Научная статья на тему 'Конкурентоспособность промышленных предприятий'

Конкурентоспособность промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1406
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмельницкая Зинаида Борисовна, Кучина Елена Вячеславовна

Рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий на основе роста производительности совокупного труда. Выявлены главные направления повышения производительности и конкурентоспособности предприятий: развитие качественного менеджмента, формирование и наращивание человеческого капитала, развитие технико-технологических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of the industrial enterprises

The problem of competitiveness rise at the industrial enterprises on the basis of the aggregated labor productivity is considered in the article. The main directions of productivity and competitiveness rise at the enterprises are found out, namely, the development of the qualitative management, the creation and accumulation of human capital, the development of technical and technological innovations.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность промышленных предприятий»

ХМЕЛьНИЦКАЯ Зинаида Борисовна

Доктор экономических наук, заведующая кафедрой организации и управления внешнеэкономической деятельностью Уральской государственной сельскохозяйственной академии

КуЧИНА Елена Вячеславовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Курганского государственного университета

Конкурентоспособность промышленных предприятий

Приоритетной задачей, стоящей перед отечественной экономикой, является повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, к числу которых относятся промышленные предприятия и отрасли. Значимость проблемы усиливается предстоящим вступлением России в ВТО.

Активизация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов невозможна без выпуска качественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей международным стандартам, подтвержденным международными сертификатами. Современное же состояние большинства российских предприятий не соответствует научно-техническому уровню экономически развитых стран. Обладая громадным потенциалом всех видов экономических ресурсов, российская экономика занимает, однако, весьма скромное место в мировом разделении труда.

Общая ситуация в российской экономике сегодня характеризуется ослаблением научно-технического, технологического, кадрового потенциала, сокращением исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития. Это приводит к снижению конкурентоспособности российских промышленных предприятий по параметру качества продукции. Оценивая современные конкурентные возможности экономики России, необходимо принимать во внимание высокую энерго-, материало-и трудоемкость большинства видов производимой продукции, что повышает издержки производства и ухудшает конкурентные позиции российских товаров на мировых рынках по параметру цен. В этой связи по мере обострения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг все большее значение приобретает рост производительности совокупного труда (живого и овеществленного) как условие снижения издержек производства, повышения качества выпускаемой продукции и получения предприятием конкурентных преимуществ.

Освещение в мировой экономической литературе концепции роста производительности труда и внедрения достигнутых результатов в практику работы фирм и предприятий позволяет утверждать, что только повышение производительности труда дает возможность сохранить конкурентоспособность предприятий на рынке. Низкая

производительность означает, что предприятие неэффективно использует свои ресурсы и в итоге теряет конкурентоспособность, сокращает объемы производства. Опыт ведущих корпораций индустриально развитых стран мира показывает, что средства, которые тратятся на изыскание и реализацию резервов роста производительности труда, впоследствии многократно окупаются за счет снижения производственных и непроизводственных издержек, роста прибыли, успехов в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Вместе с тем в мире для развития конкурентоспособности в настоящее время все большее значение приобретают неценовые факторы, важнейшими из которых выступают качество товара и его новизна. «Рынок потребителя», пришедший на смену «рынку производителя», характеризуется тем, что новые товары стали поступать на рынок в более короткие сроки. Ускорение выпуска продукции означает сокращение времени на процесс исследований и разработок, на весь производственный и финансовый цикл, делая их более гибкими. Поэтому конкуренция в новых отраслях идет не только за счет снижения издержек производства, но прежде всего за счет производства товаров, которые конкурент произвести не может. В этих условиях показателями производительности становятся: количество новых товаров, выпускаемых в единицу времени; время, затрачиваемое на выход нового товара на рынок; доля инновационной продукции и т. п. В современных экономических условиях ценится не умение производить большое количество уже освоенных видов продукции, а способность производить быстрее конкурентов принципиально новую продукцию, удовлетворяющую требованиям покупателей. На первый план в мировой практике выходят качество, новизна, науко-и интеллектоемкость продукции.

Связь конкурентоспособности с производительностью труда - одна из важнейших научных проблем. Значительные резервы роста конкурентоспособности заложены в возможном росте производительности совокупного труда.

На долгосрочную перспективу конкурентоспособность предприятия определяется его ресурсным потенциалом и уровнем качества менеджмента. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо принимать во внимание ресурсные факторы, определяющие его потенциал, и процессные факторы, влияющие на рост качества менеджмента компании, что в конечном счете сводится к грамотному привлечению и оптимальному использованию имеющихся ресурсов и напрямую связано с повышением производительности совокупного труда. В этой связи можно выделить такие основные направления повышения производительности и конкурентоспособности промышленных предприятий, как развитие качественного менеджмента, формирование и наращивание человеческого капитала, развитие технико-технологических инноваций.

Развитие качественного менеджмента. Это направление подразумевает целую систему организационных элементов управления предприятием: организационная структура и система управления производством, управленческие процедуры и технологии их осуществления, степень автоматизации системы управления, стиль руководства.

Сложные и достаточно динамичные преобразования в производственной сфере характеризуются рисками и неопределенностью. Поэтому в настоящее время, как говорилось выше, особенно велик спрос на новые, нестандартные решения и умение быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Уровень компетентности менеджера проявляется прежде всего в знании рынка, что предполагает умение предвидеть рыночную ситуацию, находить новые ниши, заключать выгодные контракты, устанавливать новые деловые связи в условиях жесткой конкуренции. Следовательно, появляется необходимость в высокопрофессиональных управленческих кадрах, способных эффективно руководить современным производством. Способность гибко реагировать на изменения, как правило, связана с более высоким уровнем образования и квалификации, способностью переобучаться, креативностью и инновационностью

мышления менеджеров. Руководители такого уровня постоянно нужны производству, так как в конечных результатах деятельности предприятий их роль становится решающей. Это предполагает усиление роли менеджеров высшего звена в обеспечении адекватности применения управленческих инструментов к реалиям новой экономики. Для создания необходимых предпосылок развития качественного менеджмента на отечественных предприятиях необходимо постоянно повышать уровень компетенции руководителей, лидеров компаний, чей менеджмент станет движущей силой в дальнейших преобразованиях.

Значительный резерв эффективности менеджмента составляет информированность руководства предприятия о новой технике и технологиях, его компетентность в области организации труда и развития организационной культуры. Требуется создавать условия для формирования соответствующей информационной, методической, учебной и организационной базы в целях овладения руководителями и специалистами предприятий современными управленческими инструментами.

Формирование и наращивание человеческого капитала. При исследовании человеческого капитала выделяют общий (знания, навыки, способы восприятия, которые люди получают в системе формального образования) и специфический (знания, умения, которые приобретаются по ходу производственной деятельности непосредственно на рабочих местах) человеческий капитал.

Накопление общего человеческого капитала обеспечивает существенный рост производительности труда. Особая роль в этом процессе принадлежит образованию, как общему, так и профессиональному, значимость которого, несомненно, будет возрастать. Образование выполняет важнейшую функцию - формирование человеческого капитала как развитие и совершенствование активного элемента процесса производства. Выполнение этой функции делает сферу образования в долговременном аспекте ключевым звеном воспроизводственной системы, от которого зависит эффективность деятельности всех других звеньев, т. е. определяющим итоговый уровень общественной производительности труда. В настоящее время довольно широкое распространение во всем мире получила концепция непрерывного образования. В качестве концепта выступает такое общее понятие, как «непрерывность», выражающее новый способ образовательной деятельности. Новизна данного способа, в отличие от традиционного, состоит в том, что образование продолжается всю трудовую жизнь человека и обусловливает создание таких систем, которые должны сопровождать личность в течение всей жизни, способствовать ее постоянному развитию и совершенствованию, вовлекать в непрерывный процесс овладения новыми знаниями, необходимыми для изменяющихся условий, стимулировать потребность в постоянном самообразовании.

Наращивание специфического человеческого капитала во многом определяется принятой в организации системой обучения кадров. В процессе обучения происходит увеличение стоимости человеческого капитала, воплощающейся в разработке новых видов товаров и услуг, внедрении новых технологий, новых видов обслуживания, в продвижении товаров на новые рынки. Поэтому мы рассматриваем процесс обучения работников предприятия прежде всего как способ повышения эффективности функционирования конкретной компании, проявляющийся в создании новой стоимости, росте производительности труда и усилении конкурентоспособности.

Наивысшего уровня развития человеческий капитал достигает в инновационных организациях, которые все чаще называют самообучающимися. В основе идеи формирования такой организации лежит подход, согласно которому каждая компания в состоянии учиться и постоянно самосовершенствоваться [1].

Самообучающиеся организации способны создавать, приобретать и сохранять знания, извлекая их из собственного опыта и реагируя на запросы рынка. Следовательно, основными факторами развития инновационного потенциала персонала таких

организаций становятся рост эффективности управления знаниями и формирование инновационной корпоративной культуры. Для них характерны высокая эффективность работы персонала, минимальное привлечение внешних ресурсов для изменений, способность к самообновлению, высокая жизнеспособность, оперативное реагирование на внешние воздействия.

Формирование эффективной системы внутрифирменного обучения должно отвечать перспективным целям и задачам компании. В рамках разработанной системы можно сформировать двухуровневые программы: первый уровень - программы, основывающиеся на обучении персонала, и второй уровень - инновационные программы, ориентированные на решение актуальных проблем совершенствования производства, управления знаниями и применение полученных результатов в процессе разработки новых видов продукции. Организационное обучение необходимо использовать в качестве постоянного источника создания конкурентных преимуществ. Это становится возможным в условиях преобразования российских предприятий в самообучающиеся организации, развивающие свои интеллектуальные активы и создающие систему управления организационным знанием, включающую в себя комплекс мер и процедур по распространению существующего знания и созданию нового знания через различные формы вовлечения работников в непрерывный процесс личного и организационного самосовершенствования.

На наш взгляд, целесообразно создать корпоративный центр обучения и развития как базу для обучения и подготовки всех категорий персонала - от рабочих до менеджеров. Особое место в системе корпоративного обучения должно быть отведено линейным менеджерам, формирующим резерв, из которого будет пополняться группа высшего руководства. Это позволит осуществлять отбор молодых перспективных менеджеров, будет способствовать ускоренному росту их профессионализма.

Развитие технико-технологических инноваций. Новым подходом в теории и на практике сегодня является трактовка инноватики как параллельного процесса, объединяющего воздействие рыночных факторов с повышением производительности совокупного труда предприятия в целях достижения рыночных конкурентных преимуществ путем опережения конкурентов во времени. Следовательно, инновации становятся инструментом, обеспечивающим долговременную конкурентоспособность предприятия. В результате возникает взаимосвязь: осуществление технико-технологических инноваций -> рост производительности совокупного труда и качества продукции -> повышение конкурентоспособности предприятия.

Одним из барьеров на пути к инновационным преобразованиям является острый дефицит информации о передовых отечественных и зарубежных технологиях. Из-за отсутствия на отечественных предприятиях отделов научно-технической информации зачастую процесс изучения рынка новой техники и технологий не носит системного характера, а информация о новинках поступает стихийно (вследствие участия руководства компаний в ярмарках, выставках, а также путем ознакомления со специальной литературой). Часть информации поступает в процессе инициативной деятельности некоторых фирм-поставщиков оборудования. Руководители ориентируются в основном на краткосрочные результаты работы предприятия. Освоение капиталоемких инновационных программ не входит в сферу оперативных интересов предприятий и отраслей, в силу чего имеет место (если вообще проводится) политика постепенной модернизации техники и технологии. При принятии управленческих решений, связанных с внедрением инноваций на практике, менеджеры сталкиваются с отсутствием четких критериев выбора инновационных проектов; при этом недостаточно учитываются внешние и внутренние факторы деятельности предприятий. Положение усугубляется низким платежеспособным спросом на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики.

С учетом вышесказанного достаточно перспективным направлением, создающим конкурентные преимущества в использовании инновационных технологий, на наш взгляд, может стать формирование промышленных кластеров. Под кластером понимается группа географически соседствующих, взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, работающих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [2]. Их основу составляют концентрация и специализация промышленного производства, позволяющие заметно снижать удельные издержки предприятий и повышать качество выпускаемой продукции.

Преимущества кластеров очевидны: они эффективнее, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, активно распространяют технологии, опыт, информацию, лучше согласуют свою деятельность с характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Все это способствует скорейшему внедрению инноваций и росту производительности совокупного труда. Большинство участников кластера не конкурируют между собой напрямую, а просто обслуживают разные сегменты отрасли. Однако они имеют много общих потребностей и возможностей, встречают много одинаковых препятствий и ограничений на пути к повышению производительности труда. Восприятие группы предприятий и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные условия для координации функций и благотворного взаимного воздействия в сферах общих интересов без угрозы ограничения интенсивности соперничества. Кластер помогает вести конструктивный диалог между родственными компаниями и поставщиками, с правительством, другими институтами (университетами, организациями по сотрудничеству, исследовательскими лабораториями). Наконец, территориально концентрация кластеров происходит в связи с тем, что близкое расположение предприятий способствует появлению многих преимуществ для внедрения инноваций и повышения производительности: снижаются затраты при совершении сделок, упрощаются поиск информации и ее обмен.

Литература

1. Емельянов, С. В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика фирм и конкурентные преимущества / С. В. Емельянов // Труд за рубежом. 2002. № 2.

2. Портер, М. Конкуренция : учеб. пособие / М. Портер. М. : Вильямс, 2000.

3. Сенге, П. М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Питер М. Сенге. М. : Олимп-Бизнес, 2003.

4. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М. : ЭКСМО, 2005.

5. Шмидт, В. Р. Организация обучения на производстве в развитых странах Запада / В. Р. Шмидт // Труд за рубежом. 2005. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.