Научная статья на тему 'Технологии повышения конкурентоспособности компании на примере подразделения группы компаний "Деловые линии" (г. Пенза)'

Технологии повышения конкурентоспособности компании на примере подразделения группы компаний "Деловые линии" (г. Пенза) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
16
Поделиться
Ключевые слова
АВТОПЕРЕВОЗКА / АУТСОРСИНГ / БЕНЧМАРКИНГ / РЕИНЖИНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / "ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ" / TRANSPORT BY ROAD / OUTSOURCING / BENCHMARKING / REENGINEERING / BUSINESS PROCESS / "DELOVYE LINII"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Ольга Андреевна, Ищенко Ирина Геннадьевна

Актуальность и цели. Существующая проблема повышения конкурентоспособности компании весьма актуальна на сегодняшний день. В силу того, что рынок товаров и услуг насыщен и переполнен, конкуренция растет и очень важно уделять особое внимание системе факторов, влияющих на становление конкурентоспособной компании. Целью данного исследования является теоретическое рассмотрение существующих мировых технологий повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и их практическое применение в рамках подразделения группы компаний (ГК) «Деловые линии» (г. Пенза). Материалы и методы. С помощью аналитического метода исследования обоснована необходимость внедрения технологий повышения конкурентоспособности компании в работу исследуемого объекта ООО «Деловые линии» (г. Пенза). Результаты. В условиях современного рынка необходимо внедрение в работу современных технологий, позволяющих компаниям выйти на новый уровень и благодаря этому занять лидирующие позиции среди конкурентов. В статье рассмотрены и проанализированы основные мировые технологии повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. К таким технологиям можно отнести: аустсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, реинжиниринг и инжиниринг. В ходе исследования была рассмотрена как теоретическая основа заявленных технологий, так и практическое внедрение их в работу предприятия. В работе произведена также оценка эффективности и рентабельности данных инновационных подходов и технологий. Выводы. Технологии современного менеджмента трудно представить без управленческих инноваций. Это объясняется значительным воздействием нововведений на все процессы функционирования компании, что в конечном итоге определяет уровень ее конкурентоспособности. Инновационные технологии в управлении это комбинация опыта, ценностей и новых решений, которые осуществляются в организации. В основе технологии инноваций лежат современные знания. Инновации, базирующиеся на современных технологиях, превращаются в основное поле конкуренции. Руководителям компаний, директорам, предпринимателям очень важно быть гибкими и легко подстраиваться под условия конкурентной борьбы на рынке. Одним из инструментов становления экономически эффективной компании является внедрение в работу субъекта современных управленческих технологий. В ходе исследования было выявлено, что с помощью внедрения технологии «аутсорсинг» можно значительно уменьшить затраты на содержание отдела рекламы и маркетинговой политики. Из всего комплекса маркетинга наиболее широкое применение в исследуемой компании, на наш взгляд, должен получить аутсорсинг в сфере продвижения. Компании-аутсорсеры обладают большим опытом и более углубленной специализацией по сравнению с внутренними отделами и способны предложить гораздо больше вариантов решения какой-либо задачи, связанной например, с разработкой и проведением рекламных акций, РR-кампаний, программ стимулирования и другими направлениями деятельности организации. Технология «аутстаффинг» позволит уменьшить объемы работ отдела кадров за счет снижения численности работников с помощью перевода персонала на положение «вне штата». Выведение за штат работников позволит исследуемой компании повысить эффективность деятельности, оптимизировать издержки по налогам, а также штатное расписание, снизить издержки на работу по кадровому делопроизводству, улучшить работу с миграционными, налоговыми и иными органами. В ходе исследования на основе технологии «бенчмаркинг» был проведен сравнительный анализ эталонных показателей качества оказываемых транспортных услуг по доставке грузов компании «Деловые линии» и ее основных конкурентов. В результате было определено место компании на рынке среди конкурентов и выявлены слабые стороны, которые необходимо усовершенствовать в целях повышения конкурентоспособной позиции. Использование технологии «бенчмаркинг» в течение восьми месяцев позволяет достичь прогресса в размере до 200 %. Значительное место в исследовании было уделено и такой современной технологии, как «реинжиниринг». Фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процесса «заполнение путевых листов» поможет добиться улучшения одного из главных показателей деятельности компании, а именно качества сбора информации по оказываемой услуге. Автоматизировать этот процесс, избежать ошибок и неточностей, архивировать всю информацию по оказываемой услуге можно с помощью программного продукта «ТрансМенеджер», который позволяет облегчить построение бизнеса в сфере автоперевозок. Технология «инжиниринг» весьма эффективна в рамках применения к компании «Деловые линии». Внедрение данной технологии позволит повысить объемы перевозимых грузов по Пензенской области. Реализовать это возможно с помощью открытия филиала «Деловые линии» в г. Кузнецке. Открытие филиала в другом городе рентабельно, так как полученная от продаж прибыль перекрывает минимальные затраты на его содержание. В заключение стоит отметить, что с помощью современных инструментов повышения конкурентоспособности предприятия возможно продиагностировать сильные и слабые стороны хозяйствующего субъекта, устранить слабые аспекты и усовершенствовать сильные.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеева Ольга Андреевна, Ищенко Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TECHNOLOGIES OF COMPANY’S COMPETITIVENESS IMPROVEMENT BY THE EXAMPLE OF “DELOVYE LINII” COMPANY’S DIVISION IN PENZA

Background. The problem of increase of competitiveness of the company is very relevant today. Due to the fact that the market of goods and services is saturated and overflowing, the competition is growing and it is important to pay special attention to system factors influencing the formation of competitive companies. The aim of this study is a theoretical review of existing methodologies the global competitiveness of the economic entity and their practical application within the Department GK “Business lines” in Penza. Materials and methods. Using the analytical method of the study the necessity of implementing methodologies to improve the competitiveness of the company in work of the investigated object, LLC “Delovye Linii” in Penza. Results. In a competitive market, it is very important and necessary to introduce modern technologies that allow companies to reach a new level, thereby taking a leading position among competitors. The article considers and analyzes the main world technologies to improve the competitiveness of an economic entity. These technologies include: outsourcing, outstaffing, benchmarking, reengineering and engineering. The study considered both the theoretical basis of the declared technologies and their practical implementation in the enterprise. The efficiency and profitability of these innovations are also evaluated. Conclusions. It is difficult to imagine modern management technologies without managerial innovations. This is due to the significant impact of innovations on all the processes of the company, which ultimately determines the level of its competitiveness. Innovative technologies in management a combination of experience, values and new solutions that are implemented in the organization. Modern knowledge is the basis of innovation technology. Innovations based on progressive views turn into the main field of competition. It is very important for company managers, directors, entrepreneurs to be flexible and easily adapt to the conditions of competitive struggle in the market. One of the tools for the formation of economically efficient companies is the introduction of the subject of modern management technologies. The study revealed that the implementation of outsourcing technology can significantly reduce the cost of advertising and marketing policy. From the whole complex of marketing the most widely used in the study company in our opinion should get outsourcing in the field of promotion. Outsourcing companies have a lot of experience and more in-depth specialization in comparison with internal departments and are able to offer much more options for solving any problem, such as the development and implementation of promotions, PR-campaigns, incentive programs and other activities of the organization. Technology “outstaffing” will reduce the amount of work of the personnel Department by reducing the number of employees by transferring staff to the position of “out of staff”. The removal of the staff will allow the company to improve the efficiency of activities, optimize tax costs, as well as staffing, reduce the cost of work on personnel records, improve work with migration, tax and other authorities. In the course of the research on the basis of benchmarking technology, a comparative analysis of benchmark indicators of the quality of transport services provided for the delivery of goods to “Delovye line” and its main competitors was carried out. As a result, the company’s place in the market among competitors was determined and weaknesses identified that need to be improved in order to increase its competitive position. The use of “benchmarking” technology within 8 months makes it possible to achieve progress of up to 200 %. A significant place in the study was given to such modern technology as “reengineering”. Fundamental rethinking and redesigning of the business process “filling in the waybills” will help to improve one of the main indicators of the company’s activity, namely, the quality of information collection on the service provided. To automate this process, avoid mistakes and inaccuracies, to archive all the information on the service, you can use the software product “Transmenedzher”, which makes it easier to build a business in the field of road transport. “Engineering” technology is very effective within the scope of application to the company “Business lines”. The introduction of this technology will increase the volume of goods transported in the Penza region. This can be realized by opening of the branch of “Delovye Linii” in the city of Kuznetsk. Opening a branch in another city is profitable, as the profit obtained from sales covers the minimum cost of its maintenance. In conclusion, it should be noted that with the help of modern tools to improve the competitiveness of enterprises, it is possible to diagnose the strengths and weaknesses of the economic entity, to eliminate weaknesses and improve strengths.

Текст научной работы на тему «Технологии повышения конкурентоспособности компании на примере подразделения группы компаний "Деловые линии" (г. Пенза)»

УДК 65.011

Б01 10.21685/2072-3016-2018-3-18

О. А. Гордеева, И. Г. Ищенко

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ» (г. ПЕНЗА)

Аннотация.

Актуальность и цели. Существующая проблема повышения конкурентоспособности компании весьма актуальна на сегодняшний день. В силу того, что рынок товаров и услуг насыщен и переполнен, конкуренция растет и очень важно уделять особое внимание системе факторов, влияющих на становление конкурентоспособной компании. Целью данного исследования является теоретическое рассмотрение существующих мировых технологий повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и их практическое применение в рамках подразделения группы компаний (ГК) «Деловые линии» (г. Пенза).

Материалы и методы. С помощью аналитического метода исследования обоснована необходимость внедрения технологий повышения конкурентоспособности компании в работу исследуемого объекта - ООО «Деловые линии» (г. Пенза).

Результаты. В условиях современного рынка необходимо внедрение в работу современных технологий, позволяющих компаниям выйти на новый уровень и благодаря этому занять лидирующие позиции среди конкурентов. В статье рассмотрены и проанализированы основные мировые технологии повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. К таким технологиям можно отнести: аустсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, реинжиниринг и инжиниринг. В ходе исследования была рассмотрена как теоретическая основа заявленных технологий, так и практическое внедрение их в работу предприятия. В работе произведена также оценка эффективности и рентабельности данных инновационных подходов и технологий.

Выводы. Технологии современного менеджмента трудно представить без управленческих инноваций. Это объясняется значительным воздействием нововведений на все процессы функционирования компании, что в конечном итоге определяет уровень ее конкурентоспособности. Инновационные технологии в управлении - это комбинация опыта, ценностей и новых решений, которые осуществляются в организации. В основе технологии инноваций лежат современные знания. Инновации, базирующиеся на современных технологиях, превращаются в основное поле конкуренции. Руководителям компаний, директорам, предпринимателям очень важно быть гибкими и легко подстраиваться под условия конкурентной борьбы на рынке. Одним из инструментов становления экономически эффективной компании является внедрение в работу субъекта современных управленческих технологий. В ходе исследования было выявлено, что с помощью внедрения технологии «аутсорсинг» можно значительно уменьшить затраты на содержание отдела рекламы и маркетинговой политики. Из всего комплекса маркетинга наиболее широкое применение в исследуемой компании, на наш взгляд, должен получить аутсорсинг в сфере продвижения. Компании-аутсорсеры обладают большим опытом и более уг-

© 2018 Гордеева О. А., Ищенко И. Г. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

лубленной специализацией по сравнению с внутренними отделами и способны предложить гораздо больше вариантов решения какой-либо задачи, связанной например, с разработкой и проведением рекламных акций, PR-кампаний, программ стимулирования и другими направлениями деятельности организации. Технология «аутстаффинг» позволит уменьшить объемы работ отдела кадров за счет снижения численности работников с помощью перевода персонала на положение «вне штата». Выведение за штат работников позволит исследуемой компании повысить эффективность деятельности, оптимизировать издержки по налогам, а также штатное расписание, снизить издержки на работу по кадровому делопроизводству, улучшить работу с миграционными, налоговыми и иными органами. В ходе исследования на основе технологии «бенчмаркинг» был проведен сравнительный анализ эталонных показателей качества оказываемых транспортных услуг по доставке грузов компании «Деловые линии» и ее основных конкурентов. В результате было определено место компании на рынке среди конкурентов и выявлены слабые стороны, которые необходимо усовершенствовать в целях повышения конкурентоспособной позиции. Использование технологии «бенчмаркинг» в течение восьми месяцев позволяет достичь прогресса в размере до 200 %. Значительное место в исследовании было уделено и такой современной технологии, как «реинжиниринг». Фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процесса «заполнение путевых листов» поможет добиться улучшения одного из главных показателей деятельности компании, а именно качества сбора информации по оказываемой услуге. Автоматизировать этот процесс, избежать ошибок и неточностей, архивировать всю информацию по оказываемой услуге можно с помощью программного продукта «ТрансМенеджер», который позволяет облегчить построение бизнеса в сфере автоперевозок. Технология «инжиниринг» весьма эффективна в рамках применения к компании «Деловые линии». Внедрение данной технологии позволит повысить объемы перевозимых грузов по Пензенской области. Реализовать это возможно с помощью открытия филиала «Деловые линии» в г. Кузнецке. Открытие филиала в другом городе рентабельно, так как полученная от продаж прибыль перекрывает минимальные затраты на его содержание. В заключение стоит отметить, что с помощью современных инструментов повышения конкурентоспособности предприятия возможно продиагностировать сильные и слабые стороны хозяйствующего субъекта, устранить слабые аспекты и усовершенствовать сильные.

Ключевые слова: автоперевозка, аутсорсинг, бенчмаркинг, реинжиниринг, бизнес-процесс, «Деловые линии».

O. A. Gordeeva, I. G. Ishchenko

TECHNOLOGIES OF COMPANY'S COMPETITIVENESS

IMPROVEMENT BY THE EXAMPLE OF "DELOVYE LINII" COMPANY'S DIVISION IN PENZA

Abstract.

Background. The problem of increase of competitiveness of the company is very relevant today. Due to the fact that the market of goods and services is saturated and overflowing, the competition is growing and it is important to pay special attention to system factors influencing the formation of competitive companies. The aim of this study is a theoretical review of existing methodologies the global competitiveness of the economic entity and their practical application within the Department GK "Business lines" in Penza.

Materials and methods. Using the analytical method of the study the necessity of implementing methodologies to improve the competitiveness of the company in work of the investigated object, LLC "Delovye Linii" in Penza.

Results. In a competitive market, it is very important and necessary to introduce modern technologies that allow companies to reach a new level, thereby taking a leading position among competitors. The article considers and analyzes the main world technologies to improve the competitiveness of an economic entity. These technologies include: outsourcing, outstaffing, benchmarking, reengineering and engineering. The study considered both the theoretical basis of the declared technologies and their practical implementation in the enterprise. The efficiency and profitability of these innovations are also evaluated.

Conclusions. It is difficult to imagine modern management technologies without managerial innovations. This is due to the significant impact of innovations on all the processes of the company, which ultimately determines the level of its competitiveness. Innovative technologies in management - a combination of experience, values and new solutions that are implemented in the organization. Modern knowledge is the basis of innovation technology. Innovations based on progressive views turn into the main field of competition. It is very important for company managers, directors, entrepreneurs to be flexible and easily adapt to the conditions of competitive struggle in the market. One of the tools for the formation of economically efficient companies is the introduction of the subject of modern management technologies. The study revealed that the implementation of outsourcing technology can significantly reduce the cost of advertising and marketing policy. From the whole complex of marketing the most widely used in the study company in our opinion should get outsourcing in the field of promotion. Outsourcing companies have a lot of experience and more in-depth specialization in comparison with internal departments and are able to offer much more options for solving any problem, such as the development and implementation of promotions, PR-campaigns, incentive programs and other activities of the organization. Technology "outstaffing" will reduce the amount of work of the personnel Department by reducing the number of employees by transferring staff to the position of "out of staff'. The removal of the staff will allow the company to improve the efficiency of activities, optimize tax costs, as well as staffing, reduce the cost of work on personnel records, improve work with migration, tax and other authorities. In the course of the research on the basis of benchmarking technology, a comparative analysis of benchmark indicators of the quality of transport services provided for the delivery of goods to "Delovye line" and its main competitors was carried out. As a result, the company's place in the market among competitors was determined and weaknesses identified that need to be improved in order to increase its competitive position. The use of "benchmarking" technology within 8 months makes it possible to achieve progress of up to 200 %. A significant place in the study was given to such modern technology as "reengineering". Fundamental rethinking and redesigning of the business process "filling in the waybills" will help to improve one of the main indicators of the company's activity, namely, the quality of information collection on the service provided. To automate this process, avoid mistakes and inaccuracies, to archive all the information on the service, you can use the software product "Transmenedzher", which makes it easier to build a business in the field of road transport. "Engineering" technology is very effective within the scope of application to the company "Business lines". The introduction of this technology will increase the volume of goods transported in the Penza region. This can be realized by opening of the branch of "De-lovye Linii" in the city of Kuznetsk. Opening a branch in another city is profitable, as the profit obtained from sales covers the minimum cost of its maintenance. In conclusion, it should be noted that with the help of modern tools to improve the

competitiveness of enterprises, it is possible to diagnose the strengths and weaknesses of the economic entity, to eliminate weaknesses and improve strengths.

Key words: transport by road, outsourcing, benchmarking, re-engineering, business process, "Delovye Linii".

Введение

В современном мире проблема конкурентоспособности предприятия весьма актуальна. От эффективности решения данной проблемы зависят многие аспекты экономической и социальной жизни. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности как хозяйствующих субъектов, так и страны в целом. В условиях современного рынка перед руководителями хозяйствующих субъектов остро стоит вечный вопрос, как и каким образом сохранить и совершенствовать свои позиции на рынке конкурентов. В силу того что рынок товаров и услуг весьма насыщен и переполнен, особое внимание уделяется формированию различных технологий в целях повышения конкурентоспособности, достижения и сохранения лидирующих позиций на современном рынке [1]. На сегодняшний день разработка технологий по становлению высококонкурентоспособной компании является важнейшим фактором эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.

Процесс формирования технологии управления в целях повышения конкурентоспособности компании предполагает производство конкурентоспособного товара и создание благоприятных условий для продвижения его на рынок. Практика показывает, что осуществление данного алгоритма вызывает значительные затруднения, а для многих компаний в условиях современного рынка стало проблемой из-за отсутствия четко определенной стратегии и финансово-экономических целей. Как известно, конкурентоспособность предприятия определяется рядом факторов, таких как: качество услуг; наличие эффективной стратегии маркетинга; высококвалифицированный персонал; технологический уровень производства и оснащения; доступность источников финансирования. Совершенствование всех факторов сразу невозможно [2]. Целесообразнее выявить факторы, наиболее влияющие на становление и уровень конкурентоспособности предприятия, и воздействовать на них в нужных для предприятия направлениях, тем самым управляя ими. Сущность конкурентоспособности заключается в фиксированном результате наличия конкурентных преимуществ среди соперников.

Процесс формирования технологии повышения конкурентоспособности для конкретного хозяйствующего субъекта очень индивидуален и уникален. В данной статье на примере крупнейшей транспортно-логистической компании России исследуем основные аспекты, влияющие на конкурентоспособность, сформируем модель повышения конкурентоспособности с помощью современных методологий.

Анализ и оценка объекта исследования на рынке конкурентов

Компания «Деловые линии» начинает свою историю с 2001 г. и специализируется на оказании услуг по перевозке грузов как организациям, так и

частным лицам. Миссия компании гласит: «Мы делаем сложное простым», что подразумевает формирование ландшафта транспортно-логистической отрасли, которая невероятна сложна и требует высочайших профессиональных компетенций и постоянного совершенствования бизнес-процессов. Цель компании заключается в том, чтобы стать лидером логистической отрасли. Сегодня «Деловые линии» насчитывают около 140 подразделений в разных городах, 4000 единиц автомобильного транспорта и более 20 000 сотрудников. «Деловые линии» предоставляют услуги по доставке сборного груза автомобильным и воздушным транспортом, перевозке грузов еврофурами и малотоннажными автомобилями, контейнерным перевозкам, а также услуги по номенклатурному ответственному хранению. При необходимости клиентам предлагается мультимодальная транспортировка грузов. Благодаря обширной сети подразделений и собственному современному автопарку «Деловые линии» обеспечивают оперативную и надежную перевозку грузов по всей России. Компания разрабатывает и предлагает клиентам индивидуальные логистические решения для транспортировки крупногабаритных грузов и грузов, требующих особых условий перевозки, а также для обеспечения регулярных поставок товаров или материалов большой группе получателей [3]. На рис. 1 схематично представлены результаты исследований Infi•aNews, опубликованные в сентябре 2017 г., где на группу компаний «Деловые линии» приходится 26,1 % рынка, что дает ей значительный отрыв от конкурентов [4]. Несмотря на то что в совокупности работы 140 подразделений в разных городах России, ГК «Деловые линии» имеет значительное превосходство над своими конкурентами. Не стоит забывать, что результат требует систематического поддержания позиции на рынке и ее улучшения.

Светлан а-К 4.58%. Ратэк 4.82%,

ТК Энергия 4 34^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЭК5Л4%

Байкал-Се рви с 6.72%

СПСР 7.69%.

КИТ 9.50%-

^Деловые Линии 26.10%

^DHL 20.26%

DP01C.8

Рис. 1. Распределение долей между дальнемагистральными сборными перевозчиками с учетом сдвоенной статистики, без «Почты России», 2017 г.

Сохранить и преумножить позицию на рынке грузовых перевозок можно посредством совершенствования и автоматизации частей огромной компании, т.е. ее подразделений. ООО «Деловые линии» имеет собственный парк из 20 единиц техники, численность сотрудников около 40 человек. Для исследования рассмотрим подразделение, территориально находящееся в г. Пензе. На рис. 2 представлена организационная структура управления хозяйствующего субъекта, которая имеет линейно-функциональную форму.

Генеральный директор

— ^ г

Руководитель логистического отдела Руководитель транспортного отдела Руководитель отдела кадров Главный бухгалтер Специалист по рекламе

Диспетчеры Автомеханики Водители Бухгалтер Дизайнер

Диспетчеры

Автомеханики

Бухгалтеры

и т.д.

Рис. 2. Организационная структура ООО «Деловые линии» (г. Пенза)

На сегодняшний день наиболее эффективной технологией повышения конкурентоспособности предприятия называют внедрение в менеджмент организации инновационных приемов, таких как: аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, реинжиниринг и инжиниринг. Остановимся на них подробнее, рассмотрев теоретические аспекты и практическое применение.

Технологии повышения конкурентоспособности предприятия.

Результаты внедрения в работу объекта

Понятие «аутсорсинг» подразумевает привлечение и использование внешнего источника. Данная технология заключается в передаче предприятием определенных видов или функций деятельности другой компании, специализирующейся в нужной области, на основе договора. Обычно это функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем на основе длительного контракта, такие как бухгалтерский учет, юридическая поддержка, рекламные услуги, поддержка работы компьютерной сети и т.д. Основным преимуществом аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и возможность использования освободившихся организационных, финансовых и человеческих ресурсов для развития новых концепций и направлений. По данным Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг является развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета [5].

В рамках субъекта ООО «Деловые линии» использование технологии «аутсорсинг» весьма целесообразно. В процессе организации предприятия выделено отдельно структурное подразделение, занимающееся рекламой и маркетинговой политикой, включающее в себя двух сотрудников, специалиста по рекламе и маркетингу и дизайнера. Стоит рассмотреть экономическую

составляющую содержания двух сотрудников на предприятии для принятия дальнейшего решения о целесообразности внедрения технологии «аутсорсинг» в работу субъекта. В среднем заработная плата сотрудника отдела маркетинга составляет 25 тыс. руб. в месяц. Работодатель обязан с доходов, выплачиваемых своим сотрудникам, ежемесячно перечислять страховые взносы в Федеральную налоговую службу и Фонд социального страхования. Это еще порядка 10 тыс. руб. на человека в месяц. Не стоит забывать о праве сотрудника получать ежегодный оплачиваемый отпуск, который повлечет для работодателя расходы, связанные с выплатой отпускных и простоем в работе. В среднем содержание двух сотрудников повлечет расходы в размере 850 тыс. руб. в год.

Рассмотрим вариант передачи функции ведения маркетинговой политики предприятия «в руки» аутсорсинговой компании. Базовая стоимость рекламного аутсорсинга по г. Пензе составляет 40 тыс. руб. в месяц по безналичному расчету с учетом НДС. Эта сумма может варьироваться в зависимости от рекламной активности. В свою очередь, данная сумма будет отнесена к статье расходов, что позвонит уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли для предприятия, функционирующего на основе Общей системе налогообложения. В среднем на расходы пользования услугами аутсорсинговой компании необходимо около 480 тыс. руб. в год.

Подводя итоги, стоит отметить, что рекламный аутсорсинг экономически рентабелен для предприятия ООО «Деловые линии». Расходы аутсорсин-говой компании меньше относительно расходов по содержание двух сотрудников отдела маркетинга в штате, при этом обеспечена бесперебойная работа высококвалифицированных сотрудников аутсорсинговой компании.

Поиск персонала «извне», т.е. привлечение рабочей силы другого предприятия, возможно реализовать с помощью технологии «аутстаффинг», что весьма рентабельно для предприятия. Компания, занимающаяся услугами аутстаффинга, предоставляет на основании договора, где прописаны время и объемы работ, во временное распоряжение персонал требуемой специальности и квалификации. Сама компания-заказчик не вступает в правовые отношение с персоналом организации, предоставляющей услуги аутстаффинга. То есть работники формально числятся в штате одной организации, а фактически выполняют работу другого предприятия.

Аутстаффинг позволяет уменьшить объемы работ отдела кадров за счет снижения численности работников. Существует возможность перевести практически весь персонал (за исключением административно-управленческого) на положение «вне штата». В таком случае потребность в кадровой службе исчезает полностью. Также снижаются временные и денежные затраты на подбор и найм персонала [5].

В случае возникновения спорных ситуаций, связанных с трудовым правом, ответственность разделяется между компанией-заказчиком и организа-цией-аутстаффером, в некоторых случаях ответственность полностью перекладывается на организацию, предоставляющую услуги аутстаффинга.

Применительно к организационной структуре ООО «Деловые линии» внедрение технологии «аутстаффинг» окажет экономически эффективное воздействие на работу предприятия в целом. Во-первых, это позволит снизить издержки и оптимизировать деятельность предприятия. Во-вторых, сни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зится объем работ кадровой службы и уменьшатся затраты на заработную плату и выплаты по ней. В-третьих, повысится гибкость управления персоналом. На сегодняшний день существует проблема поиска сотрудников нужной квалификации, водителей-экспедиторов категории СЕ. Статистика поиска сотрудников в рамках данной сферы показывает, что, при размещении объявления от лица компании на интернет-ресурсе "Ауйо" поиск сотрудника занимает один-два месяца, что весьма долго. Решить проблему посредством привлечения сотрудников из другой организации эффективно и рентабельно. Это позволит уменьшить время поиска, увеличив работоспособность предприятия.

Технология «бенчмаркинг» получила широкое распространение как среди малых предприятий со считанным числом работников, так и крупнейших корпораций. Бенчмаркинг является эффективным инструментом управления качеством товара или оказываемых услуг. Благодаря бенчмаркингу, получается значительно повысить внутреннюю рентабельность работы за счет устранения многих проблем, связанных с качеством.

Определение понятия «бенчмаркинг» гласит, что это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний в данной сфере, уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация [6].

Процесс организации бенчмаркинга внутри предприятия является достаточно трудоемким и длительным. Достоинства использования бенчмаркин-га заключаются в вероятности резкого улучшения собственного положения, гарантии прогресса в размере до 200 % всего лишь за восемь месяцев.

На рис. 3 представлены виды бенчмаркинга. Проведение бенчмаркинга по повышению качества товара относится к конкурентному [6].

Рис. 3. Классификация видов бенчмаркинга

Методика бенчмаркинга представляет собой пять последовательных этапов, включающих выбор объекта для сравнения/улучшения, определение показателей/параметров для сравнения, выбор успешной компании в данной сфере для сравнения, сбор и анализ информации, внедрение успешных решений и опыта [7].

На первом этапе происходит выявление наиболее проблемных, важных, приоритетных объектов с целью дальнейшего их совершенствования. Объектом бенчмаркинга в рамках ООО «Деловые линии» выступает услуга доставки сборных грузов юридическим лицам. Данная услуга вызывает неоднозначную оценку потребителей, в некоторых случаях были обнаружены нарушения сроков доставки и порча груза.

Второй этап заключается в определение показателей и параметров выбранных объектов, по которым далее будет собираться и анализироваться информация. Критерия сравнения с услугами конкурентов следующие: цена, скорость доставки, страхование груза, вид упаковки.

Третий этап включает в себя выбор успешной компании, сферы для сравнения. Для сравнения были приняты главные конкуренты предприятия: ООО «Даймекс» и ООО «СДЕК».

Четвертый этап - сбор и анализ информации - самый емкий и трудный этап. Изучение конкурентов в рамках бенчмаркинга - довольно сложная задача, так как на предприятиях в основном придерживаются принципа секретности. Методы сбора информации осуществляются посредством партнеров, СМИ, Интернета (опросы и тематические форумы) и личных контактов. На основе четырех этапов осуществляется построение начальной таблицы оценок. Основными критериями оценки качества оказываемых услуг по доставке грузов были выбраны: цена, скорость доставки, страхование груза, вид упаковки. Данные показатели имеют качественную оценку, и для того, чтобы можно было провести сравнение с конкурентами, их нужно преобразовать в количественные. Преобразование проводится по интервальной шкале, разделенной на пять уровней [7]. Так, например, цена продукции может быть очень низкой (оценка в диапазоне 0-0,2 с центром интервала 0,1), низкой (оценка в диапазоне 0,2-0,4 с центром интервала 0,3), средней (оценка в диапазоне 0,4-0,6 с центром интервала 0,5), высокой (оценка в диапазоне 0,6-0,8 с центром интервала 0,7) и очень высокой (оценка в диапазоне 0,8-1 с центром интервала 0,9). В производственной отрасли выделено два основных конкурента. На основе имеющихся данных можно составить начальную таблицу оценок, которая будет содержать основные показатели, необходимые для проведения бенчмаркинга. Во-первых, это список параметров, неких характеристик, по которым будет осуществляться сравнение с другими компаниями. В нашем случае это цена, скорость доставки, страхование груза и вид упаковки. Во-вторых, заполняются относительные весовые значения этих параметров, которые позволят учесть важность отдельных параметров. Относительный вес каждого параметра может быть определен как менеджером компании, выполняющей бенчмаркинг, так и с помощью привлечения специального эксперта, занимающего нейтральную позицию. В-третьих, рассматривается сама компания с точки зрения оценки определенных параметров в интервале от 0 до 1. Заключительным этапом заполнения таблицы является оценка компаний-конкурентов по указанным параметрам. На основе данной

информации рассчитываются совокупные оценки по каждой компании в отдельности путем вычисления среднего арифметического значения. После этого определяются ранги по каждой компании от большего к меньшему значению. В табл. 1 содержится информация о сильнейших/слабейших конкурентах по каждому критерию в отдельности, данные о положении нашей компании по отношению к конкурентам и присвоенные ранги согласно совокупным оценкам. На основании таблицы можно сказать, что ООО «Деловые линии» занимает вторую позицию по отношению к ее конкурентам на наблюдаемом сегменте рынка.

Таблица 1

Начальная таблица для присвоенных оценок

Параметры наблюдаемого бизнес-процесса, X, Относительные весовые значения параметров, Wi Оценки рассматриваемой компании, СС Оценки партнера по бенчмаркингу, BP,

ВР1 ВР2

1. Цена 0,40 0,6 0,5 0,4

2. Скорость доставки 0,30 0,5 0,7 0,3

3. Страхование груза 0,15 0,4 0,5 0,1

4. Вид упаковки 0,15 0,6 0,5 0,5

Совокупные оценки, ЗА- 0,525 0,55 0,325

Ранг 2 1 3

На следующем этапе на основе полученных и проанализированных первичных данных начальной таблицы оценок происходит ряд сложных и трудоемких расчетов, которыми занимаются специалисты. Определяют частные и общие различия, сходства анализируемых предприятий, возможные действия и их совокупные значения, оценки действий по всем критериям.

На заключительном этапе происходит внедрение успешных решений, т.е. выполняется реализация всех разработанных в процессе бенчмаркинга мероприятий и решений. Важным условием является соблюдение баланса между стоимостью внедрения найденных решений и потенциальной выгодой от них. В ходе проведения «бенчмаркинга» было выдвинуто решение: в целях повышения эффективной работы системы управления качеством оказываемых услуг внедрить современную технологию «реинжиниринг».

Реинжиниринг представляет собой фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов в целях достижения максимально рентабельной и эффективной работы предприятия. Алгоритм проведения реинжиниринга состоит из двух основных этапов: определение оптимального вида бизнес-процесса и определение наилучшего способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный [8].

В рамках предприятия ООО «Деловые линии» применение реинжиниринга возможно относительно бизнес-процесса заполнения путевых листов. Путевой лист типовой межведомственной формы представляет собой сбор информации от следующих сотрудников. Формирование путевого листа начинает диспетчер, занося информацию о водителе, автомобиле, времени вы-

езда/заезда из гаража, требуемое количество горючего, информацию о заказчике и показания спидометра при выезде/заезде. Затем сам водитель прописывает маршрут, время и показания спидометра при прибытии/убытии к заказчику. Также водитель указывает часы работы по совместительству, поскольку за совмещение обязанностей ему производится доплата. Например, в графе «Особые отметки» делается запись о совмещении обязанности грузчика или экспедитора. В путевом листе также ставятся отметки о медицинском осмотре перед выездом и по прибытии водителя о технической исправности передвижного состава и разрешение на выезд из гаража, которое подписывает механик.

Вследствие того, что заполнение путевых листов осуществляется вручную, существуют риски недостоверной и искаженной информации. Данные о горючем и показания спидометра могут не совпадать с действительными. Решить эту проблему можно посредством установки на автомобили системы спутникового наблюдения «Глонасс». Это позволит отслеживать заправки, остановки и показания спидометра. При автоматизации данного бизнес-процесса таким образом риски недостоверных данных и мошенничества со стороны водителя будут минимизированы.

Также стоит отметить, что в путевых листах часто допускаются неоговоренные подчистки, исправления, что недопустимо, поскольку путевой лист -это документ строгой отчетности. Водители, заполняя путевой лист, торопятся, и почерк при этом бывает неразборчив.

Полностью заполненный путевой лист с полной информацией о проделанной работе передается в бухгалтерию, где всю информацию вручную переносят в базу данных компании с целью ее накопления, хранения и дальнейшей систематизации. На данном этапе также существуют риски возникновения ошибок и неточностей. Полученная таким образом информация не может показать четкую картину эксплуатации подвижного состава. На современном рынке представлен ряд программных продуктов, решающих задачи учета и специфики автоматизации деятельности автотранспортных хозяйств. Предлагаются готовые отраслевые решения, ориентированные на различные категории пользователей. Данные программы позволяют организовать учет заявок и формировать разнарядку на работу автомобилей. Примером такого программного продукта является «ТрансМенеджер», который позволяет облегчить построение бизнеса в сфере автоперевозок. Данный программный продукт дает возможность оптимизировать все этапы деятельности: привлечение контрагентов и ведение истории работы с ними, заключение договоров и заявок на перевозку, оформление бухгалтерской документации, управленческий и финансовый контроль, а также анализ рентабельности ведения работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве современного инструмента повышения конкурентоспособности предприятия также можно рассмотреть технологию «инжиниринг», что в переводе с английского означает «технический». Инжиниринг - услуги консультации технического характера, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса и его последующей реализации [8].

В целях повышения объемов перевозимых грузов по Пензенской области возможно открытие филиала «Деловые линии», расположенного в г. Кузнецке. Филиал будет представлять собой терминал, куда будут приниматься

отправления, где будет производиться их упаковка и оформляться сопутствующая документация. После этого будет осуществляться транспортировка отправлений в подразделение г. Пензы, откуда уже они будут отправляться адресатам. Конечно, на первый взгляд это кажется нецелесообразно, ведь в г. Кузнецке существуют и другие транспортные компании, осуществляющие курьерские услуги. Но именно «Деловые линии» зарекомендовали себя на рынке как ответственный перевозчик. Именно у них существует страхование груза, что гарантированно обеспечит выплату в случае повреждения груза. Имеются различные варианты упаковок, что позволяет перевозить даже самый хрупкий груз. Следовательно, от содержания филиала объемы перевозимых грузов по Пензенской области возрастут. При условии, что содержание филиала потребует минимальных затрат на аренду помещения и содержание двух-трех сотрудников, применение инжиниринга в данном случае экономически эффективно.

Заключение

Проблемы повышения конкурентоспособности компании являются сложными и актуальными. Современное предприятие - это сложный комплекс, эффективность, устойчивость и позиции на рынке которого во многом зависят от правильного воздействия на рычаги становления высококонкурентоспособной компании. Стоит отметить, что внедрение в деятельность предприятия современных технологий повышения конкурентоспособности является главным решением проблемы улучшения и поддержания позиций компании на рынке конкурентов. Рассмотренные в статье технологии получили широкое распространение как среди огромных корпораций, так и малых предприятий. Практическое применение данных методологий было изложено выше в рамках хозяйствующего субъекта, который является подразделением, входящим в группу компаний. Стоит отметить, что организация деятельности подразделения не идеальна, есть куда совершенствоваться и развиваться. А это возможно осуществить посредством внедрения современных технологий повышения конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Криворотов, В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем / В. Криворотов, А. Калина, С. Ерыпалов. - М. : Юнити-Дана, 2016. - 351 с.

2. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М. : Центр Экономики и маркетинга, 2015. - 200 с.

3. Официальный сайт ГК «Деловые линии». - URL: http://www.dellin.ru/ (дата обращения: 29.01.2018).

4. РБК+. Партнерские проекты. «Деловые линии» уверенно лидируют на российском рынке сборных грузов. - URL: http://www.rbcplus.ru/ (дата обращения: 29.01.2018).

5. Аникин, Б. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента : учеб. пособие / Б. Аникин, И. Рудая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2016. - 320 с.

6. Хайниш, С. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями / С. Хайниш, Э. Климова. - М. : Едиториал УРСС, 2017. - 144 с.

7. Гурков, И. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий / И. Гурков. - М. : ТЕИС, 2016. - 236 с.

8. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле. Десять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер, Л. Хершман. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 352 с.

References

1. Krivorotov V., Kalina A., Erypalov S. Konkurentosposobnost' predpriyatiy i proiz-vodstvennykh sistem [Competitiveness of companies and production systems]. Moscow: Yuniti-Dana, 2016, 351 p.

2. Azoev G. L. Konkurentsiya: analiz, strategiya i praktika [Competition: analysis, strategy and practice]. Moscow: Tsentr Ekonomiki i marketinga, 2015, 200 p.

3. Ofitsial'nyy sayt GK «Delovye linii»[Official site of "Delovye linii" company]. Available at: http://www.dellin.ru/ (accessed Jan. 29, 2018).

4. RBK+. Partnerskie proekty. «Delovye linii» uverenno lidiruyut na rossiyskom rynke sbornykh gruzov [Partner projects. "Delovye linii" are stable leaders in the Russian market of package cargo]. Available at: http://www.rbcplus.ru/ (accessed Jan. 29, 2018).

5. Anikin B., Rudaya I. Autsorsing i autstaffing: vysokie tekhnologii menedzhmenta: ucheb. posobie [Outsourcing and outstaffing: high-tech in management: tutorial]. 2nd ed., rev. and suppl. Moscow: Infra-M, 2016, 320 p.

6. Khaynish S., Klimova E. Benchmarking na predpriyatii kak instrument upravleniya izmeneniyami [Benchmarking at enterprises as a tool to manage changes]. Moscow: Editorial URSS, 2017, 144 p.

7. Gurkov I. Innovatsionnoe razvitie i konkurentosposobnost'. Ocherki razvitiya ros-siyskikh predpriyatiy [Innovative development and competitiveness. Essays on development of Russian companies]. Moscow: TEIS, 2016, 236 p.

8. Khammer M., Khershman L. Bystree, luchshe, deshevle. Desyat' metodov reinzhinirin-ga biznes-protsessov [Faster, better, cheaper. Ten method of business processes re-engineering]. Moscow: Al'pina Pablisher, 2017, 352 p.

Гордеева Ольга Андреевна магистр, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: gordeeva1407@mail.ru

Ищенко Ирина Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: irina.ishenko@bk.ru

Gordeeva Ol'ga Andreevna Master's degree student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Ishchenko Irina Gennad'evna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management and economic safety, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 65.011 Гордеева, О. А.

Технологии повышения конкурентоспособности компании на примере подразделения группы компаний «Деловые линии» (г. Пенза) /

О. А. Гордеева, И. Г. Ищенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 3 (47). - С. 178-190. -БОТ 10.21685/2072-3016-2018-3-18.