Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки конкурентоспособности транспортных предприятий: комплексный подход'

Совершенствование методики оценки конкурентоспособности транспортных предприятий: комплексный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канунников Евгений Владимирович

Цели и задачи: Основной целью исследования выступает анализ распространенных методик оценки конкурентоспособности, представленных в актуальной экономической науке и применимых для российских предприятий транспортной отрасли. Автором решаются такие задачи, как уточнение содержания конкурентоспособности транспортного предприятия в соответствии с комплексным подходом, систематизация составляющих структуру данной категории факторов, определение направлений развития методологии оценки конкурентоспособности как в контексте имплементации общего комплексного подхода, так и комплексной разработки отдельных показателей, характеризующих конкурентоспособность транспортных компаний, а также выявление недостатков и достоинств существующих в данных областях методических инструментов. Методология и методы. В статье осуществляется компаративный, структурный и проблемный анализ актуальных методик оценки конкурентоспособности транспортных предприятий с точки зрения их соответствия комплексному подходу как основному направлению совершенствования методологии в исследуемой области. Результаты и выводы. Автором сделан вывод о продуктивности развития комплексного подхода к оценке конкурентоспособности предприятий транспорта в направлении упрощения расчетных механизмов или интеграции с информационными технологиями при наличии сложного математического аппарата для расчета. Обоснована важность преодоления таких проблем, как отсутствие единой и однозначной методики оценки конкурентоспособности отрасли, а также дискуссионность понятия конкурентоспособности и критериев ее измерения применительно к транспортной сфере, от дальнейшей научной разработки которых, как методологического базиса, также зависит продуктивность совершенствования методики оценки конкурентоспособности современных транспортных предприятий. Практическое значение результатов и их последующее использование. Представленные в статье результаты анализа методических инструментов могут быть использованы на практике российскими предприятиями транспортной отрасли, стремящимися к комплексной оценке и прогнозированию своей конкурентоспособности, ее непрерывному мониторингу в современных экономических условиях, применяя для этих целей комплексный подход, отличающийся особой сложностью практической имплементации ввиду значительного числа методологических аспектов и влияющих на процесс оценки конкурентоспособности факторов. Представленные результаты также могут быть учтены в ходе дальнейшей интеграции методических инструментов с информационными технологиями и решениями для проведения более детальных расчетов и учета многочисленных факторов, влияющих на конкурентоспособность современного транспортного предприятия. Социальные последствия. Состояние современного рынка транспортных услуг и транспортной отрасли в национальном масштабе имеет определяющее значение в обеспечении экономического роста и социального развития страны. Качество транспортных услуг напрямую коррелирует с ростом конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в данной отрасли. В связи с этим выявление эффективности и комплексности методических инструментов оценки конкурентоспособности транспортных предприятий имеет сегодня не только большой экономический, но и социальных эффект, обеспечивая не только количественный рост, но и качественное развитие субъектов транспортного рынка и предоставляемых ими услуг. Научная новизна/оригинальность исследования. В настоящее время в оценке конкурентоспособности различных видов хозяйственных субъектов в контексте отраслевой специфики в экономической науке достаточно часто преобладает фрагментарный, односторонний подход. Оригинальность и новизна статьи автора заключается в том, что в ней выявляются достоинства и недостатки наиболее распространенных методик оценки конкурентоспособности, которые могут быть применимы для российских предприятий транспортной отрасли в современных экономических условиях с позиции реализации методологических положений комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Канунников Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF TRANSPORT ENTERPRISES: INTEGRATED APPROACH

Background. The analysis of the widespread techniques of assessment of competitiveness presented in relevant economic science and applicable for the Russian enterprises of transport branch acts as a main objective of a research. The author solves such problems as specification of content of competitiveness of transport enterprise according to an integrated approach, systematization of the factors making structure of this category, definition of the directions of development of methodology of assessment of competitiveness as in the context of implementation of the general integrated approach, and complex development of the separate indicators characterizing competitiveness of transport companies and also identification of shortcomings and advantages of the methodical tools existing in these areas. Methodology and methods. In article the comparative, structural and problem analysis of relevant techniques of assessment of competitiveness of transport enterprises from the point of view of their compliance to an integrated approach as to the main direction of improvement of methodology in the explored area is carried out. Results and conclusions. The author drew a conclusion on efficiency of development of an integrated approach to assessment of competitiveness of the enterprises of transport in the direction of simplification of settlement mechanisms or integration with information technologies in the presence of a difficult mathematical apparatus for calculation. There is proved the importance of overcoming such problems as lack of an unambiguous technique of assessment of competitiveness of branch and also debatability of a concept of competitiveness and criteria of its measurement in relation to the transport sphere from which depends the further scientific development of methodological basis and improvement of a technique of assessment of competitiveness of modern transport enterprises. Practical value of results and their subsequent use. The results of the analysis of methodical tools presented in the article can be used in practice of the transport branch by the Russian enterprises aspiring to complex assessment and forecasting of the competitiveness, its continuous monitoring in modern economic conditions, applying to these purposes the integrated approach differing in special complexity of practical implementation in view of considerable number of methodological aspects and factors influencing process of assessment of competitiveness. The presented results can be also considered during further integration of methodical tools with information technologies and decisions for carrying out more detailed calculations and accounting of the numerous factors influencing competitiveness of modern transport enterprise. Social consequences. The condition of the modern market of transport services and transport branch across the nation has the defining value in ensuring economic growth and social development of the country. The quality of transport services directly correlates with growth of competitiveness of economic entities in this branch. In this regard identification of efficiency and complexity of methodical tools of assessment of competitiveness of transport enterprises has today not only big economic, but also social effect, providing not only proliferation, but also high-quality development of subjects of the transport market and the services provided by them. Scientific novelty / originality of a research. Now in assessment of competitiveness of different types of economic subjects in the context of branch specifics in economic science fragmentary, unilateral approach rather often prevails. The originality and novelty of article of the author consists in revealing merits and demerits of the most widespread techniques of assessment of competitiveness which can be applicable for the Russian enterprises of transport branch in modern economic conditions from a position of implementation of methodological provisions of an integra

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки конкурентоспособности транспортных предприятий: комплексный подход»

5. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.14)

5.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ:

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Канунников Евгений Владимирович, аспирант

Место учебы: Академия труда и социальных отношений

ev.kanunnikov@ya.ru

Аннотация

Цели и задачи: Основной целью исследования выступает анализ распространенных методик оценки конкурентоспособности, представленных в актуальной экономической науке и применимых для российских предприятий транспортной отрасли. Автором решаются такие задачи, как уточнение содержания конкурентоспособности транспортного предприятия в соответствии с комплексным подходом, систематизация составляющих структуру данной категории факторов, определение направлений развития методологии оценки конкурентоспособности как в контексте импле-ментации общего комплексного подхода, так и комплексной разработки отдельных показателей, характеризующих конкурентоспособность транспортных компаний, а также выявление недостатков и достоинств существующих в данных областях методических инструментов.

Методология и методы. В статье осуществляется компаративный, структурный и проблемный анализ актуальных методик оценки конкурентоспособности транспортных предприятий с точки зрения их соответствия комплексному подходу как основному направлению совершенствования методологии в исследуемой области.

Результаты и выводы. Автором сделан вывод о продуктивности развития комплексного подхода к оценке конкурентоспособности предприятий транспорта в направлении упрощения расчетных механизмов или интеграции с информационными технологиями при наличии сложного математического аппарата для расчета. Обоснована важность преодоления таких проблем, как отсутствие единой и однозначной методики оценки конкурентоспособности отрасли, а также дискуссионность понятия конкурентоспособности и критериев ее измерения применительно к транспортной сфере, от дальнейшей научной разработки которых, как методологического базиса, также зависит продуктивность совершенствования методики оценки конкурентоспособности современных транспортных предприятий.

Практическое значение результатов и их последующее использование. Представленные в статье результаты анализа методических инструментов могут быть использованы на практике российскими предприятиями транспортной отрасли, стремящимися к комплексной оценке и прогнозированию своей конкурентоспособности, ее непрерывному мониторингу в современных экономических условиях, применяя для этих целей комплексный подход, отличающийся особой сложностью практической имплементации ввиду значительного числа методологических аспектов и влияющих на процесс оценки конкурентоспособности факторов. Представленные результаты также могут быть учтены в ходе дальнейшей интеграции методических инструментов с информационными технологиями и решениями для проведения более детальных расчетов и учета многочисленных факторов, влияющих на конкурентоспособность современного транспортного предприятия.

Социальные последствия. Состояние современного рынка транспортных услуг и транспортной отрасли в национальном масштабе имеет определяющее значение в обеспечении экономического роста и социального развития страны. Качество транспортных услуг напрямую коррелирует с ростом конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в данной отрасли. В связи с этим выявление эффективности и комплексности методических инструментов оценки конкурентоспособности транспортных предприятий имеет сегодня не только большой экономический, но и социальных эффект, обеспечивая не только количественный рост, но и качественное развитие субъектов транспортного рынка и предоставляемых ими услуг.

Научная новизна/оригинальность исследования. В настоящее время в оценке конкурентоспособности различных видов хозяйственных субъектов в контексте отраслевой специфики в экономической науке достаточно часто преобладает фрагментарный, односторонний подход. Оригинальность и новизна статьи автора заключается в том, что в ней выявляются достоинства и недостатки наиболее распространенных методик оценки конкурентоспособности, которые могут быть применимы для российских предприятий транспортной отрасли в современных экономических условиях с позиции реализации методологических положений комплексного подхода.

Ключевые слова: транспорт, транспортные предприятия, конкурентоспособность, методика оценки конкурентоспособности.

IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF TRANSPORT ENTERPRISES: INTEGRATED APPROACH

Kanunnikov Evgeniy V., postgraduate studies Study place: Academy of labour and social relations

ev.kanunnikov@ya.ru

Annotation

Background. The analysis of the widespread techniques of assessment of competitiveness presented in relevant economic science and applicable for the Russian enterprises of transport branch acts as a main objective of a research. The author solves such problems as specification of content of competitiveness of transport enterprise according to an integrated approach, systematization of the factors making structure of this category, definition of the directions of development of methodology of assessment of competitiveness as in the context of implementation of the general integrated approach, and complex development of the separate indicators characterizing competitiveness of transport companies and also identification of shortcomings and advantages of the methodical tools existing in these areas.

Methodology and methods. In article the comparative, structural and problem analysis of relevant techniques of assessment of competitiveness of transport enterprises from the point of view of their compliance to an integrated approach as to the main direction of improvement of methodology in the explored area is carried out.

Results and conclusions. The author drew a conclusion on efficiency of development of an integrated approach to assessment of competitiveness of the enterprises of transport in the direction of simplification of settlement mechanisms or integration with information technologies in the presence of a difficult mathematical apparatus for calculation. There is proved the importance of overcoming such problems as lack of an unambiguous technique of assessment of competitiveness of branch and also debatability of a concept of competitiveness and criteria of its measurement in relation to the transport sphere from which depends the further scientific development of methodological basis and improvement of a technique of assessment of competitiveness of modern transport enterprises.

Practical value of results and their subsequent use. The results of the analysis of methodical tools presented in the article can be used in practice of the transport branch by the Russian enterprises aspiring to complex assessment and forecasting of the competitiveness, its continuous monitoring in modern economic conditions, applying to these purposes the integrated approach differing in special complexity of practical implementation in view of considerable number of methodological aspects and factors influencing process of assessment of competitiveness. The presented results can be also considered during further integration of methodical tools with information technologies and decisions for carrying out more detailed calculations and accounting of the numerous factors influencing competitiveness of modern transport enterprise.

Social consequences. The condition of the modern market of transport services and transport branch across the nation has the defining value in ensuring economic growth and social development of the country. The quality of transport services directly correlates with growth of competitiveness of economic entities in this branch. In this regard identification of efficiency and complexity of methodical tools of assessment of competitiveness of transport enterprises has today not only big economic, but also social effect, providing not only proliferation, but also high-quality development of subjects of the transport market and the services provided by them.

Scientific novelty / originality of a research. Now in assessment of competitiveness of different types of economic subjects in the context of branch specifics in economic science fragmentary, unilateral approach rather often prevails. The originality and novelty of article of the author consists in revealing merits and demerits of the most widespread techniques of assessment of competitiveness which can be applicable for the Russian enterprises of transport branch in modern economic conditions from a position of implementation of methodological provisions of an integrated approach.

Keywords: transport, transport enterprises, competitiveness, competitiveness assessment technique.

Состояние современного рынка транспортных услуг и транспортной отрасли в национальном масштабе имеет определяющее значение в обеспечении экономического роста и социального развития страны. Конкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики сегодня находится в прямой зависимости от качества транспортных услуг. В последние десятилетия в условиях нарастающих процессов глобализации в экономике наблюдается неуклонный рост конкуренции во всех отраслях экономики. Не исключением при этом является и транспортная отрасль. С развитием рыночной экономики российским предприятиям транспорта необходимо

выдерживать серьезную конкуренцию не только на внутреннем рынке предоставления услуг. Продолжающийся рост степени интеграции, происходящей в рамках мирового экономического пространства, подтверждает необходимость развития транспортной отрасли страны и ее субъектов с учетом международных требований и методических инноваций в целях обеспечения их эффективного функционирования и конкурентоспособности. Следует отметить тот факт, что процесс обеспечения конкурентоспособности как научно-методическая категория характеризуется достаточно многоаспектным и сложным характером протекания, структурой, обусловленными влияни-

ем многочисленных факторов [4, с.228; 11, с.6]. В его контексте особое значение в текущих условиях приобретает разработка проблемы оценки конкурентоспособности современных транспортных компаний и предприятий.

Среди авторов актуальных научных исследований, в которых освещается вопрос совершенствования методических основ обеспечения конкурентоспособности российских предприятий транспорта в контексте обозначенных нами направлений следует особо отметить таких ученых, как Т.В. Губкевич, И.У. Зуль-карнаев, Л.Р. Ильясова, О.Г. Кантор, В.А. Крыгин, М.А. Татьян-ченко, Е.В. Пальникова, Н.В. Пеньшин, Л.Н. Родинова, Ю.Р. Ха-кимова, Ю.Н. Чижук и др. Однако следует подчеркнуть, что с научно-методических позиций исследуемая нами проблема до сих пор сохраняет значительную неоднозначность. Такая ситуация во многом объясняется отсутствием единых методологических основ в области оценки конкурентоспособности отрасли в современной науке и ее субъектов, а также отсутствием общепринятых стандартизационных основ, в связи с чем сохраняется значительная вариативность методических подходов к ее реализации.

В число факторов, характеризующих конкурентоспособность оцениваемых объектов в отраслевом измерении исследователями А.М. Поручником, Д.Г. Лукьяненко, в частности, включаются такие, как: «ресурсный (измеряемый как соотношение физических затрат ресурсов на 1 единицу готовой продукции); ценовой (оценивающий уровень, динамику ценовых колебаний на ресурсы производства и последующую готовую продукцию); средовой (экономическая политика страны, мировые экономические реалии и другого рода факторы, а также уровень их влияния на субъекта рынка)» [9, с.113].

В свою очередь, согласно методическим положениям, представленным в коллективной работе авторов М.И. Галь-вановского, В.М. Жуковского, И.Н. Трофимовой, для оценки конкурентоспособности предлагается применять показатели «производительности и удельной оплаты труда; капитало- и наукоемкости; технического уровня продукции; совокупности знаний и научных достижений, необходимых для самостоятельной разработки, производства продукции; объема технических баз для реализации научных проектно-конструкторских разработок; объема экспорта производимой отраслью продукции; экспансии отрасли» [2, с.67-68]. Данный перечень критериев, на взгляд авторов, может быть использован как фрагментировано, так и комплексно. Одновременно он может быть изменен с учетом специфики той или иной отрасли, в нашем случае транспортной.

В то же время необходимо отметить тот факт, что в связи с тем, что конкуренция на внешнем и удовлетворение спроса на внутреннем рынках с субъектно-объектных методологических позиций осуществляется не между отраслями, а формирующими их организациями, предприятиями и другого рода структурами, то закономерно, что в оценке уровня конкурентоспособности в этом случае целесообразно опираться именно на уровень последних из перечисленных субъектов. Таким образом, можно заключить, что ключевым компонентом при оценке конкурентоспособности транспортной отрасли в текущих условиях выступает именно конкурентоспособность ее субъектов. В контексте рассмотрения исследуемого вопроса с позиции обозначенного научного подхода следует обратить внимание на методику оценки конкурентоспособности, представленную в исследовании Р.А. Фатхутдинова [10]. Согласно методическим обоснованиям исследователя конкурентоспо-

собность отрасли следует оценивать в соответствии с совокупной конкурентоспособностью ведущих, крупнейших предприятий в отрасли, «удельный вес которых составляет примерно 60% от объема продаж в отраслевом измерении» [10, с.35].

Таким образом, систематизируя вышесказанное, нужно констатировать, что процесс оценки уровня конкурентоспособности различных субъектов транспортной отрасли следует признать в современных условиях достаточно комплексной и непростой, с методической точки зрения, задачей, стоящей как перед исследователями данного направления, так и практиками. Данная ситуация в целом объясняется рядом причин: в первую очередь, нужно отметить, что в конкурентоспособности фиксируется большое число оцениваемых показателей, вариативность, детализация и количество которых непрерывно возрастает в соответствии с развитием экономических реалий (на внутреннем и внешнем рынках) и научно-технического прогресса; во-вторых, в текущих условиях, как уже подчеркивалось в нашей работе, фактически даже на рекомендательном уровне по-прежнему отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других отраслей и субъектов) по оценке конкурентоспособности [4, 5, 8]. Это свидетельствует, с одной стороны, о сохраняющейся по настоящий момент высокой актуальности исследуемой проблемы, а с другой - о методологической незавершенности ее научной разработки и необходимости дальнейших исследований в этой области.

В то же время нужно подчеркнуть, что, прежде всего, существующая в науке неоднозначность в рассматриваемой нами области связана с дискуссионным содержанием самого понятия конкурентоспособности применительно к субъектам транспортной отрасли. Как свидетельствует анализ теоретических источников, единое мнение в определении данной категории на данный момент также отсутствует. Так, например, Р.А. Фатхутдиновым конкурентоспособность субъекта отрасли определяется как относительная характеристика, которая «выражает отличия развития отдельной компании от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности» [10, с.55]. Конкурентоспособность транспортного предприятия с учетом приведенных тезисов, можно определить как «способность организовывать и осуществлять услуги, которые по качеству, стоимости и другим параметрам выступают более привлекательными, с потребительской точки зрения, чем предложение конкурентов» [7]. Основываясь на содержании данного определения, транспортной компании при оценке своих конкурентных преимуществ следует «опираться на запросы потребителей и убеждаться, что эти преимущества положительно ими оцениваются» в отдельный период времени или в динамике (в зависимости от вида оценки). [7, с.59] Однако данные критерии, на наш взгляд, сегодня затруднительно признать исчерпывающими при оценке конкурентоспособности субъектов транспортной отрасли. Их широкий спектр, к обсуждению которого мы еще вернемся далее в нашей статье, определяет наличие достаточно вариативной типологии методов оценки конкурентоспособности в транспортной сфере, а также существующих в данной области модификаций и появляющихся авторских разработок.

Обращаясь к измерению конкурентоспособности современных транспортных предприятий, существующие в данной области методики в целом дифференцируются исследователями по таким категориям, как

- вид предприятия (по виду собственности, по типу транспорта и т.д.);

- тип методологии (расчетные, графические, расчетно-графические методы);

- специфика расчета показателей и их тип;

- возможность прогнозирования;

- вид оказывающих влияние на состояние конкурентоспособности субъекта параметров;

- весомость показателей;

- источник данных для оценки (внутренняя отчетность организации, отраслевая и внутренняя статистика, мнения экспертов и т.д.);

- трудоемкость расчетов и пр.

По мнению Е.Н.Пальниковой [6], применяемые методы можно в более общем плане категоризировать на группы:

1. В зависимости от способа получения информации,

2. От характера используемой информации,

3. В зависимости от формы представления данных.

В рамках первой группы в числе наиболее распространенных выделяются социологические методы (опрос, анкетирование, статистическая обработка данных), органолептические и измерительные методы (с использованием специального оборудования). Характеризуя результативность данной группы методов, следует отметить, что они позволяют сформировать достаточно ограниченное представление о конкурентоспособности транспортной компании, так как либо ориентируются на внешнюю среду, оставляя вне учета внутренние параметры конкурентоспособности, или наоборот. Кроме того, их ограниченность связана с необходимостью личного взаимодействия с потребителем или прямого контакта с материально-технической сферой предприятия.

В рамках второй группы методов следует выделить категорию инструментов квалитативной оценки, в число которых, к примеру, входит широко используемый сравнительный БШОТ-анализ как инструмент оценки сильных и слабых сторон организации в корреляции с возможностями и угрозами внешней среды; а также инструменты количественной оценки: маркетинговый метод, финансовый анализ результатов деятельности компании; методы оценки конкурентоспособности продукции (исходящие из положения прямой пропорциональности конкурентоспособности организации - конкурентоспособности ее продукции, оценка в данном случае производится на основе соотношения «качество / цена»); группа методов, основанных на теории эффективной конкуренции, в рамках которой оценка конкурентоспособности сводится к оценке эффективности использования ресурсов компании (теория равновесия, теория сравнительных преимуществ, функциональный анализ и др.). Целесообразность применения первого из отмеченных инструментов заключается в направленности на оценку перспективной конкурентоспособности компании и определение так называемых «узких» мест в ее деятельности. Однако возможность оперировать только качественными характеристиками одновременно является ограничением такого рода метода. В то же время перечисленные инструменты количественной оценки ограничены тем, что они позволяют оценить только текущий уровень конкурентоспособности транспортной компании, не интерпретируя при этом причины достигнутых результатов. Кроме того, охват оцениваемых в рамках их применения критериев может быть недостаточным и не всегда может быть модифицирован с учетом специфики деятельности того или иного предприятия транспорта.

В третьей группе методов выделяется инструментарий графического характера (многоугольник, радар конкурентоспособности и т.п.), обеспечивающий наглядность оценки уровня

конкурентоспособности при адекватном выборе критериев оценки. В данную группу также следует включить матричные методы, с помощью которых осуществляется оценка маркетинговой стратегии предприятия, с такими ключевыми переменными матрицы, как темпы роста рынка и относительная доля предприятия на данном рынке (например, матрица Бостонской консалтинговой группы BCG, матрица GE/McKinsey; матрица ADL, разработанная А.Д.Литлом). Несмотря на обеспечиваемую данными методами наглядность результатов и простоту применения, следует отметить, что они в то же время обладают крайне низкой информативностью, не определяя причины фиксируемого состояния конкурентоспособности. В третью группу также можно включить расчетные методические инструменты (метод средневзвешенного арифметического, анализа иерархий, индексный метод и др.).

Таким образом, можно заключить, что те или иные методики оценки конкурентоспособности транспортных предприятий в современных условиях имеют определенные ограничения, будучи сфокусированными на отдельных аспектах измерения состояния предприятия или (гораздо реже) перспектив его развития. Заинтересованность транспортных предприятий в максимизации результатов своей деятельности актуализирует совершенствование методологии оценки конкурентоспособности и необходимость разработки и применения комплексной методики оценки в исследуемой области, отличие которой, с точки зрения реализуемого методического подхода, заключается в максимальном охвате актуальных для транспортных предприятий показателей, использовании не только текущих, но и перспективных (будущих) оценок конкурентоспособности.

Одной из попыток реализации комплексного подхода к измерению состояния субъекта в сфере конкурентоспособности является применение в современных условиях методик рейтинговой оценки. Из их числа в международной методике и практике для оценки динамики показателей транспортного рынка стран мира в настоящее время активно используется разработанный специалистами Всемирного банка Индекс эффективности логистической системы ^Р1). Данный инструмент предоставляет возможность систематизации информации, аккумулируемой от международных транспортных предприятий, осуществляющих перемещение грузов, фрахт и доставку грузов, а затем на основе данной информации - выявления более привлекательных способов доставки товаров. Данная рейтинговая методика оценки основывается на использовании 5-балльной шкалы. В число оцениваемых параметров входят эффективность процесса таможенной очистки и качество деятельности пограничных агентств, качество логистическо-транспортной информационно-технологической инфраструктуры, простота и доступность организации международных поставок, уровень компетенции локальных логистических предприятий, возможность отслеживания международных поставок, своевременность полного завершения поставок.

В отечественной методике в качестве примера применения рейтингового инструмента в исследуемой области можно назвать рейтинг «Логистический оператор России», который позволяет реализовать оценку субъектов транспортного рынка страны, применяя метод весовых коэффициентов (измерение от 0 до 1) и определяя суммарный показатель на основе сложного комплекса многокомпонентных критериев, соответствующих особенностям функционирования современных транспортных компаний на рос-

сийском и международном рынках и характеризующих ключевые аспекты их финансово-производственной деятельности: уровень компетенции предприятия, финансовое положение, спектр предоставляемых логистических услуг, техническое и технологическое оснащение, объем работ и услуг, репутацию компании, наличие филиалов на территории страны. В ходе реализации методики значения весовых коэффициентов присваиваются исполнителем рейтинга при необходимости с привлечением экспертной оценки.

Однако следует отметить, что вести речь о данных методиках как комплексных инструментах оценки, на наш взгляд, несколько затруднительно. Во-первых, в них наблюдается опять-таки во многом узконаправленность на измерение текущей деятельности операторов рынка транспортных услуг, во-вторых, фактически отсутствует оценка качества услуг транспортных предприятий с позиции потребителей (грузоотправителей и грузополучателей); кроме того, не прослеживается стратегический подход к оценке перспектив.

На решение проблемы разработки комплексных методик оценки конкурентоспособности с учетом вышеназванных недостатков сегодня направлены усилия многих исследователей-практиков. В данном случае можно отметить, в частности, комплексную рейтинговую методику, разработанную авторами Н.П. Белозерцевой, Л.С. Шендрик [1]. Несмотря на заявленную региональную сфокусированность методики, которая разработана исследователями для оценки конкурентоспособности компаний-грузоперевозчиков Дальнего Востока, ее адаптация и применение возможны и для субъектов транспортной отрасли, функционирующих на других территориях нашей страны. В рамках указанной методики выделены следующие сложносо-ставные критерии оценки транспортных компаний: критерии потребительских предпочтений; комплексность предоставляемых логистических услуг (на основе данных, предоставляемых компанией); позиция компании на рынке; удовлетворенность потребителей. Расчет общего рейтинга транспортной компании производится на основе определения среднего арифметического от указанных показателей. В основу методики положен интегральный метод расчета, предполагающий комбинирование нескольких методов оценки: измерение данных, предоставляемых оцениваемым субъектом, экспертная оценка, потребительская оценка (на основе анкетирования). Потребительская оценка при этом производится с использованием коэффициентов, зафиксированных (в промежутке 0,01-0,4) по 10 следующим оценочным параметрам: соответствие сроков транспортировки заявленным, тарифная политика, своевременное предоставление подтверждающей документации, возможность отслеживать отправленные грузы по мере их движения к окончательной точке, возможности отправки сборных грузов, широта географии доставки отправлений, репутация компании, частота отправок грузов, уровень квалификации и профессионализма персонала, возможности отправки грузов с учетом различной скорости. Для оценки позиции компании на рынке используются такие показатели с весовыми коэффициентами (от 0,1 до 0,4), как время работы организации на рынке, численность персонала, объемы грузоперевозок в динамике, наличие у организации складских помещений и собственных средств транспортировке, мнение экспертного сообщества о деятельности организации и ее услугах.

Следует отметить, что рассматриваемая методика комплексной оценки характеризуется относительной простотой расчета

показателей и позволяет многоаспектно оценить субъектов транспортного рынка, выявить текущие конкурентные преимущества отдельных участников рынка и дать оценку общему состоянию рынка грузоперевозок в рамках отдельного региона. Однако следует отметить, что сбор и обработка данных при наличии большого числа участников рынка с учетом необходимости осуществления потребительской и экспертной оценки, может быть достаточно затруднительным и ресурсозатрат-ным. В то же время необходимо указать на такое свойство, как гибкость анализируемой методики, расчетная формула которой позволяет вводить для оценки другие критерии, модифицируя и адаптируя инструментарий под специфику деятельности конкретных хозяйствующих субъектов, в том числе отражая нацеленность на перспективную оценку изменения уровня конкурентоспособности, которая в данной методике фактически отсутствует. Этот момент следует признать крайне важным фактором, так как обеспечить комплексность оценочного методического инструментария в сфере конкурентоспособности транспортных предприятий в современных условиях достаточно сложно именно ввиду большого числа критериев для оценки и их неоднозначности. Это объясняет попытки развития методологии оценки конкурентоспособности транспортных компаний в несколько другом, более узконаправленном ключе, а именно в направлении разработки методик, позволяющих осуществить комплексный охват и оценку отдельных показателей, например финансовой устойчивости транспортной компании. Подобная методика, разработана, например, исследователем М.Б. Ивановой [3] и апробирована автором на примере функционирования Новороссийского транспортного узла.

В качестве параметров конкурентоспособности транспортных услуг исследователем установлены такие, как уровень надежности и относительный уровень времени обслуживания, мера полноты комплекса оказываемых услуг, относительный показатель цены. Критериями для оценки интегрального показателя финансовой устойчивости в рамках указанной методики при этом выступают:

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств,

- коэффициент маневренности собственных средств,

- коэффициент структуры собственного капитала, отношение дебиторской задолженности к кредиторской.

В условиях достаточно сложного характера разработки комплексных методических инструментов в исследуемой сфере вследствие уже отмеченного значительного числа критериев для оценки у транспортных субъектов, а также внутренних и внешних факторов, влияющих на состояние конкурентоспособности в современных условиях, попытки развития методологии оценки в данном направлении, с одной стороны, следует признать достаточно продуктивными. Однако в то же время вычисление при подобном узконаправленном подходе каждого из показателей, влияющих на конкурентоспособность при привлечении исключительно человеческих ресурсов приведет к еще более существенным временным затратам, чем в ранее рассмотренном нами случае общего подхода, что противоречит самой природе явления конкурентоспособности, расчет и обеспечение которой с учетом текущих экономических реалий требует максимальной оперативности. Поэтому, на наш взгляд, подобный методический подход будет демонстрировать особую продуктивность при его интеграции с ресурсами, предоставляемыми сегодня информационными технологиями и средствами, в частности, системами комплексного управления

предприятиями и системами бизнес-аналитики, бизнес-интеллекта, позволяющими осуществлять дифференцированную оценку по многочисленным показателям, обрабатывая при этом большие объемы данных с максимальной эффективностью и при минимальных затратах времени, в особенности если речь идет о применении сложного математического инструментария, в то же время реализуя на основе полученных данных функцию стратегического прогнозирования и планирования дальнейшей деятельности компании с целью поддержания своей конкурентоспособности на рынке, непрерывного мониторинга изменений в данной области. Поиск и имплемен-тация решений в данном направлении для различных видов транспортных компаний уже ведется такими российскими и зарубежными компаниями-разработчиками, как АО «Прогноз», SAP и др., однако данные попытки еще не полностью соответствуют концепции комплексного методического подхода, предоставляя пользователям преимущественно типовые решения, требующие дальнейшей адаптации для конкретной бизнес-единицы.

Таким образом, следует признать, что проблема совершенствования методики экономической оценки конкурентоспособности транспортных компаний, с точки зрения комплексного подхода, остается сегодня по-прежнему одной из значимых задач развития современной науки, решение которой обеспечит повышение конкурентоспособности транспортной отрасли в национальном масштабе в целом. При этом, как свидетельствует проведенный автором анализ, решение данной задачи требует объединения научных усилий специалистов различных направлений. Рассмотренные в настоящей статье положения не носят характер исчерпывающего анализа по исследуемой проблеме, однако задают определенные направления ее дальнейшего развития в обозначенном векторе с учетом комплексного методического подхода и интеграции таких научных областей, как экономические и информационные науки.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,88%.

Список литературы:

1. Белозерцева Н.П., Шендрик Л.С. Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 1 (19). С. 144-149.

2. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67-77.

3. Иванова М.М. Методические основы оценки и повышение уровня конкурентоспособности транспортно-экспедиторской компании: Дисс... канд. эконом. наук. Новороссийск, 2001. 180 с.

4. Ксенофонтова Т.Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе вовлечения в хозяйственный оборот инновацион-ноемких ОИС // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 2. С. 227-230

5. Митченко Г.В. Особенности применения организационно-функционального механизма обеспечения реализации маркетинговой стратегии в условиях предприятий грузоперевозчиков автомобильным транспортом // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 4. С. 114-118.

6. Пальникова Е.Н. Конкурентоспособность автотранспортной отрасли и факторы обеспечения конкурентоспособности автотранспортных предприятий // Вестник Сибирского федерального университета. 2016. № 4-5 (56). С. 130-133

7. Пеньшин Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях посткризисной модернизации экономики России. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 156 с.

8. К.Ю. Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 144-147

9. Управление международной конкурентоспособностью в условиях глобализации экономического развития: Монография. В 2 т. / Авт. коллектив: Д.Г.Лукьяненко, А.М.Поручник, Л.Л.Антонюк; под редД.Г.Лукьяненко. К.: КНЕУ, 2006. 529 с.

10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. СПб.: Приоритет, 2015. 320 с.

11. Чижук Ю.Н. Развитие международной транспортной инфраструктуры как фактор повышения конкурентоспособности российских автотранспортных предприятий : Дисс.канд. эконом. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.