РФ путем осуществления полного комплекса логистических услуг;

- развитие сети до 350 подразделений;

- международные отправления;

- развитие международной франшизы [4].

Из представленных в таблице 1 данных видно, что ООО «СДЭК» занимает лидирующие позиции.

Таблица 1

Характеристика основных конкурентов ООО «СДЭК»

Название фирмы Место ее распространения Доля рынка, % Предполагаемый объем продаж, млрд руб.

ООО ГК «Сибирь Транс» РФ 9,3 52,6

ГК «Деловые Линии» РФ 11 59,7

ООО «СДЭК» РФ 12 63

Для анализа уровня конкурентоспособности транспортных компаний основными критериями рейтинга, которые соответствуют специфике современных логистике, используются, чаще всего, следующие характеристики:

- компетентность кампании;

- комплекс логистических услуг;

- техническая оснащенность;

- наличие филиалов;

- имидж компании и прочее [4].

В таблице 2 представлены результаты оценки конкурентоспособности методом сегментации рынков по конкурентам.

Представленные результаты анализа факторов конкурентоспособности свидетельствуют о том, что компания «СДЭК» пользуется успехом среди своих главных конкурентов, и по общему итогу получила наибольшее количество баллов. Далее для оценки конкурентоспособности предприятия следует выявить сильные и слабые стороны (1 - наивысшая оценка, 5 - низшая). Анализ показал, что основным преимуществом компании является предоставление клиентам ряда сопутствующих услуг, что для транспортной компании является огромным плюсом. Основные параметры и результаты исследований представлены в таблице 3.

Таблица 2

Сравнительная оценка конкурентоспособности ООО «СДЭК»

Факторы конкурентоспособности ООО «СДЭК» Главные конкуренты

ООО ГК «Сибирь Транс» ГК «Деловые Линии»

1. Товар

1.1. Качество 4 4 4

1.2. Престиж марки 5 3 5

1.3. Имидж предприятия 5 4 5

1.4. Уровень обслуживания 5 3 4

1.5. Сопутствующие услуги 5 4 4

1.6. Уникальность товара 4 3 4

1.7. Надежность фирмы 5 3 5

2. Цена

2.1. Продажная 4 5 4

2.2. Процент скидки с цены 4 4 4

2.3. Условия финансирования покупки 5 4 5

3. Каналы сбыта

3.1. Формы сбыта:

прямые продажи 5 4 4

привлечение посредников 5 4 4

3.2. Степень охвата рынка 4 4 4

3.3. Наличие филиалов 5 4 5

4. Продвижение товара на рынок

4.1. Реклама:

для потребителей 3 3 5

для посредников 4 4 4

4.2. Индивидуальная продажа:

стимулирование потребителей 5 5 3

подготовка персонала 5 5 4

4.3. Продажа через интернет 5 4 4

Общее количество баллов 87 75 81

Таблица 3

Исследование конкурентоспособности предприятия

Группы показателей Оценка позиций

I II III IV V

1. Финансы (в том числе: структура активов, инвестиционные ресурсы, положение по безубыточному положению дел, отношение объема продаж к стоимости активов, отношение основного и оборотного капиталов, эффективность выполнения бюджета предприятия, новые инвестиции) + +

2. Оказание услуг (в том числе: использование производственных мощностей, гибкость перехода на новые ресурсы, количество рабочей силы, производительность труда, объем продаж на одного работника, объем продаж на единицу капиталовложений, контроль качества) + +

3. Организация и управление (в том числе: эффективность организационной структуры, система коммуникаций, четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления, качество используемой в управлении информации, скорость реагирования управления на происходящие изменения, число уровней управления) + +

4. Маркетинг (в том числе: доля рынка сбыта, контролируемая фирмой, репутация предприятия на рынке, престиж марки, расходы по сбыту продукции, уровень обслуживания потребителей, организационные и технические средства для сбыта услуг, цены на продукцию, качество поступающей информации о рынке) +

5. Рабочая сила (общее число, сбытовой персонал, расходы по обучению и подготовке кадров, менеджеры разных уровней) + +

6. Технологии (в том числе: технология обслуживания клиентов, программное обеспечение ПК, внедрение новых технологий, организация НИОКР) +

Однако есть критерии, которые вызывают беспокойство и не позволяют компании повысить свои позиции на рынке. Так, например, серьезным минусом является слабое развитие рекламной деятельности, что может быть отталкивающим фактором для клиента, при выборе компании.

SWOT-анализ показал, что у компании «СДЭК» достаточно много сильных сторон, благодаря которым она занимает за свой многолетний опыт работы лидирующее положение на рынке транспорта среди своих прямых конкурентов, что подтверждает и тот факт, что действует огромное количество филиалов на территории Российской Федерации и за ее пределами. Основными проблемами, тормозящими развитие компании и от которых нужно избавляться, являются следующие:

- отсутствие большого современного автопарка, который играет значительную роль для любой логистической компании, и способы контроля за ним;

- слабое развитие рекламной деятельности компании;

- нерациональное использование складских помещений, эффективное функционирование которых может оказывать влияние на эффективность всего бизнеса в целом.

Устранение указанных недостатков позволит повысить эффективность компании и обеспечит устойчивые условия для дальнейшего развития.

1. Для устранения основной выявленной проблемы в развитии компании ООО «СДЭК», а именно - отсутствии современного обширного автопарка, - и с учетом того, что «СДЭК» занимается перевозками грузов не только на дальние расстояния, но и на территории области, необходимо расширение автопарка машинами различной классификации, грузоподъемности и вместимости. Так, для дальних расстояний необходимо расширить парк с помощью, прежде всего, тентовых автомобилей грузоподъемностью до 25 т. Это экономически выгодно по затратам, поскольку тентовые полуприцепы могут долго прослужить без амортизации и сэкономят значительное количество топлива. Кроме того, это позволит точно распределить ответственность за сохранность груза, обеспечивая возможность высокого уровня контроля за его состоянием и местонахождением.

Для перевозки небольших грузов, например, документов или одежды, компании можно приобрести автомобили с типом кузова

«каблук». Вместимость этого автомобиля до 500 кг. Преимущества их использования обусловлены более легкой маневренностью в узких местах города, а также самой низкой их стоимостью и дешевой эксплуатацией. Кроме того, скорость движения значительно быстрей, чем у грузовых автомобилей, что непосредственно влияет на скорость доставки и удовлетворенность потребителей.

2. В условиях современной экономики каждая транспортная компания, с собственным автопарком, сталкивается с проблемой контроля использования автомобилей. Поэтому, после расширения автопарка, компании «СДЭК» следует приобрести инновационную систему спутникового мониторинга транспорта (GPS-мониторинг/ система ГЛОНАСС). ОР8-мониторинг начали использовать компании для осуществления не только логистических задач, но и контроля над грузовыми потоками и безопасности грузоперевозок, поскольку современные спутниковые системы мониторинга автотранспорта представляют собой совокупность элементов навигации и анализа автоперевозок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря внедрению спутникового мониторинга транспорта можно сократить расходы на топливо и эксплуатацию, исключается нецелевое использование транспорта, повышается инвестиционная привлекательность бизнеса. Такое инновационное решение станет большим шагом вперед в развитии кампании.

Выгода, которую получит ООО «СДЭК» от использования GPS-мониторинга - это повышение качества транспортных услуг и объема перевозок за счет:

- быстрого доступа к информации о местонахождении транспорта и состоянии груза;

- рационального составления маршрутов;

- повышения сроков эксплуатации транспорта;

- мгновенного реагирования на незапланированные ситуации;

- повышения безопасности перевозок.

По скромным оценкам, при использовании компанией «СДЭК» системы спутникового мониторинга руководство сможет сэкономить до 25 % затрат на автопарк. Результатом использования GPS-мониторинга станет повышение эффективности использования транспорта и логистических операций, снижение убытков, предотвращение хищения топлива, исключение не рабочих рейсов,

повышение безопасности на дорогах, защита транспорта от угона, а также высокое качество отчетности и эффективное планирование для руководителей любого уровня.

3. Еще одно слабое место - рекламная деятельность. Для компании «СДЭК» возможно разработать мобильное приложение, которое будет удобно в своем использовании, например, для отслеживания местоположения своего груза. Современные мобильные телефоны обычно являются многофункциональными гаджетами, и при наличии онлайн-приложения «СДЭК» клиенту будет удобней узнавать информацию о своем грузе, получая смс-оповещения. Удобство в использовании такого приложения и интерактивность сделают рекламу максимально эффективной, что приведет компанию «СДЭК» к увеличению целевой аудитории.

Современная инновационная реклама строится на использовании серьезного технического обеспечения, новейших компьютерных технологий и креативных способов подачи информации. Это Indoor TV, а также размещение рекламы в трехмерном формате. Подобный опыт имеется в Москве и Санкт Петербурге, но в Новосибирске пока он отсутствует. Главным козырем такой рекламы, в отличие от уже распространенных 3D технологий, является то, что ее можно наблюдать без использования специальных очков. Также, благодаря большому углу обзора и технологии пространственного воспроизведения эффект заметен на расстоянии до 100 м. Такой способ привлечения клиентов является весьма успешным. Ведь пока это еще не является обыденностью, будет привлекать внимание проходящих мимо людей. Таким образом, инновационная реклама может стать серьезным шагом вперед для компании «СДЭК», заинтересует целевую аудиторию и обеспечит большую экономическую отдачу.

4. Оптимизация затрат и повышение качества обслуживания клиентов - ключевая задача любой фирмы. Одним из наиболее важных звеньев логистической цепочки является склад распределения. Для операторов складских услуг вопрос повышения эффективности склада стоит очень остро, так как склад для них является практически основным производственным подразделением. Одним из действенных инструментов повышения эффективности функционирования склада является инновационная, на сегодняшний день, система автоматизированного управления складом (Warehouse Management System - WMS), которую рекомендуется использовать компании

«СДЭК» для улучшения функционирования и повышения эффективности складских подразделений. WMS - это интеллектуальная платформа, которая обеспечивает эффективную работу основного звена логистической цепочки. Ее основной целью является контроль перемещения и хранения материалов на складе и разработка оптимальных маршрутов перемещения техники по территории склада, позволяющий существенно повысить эффективность складской логистики и всей цепочки поставок.

Инновационность такой системы заключается в использовании роботизированных систем в складской цепочке обработки товара и современного складского оборудования. Преимущества автоматизированной системы:

- эффективное использование помещения;

- автоматизация работ многих смежных подразделений;

- экономичность.

Указанные «слабые стороны» характерны не только для ООО «СДЭК», ног и для многих компаний транспортной отрасли, работающих в сходных экономических условиях. Поэтому предлагаемые мероприятия по повышению эффективности целесообразны как для данной транспортной компании, так и для других компаний отрасли и могут быть практически применимы ими.

Совокупные затраты на реализацию предложенных мероприятий для Новосибирского филиала компании «СДЭК» составят ориентировочно 2530 тыс. руб.

Прогнозные расчеты экономической эффективности показали, что уже через два года компания «СДЭК» получит дополнительную прибыль 6430 тыс. руб.

Для оценки уровня эффективного функционирования компании ООО «СДЭК» на рынке в сравнении компаниями - конкурентами был проведен анализ конкурентоспособности, который показал, «СДЭК» является лидером среди своих основных конкурентов. Для более детального выявления слабых мест был проведен SWOT-анализ, наиболее точно показывающий имеющиеся сильные и слабые стороны.

Для устранения выявленных проблем ООО «СДЭК» и повышения конкурентоспособности компании, были разработаны мероприятия инновационного характера, которые позволят компании «СДЭК» не только удерживать свои лидерские позиции, но и бла-

годаря их инновационной направленности, будут соответствовать современным требованиям рыночной экономики. Эти мероприятия характерны как для данной транспортной компании, так и для других компаний отрасли и могут быть практически применимы ими.

Оценка эффективности показала, что при реализации мероприятий в одной Новосибирской области, компания «СДЭК» сможет получить чистую прибыль от этих мероприятий в три раза больше, чем затраты на их приобретение.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании компанией «СДЭК» инновационных технологий, компания сможет эффективно функционировать на рынке транспортных услуг, повысить свой имидж, быть востребованной потребителями и получать экономическую выгоду.

Библиографический список

1. Белозерцева Н.П., Ярайкина М.С. Разработка методики оценки конкурентоспособности транспортно-экспедиторских компаний и логистических операторов // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. N° 2 (15).

2. Мазилкина Е.И., ПаничкинаГ.Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2009.

3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/15/123.html (дата обращения: 20.02.2019).

4. Официальный сайт компании СДЭК. URL: http://www.edostavka.ru (дата обращения: 20.02.2019).

О.В. Титова

кандидат технических наук, доцент доцент кафедры экономики и управления Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: ovt08@mail.ru

С.С. Собянина

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и управления Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: sob-sw@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.